Проект "Волшебный кубик"
проект на тему

Григорьева Инна Семеновна

Данный проект занял 3 место в муниципальном конкурсе "Инновации в образовании" в ноябре 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_kubik_.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

1. Название проекта. Краткая аннотация

Проект «Волшебный кубик» представляет собой дополнительную общеобразовательную программу, которая реализуется в начальных классах МАОУ «СП №1» в 2016-2017 учебном году. Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей и обусловлена в условиях ФГОС необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение и поддержание у детей интереса к мыслительной  деятельности. Программа снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее успешную реализацию, составлена с учетом современных требований и адресована в первую очередь учителям начальной школы. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей на предоставление данной образовательной услуги и интересы воспитанников. Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих умственных способностей обучающихся, на формирование коммуникативных навыков, на становление нравственно-волевых качеств личности школьника.

2. Актуальность

Формирование умственной активности – одна из актуальных проблем в период реализации государственных образовательных стандартов. Умственная активность является неотъемлемым качеством познавательной деятельности человека, как считают отечественные психологи и педагоги А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, А.А. Люблинская, А.П.Усова, А.М.Леушина, Н.П.Сакулина.

Анализируя процесс становления учебной деятельности, исследователи отмечают, что осознанность усвоения знаний и умений зависит от того, насколько у детей сформирована способность производить мыслительные действия при решении поставленной задачи. Умственная активность успешно формируется на занятиях, в играх. Очень важно так направить работу детей на занятиях, играх, чтобы они не только воспринимали и воспроизводили задание, но и размышляли. Это возможно, если ребенка научили определенным средствам мыслительного анализа. В формировании способности активно думать,  производя необходимые умственные и практические операции, большое значение имеет разнообразная конструктивная деятельность, например, игры-головоломки.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий  для детей младшего школьного возраста с использованием различных головоломок, способствующих формированию их умственной активности.

Для получения информации о востребованности данного направления, нами было проведено анкетирование родителей будущих первоклассников в мае 2016 года с целью изучения их образовательных запросов. Обработка анкеты показала, что большинство  родителей заинтересованы в данной программе. Был проведен опрос детей, занимающихся на подготовительных курсах, позволяющий узнать их увлеченность головоломками. Нами была  изучена литература по этой теме (подбор программно-методических материалов, игр-головоломок, соответствующих возрастным особенностям обучающихся), был проведён мониторинг популярности кубика Рубика в СМИ (постоянный рост интереса в стране и мире), а также изучены Интернет-ресурсы по наличию подобных кружков в России и Архангельской области в частности.

3. Цели проекта

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью учащихся, образовательным заказом родителей в  развитии умственной активности детей и отсутствием соответствующих условий образовательной среды (отсутствие в методическом арсенале учителя педагогической технологии). В условиях этого противоречия и возникла идея создания дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный кубик». Основной целью проекта является разработка и апробирование  программы, позволяющей развивать интеллектуальные способности обучающихся начальной школы через их знакомство с различными головоломками.

Задачи проекта:

  1. изучить нормативно-правовую базу, рекомендации педагогов и психологов;
  2. разработать систему занятий программы «Волшебный кубик»;
  3. получить рецензию на данную программу;
  4. разработать критерии достижения планируемых результатов;
  5. обобщить педагогический опыт по развитию логического мышления учащихся начальной школы.
  6. привлечь родителей обучающихся к реализации программы.

4. Содержание инновационного проекта

Содержание инновационного проекта представлено в виде дополнительной общеобразовательной  программы «Волшебный кубик», разработанной с учётом требований, изложенных в Письме Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015. Данная программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса; содержание курса с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности; календарно-тематическое планирование; список учебно-методической литературы.

Программа «Волшебный кубик» предполагает возможность вариантного и разноуровневого изучения предмета в зависимости от интеллектуальных возможностей детей и уровня их подготовки. Программа разработана с учётом возрастных особенностей учащихся, предназначена для детей, обучающихся в начальной школе. Продолжительность  освоения программы – один  учебный год (32 занятия), занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия до 45 минут.

Целью данной программы является развитие интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.

