По радуге дорожной безопасности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_raduge_dorozhnoy_bezopasnosti.docx63.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности:

по радуге дорожной безопасности

1-4 класс

Срок реализации программы: 2015-2019 уч. год

       

               

                               

Составитель:      

Симченко Ольга Юрьевна, учитель начальных классов,

Кемерово, 2015 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….3

  1. Общая характеристика курса ………………………………………….4-5

  1. Описание места курса …………………………………………………....6

  1. Описание ценностных ориентиров курса………………..………….7

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты ……..8-11

  1. Содержание курса …………………………………………………………12-15

  1. Тематическое планирование с определением основных видов                внеурочной деятельности…………………………..……………………16-36

  1. Описание учебно-методического и материально-технического         обеспечения …………………………………………………………………37

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах. Разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

         Программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

         Общая характеристика курса

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения; подготовка и проведение игр и праздников по ПДД; изготовление наглядных пособий для занятий по ПДД; просмотр видеоматериалов по ПДД; организация экскурсий на улицу.

 

Описание места курса

Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).

Программа внеурочной деятельности «По радуге дорожной безопасности» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Описание ценностных ориентиров курса

        Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам

Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Предметными результатами является сформированность следующих знаний и умений:

1класс

Знать

- правила дородного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- правила пользования общественным транспортом

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- местапредназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

Уметь

- пользоваться правилами дорожного движения

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

2 класс

Знать

- правила дородного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- правила пользования общественным транспортом

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

Уметь

- пользоваться правилами дорожного движения

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

3 класс

Знать

- правила дородного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- правила пользования общественным транспортом

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

Уметь

- пользоваться правилами дорожного движения

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

4 класс

Знать

- правила дородного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- правила пользования общественным транспортом

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

Уметь

- пользоваться правилами дорожного движения

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

Содержание курса

1 класс

Ориентировка в окружающем мире – 10 час.

Формы предметов окружающего мира. Цвет предметов. Близко – далеко, быстро – медленно. Форма и цвет знаков ДД. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Безопасная дорога в школу. Транспорт. Наземный, подземный, водный, воздушный. Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход. Участники дорожного движения: особенности поведения. Дорога за городом.

Ты – пешеход – 12 час.

Мы идем по улице. Какие бывают дороги? Нас увидят в сумерках. Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний.  Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний.

Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. Светофор: пешеходный, транспортный. Особенности сигналов светофора. Викторина «В гостях у Светофора». Что такое перекресток? Какие бывают перекрёстки? Викторина «Веселый перекресток». Сигналы машин.

Ты – пассажир – 8 час.

Правила поведения в транспортном средстве. Мы едем на дачу.

Опасные ситуации. Несчастный случай. Операция «Айболит». Практическое занятие (настольные игры). Практическое занятие (подвижные игры по ПДД) Конкурс «Нарисуй дорожный знак!»

Ты – велосипедист - 3 час.

История велосипеда. Его общее устройство. Когда и где можно кататься? Практическое занятие (Мы едем-едем-едем…). Итоговое занятие. Диагностика по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!»

2 класс

Ориентировка в окружающем мире - 17 час.

Основные правила учащихся поведения на улице и дороге.

Мы здесь живем. Безопасная дорога в школу. Практическое

 занятие (экскурсия по посёлку) Населённый пункт. Мой посёлок. Дорога за городом. Части дороги.  Состояние дороги. Остановочный путь и скорость движения. Опасная дорога (движение по мокрой и скользкой дороге). О транспорте (личный, общественный; маршрутное ТС) Пешеходные переходы и их обозначения. Перекресток. Виды перекрёстков. Регулировщик. Сигналы регулировщика. Светофор. Сигналы светофора. Светофорное регулирование. Дорожные знаки. Дорожная разметка. Дорога глазами водителей. Где можно играть? Причины ДТП. Операция «Айболит» Операция «Айболит- практическое занятие

Ты – пешеход – 6 часов

Знаки дорожного движения (группы дорожных знаков и их значение)

Знаки дорожного движения (предупреждающие, запрещающие – цвет и форма). Дорожные знаки в микрорайоне школы. Практическое

 занятие (настольные игры). Практическое занятие (подвижные игры

по ПДД). Будем уважать людей!

