Программа внеклассных занятий «В гостях у бабушки Забавушки»
рабочая программа на тему
Цель программы:
· Изучение истории русской народной куклы и народного костюма;
· Формирование личности младшего школьника на основе приобщения к народной культуре;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_babushki_zabavushki_programma.docx | 819.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Еманжелинская СОШ
Программа внеклассных занятий
«В гостях у бабушки Забавушки»
(знакомство с историей создания и изготовление народных кукол)
Классный руководитель:
Ярош Н.А.
учитель начальных классов
2017
Пояснительная записка
Характерная черта современного образования – особое внимание народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать детей к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков. Наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.
1
Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Программа кружка «В гостях у бабушки Забавушки» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическуюпрактическуюработу.
Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
- Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практический метод обучения:
- Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол
- Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.
Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например:
- Беседа.
- Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, пошив костюма;
- Декоративное оформление.
2
Делая кукол, можно применять многие умения и знания. Можно на кукле научиться многому, на что не хватает времени, когда хочется попробовать все.Можно шить саму куклу, а можно и одежду для нее через это изучить народный костюм. Это будет по-настоящему, потому что не надо придумывать новые крои, одежда была такой, какой ее носили много лет назад.Можно сплести для нее пояс, и это тоже целый мир и наука. Узоры, цвета, особенности женских и мужских поясов, все это возможно изучить и использовать в одежде куклы.Бисер – плетение украшения, вышивка, ткачество – все это имеет место быть и жить в наряде куклы, и можно все это освоить по-настоящему, только намного быстрее.Умение делать кукол, которые помогают их хозяевам познать себя и окружающий мир, не забыть истоки своей культуры. Куклы могут оберегать, лечить, радовать, учить. Они помогали справлять календарные обряды нашим предкам, призывая урожайный год, а значит, жизнь. Куклы помогали во всех значимых и малозначимых случаях жизни человека.
.
3
Цель программы:
- Изучение истории русской народной куклы и народного костюма;
- Формирование личности младшего школьника на основе приобщения к народной культуре;
Задачи программы:
- Ознакомить с традиционной русской куклой
- Воссоздать историю возникновения куклы
- Раскрыть роль народной куклы в жизни людей
- Составить типологию кукол по признакам
- Дать основы изготовления куклы (способы)
- Показать через куклу народную культуру (мировоззрение): через рассказы о быте, праздниках и обрядах, проводимых с куклой
- Способствовать формированию личностных качеств (доброта, человечность, ответственность, взаимовыручка, поддержка)
Программа занятий предполагает так же:
- развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей;
- формирование этической и эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного народного творчества, особенностями труда, быта;
- развитие творческого потенциала ребёнка, его созидательных возможностей;
- формирование навыков общения и коллективной деятельности;
4
Формирование УУД
К концу 1 года обучения дети должны знать;
- историю русской народной куклы
- типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег)
- технологию изготовления кукол
уметь:
- изготовить тряпичную куклу под руководством педагога
К концу 2 года обучения дети должны знать:
- историю русского народного костюма
- куклы в праздничной символике
- типы и назначения кукол
- технология изготовления кукол
уметь:
- самостоятельно изготовить тряпичную куклу
- оформить костюм куклы
- рассказать историю русской народной куклы и народного костюма
5
Тематический план
№ занятия | Тема занятия | Тео-рия | Прак-тика | К-во часов |
1 | Введение в программу | 1 | 1 | |
2 | История народной куклы | 1 | 1 | |
3 | Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука | 1 | 1 | |
4 | Традиционный русский костюм | 1 | 1 | |
5-6 | Типы и назначения кукол -обрядовые -обереги -игровые | 2 | 2 | |
7- 22 | Тряпичная народная кукла. Куклы-закрутки -Пеленашка -Зайчик-на-пальчик -Лихорадки (Лихоманки) -Столбушка -Владимирская столбушка -Курская столбушка - Архангелогородская столбушка -Столбушка с детками | 1 | 15 | 16 |
23- 32 | Куватки (Кувадки) -Куватка -куклы «День и ночь» -Десятиручка - Кузьма и Демьян – покровители семейного очага и ремёсел - Сложная куватка | 1 | 9 | 10 |