Задачи:

- развивать у школьников интерес к головоломкам и истории их создания, знакомить с авторами и изобретателями головоломок;

- развивать      мыслительные     умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать) и познавательные  процессы (восприятие,  память,  внимание, воображение);

- учить   усваивать   элементарные   навыки   алгоритмической   культуры мышления;

- развивать компьютерную грамотность школьников через знакомство с ЭОР, не несущими угрозу их психическому здоровью;

- воспитывать у учащихся настойчивость, волю, упорство и терпение в достижении цели; 

- развивать навыки самостоятельной работы и усидчивость.

Для решения поставленных задач используются разнообразные методы и приемы: поисковые (моделирование и конструирование), проблемные, игровые (развивающие игры, соревнования), ИКТ (ресурсы интерактивной доски и электронные пособия), практические (упражнения), наблюдения, использование занимательного материала (ребусы, логические  задачи). В структуру каждого занятия включаются физкультминутки, которые позволяют  избежать переутомления. Помимо  познавательных  решаются  задачи по развитию речи воспитанников. Работа на занятиях кружка проводится на высоком уровне трудности, но с учетом дифференциации, то есть в зоне  «ближайшего развития» каждого ребёнка. Для  этого предлагаются  задания, которые  дети  могут выполнить самостоятельно,  и  задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Их решение формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. Используемые формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Условно головоломки можно разделить на несколько видов:

1. Устные головоломки. Это логические задачи, которые можно проговорить и решить в уме.

2. Головоломки с использованием предметов. Это задачи, которые задаются с помощью спичек, палочек, верёвочек.

3. Механические головоломки. Как правило, это уже готовая игра, сделанная на фабрике. Например,  кубик Рубика.

4. Печатные головоломки. К ним можно отнести кроссворды, судоку и т.д., напечатанные на бумаге.

5. Логические онлайн-игры. На сегодняшний день они пользуются огромной популярностью. Можно найти игры любой сложности и любого уровня подготовки.

С устными головоломками учащиеся встречаются в начале каждого занятия на «Мозговой  разминке». Ряд занятий знакомит учеников с предметными головоломками. Печатные головоломки присутствуют в виде раздаточного материала, а также для их решения используются ресурсы интерактивной доски. Для каждой головоломки курса подобрана соответствующая ей логическая онлайн-игра, с которой ребята знакомятся на занятии. Все головоломки, используемые в данном курсе, соответствуют возрасту учащихся. Они подобраны так, что позволяют учащимся переходить от знакомства с простой головоломкой к более сложной, не нарушая основного принципа дидактики. Работая с  головоломкой, ребёнок не только думает, как её собрать, но и производит определённые действия с предметами, развивая тем самым мелкую моторику.

Более половины учебного времени программы посвящено занятиям с кубиком Рубика, самой популярной головоломкой современности, интерес к которой в мире и в России постоянно растёт. По мнению психологов, благодаря занятиям с кубиком, у детей активно развивается моторика рук, логика, память, дикция, усидчивость, быстрое мышление.

Основной формой организации учебной деятельности является кружковое занятие. Структура занятия включает в себя следующие этапы работы: «мозговая гимнастика» (кинезиологические упражнения), разминка (несложные вопросы и задания, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, переключение внимания), изучение нового материала, практическая работа с головоломкой, итог занятия.

Содержание курса с указанием  основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тематический раздел курса

Количество часов

Основное содержание курса

Основные виды учебной деятельности

1.

Вводное занятие

1

Знакомство  с  миром головоломок. Определение головоломки, её отличие от игрушки.

Слушание объяснений учителя.  

Игровая деятельность.

2.

Головоломки на внимание

2

Головоломки с картинами двойного содержания. Знакомство с шидоку и судоку.

Слушание объяснений и наблюдение за демонстрациями учителя.

Практическая работа. Рассматривание и решение  различных видов судоку.

3.

Переместитель-ные головоломки

3

Знакомство с переместительными головоломками «Пятнашки», «Собери картинку» и «Ханойская башня».

Слушание объяснений и наблюдение за демонстрациями учителя.

Сборка головоломок из готовых деталей.

4.

Геометрические головоломки

3

Отличие плоских и объёмных геометрических фигур, геометрические иллюзии. Знакомство с головоломками «Танграм» и «Пентамино».

Слушание объяснений и наблюдение за демонстрациями учителя.

Сборка головоломок из готовых деталей. Моделирование и конструирование.

5.

Головоломки для развития логического мышления и расширения кругозора

4

Знакомство со спичечными головоломками, с игрой-головоломкой «Крестики-нолики 3D», чертеж  фигур без отрыва карандаша от бумаги.

Слушание объяснений и наблюдение за демонстрациями учителя.

Сборка головоломок из готовых деталей. Моделирование и конструирование.

6.

Кубик Рубика 2*2

6

Знакомство с кубиком Рубика 2*2. Устройство, принципы вращения и перемещения  элементов. Алгоритм сборки кубика 2*2.

Слушание объяснений и наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ схем, объяснение наблюдаемых явлений. Сборка кубика.

7.

Кубик Рубика 3*3

12

Знакомство с кубиком Рубика 3*3. Алгоритм сборки кубика 3*3.

Соревнования по спидкубингу.

Слушание объяснений и наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ схем, объяснение наблюдаемых явлений. Сборка кубика.

8.

Итоговое занятие

1

Презентация любимой головоломки.

Слушание выступлений товарищей.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

1.

21.09

Что такое головоломка. Отличие головоломки от игрушки.

2.

28.09

Головоломки на внимание. Найди отличия. Картины двойного содержания.

3.

05.10

Головоломки на внимание. Шидоку и судоку.

4.

12.10

Переместительные головоломки. Пятнашки 3*3, пятнашки 4*4.

5.

19.10

Переместительные головоломки. Собери картинку (пазлы).

6.

26.10

Переместительные головоломки. Головоломка «Ханойская башня».

7.

02.11

Плоские и объёмные геометрические фигуры. Геометрические иллюзии.

8.

09.11

Геометрические головоломки. Головоломка «Танграм».

9.

23.11

Геометрические головоломки. Головоломка «Пентамино».

10.

30.11

Спичечные головоломки.

11.

07.12

Логические задачи на умение чертить фигуры, не отрывая карандаш от бумаги. Одним росчерком.

12.

14.12

Логическая игра «Крестики-нолики». 3*3, 5*5

13.

21.12

Головоломка «Крестики-нолики 3D».

14.

28.12

Знакомство с кубиком Рубика 2*2. Грани, рёбра, углы куба.

15.

11.01

Вращение слоёв куба. Обозначения граней и запись ходов при помощи формул.

16.

18.01

Первый этап сборки нижнего слоя по формулам.

17.

25.01

Второй этап сборки. Расположение кубиков верхнего слоя.

18.

08.02

Третий этап сборки. Вращения кубиков верхнего слоя.

19.

15.02

Проведение соревнований по сборке кубика 2*2.

20.

01.03

Знакомство с кубиком Рубика 3*3. Грани, их центры. Вращения и запись ходов при помощи формул.

21.

09.03

Алгоритм послойной сборки кубика.

22.

15.03

Первый этап. Сборка креста в первом слое.

23.

22.03

Второй этап. Сборка углов первого слоя.

24.

29.03

Закрепление. Сборка первого слоя.

25.

05.04

Третий этап. Сборка рёбер среднего слоя.

26.

19.04

Четвёртый этап. Сборка  креста в последнем слое.

27.

26.04

Пятый этап. Расстановка рёбер последнего слоя.

28.

03.04

Шестой этап. Расстановка углов последнего слоя.

29.

10.05

Седьмой этап. Разворот углов последнего слоя.

30.

17.05

Поэтапная сборка кубика Рубика.

31.

24.05

Проведение соревнований по скоростной сборке кубика.

32.

31.05

Праздник головоломок.

5. Основные этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1.

Составление программы (планирование занятий)

июнь-август

Программа создана

2.

Приобретение необходимого оборудования

июнь-август

Оборудование закуплено

3.

Рецензирование программы

август

Рецензия получена

4.

Утверждение (рассмотрение) программы на ШМО учителей начальных классов

август

Программа рассмотрена  и утверждена

5.

Анкетирование родителей

сентябрь

Анкетирование проведено

6.

Общешкольное родительское собрание

сентябрь

Выступление с презентацией программы

7.

Формирование групп и проведение входного мониторинга

сентябрь

Группы созданы, входной контроль на первом занятии проведен

8.

Проведение занятий

20 сентября –

31 мая

Освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы

9.

Итоговый мониторинг

май

Проведение мониторинга

10.