Мы – пассажиры – 5 часов

Поездка за город. Загородная трасса- – движение автотранспорта.

Загородная трасса- – правила передвижения пешеходов. Ремни безопасности. Железнодорожные переезды и их виды. Правила перехода

через железнодорожные переезды. Несчастные случаи. Операция «Айболит»

Ты – велосипедист – 6 час.

Общее устройство велосипеда. Типичные неисправности и их устранение.

Практическое занятие -фигурное вождение велосипеда: круг, змейка,

узкая дорожка. Практическое занятие –фигурное вождение велосипеда: проезд под перекладиной, перенос предмета.

3 класс

Ориентирование   в окружающем мире – 17 часов

Правила поведения учащихся на улицах и дорогах.

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Пешеходная и велосипедная дорожки. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный путь. Тормозной путь. Особенности движения автотранспорта в разное время суток. Пешеходные переходы. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Сигналы транспортного средства: начало движения, изменение направления движения. Дорожные ситуации. Поездка на автомобиле и в автобусе. Поездка в трамвае и других транспортных средствах. Где можно и где нельзя играть. Внимание! Железнодорожный переезд. Движение в трудных условиях. Мы ориентируемся на местности. Мы ориентируемся на местности. Причины ДТП.

Ты – пешеход – 7 часов

Практическое занятие: маршрут «дом-дорога-дом» -  безопасная дорога. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса.

Перекрёсток. Виды перекрёстков. Светофор. Регулировщик. Сигналы светофора и регулировщика. Где можно переходить дорогу. Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Правила движения пешеходов в тёмное время суток.

Мы – пассажиры – 4 часа

Поведение учащихся в общественном транспорте. Поездка за город.

Правила перехода загородных дорог. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из транспортного средства.

Случай на дороге. «Айболит» спешит на помощь.

Ты – велосипедист – 6 часов

Правила безопасной езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда:

скачок, яма с песком, поворот. Фигурное вождение велосипеда: проезд под

перекладиной, круг, узкая дорожка. Фигурное вождение велосипеда: перенос

предмета, слалом, восьмёрка. Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД» 

4 класс

Ориентирование   в окружающем мире – 6 часов

Правила поведения учащихся на улицах и дорогах.

Пешеходная и велосипедная дорожки. Скорость движения и торможение автомобиля. Особенности

тормозного транспортного средства при разных дорожных условиях. История создания разных транспортных средств. Разнообразие транспортных средств. Транспорт будущего. Движущийся транспорт-

угроза безопасности человека. Причины ДТП с детьми.

Ты – пешеход -14 часов

 Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Дорожное движение в различных ситуациях. Взаимодействие участников дорожного движения. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные

знаки: предупреждающие, запрещающие, особых

предписаний, информационные, сервиса. Светофор.

Виды светофоров. Светофор на железнодорожных

переездах; светофор для пешеходов и транспортных средств; с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги: перекрёсток.

Правила движения на нерегулируемых перекрёстках.

 Дорожные опасности. Населённый пункт. Правила поведения в населённых пунктах. Правила поведения на дорогах при различных погодных условиях. Сигналы водителей, светофора и регулировщика. Рядом с железной дорогой. Движение учащихся группами и колоннами.

Ты – пассажир – 6 часов

Перевозка людей. Правила перевозки в различных транспортных средствах. Где можно переходить дорогу. Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий. Возможность

оказания первой доврачебной помощи. Вызов «Скорой помощи» Практическое занятие: основы доврачебной помощи при ранениях и кровотечениях.

Практическое занятие: основы доврачебной помощи

при травмах.

