Формирование положительной мотивации у младших школьников.
проект (1 класс) на тему

Родионова Лариса Вячеславовна
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД(универсальных учебных действий)учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО. Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Слайд 2

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться » В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Мотивация это некое эмоциональное состояние , которое побуждает ученика к самостоятельным действиям, основное условие успешного обучения.

Слайд 4

Приёмы «Аппеляция»-опора на жизненный опыт детей «Ссылка» – связь с последующим материалом «Проблемная ситуация». Деловая игра «Вертушка»- выполнение задания передаётся от группы к группе Задания на смекалку Игра «Дерево ожиданий»- после выведения темы, дети вывешивают свои цели, которые ставят перед собой Соревнования- между рядами, девочками и мальчиками «Магазин»- я покупаю зайчика потому что, слово обозначает предмет, стоит в ед. числе …. Творческое задание- придумай концовку сочини своё, иллюстрация к стихотворению, картинный план к тексту, письму другу «Оратор» – за 1 мин убеди, что эта тема необходима «Практик» – приведи 5 способов применения в жизни

Слайд 5

Приёмы «Фантастическая добавка»- перескажи сказку с позиции необычного героя «Отсроченная загадка» - вводится в конце урока, чтобы с неё начать следующий «Привлекательная цель»-например, освободи принцессу из темного царства «Рекордсмен»- большее количество «5» «Тетрадь без «2» «Профи»- например, ты врач, как поможет тебе эта тема… «Стратег» - что необходимо знать, чтобы написать к\р на «5»

Слайд 6

Эффективные приёмы Этапы урока Примеры Начало урока Интеллектуальный марафон, удивляй, «да - нетка», театрализация, фантастическая добавка, дидактическая игра Объяснение нового материала Привлекательная цель, проблемная ситуация, прогнозирование, вопрос к тексту, лови ошибку Закрепление, отработка умений Игры-тренинги, дидактическая игра кроссворды, загадки, ребусы, сочинение сказок, составление заданий, самопроверка, взаимопроверка Повторение «да - нетка», дидактическая игра, творческие задания Домашнее задание Три уровня, необычная обычность Конец урока Отсроченная загадка

Слайд 7

Использование на уроках ИКТ Тренажеры, презентации, программки…Наглядность Аудио записи Тематические мультфильмы Исследования Словари, энциклопедии. Групповая форма работы Работа в парах Проектно-исследовательская работа учащихся Творческие работы. Сюрпризы.

Слайд 9

Необычное в обычном

Слайд 10

Сюрпризы

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Жил мудрец на свете,  который знал всё .  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя  любимым, нужным, а главное – успешным.

Я думаю, это главная задача, которая стоит перед каждым учителем.

Урок по ФГОС - это совместное творчество учителя и учеников. В ФГОС много внимания уделяется построению урока в таком виде, чтобы дети выступали творцами, чтобы у них формировалась адекватная самооценка, чтобы они умели также оценивать других. И, наверное, самое важное здесь - это мотивация. Есть мотив, есть деятельность, есть совместная работа, есть результат. учитель и ученик на уроке - сотрудники, партнеры в процессе учения.

Мотивационный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 

Эффективные приёмы

Этапы урока

Примеры

Начало урока

Интеллектуальный марафон, удивляй, «да - нетка», театрализация, фантастическая добавка, дидактическая игра

Объяснение нового материала

Привлекательная цель, проблемная ситуация, прогнозирование, вопрос к тексту, лови ошибку

Закрепление, отработка умений

Игры-тренинги, дидактическая игра кроссворды, загадки, ребусы, сочинение сказок, составление заданий, самопроверка, взаимопроверка

Повторение

«да - нетка», дидактическая игра, творческие задания

Домашнее задание

Три уровня, необычная обычность

Интеллектуальный марафон активизирует  познавательную активность, повышает мотивацию к овладению новыми знаниями.

  • В каких словах первый звук – гласный?
  • 1. арбуз  2. окно  3. ель  4. улитка  5. ёжик
  • Какие слова пишутся с буквой Е?
  • 1.с…ло    2.св…стеть    3.л…теть    4.кр…чать    5.л…сной
  •  Какое число продолжит ряд чисел: 1, 3, 6, 10, 15 …?
  • 1.21      2.30    3.18    4.20     5.16
  • Удивляй! Отсроченная отгадка
  • Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Приём  “Удивляй!”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Какие бывают животные?” 

