Нужен ли в школе тьютер?
статья на тему

Прохорова Елена Александровна

                                                                                                                                                                                             Человек должен быть счастлив тем, что у него есть

и не быть несчастным от того, чего у него нет

 А. Моруа

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе позволяет предоставить детям c ОВЗ равные и разнообразные возможности для получения образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение в начальной школе

Человек должен быть счастлив тем, что у него есть
и не быть несчастным от того, чего у него нет
 А. Моруа

       Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе позволяет предоставить детям c ОВЗ равные и разнообразные возможности для получения образования.

Обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе – достаточно серьёзное жизненное испытание. В процессе обучения таким детям требуется помощь и поддержка в преодолении социально-эмоциональных проблем, в формировании и развитии социальных и коммуникативных навыков, в организации и осуществлении коррекционной и развивающей работы.

Те, кто сталкивается с проблемой тьютерства  решают следующие вопросы:

  1. создание внутришкольный команды специалистов: психологов, логопедов, социального педагога, работающих в тесном взаимодействии с педагогами и сотрудниками других служб школы, которая позволяет создать достаточно эффективную модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
  2. определение приоритетных целей при работе и сопровождении детей с ОВЗ,
  • обеспечить оптимальные условия для развития ребёнка с ОВЗ;
  • максимально вовлечь его в общественную жизнь;
  • воспитывать толерантное отношение к этим детям у педагогов, учащихся и их родителей
  1. обозначение основных принципов подхода:
  • принцип индивидуального подхода (выбор методов и средств сопровождения с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребёнка);
  • принцип междисциплинарного подхода –с ребёнком работают специалисты (логопед, психолог), которые разрабатывают и реализуют программы развития с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;
  • принцип самостоятельной активности ребенка – важным условием успешности образования детей с ОВЗ является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка;
  • принцип семейно-ориентированного сопровождения (включение родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса).

Залог успеха в работе по сопровождению детей с ОВЗ заключается именно в тесном взаимодействии специалистов и педагогов с ребёнком, его семьёй, воспитателями ГПД, педагогами. Это взаимодействие позволяет совместно разработать эффективные программы индивидуального сопровождения, организовать поддержку воспитателей и педагогов, работающих с такими детьми, и родителей.                                                                                          

Конечно сегодня главную роль в сопровождении детей с ОВЗ в начальной школе принадлежит классному руководителю. Он помогает ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты, корректируют образовательный путь ребенка, помогает создать контакты со сверстниками, направляет развитие ребёнка в сторону успешности. 

          Это педагог, который в своей деятельности опирается на 5 направлений: «Хочу», «Могу», «Знаю», «Умею», «Делаю». Конечно хотелось бы, чтобы были разведены эти два понятия- учитель и тьютор. В перспективе видим следующее:

-учитель преподает школьные дисциплины

-тьютор- сопровождающий, наставник, который сопровождает ребёнка с ОВЗ возможно даже с первого класса до выпуска (в идеале).

4) для сопровождения детей с ОВЗ наметили этапы: подготовительный, информационно-диагностический, практический и аналитический.

На подготовительном этапе необходимо познакомится с ребёнком и его родителями, провести анкетирование и анализ данных медицинской карты ребёнка, карты индивидуального сопровождения (данные анамнеза) и результатов психолого-логопедической диагностики.

Во время информационно-диагностического этапа специалисты сопровождения проводят диагностику развития познавательных процессов, социальной сферы, состояния устной речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи) с использованием новых информационных технологий, информируют учителей, работающих в классе, родителей о структуре дефекта, о состоянии устной и письменной речи ребёнка, об его возможностях, особенностей ребёнка, адаптации, развития познавательной сферы и сформированности общеучебных навыков.

Практический этап включает индивидуальное психолого-логопедическое сопровождение ребёнка. Для воспитателей, педагогов, родителей разрабатываются  рекомендации по оптимизации процесса воспитания и обучения ребёнка.

Основным инструментом сопровождения на данном этапе являются портфолио ученика начальной школы: «Я расту», «Я учусь общаться», «Я учусь быть грамотным», «Мои секреты успешной учёбы».

На аналитическом этапе  подведят итоги работы по программе, мониторинги эффективности программы психолого-логопедического сопровождения и комфортности образовательной среды; психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы» (анализ результатов успеваемости, успешности усвоения программного материала; анализ сформированности социально-коммуникативных навыков).

На каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели фиксируется успех ребёнка, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

 Даже небольшой успех такого ребёнка – это большая победа всех, кто рядом с ним: поддерживает, сопровождает и помогает.

      Несмотря на то, что тьюторство только начинает внедряться в образовательную систему, уже сейчас понятно, что это направление перспективно поскольку госпрограмма ориентирована на личностное развитие ребёнка, а тьюторство максимально выполняет эту задачу.

       «Ученик будет знать, что существует, ребёнок научится ходить сам по проторённому пути, а подопечный тьютора научится создавать путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное мероприятие в начальной школе «Спорт ребятам очень нужен, мы со спортом очень дружим»».

Пропаганда здорового образа жизни. Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой.  Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления....

Телефон у ребенка в школе. Нужен ли он?

Телефон позволит родителям быть постоянно в курсе того, где их ребенок, чем он занимается. Например, в любой момент папа или мама могут предупредить его о том, что задерживаются на работе. К сожалению...

Презентация по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" по теме "Зачем нам нужен телефон и телевизор"

Презентация по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" по теме "Зачем нам нужен телефон и телевизор"...

"Зачем нужен логопед в школе"

Стихотворение - посвящение школьным учителям логопедам...

Для чего нужен логопед в школе ?

Выступление на родительском собрании....

Для чего нужен логопед в школе.

Для чего нужен логопед в школе?С каждым годом увеличивается число детей, поступающих в 1-й класс, с нарушенным звукопроизношением, фонематическим слухом, лексико-грамматическим недоразвитием. Таким де...