Ты – велосипедист – 8 часов

Экипировка велосипедиста. Места для движения велосипедов. ПДД для велосипедистов. Фигурное вождение велосипеда: скачок, яма с песком,

поворот. Фигурное вождение велосипеда: проезд под

перекладиной, круг, узкая дорожка. Фигурное вождение велосипеда: слалом, восьмёрка, перенос предмета. Конкурс по фигурному вождению велосипеда. Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД»

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности1 класс

п\п

Тема

Основные виды внеурочной деятельности

Ориентировка в окружающем мире – 10 час.

1

Формы

предметов окружающего

мира. Цвет предметов.

Характеризовать объекты окружающего мира. Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

2

Близко – далеко, быстро – медленно

Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

3

Форма и цвет знаков ДД.

Выбирать ответ из предложенных вариантов. Выполнять простую инструкцию под руководством учителя. Предъявлять знания, имеющиеся об окружающем мире.

4

Предупреждающие

знаки.

Понимать и описывать назначение предупреждающих знаков. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

5

Запрещающие знаки.

Называть запрещающие знаки. Сравнивать поведение нарушителей дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

6

Безопасная дорога в школу.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки,

знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

7

Транспорт.

Наземный, подземный,

водный, воздушный.

Транспортное средство.

Выделять из многообразия объектов транспортное средство; группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Составлять описательный рассказ. Получать информацию из таблицы.

8

Участники дорожного

движения: водитель, пассажир, пешеход.

Называть обязанности участников дорожного движения. Моделировать ситуации поведения водителя, пассажира, пешехода в разных дорожных ситуациях.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

9

Участники дорожного

движения:

особенности поведения.

Описывать моделировать ситуации поведения водителя, пассажира, пешехода в разных дорожных ситуациях.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

10

Дорога за городом.

Описывать особенности сельской дороги. Рассказывать о видах опасностей на сельской дороге. Выделять особенности поведения водителя, пешехода и пассажира на сельской дороге. Взаимодействовать с участниками диалога.

 

Ты – пешеход – 12 час.

11

Мы идем по улице.

Какие бывают дороги?

Нас увидят в сумерках.

Характеризовать основные признаки темного времени суток. Описывать опасности, которые могут возникнуть в это время суток на дороге. Моделировать ситуации безопасного поведения на дороге.

12

Дорожные

знаки:  

предписывающие,

особых предписаний.

Понимать и описывать назначение предписывающих знаков. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

13

Дорожные

знаки:  

предписывающие,

особых предписаний.

Называть предписывающие знаки. Сравнивать поведение нарушителей дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

14

Безопасность

пешеходов.

Обязанности пешеходов

Называть наименование населенного пункта, в котором живет ученик. Кратко характеризовать населенный пункт. Понимать, что такое дорога. Осознавать, какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду. Анализировать дорогу в школу. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

15

Безопасность

пешеходов.

Обязанности пешеходов.

Характеризовать обязанности пешеходов.  Моделировать ситуации поведения пешеходов. Называть правила поведения на дороге. Понимать антонимы: внимательный-невнимательный, осторожный - неосторожный.

16

Светофор:

пешеходный, транспортный

Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

Классифицировать светофоры по заданному назначению: транспортный, пешеходный. Называть правила перехода дороги по светофору.

17

Особенности

сигналов светофора.

Различать сигналы светофора и объяснять их значение;

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.  Моделировать ситуации безопасного перехода дороги по светофору.

18

Викторина «В гостях у Светофора».

Принимать учебную задачу, выполнять правила.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

19

Что такое перекресток?

Называть правила дорожного движения; объяснять   что такое перекрёсток. Воспроизводить   теоретические знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Моделировать ситуации на правила поведения на перекрёстке.

Понимать, как человек должен действовать на перекрёстке.

20

Какие

бывают перекрёстки?

Называть виды перекрестков. Выполнять правила дорожного движения на регулируемом перекрестке. Характеризовать основные признаки регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Моделировать ситуации на тему поведение участников дорожного движения на перекрёстке

21

Викторина

«Веселый перекресток».