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам? 

     Прием «Отсроченная загадка». (начало урока)

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

умение анализировать и сопоставлять факты;

1 вариант приема. В начале урока даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Тема: “Из чего что сделано” 

Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?

«Составление загадок»

При составлении загадок используем модель

Какой?     Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Какая?                     Кто такая же?

нарядная                 барышня               Нарядная,  как барышня.

сверкающая            звезда                    Сверкающая, как звезда.

привлекающая        модница                Привлекающая  внимание, но не модница.

Ответ: новогодняя елка.

 ИГРА «ДА-НЕТКА»

      Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию  и т. д.  Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

Один из игроков загадал какую-то часть речи, а другой должен отгадать, используя (примерные) вопросы:

1) Это служебная часть речи? Нет.

2) Это самостоятельная часть речи? Да.

3) Обозначает предмет? Нет.

4) Действие предмета? Да.

5) Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да.

Это глагол!

Прием «Лови ошибку!» 

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Главное научить детей предупреждать ошибки. Цель этого приема – добиться понимания орфограмм, а не механического запоминания правильного ответа

Фантастическая добавка

Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Урок “ Луна – естественный спутник Земли”. Предлагается задание: “Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.”

Дидактическая игра
Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений... Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.       Игра «Лабиринт»- Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась 11 (12)

Приём «Привлекательная цель» можно использовать на этапе целеполагания. Перед обучающимися ставится простой вопрос, в ходе ответа на который они выполняют учебное действие, которое планируется: «Что станет с нашей речью, если не будет предлогов?»

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Детям предлагается выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.

  • Детям предлагается  заведомо невыполнимое задание.
  • Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.
  • (Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).
  • Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.
  • прогнозирование – это предвидение тех результатов, к которым может привести поиск».-
  • На этапе актуализации знаний используются такие задания
  • Выбери число, которое может получиться при умножении двух других:
  • 60, 15, 4
  • 7, 98, 14
  • Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. О чём пойдет речь?

  • Три уровня домашних заданий, способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
  • Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
  • Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
  • Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

Прием «Необычная обычность»Включает в себя процесс задавания домашнего задания в необычной форме.

Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (например: ...делать, французс...ий, р...стение, ука...ка, немец...ий, выр...щенный). Из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и др.).

  1. Прием «Синквейн»

Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)

Тема: «Авторское отношение к герою стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме:

Задание: напиши синквейн о деде Мазае.

Дед Мазай.

Старый, добрый.

Поплыл, спас, высадил.

Вот молодец, дед Мазай!

Спасатель.

Дед Мазай.

Жалостливый, сообразительный.

Приплыл, посадил, спас.

Побольше бы таких Мазаев!

Спасатель.

Дед Мазай.

Добрый, жалостливый.

Спасает, помогает, жалеет.

Мне нравится дед Мазай.

Отважный.

  1. Приём  “Рюкзак”

Математика  (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема: «Деление с остатком. Что узнали? Чему научились?»

Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы «Деление с остатком». Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажи, чему научился? Каких успехов достиг? Если не сможешь собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».

- Я научился выполнять деление с остатком и узнал, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

- Я научился выполнять деление с остатком разными способами.

- Я, наконец-то понял, как выполнять деление с остатком способом подбора.

- Я разобрался, как решать задачи  на деление с остатком.

- Я научился делать вычисления, когда делитель больше делимого.

- Теперь я знаю, как выполнить проверку деления с остатком.  И т.д.

Использование на уроках

  • ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии
  • Тренажеры, презентации, программки…Наглядность
  • Аудио записи
  • Тематические мультфильмы
  • Исследования
  • Словари, энциклопедии.
  • Групповая форма работы
  • Работа в парах
  • Проектно-исследовательская работа учащихся
  • Творческие работы.

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе  формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД(универсальных учебных действий)учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....

Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков

Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Организация поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию положительной мотивации у младших школьников....

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться...