Система формирования оценочной деятельности у обучающихся начальной школы
статья (1 класс) на тему

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС, она устанавливает следующие факторы:

а) оценивание является постоянным  и критериальным процессом, причём, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учителю и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

б) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в оценочную деятельность, приобретая навыки контроля и самооценки;

в) описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе — подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.

Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

В системе оценивания в начальной школе используются:

·              внутренняя оценка — оценка, осуществляемая педагогами, администрацией;

·              субъективные (наблюдения, самооценка) и объективизированные (основанные на анализе письменных работ) методы оценивания;

·              оценивание достигаемых результатов, процесса их формирования у каждого учащегося в отдельности;

·              разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется текущими учебными задачами, целью получения информации;

·              интегральная оценка – портфолио, презентации;

·              самоанализ и самооценка обучающихся.

Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, может рассматриваться как инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов формирования универсальных учебных действий и освоения учебных программ по отдельным предметам.

В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников выделяются:

·                      интеллектуальные модули,  где  организуется работа  по ознакомлению  учеников с основными понятиями и способами оценивания;

·                      урочная деятельность, где   формируется  умение оценивать   результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;

·                      внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

Объектами контроля при этом являются:

·                      компоненты учебной деятельности;

·                      желание и умение учиться;

·                      способы достижения знаний.

     Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и, что ему еще предстоит преодолеть.

    

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система формирования оценочной деятельности

у обучающихся начальной школы

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС, она устанавливает следующие факторы:

а) оценивание является постоянным  и критериальным процессом, причём, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учителю и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

б) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в оценочную деятельность, приобретая навыки контроля и самооценки;

в) описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе — подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.

Следовательно, основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Обратимся к толковому словарю, что же такое оценка и отметка?

Оценка - это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего - либо или кого – либо.

Отметка - это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика.

Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного ученика. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков.

Действие оценки - это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.

Отметка как основной инструмент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития умений самооценивания, поэтому необходима замена отметки развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок.

В системе оценивания в начальной школе используются:

  • внутренняя оценка — оценка, осуществляемая педагогами, администрацией;
  • субъективные (наблюдения, самооценка) и объективизированные (основанные на анализе письменных работ) методы оценивания;
  • оценивание достигаемых результатов, процесса их формирования у каждого учащегося в отдельности;
  • разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется текущими учебными задачами, целью получения информации;
  • интегральная оценка – портфолио, презентации;
  • самоанализ и самооценка обучающихся.

Важным этапом в начальном обучении является формирование общеучебных умений:

  • анализировать и понимать новую информацию;
  • вписывать новые идеи в имеющиеся у учащихся контексты;
  • оценивание своих результатов и результаты одноклассников, соотнеся их с учебными целями.

Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, может рассматриваться как инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов формирования универсальных учебных действий и освоения учебных программ по отдельным предметам.

Среди отличительных особенностей новой системы оценки следует особо выделить:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения;

• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников выделяются:

  • интеллектуальные модули,  где  организуется работа  по ознакомлению  учеников с основными понятиями и способами оценивания;
  • урочная деятельность, где   формируется  умение оценивать   результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;
  • внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

Объектами контроля при этом являются:

  • компоненты учебной деятельности;
  • желание и умение учиться;
  • способы достижения знаний.

Механизм представлен несколькими этапами, которые выявлены в зависимости от ведущей деятельности учащихся.

В современной педагогической литературе вопросы, связанные с обучением школьников самоконтролю и оценке своих действий рассматривают многие авторы такие, как Репкин В.В., Селезнёв Н.В., Цукерман Г.А., Пинская М.А., И.М. Улановская и др. Рассмотрим, какие методы и приёмы формирования оценочных действий они предлагают.

Для того, чтобы вовлечь учащихся в оценочную деятельность, можно использовать:

Вопросы: - Как ты можешь доказать, что…?

                 - Что ты думаешь по поводу…?

Наблюдение за ответами и деятельностью одноклассников.

Дискуссия – обсуждение материала, этапов деятельности, выяснение причин затруднения, оценивание работу каждого по решению проблемы.

Анализ – работ, выявление ошибок, подбор способов их устранения.

Рефлексия – обратная связь между учителем и классом, в ходе которой определяется направление, в котором надо двигаться, планируется дальнейшая деятельность.

Начиная с 1 класса, вводятся приёмы оценки деятельности товарищей и самооценки своей работы.   Использую на уроках предложенные Цукерманом Г.А.  и другими педагогами и психологами методики безотметочного оценивания:

  • «Волшебные линеечки» - после выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.
  • «Цветовые дорожки» - позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный – благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
  • «Светофор» - другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.
  • Карточки с условными обозначениями:  «+» (согласен), «-» (не согласен), «?» (сомневаюсь) - ученикам даётся небольшое задание на изученную тему. После того, как ученики познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради «+», «-», «?», который отражает прогностическую оценку. 
  • Прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание.
  • Словесное оценивание (в конце урока обучающиеся оценивают себя и свою работу через вопросы учителя).

 

     Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и, что ему еще предстоит преодолеть.

Типовые задачи формирования оценочной деятельности предлагаются в разных пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя», под редакцией А.Г. Асмолова.

Отслеживать уровень сформированности оценочной деятельности можно через самостоятельное выполнение упражнений учебником или в групповых формах работы, для этого существует ряд методик, которые выбираются коллективом образовательного учреждения.

 Таким образом, формируя навыки контроля и оценивания в начальной школе, учителя осуществляют развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2010.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт. htt://standart.edu.ru/catalog.aspx.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. /Под. редакцией Асмолова А.Г. –М: Просвещение, 2008.
  4. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
  5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. /Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система формирования оценочной деятельности в начальной школе.

Работа над формированием оценочной деятельности у учащихся начальной школы....

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы он...

Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы

представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности....

Формирование основ научно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы

Помощь учителю в организации  проектной деятельности в начальной школе...

Место и роль портфолио в системе контрольно - оценочной деятельности в начальных классах

В статье описывается применение портфолио для оценки, фиксации и практического использования в обучении учеников начальной школы...

Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

«В отметках мало педагогики и больше власти, получается так, что мы, учителя, полностью забираем власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми…» - Ш. Амонашвили...