Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека"
рабочая программа (2 класс) на тему

Карпик Ольга Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности. Предназначена для учащихся 2 класса.  Данная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mir_cheloveka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир человека»

Направление: духовно - нравственное

 Пояснительная записка

     Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В центре предлагаемого курса «Мир человека» – ученик 7–8-летнего возраста, с его проблемами и интересами, потребностями и ценностями, проходящий свой путь: от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь полон острых противоречий.

Очень часто, когда ребёнок поступает плохо, у взрослого автоматически включается привычный способ воздействия – воспитательная беседа на тему: «Так делать нельзя.» Конечно, бывает и так, что он нарушает правила просто потому, что не знает о них. Но каждый из нас не раз убеждался в том, что на словах дети прекрасно понимают, что можно и чего нельзя, но почему-то ведут себя иначе. Почему так происходит? Как знание переходит в действие и почему это случается не всегда? Как научиться задумываться о себе и других, предвидеть последствия своих поступков, самостоятельно принимать решения и делать выводы?

Содержание и методы обучения  содействуют гармоничному развитию личности каждого ребенка. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель и задачи курса.

Цель курса: воспитание, подготовка творческой, мыслящей личности, способной решать возникающие перед ней задачи.

Задачи курса:

  • способствовать формированию культуры мышления, умению и желанию выявлять причинно – следственные связи и противоречия;
  • способствовать формированию основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • развивать у обучающихся определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом;
  • способствовать развитию позитивной самооценки, жизненного оптимизма;
  •  развитие умения не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

          Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

IV. Формы проведения занятий

Программой курса по выбору «Мир человека» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.

К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возрастных особенностей школьников.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

– способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;

– умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;

– интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;

– овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;

– овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;

– создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;

– установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

– знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;

– восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;

Познавательные УУД:

– формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

– умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;

– умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

– опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;

– понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;

– продуктивное содействие разрешению конфликтов;

– использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;

– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

– уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;

– бережное отношение к результатам своего труда и других людей;

К концу обучения  учащиеся:

будут знать: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;

будут уметь: описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Учебный план курса (34 ч)

Класс: 2

Учебно-тематический план курса

Содержание программы

1. Школа: разнообразие целей (1 ч)

1.1. Зачем учиться в школе?

Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

2. Надсистемы и подсистемы человека (5 ч)

2.1. Адрес

Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».

2.2. Наш организм

Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо…». Правила отношения к инвалидам.

2.3. Как устроен человек?

Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.

2.4. Болезни

Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?

2.5. Что такое здоровый образ жизни?

Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.

3. «Линия жизни» человека (3 ч)

3.1. Развитие ребёнка до школы

Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

3.2. Будущее

Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.

3.3. «Линия жизни» человека

Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.

4. Знакомимся с психологией (5 ч)

4.1. Что такое Я?

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики».

4.2. Учимся быть внимательными

Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?

4.3. Учимся запоминать

Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла…».

4.4. Учимся придумывать

Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?

4.5. Что значит «быть умным»?

Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).

5. Эмоции и настроение (2 ч)

5.1. Какие бывают эмоции?

Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.

5.2. Как поднять настроение?

Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»

6. Общение (5 ч)

6.1. Речевое общение

Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?

6.2. Неречевое общение. Жесты

Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».

6.3. Проблемы общения

Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.

6.4. Конфликты

Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться.

6.5. Правила урегулирования конфликтов

Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?

7. Противоречия (7 ч)

7.1. Понятие о противоречии. Противоречия в предметах

Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.

7.2. Противоречия в явлениях природы

Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь – какой?», «Зима – какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.

7.3. Противоречия в свойствах характера

Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.

7.4. Противоречия в свойствах характера (продолжение)

Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.

7.5. Противоречия в ситуациях

Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.

7.6. Противоречия в ситуациях (продолжение)

Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».

7.7. Противоречие «цель – средства»

Обсуждение «Кукушка – какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами?

8. Мы и окружающие (4 ч)

8.1. Экскурсия

Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.

8.2. Анализ экскурсии

Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой?». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим?

8.3. Ориентирование в окружающем мире

Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе?».

8.4. Правила поведения с незнакомыми

Инсценировки-тренинги «Если…».

9. Подведение итогов обучения (2 ч)

9.1. Я – хороший, ты – хороший

Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя»?

9.2. Обобщающее занятие

Презентация и защита творческих работ.

       

Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/Ш. А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1983.

2. Гин, С. И. Первые дни в школе/С. И. Гин, И. Е. Прокопенко. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Дитрих, А. Почемучка/А. Дитрих [и др.]. – М.: Педагогика, 1987.

4. Кумекер, Л. Свобода учиться, свобода учить: пособие для учителя/Л. Кумекер, Д. С. Шейн. – М.: Народное образование, 1994.

5. Психология: учеб. пособие для начальной школы/под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Гардарика, 1998.

6. Рябцева, С. Л. Дети восьмидесятых: дневник учителя/С. Л. Рябцева. – М.: Педагогика, 1989.

7. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателя дет. сада/Е. В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991.

8. Чистякова, М. И. Психогимнастика/М. И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990.

9. Шнекендорф, З. К. Младшим школьникам о правах ребенка: пособие для учителя/З. К. Шнекендорф. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1997.

10. Юдин, Г. Главное чудо света/Г. Юдин. – М.: Педагогика, 1991.

11. Гин, С.И. «Мир человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"

Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – культурный человек»

Программа «Я - культурный человек» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Я-культурный человек. Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению

Я-культурный человек. Рабочая программавнеурочной деятельности по общекультурному направлению...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека" 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир человека» для 2 класса составлена на основе авторской программы С. Гин  «Мир человека» («ШКМ. Мир человека. Прог...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – человек». Воспитатель ГПД ГОУ № 346 Максименко М.В.

         Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников....

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...