Открытое занятие для родителей

май

Посещение занятия родителями, анкетирование

6. Механизмы реализации проекта

Нами были намечены следующие основные механизмы реализации проекта:

1. Реализация программы «Волшебный кубик» через календарно- тематический план кружковых занятий.

2.  Рассмотрение промежуточных результатов на заседании ШМО.

3. Информирование участников образовательных отношений о реализации программы через сайт ОО, а также на родительских собраниях и индивидуальных консультациях.

Нормативно-правовая база для реализации проекта: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, ФГОС НОО (с изменениями и дополнениями), Положение о порядке оказания платных образовательных услуг МАОУ «СП №1».

Материалы опыта могут быть использованы педагогами начальной школы (учителями или воспитателями ГПД), учителями математики  основной школы, а также воспитателями ДОУ.

Для реализации проекта необходимы следующие материально-технические условия:

1) Кабинет (помещение) со столами (партами).

2) Программно-технический комплекс Activclassroom на базе интерактивной доски Activboard. 

3) Сеть Wi-Fi, позволяющая использовать Интернет-ресурсы для обеспечения образовательного процесса в режиме онлайн.

Программно-методическое обеспечение проекта

1.  Андреас Ф., Игры для ума. 200 самых лучших головоломок со всего света.- АСТ, 2008;

2. Гершензон М.А., Головоломки профессора Головоломки.- М.: Детская литература, 1989;

3. Калинин А.Т., Видение тайны.- М.: Кучково поле, 2012;

4. Мочалов Л.П., Головоломки.- М.: Просвещение, 1996;

5. Рубрика «В кладовой головоломок» // «Математика», ИД «1 сентября», 2012;

6. Рындина Н.Д., «Мир логики».- М.: Феникс, 2008.

Интернет-ресурсы:

1. http://festival.1september.ru/articles/636375/

2. http://www.infoniac.ru/news/20-interesnyh-faktov-o-kubike-Rubika.html

3. http://doshkolyonok.ru/magicheskaya-sila-kubika-rubika

Компьютерные обучающие онлайн-игры:

1) Найди отличия http://www.igraemsa.ru/

2) Судоку (несколько вариантов сложности)

http://rebus1.com/index.php?item=sudoku, http://scanvord.net/sudoku/index.php

3) Крестики – нолики (несколько вариантов сложности)

http://gameflasher.ru/igra4883.html, http://rebzi.ru/xo/

4) Пятнашки (2 на 2, 3 на 3, 4 на 4)

https://metaschool.ru/pub/games/puzzle15/puzzle15.php

5) Пазлы

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly

6) Танграм

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/tangram-zveri

7) Пентамино

 http://www.flashplayer.ru/play_7701.php

8) Ханойская башня (несколько вариантов сложности)

http://www.min2win.ru/gm.php?id=5447

9) Спичечные головоломки

http://detskieigri.org/stuff/logicheskie/perelozhi_spichki/13-1-0-409

Видеофрагменты, используемые в программе кружка:

http://speedcubing.com.ua/howto/2x2video.php

http://www.aif.ru/dontknows/instruction/1171865

Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счёт внебюджетных средств ОО, средств родителей (законных представителей), регулируется Положением о порядке оказания платных образовательных услуг и Приказом ОО о предоставлении платных образовательных услуг.

Стоимость оборудования (цена за 1 шт.)

№ п/п

Название

Цена

1.

Головоломка «Пятнашки»

61 р.

2.

Головоломка «Пазлы»

56 р.

3.

Головоломка «Танграм»

59 р.

4.

Головоломка «Пентамино»

88 р.

5.

Пирамидка («Ханойская башня»)

111 р.

6.

Счётные палочки («Спичечные головоломки»)

15 р.

7.

Головоломка «Крестики-нолики 3D»

420 р.

8.

Кубик Рубика 2*2

269 р.

9.

Кубик Рубика 3*3

255 р.

7. Риски проекта

Ограничения в реализации проекта могут возникнуть по срокам освоения программы в том случае, если не будет подготовлена материально- техническая база (в полном объеме не закуплены для обучающихся представленные в программе виды технических головоломок). К рискам также  можно отнести следующее:

1) недостаточная квалификация и опыт педагога;

2) однообразная форма проведения занятий и нежелание педагога менять подходы к освоению программы;

3) незаинтересованность родителей;

4) износ или поломка оборудования.

8. Описание результатов

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Когнитивный компонент:

- наличие сформированных познавательных интересов и общей эрудиции, необходимых для сборки головоломок;

- умение находить и  анализировать необходимую для поиска решения информацию;

- овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;

- умение представлять результаты своей деятельности;    

- усвоение знаний о культурных ценностях общества.

Духовно-нравственный и общекультурный компонент:

- усвоение и соблюдение социальных норм, правил поведения, осознанное отношение к собственным поступкам;

- приобретение опыта позитивного отношения к культурным и духовным ценностям общества;

- умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения.

Социально-адаптивный компонент:

- умение руководствоваться определенными моральными нормами и ценностями, соблюдение прав и обязанностей ученика;

- умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели;

- умение работать творчески;

- умение разумно планировать и организовать свою деятельность;

- приобретение коммуникативных навыков группового общения;

- приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности;

- умение четко и корректно излагать свои мысли, умение давать и получать обратную связь;

- умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.

Мотивационно-ценностный компонент:

- способность и умение подчинять свои действия поставленным целям;

- способность прилагать определенные усилия в процессе освоения новых видов деятельности;

- преобладание устойчивых личностных мотивов к познанию;

- осознанный выбор способов личностного самоопределения (стремление получить высокую оценку результатов своего труда родителей и педагога).

Ожидаемые социальные эффекты

1.Увлеченность головоломками ведёт к тому, что обучающиеся в свободное время с большим интересом будут заниматься изучением головоломок, сборкой кубика Рубика, а не  гаджетами. На сегодняшний день некоторые учащиеся моего класса на переменах с удовольствием собирают кубик сами и учат этому своих одноклассников.

2. Заинтересованность родителей данной программой ведёт к тому, что во многих семьях изменяется отношение к семейному досугу, родители с удовольствием занимаются вместе со своими детьми сборкой головоломок. Это относительно недорогие предметы, которые может приобрести семья с любым уровнем достатка.

9. Оценка результатов проекта

Участниками данного проекта является администрация ОО, педагоги, родители учащихся и сами обучающиеся. Оценивать достижение поставленных целей будут все участники проекта. Администрация  проведёт анализ открытых занятий, педагог сделает вывод о результативности программы, заполнив индивидуальные карты достижений обучающихся. По итогам анкетирования родителей и опроса обучающихся можно будет признать работу удовлетворительной в том случае, если более 75% опрошенных отметят удовлетворённость данной программой. В дальнейшем возможна корректировка программы, связанная с предложениями и выводами по оценке результатов проекта.

10. Приложения

1. Рецензия программы.

2. Слайды презентации для родительского собрания.

3. Страницы флипчартов занятий.

4. Фотоматериалы.

5. Конспект занятия «Геометрические головоломки. Танграм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Кубики"

   «Кубики» - дидактическое пособие для уроков (занятий) обучения грамоте для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.     Кубик...

Урок в предшколе.Тема: Кронтик прыгает с кубика на кубик

Формирование понятий и УУД:цифра как обозначение числа (цифра 5 и число 5)счёт чисел (в прямом и обратном порядке)предшествование и следование чиселалгоритм  вычитания числа 1 из числа 5 ка...

Кубик - фоторамочка

Презентация  по  изготовлению  кубика  с  фотографиями  на  гранях...

Урок математики в 1 классе. Кубик Рубика. Сложение и вычитание в пределах 9.

Урок математики по программе "2100"  1 класс. Автор учебника: Л.Г.петерсон.Основная цель:1) Познакомить с головоломкой «кубик Рубика».2)Закрепить свойства 0, навыки счёта в пределах 9, взаимосвяз...

Математика. "Кубик Рубика"

Презентация "Кубик Рубика" к уроку математики по программе "Школа 2100" , 1 класс...

Игра в кубики

Тесты прочно входят в нашу учебную жизнь. Но как проводить их в 1 классе, если некоторые дети не умеют читать. Дети не умеют читать слова. но умеют понимать  символы. Они давно уже используются в...

Игра в кубики

Тесты  прочно входят в нашу учебную жизнь. Как проводить их в 1 классе, если некоторые дети не умеют читать. Ребята не умеют читать, но могут понять символы. Они давно уже используются в УМК "Шко...