33 – 39 | Куклы из тканевых квадратов -Вепсская кукла - Зерновушка -Рождественский ангел | 1 | 6 | 7 |
40 | Матушкина куколка (русская народная сказка) | 1 | 1 | |
41- 43 | Обрядовая свадебная кукла. Неразлучники | 1 | 2 | 3 |
44- 46 | Свадебная кукла «Мировое дерево». | 1 | 2 | 3 |
47- 48 | Куклы из ниток. Мартинички. | 0,5 | 1,5 | 2 |
49 - 52 | Крупеничка. (Зернушка) | 1 | 3 | 4 |
53 - 56 | Кукла из медвежьей стороны (Каргопольская кукла). Параскева-Пятница. | 1 | 3 | 4 |
57 - 60 | Орловская кукла – традиционно игровая кукла | 1 | 3 | 4 |
61 - 64 | Итоги первого года обучения. Подготовка к выставке. Выставка работ | 1 | 3 | 4 |
Второй год обучения | ||||
65-68 | Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси | 4 | 4 | |
69-72 | Изготовление кукол Берестяные куклы | 1 | 3 | 4 |
73-74 | Кукла – бессонница (скрутка) | 0,5 | 1,5 | 2 |
75-77 | Кукла – перевёртыш (Девка-баба) | 1 | 2 | 3 |
78-79 | Желанница | 0,5 | 1,5 | 2 |
80-81 | Кукла-купавка | 0,5 | 1,5 | 2 |
82 | Выставка работ | 1 | ||
83-86 | Московка (Седьмая Я, Семья, Плодородие) | 1 | 2 | 3 |
87-89 | Оберег от одиночества. Толстушка-костромушка | 1 | 2 | 3 |
90-92 | Кубышка-травница | 0,5 | 2,2 | 3 |
93-94 | Пасхальная кукла. Вербница | 0,5 | 1,5 | 2 |
95-96 | Пасхальная голубка | 2 | 2 | |
97-99 | Веснянка | 1 | 2 | 3 |
100-101 | Первоцвет | 1 | 1 | 2 |
102-104 | Обрядовые куклы. Коляда. | 1 | 2 | 3 |
105-107 | Отдарок за подарок | 1 | 2 | 3 |
108-111 | Куклы барыни, девки, бабы и т.д. | 1 | 3 | 4 |
112-114 | Кукла на выхвалку. Сытость. | 0,5 | 2,5 | 3 |
115 | Крестец | 0,5 | 0,5 | 1 |
116-117 | Кукла добрых вестей. Кукла-колокольчик | 0,5 | 1,5 | 2 |
118-119 | Семин и Семичиха. Симеон Столпник. | 2 | 2 | |
120-121 | Божье Око – самая древняя обережная кукла. | 1 | 1 | 2 |
122-123 | Символ женской мудрости, домашнего очага – кукла Рябинка | 0,5 | 1,5 | 2 |
124-130 | Костюмная кукла. Традиционный русский костюм. Кукла в русском костюме. | 2 | 5 | 7 |
9
Содержание занятий:
1-й год обучения:
Введение в образовательную программу (1 час)
Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Организация занятий. Содержание рабочего места.
История народной куклы, русский костюм (3часа)
История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.
Типы и назначения кукол (2 часа)
Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.
Тряпичная народная кукла (58 часов)
Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.
10
2-й год обучения:
Кукла в русском быту (4часа)
Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте русского народа, о православных праздниках. Показ иллюстраций и презентаций на тему.
Изготовление кукол (60 часов)
Продолжение тем 1-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством и самостоятельно.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность
Итогом проделанной работы должна стать выставка в конце 1 года обучения и две выставки на втором году обучения. Проведение праздников для родителей, организация народных праздников «Коляда», «Масленица»,мастер класс для детей и родителей
11
Список используемой литературы
Для детей:
- 1.В. Феррари «Игрушка своими руками»
- «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
Для родителей:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
Для классного руководителя:
- Е.Берестенева .Н.Догаева «Кукольный сундучок» - ООО «Белый город» 2010год
- И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
- О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
- Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
- И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога»,2006г
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "В гостях у Кузи" (Мир цвета)
Данное занятие поможет развить эстетическое восприятие, творческие способности учащихся; сформировать у учащихся художественное воображение и творческое мышление; воспитывать интерес к цветовому много...
Внеклассное занятие "В гостях у Кузи" (Мир цвета)
Данное занятие поможет развить эстетическое восприятие, творческие способности учащихся; сформировать у учащихся художественное воображение и творческое мышление; воспитывать интерес к цветовому много...
Внеклассное занятие "В гостях у времён года"
Это фольклорный праздник о временах года....
Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"
Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...
Внеклассное занятие "В гостях у светофора"
Главная задача мероприятия - развивать навыки и привычки поведения на дороге....
Конспект внеклассного мероприятия "В гостях у бабушки"
Семейный праздник. Цель: поддерживать семейные традиции....
Открытое занятие «В гости к бабушке»
Открытое занятие в младшей группе «В гости к бабушке»...