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

22

Сигналы машин.

Наблюдать и кратко характеризовать основные сигналы машин. Различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; ориентироваться в сигналах приближающегося транспортного

средства (поворот, торможение);

Ты – пассажир – 8 час.

23

Правила поведения в транспортном средстве.

Понимать и называть правила пользования общественным транспортом. Моделировать ситуации на тему поведение в общественном транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

24

Мы едем на дачу.

Понимать и называть правила пользования личным транспортом. Моделировать ситуации на тему поведение в личном транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

25

Опасные ситуации.

Описывать опасные ситуации, возникающие на дороге. Характеризовать причину появления этих опасностей. Называть пути избегания опасностей на дороге.  Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

26

Несчастный случай

Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

27

Операция «Айболит»

Наблюдать и кратко характеризовать основные правила дорожного движения. Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

28

Практическое занятие

(настольные игры)

Составлять правила поведения на дороге. Называть правила поведения в транспорте. Моделировать ситуации на тему: поведение в транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

29

Практическое занятие

(подвижные игры

по ПДД)

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

30

Конкурс

«Нарисуй

дорожный знак!»

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Ты – велосипедист - 3 час.

31

История велосипеда.

 Его общее устройство.

Когда и где

 можно кататься?

Называть дорожные знаки. Понимать и описывать назначение знаков.  Составлять правила для велосипедистов. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

32

Практическое занятие

(Мы едем-едем-едем…)

Называть правила велосипедистов. Показывать умение выполнять эти правила в практической деятельности. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

33

Итоговое занятие.

Диагностика по

ПДД «Правила эти

пусть знают все дети!»

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Итого 33 часа

Тематическое планирование 2 класс

п\п

Тема

Основные виды внеурочной деятельности

Ориентировка в

окружающем мире - 17 час.

Основные

правила

учащихся поведения

на улице и дороге.

Характеризовать объекты окружающего мира. Сравнивать предметы по их положению в пространстве; определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Мы  здесь  живем.  . Безопасная дорога

 в школу.

Соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); Различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее

(медленнее)?»;

Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Практическое

 занятие (экскурсия

 по посёлку)

Выбирать ответ из предложенных вариантов. Выполнять простую инструкцию под руководством учителя. Предъявлять знания, имеющиеся об окружающем мире.

Населённый пункт.

 Мой посёлок.

Самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко,

Ближе -дальше, рядом, около и пр.);

Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Дорога за городом.

Части дороги.

Состояние дороги.

Называть части дороги. Оценивать состояние дороги и предвидеть опасность. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Остановочный путь и скорость

движения.

Ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

Опасная

дорога

(движение по мокрой и скользкой дороге).

Анализировать дорогу замечать опасные участки. Анализировать состояние дороги во время дождя. Воспроизводить правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

О транспорте (личный,

общественный; маршрутное ТС)

 Различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

Определять безопасное поведение в условиях дорожного движения: определять геометрическую форму знаков дорожного движения,

Группировать знаки по цвету и геометрической форме

Пешеходные переходы

 и их обозначения.

 Характеризовать обязанности пешеходов.  Моделировать ситуации поведения пешеходов. Называть правила поведения на дороге. Понимать антонимы: внимательный-невнимательный, осторожный - неосторожный.

 Перекресток.

Виды перекрёстков.

Называть правила дорожного движения; объяснять   что такое перекрёсток. Воспроизводить   теоретические знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Моделировать ситуации на правила поведения на перекрёстке.

Понимать, как человек должен действовать на перекрёстке.

Регулировщик.

 Сигналы регулировщика.

Называть сигналы регулировщика. Характеризовать значение сигналов регулировщика. Моделировать ситуации, связанные с регулированием дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Светофор.

Сигналы светофора.

Светофорное регулирование.

Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

Классифицировать светофоры по заданному назначению: транспортный, пешеходный. Называть правила перехода дороги по светофору.

Дорожные знаки.

Дорожная разметка.

Понимать и описывать назначение изученных дорожных знаков. Классифицировать знаки по назначению. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Дорога

глазами водителей.

Понимать ответственность водителя за жизнь и здоровье пассажира. Называть наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части. различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Где можно играть?

Знать и называть места, отведённые для игр детей. Оценивать наличие опасности, коллективно

определять причину ее возникновения; выбирать безопасные места для игр. Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Причины ДТП.

Операция «Айболит»

Отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Операция «Айболит»

 - практическое занятие

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Ты – пешеход – 6 часов

Знаки дорожного

движения (группы

дорожных знаков

и их значение)

Объяснять значение конкретного знака. Моделировать учебные ситуации. Выполнять правила дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Знаки

дорожного

движения (предупреждающие, запрещающие – цвет и форма).

Различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

 Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки,

знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Практическое

 занятие

(настольные игры)

Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Практическое занятие

(подвижные игры

по ПДД)

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Будем уважать

людей!

Выбирать ответ из предложенных вариантов. Выполнять простую инструкцию под руководством учителя. Предъявлять знания, имеющиеся о правилах дорожного движения.

Мы – пассажиры – 5 часов

Поездка за

город.

Загородная трасса- – движение

автотранспорта.

Классифицировать автомобильные дороги. Характеризовать виды дорог, их особенности с точки зрения безопасности. Называть элементы дорог. Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения.

Загородная трасса- – правила

передвижения

пешеходов.

Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Ремни безопасности.

Называть правила поведения в личном транспорте. Называть причины применения ремней безопасности. Моделировать ситуации на тему: поведение в транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Железнодорожные переезды и их

 виды. Правила

перехода

через

железнодорожные переезды.

Знать и называть основные правила движения через железнодорожные пути. Показывать умение вести себя правильно вблизи железной дороги. Моделировать ситуации на тему: поведение вблизи железнодорожных путей. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Несчастные случаи.

Операция «Айболит»

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Ты – велосипедист – 6 час.

Общее

устройство

велосипеда. Типичные

неисправности

и их устранение.

Называть дорожные знаки. Понимать и описывать назначение знаков.  Составлять правила для велосипедистов. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Практическое занятие -

фигурное

вождение

велосипеда: круг,

змейка,

узкая дорожка.

Называть правила велосипедистов. Показывать умение выполнять эти правила в практической деятельности. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Практическое занятие –

фигурное

вождение

велосипеда: проезд

под

перекладиной,

перенос предмета.

Показать практические навыки вождения велосипеда. Показывать умение выполнять на практике знание основных правил велосипедистов. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Практическое занятие –

фигурное

вождение

велосипеда: проезд

под

перекладиной,

перенос предмета, круг.

Показать практические навыки вождения велосипеда. Показывать умение выполнять на практике знание основных правил велосипедистов. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Практическое занятие –

фигурное

вождение

велосипеда: змейка,

круг, перенос предмета.

Показать практические навыки вождения велосипеда. Показывать умение выполнять на практике знание основных правил велосипедистов. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Итоговое занятие.

Диагностика

ПДД:

Викторина

 «Правила эти

пусть знают все дети!»

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Итого: 34 часа

Тематическое планирование 3 класс

п\п

Тема

Основные виды внеурочной деятельности

Ориентирование   в окружающем мире – 17 часов

Правила поведения

учащихся на улицах и дорогах.

Различать главное и существенное на основе выученных правил дорожного движения. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Соблюдать правила дорожного движения.   Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос  

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Называть и характеризовать знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». Принимать учебную задачу, выполнять правила.

Пешеходная

 и велосипедная

дорожки.

Объяснять значение "Пешеходной и велосипедной дорожка с совмещенным движением" Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Скорость движения и

торможение автомобиля.

Остановочный путь.

 Тормозной путь.

Оценивать дорожные ситуации: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой

скоростью, не быстро, дает сигналы поворота или остановки). Моделировать ситуации на дороге.

Особенности

движения

автотранспорта в

разное время суток.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Пешеходные переходы.

Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; Находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

Дорожные

знаки:

предупреждающие, запрещающие, предписывающие.

Выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения. Объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

Сигналы транспортного средства: начало

движения, изменение

направления движения.

Определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Дорожные ситуации

Анализировать особенности дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). Находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

Поездка на автомобиле

 и в автобусе.

Называть правила дорожного движения, виды транспортных средств, виды переходов, сигналы светофора; Узнавать и характеризовать знаки “Место остановки автобуса”, “Место остановки трамвая”, “Место остановки троллейбуса”; Называть и объяснять обязанности пассажиров;

Поездка в трамвае

 и других транспортных средствах.

Называть правила перехода улиц после выхода из транспорта; Объяснять правила поведения в транспорте. Называть поведения на остановке. Моделировать ситуации поведения в транспортных средствах.

Где можно и где

нельзя играть.

Называть правила дорожного движения; обсуждать причину опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги); Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Внимание! Железнодорожный переезд.

Применять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Называть и характеризовать предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».

Движение в

трудных условиях.

   Объяснять особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Мы ориентируемся на местности.

Понимать пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Мы ориентируемся на местности.

Оценивать дорожные ситуации: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализировать особенности дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Причины ДТП.

Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Анализировать дорожно-транспортные происшествия. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Ты – пешеход – 7 часов

Практическое

занятие: маршрут

«дом-дорога-дом» -  

безопасная дорога.

Самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар,

обочина, разделительная полоса.

Находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

Моделировать ситуации поведения на дорогах.

Перекрёсток.

Виды перекрёстков.

Называть виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой).

   Выполнять правила дорожного движения на регулируемом перекрестке

 Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Светофор.

Регулировщик.

Сигналы светофора и

регулировщика.

Характеризовать светофоры с дополнительными секциями. Называть правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Описывать регулировщика, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Моделировать ситуации поведения пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Где можно

переходить дорогу.

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Поведение пешехода в зависимости от

сигналов

регулировщика.

Описывать регулировщика, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Моделировать ситуации поведения пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Правила

движения

пешеходов в

тёмное время суток.

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Мы – пассажиры – 4 часа

Поведение учащихся в общественном транспорте.

Называть правила перехода улиц после выхода из транспорта.  Объяснять правила поведения в транспорте.

Моделировать ситуации поведения на остановке,

Поездка за город.

Правила

перехода

загородных дорог.

Называть особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Правила перехода

 дороги при движении

на остановку и после

выхода из транспортного средства.

Называть правила перехода улиц после выхода из транспорта.  Объяснять правила поведения в транспорте.

Моделировать ситуации поведения на остановке,

Случай на

дороге.

«Айболит» спешит

 на помощь.

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Ты – велосипедист – 6 часов

Правила безопасной

езды на велосипеде.

Узнавать и характеризовать запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Принимать учебную задачу, выполнять правила.

Фигурное

вождение велосипеда:

скачок, яма с песком,

поворот.

Рассказывать о правилах выбора велосипеда, осмотра его перед выездом. Применять   элементарные правила для велосипедистов на практике.

Фигурное

вождение велосипеда:

проезд под

перекладиной, круг,

 узкая дорожка.

Показывать умение ездить на учебной площадке с преодолением препятствий. Принимать учебную задачу, выполнять правила.

Фигурное

вождение велосипеда:

перенос

предмета,

 слалом, восьмёрка.

Рассказывать о предупредительных сигналах велосипедистов; Принимать учебную задачу, выполнять правила.

Фигурное

вождение велосипеда:

слалом,  

восьмёрка,

перенос предмета.

Применять навыки безопасной езды на учебной площадке. Принимать учебную задачу, выполнять правила.

Итоговое занятие. Игра

«Знатоки ПДД»

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.  Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Итого 34 часа

Тематическое планирование 4 класс

п\п

Тема

Основные виды внеурочной деятельности

Ориентирование   в окружающем мире – 6 часов

Правила поведения

учащихся на улицах и дорогах.

Объяснять значение правил дорожного движения. Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми.

Пешеходная

 и велосипедная

дорожки.

Характеризовать слова «опасность», «опасный». Объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

Объяснять значение "Пешеходной и велосипедной дорожка с совмещенным движением" 

Скорость движения и

торможение автомобиля.

Особенности

тормозного транспортного средства

при разных

дорожных условиях.

Анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

История создания

разных транспортных средств.

Разнообразие транспортных средств.

Транспорт будущего.

Называть разнообразие транспортных средств. Воспроизводить краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Представлять и графически изображать транспорт будущего.

Движущийся транспорт-

угроза безопасности

человека.

Предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде. Выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них. Осознавать необходимость беречь своё здоровье. Вести учебный диалог.

Причины ДТП с детьми.

Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни).  Проводить

игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их

поведения в зависимости от ситуации.

Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Ты – пешеход -14 часов

 Дорога.

Автомагистраль.

Главная дорога.

Знаки главной дороги.

Группировать знаки дорожного движения по назначению. Объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения. Соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на

дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; Поддерживать учебный диалог.

Дорожное движение в

различных ситуациях.

Представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …». Осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей).

Взаимодействие участников

дорожного движения.

Показывать знания правил дорожного движения.  Понимать необходимость в безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.  Применять навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Движение пеших

колонн.

Правила поведения  

при движении

 колонной.

Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами.  Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

 Дорожные

знаки:

предупреждающие, запрещающие,

особых

предписаний, информационные, сервиса.

Группировать знаки дорожного движения по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения. Соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на

Дороге. Находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

 Светофор.

Виды светофоров.

Характеризовать светофоры с дополнительными секциями. Называть правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Моделировать ситуации поведения пешехода в зависимости от сигналов светофора.

 Светофор на

 железнодорожных

переездах; светофор

для пешеходов и транспортных средств;

 с

дополнительными стрелками.

Объяснять особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

 Нерегулируемые

 участки

дороги: перекрёсток.

Правила движения

на

нерегулируемых перекрёстках.

Определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома. Работать в парах: готовить памятку правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Читать информацию, представленную на рисунках-схемах.

 Дорожные опасности.

Характеризовать виды дорожных опасностей. Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами.  Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

 Населённый пункт.

Правила поведения в населённых пунктах.

Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Объяснять правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности;

 Правила поведения на дорогах при различных погодных условиях.

Работать в парах: готовить памятку: правила поведения на дорогах при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). Читать информацию, представленную на рисунках-схемах.

Поддерживать учебный диалог.

Сигналы водителей, светофора и регулировщика.

Обсуждать жизненные ситуации: «Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора и знаки дорожного движения». Составлять рассказ-рассуждение. Поддерживать учебный диалог

Рядом с железной дорогой.

Выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда.).  Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами.  Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Движение учащихся группами и колоннами.

Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами.  Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Ты – пассажир – 6 часов

Перевозка людей. Правила перевозки

 в различных транспортных средствах.

Пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Где можно

переходить дорогу.

Показывать знания правил дорожного движения.  Понимать необходимость в безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.  Применять навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

 Поведение участников

 и очевидцев дорожно-транспортных происшествий.

Выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Возможность

оказания

первой

доврачебной помощи.

Вызов «Скорой помощи»

Понимать основные правила оказания первой доврачебной помощи. Объяснять в чем состоит оказание первой помощи на месте ДТП. Перечислять три последовательных этапа оказания помощи. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Практическое занятие:

 основы

доврачебной помощи

при ранениях и кровотечениях.

Называть виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное. Показывать способы остановки кровотечения. Характеризовать виды повязок. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами.

Практическое занятие:

 основы

доврачебной помощи

при травмах.

Называть виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги и т.д.). Характеризовать основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода. Характеризовать виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами.  Разыгрывать различные роли.

Ты – велосипедист – 8 часов

Экипировка велосипедиста. Места

для

движения велосипедов.

Рассказывать историю велосипеда, его общее устройство. Понимать, что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Называть места для движения велосипедов. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами.  Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

ПДД для велосипедистов.

Называть правила безопасной езды на велосипеде. Применять культуру поведения на дороге. Характеризовать травмы, получаемые велосипедистами. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Разыгрывать различные роли. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка).

Фигурное

вождение велосипеда:

скачок, яма с песком,

поворот.

Называть   правила выбора велосипеда, осмотра его перед выездом. Применять элементарные правила для велосипедистов на практике.  Показывать навык безопасной езды на учебной площадке. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Фигурное

вождение велосипеда:

проезд под

перекладиной, круг,

 узкая дорожка.

 Показывать сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Фигурное

вождение велосипеда:

перенос

предмета,

 слалом, восьмёрка.

показывать повороты, развороты и движение задним ходом. Объяснять расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Фигурное

вождение велосипеда:

слалом,  

восьмёрка,

перенос предмета.

Показывать в графическом виде    место, где запрещен поворот, движение задним ходом, полосу торможения и разгона. Работать в парах: готовить памятку). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками.  Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Конкурс по фигурному

вождению велосипеда.

Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам на велосипедах (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Итоговое занятие. Игра

«Знатоки ПДД»

Показывать знания правил дорожного движения.  Понимать необходимость в безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.  Применять навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Итого 34 часа

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Технические средства

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран или интерактивная доска;
  • Устройства вывода звуковой информации — колонки;
  • Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.

Список литературы.

  1. Бесова, М.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины [Текст] / М.А. Бесова - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.- 390 с.
  2. Былеева, Л. В. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Былеева,  В.Г. Яковлев - М.: ФиС, 2006 г. - 268 с.
  3. Жуков, М. Н. Безопасное поведение на улицах и дорогах [Текст]: учеб. пособие / М.Н. Жуков – М.:  Academia, 2000. – 157 с.
  4. Кенеман, А. В. Дорожная безопасность [Текст] /А.В. Кеменан – М.: Просвещение, 1998. – 239 с.
  5. Князева Р.А.,100 задач по ПДД [Текст] /Р.А. Князева - М.:Просвещение,2011.- 233 с.
  6. Коджаспиров, Ю.Г. Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма [Текст]: учеб. пособие для учителей / Ю.Г. Коджаспиров – М.: Просвещение, 2003.- 135 с.
  7. Кондакова, О.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. [Текст] / О.Н Кондакова – М.: Детская литература, 1999.- 102 с.
  8. Коротков, И. М. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу [Текст]: учеб. пособие / И.М. Коротков - М.: ФиС, 2006 г.- 365с.
  9.  Якуб Н.К. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Н.К. Якуб - М: Детская литература, 1998. – 242 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по ПДД "Азбука дорожной безопасности"

Программа составлена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год реализации.Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных ...

Проект по ПДД "Дорожная безопасность" классный руководитель Анисимова Л.И.

Содержание проекта отвечает требованию времени: дети являются частыми участниками дорожных аварий.  Работа построена так, что соблюдение правил дорожного движения станет для них привычкой, сделае...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

УРОК ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Классный час с использованием игр и театрализации....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КЛАССНОМУ ЧАСУ УРОК ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Презентация отображает основные этапы проведения классного часа...

познавательно-развивающего мероприятия во 2 классе- здоровье сберегающая викторина «Азбука дорожной безопасности»

Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “Азбука безопасности” вы узнаете ...

Разработка внеклассного мероприятия, проведённого в 4 классе по основам дорожной безопасности «Школа дорожных наук ».

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.          Мною составлена рабочая програм...