"Сущность образования в современном обществе"
статья по теме

Селецкая Виктория Сергеевна

   Существует множество определений понятия «образование», но общим для всех этих определений является то, что это прежде всего «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_obrazovaniya.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Сущность образования в современном обществе».

   Существует множество определений понятия «образование», но общим для всех этих определений является то, что это прежде всего «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Все вышеперечисленное можно объединить в одно понятие «социум», а образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как  вид  социокультурной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
 Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
 В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет
детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально
входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
 С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми —
воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

   В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую
жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества. Но и в
этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы
тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования.
 Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне
специального и высшего.
 Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную
материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.
  Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого , направленность на человека. Глобальный
технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального
общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс».

  Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» подразумевалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой
индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности ,получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества.  

 Формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом  образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие
политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой. Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал проявлениям правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования. В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и
политического поведения, а также воспроизводство государственной
(доминантной) идеологии. Социальные группы — носители альтернативных политических  ценностей, стремятся учредить свою школу, либо  внедрить в уже существующую свои правовые нормы и политические ценности.           Система образования  не бывает идеологически  нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический контроль в учебных планах, рекомендуемых
учебниках и т. д. В национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует ориентации населения во
внешнеполитическом пространстве.

  Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа
осуществляет содействие патриотизму. В исследовательском и практическом планах определение функций образования служит выработке универсальной системы измеряемых параметров развития института образования и его влияния на общество.

  Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к  бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной
истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению
знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро— те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает их жизненный опыт, главными были два условия: прочная фундаментальная база знаний и потребность учиться, уважение общества к тем, кто жаждет знаний. 
 В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.
 По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его
дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы
управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное — общественному, политическое — нравственному, профессиональное — человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.
 Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования,
возникающих в нем «перекосов» — дело непростое. Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной
значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей,
социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом
направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.
 Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.
Вместе с уже известным переосмыслением школьного образования представляется необходимым проанализировать с мировоззренческой
точки зрения современные проблемы школы. Большинство серьёзных ученых, философов и социологов, приверженцев различных теоретических взглядов, совпадают во мнении, что сегодня человечество находится в переходном периоде,в преддверии новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную основу которой составляет принцип рациональности и построенная в соответствии с ним характерная картина мира. Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое существование человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человечества рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Образование,  являясь "культурным орудием", без которого "наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы собой хаос и беспорядок", имеет особенное  значение, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно подразумевает весь
понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в определении своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория органически вплетается в ткань образовательного процесса школы. "мы должны не только учить молодое поколение выживанию в экстремальных социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем своеобразную культуру существования в мире, в обществе, включенном не только в глобальные "земные", но и космические, вселенские процессы...". Понятие социализации как функции образования, понимаемое как "процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры...", сегодня должно быть расширено до уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное  мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.
  Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между
сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный
кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:
- утрате привычных целей школьного образования;
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.
 Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования
российского общественного устройства. Однако пристальное внимание
отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:
- проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости
"потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика,
учителя, родителя);
- проблема преодоления дезинтегрированности
содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой
социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;
- проблемы согласования и интеграции педагогических
технологий;
- проблема развития проблемного мышления у учащихся
через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;
- проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса.


 Поиск причин критического состояния школьного образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость
общественных институтов, в том числе и системы школьного образования.         Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ".

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Ценность детского чтения в контексте развития современного общества

В статье говорится о значении книги в жизни человека. Почему утрачивает свою ценность детское чтение? А ведь чтение - это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей ...

Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества.

В статье описан педагогический опыт воспитания и обучения детей, а так же, применяемые современные технологии....

Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества.

В этой работе содержится материал из опыта работы по теме "Развитие толерантности..." Толерантность это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру,взгляды и друг...

Педагогическое эссе "Роль учителя в современном обществе"

Роль педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях...

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...