Программа внеклассных занятий «В гостях у бабушки Забавушки»
рабочая программа на тему

Ярош Наталья Александровна

Цель программы:

 

·        Изучение истории русской народной куклы и народного костюма;

·        Формирование личности младшего школьника на основе приобщения к народной культуре;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushki_zabavushki_programma.docx819.05 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  Еманжелинская СОШ

                                            Программа внеклассных занятий

«В гостях у бабушки Забавушки»

(знакомство с историей создания и изготовление народных кукол)

                                       Классный руководитель:

Ярош Н.А.

  учитель начальных классов

2017

                                    Пояснительная записка

Характерная черта современного образования – особое внимание народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать детей к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков. Наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.Куклы не только игрушки, но и близкие   друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.

1

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Программа кружка «В гостях у бабушки Забавушки» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическуюпрактическуюработу.

Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
- Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод обучения:

  - Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол
- Пробуют изготовить саму  поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.


Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например:
- Беседа. 

 - Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, пошив костюма;
- Декоративное оформление.

2

Делая кукол, можно применять многие умения и знания. Можно на кукле научиться многому, на что не хватает времени, когда хочется попробовать все.Можно шить саму куклу, а можно и одежду для нее через это изучить народный костюм. Это будет по-настоящему, потому что не надо придумывать новые крои, одежда была такой, какой ее носили много лет назад.Можно сплести для нее пояс, и это тоже целый мир и наука. Узоры, цвета, особенности женских и мужских поясов, все это возможно изучить и использовать в одежде куклы.Бисер – плетение украшения, вышивка, ткачество – все это имеет место быть и жить в наряде куклы, и можно все это освоить по-настоящему, только намного быстрее.Умение делать кукол, которые помогают их хозяевам познать себя и окружающий мир, не забыть истоки своей культуры. Куклы могут оберегать, лечить, радовать, учить. Они помогали справлять календарные обряды нашим предкам, призывая урожайный год, а значит, жизнь. Куклы помогали во всех значимых и малозначимых случаях жизни человека.

.

        3

Цель программы:

  • Изучение истории русской народной куклы и народного костюма;
  • Формирование личности младшего школьника на основе приобщения к народной культуре;

Задачи программы:

  • Ознакомить с традиционной русской куклой
  • Воссоздать историю возникновения куклы
  • Раскрыть роль народной куклы в жизни людей
  • Составить типологию кукол по признакам
  • Дать основы изготовления куклы (способы)
  • Показать через куклу народную культуру (мировоззрение): через рассказы о быте, праздниках и обрядах, проводимых с куклой
  • Способствовать формированию личностных качеств (доброта, человечность, ответственность, взаимовыручка, поддержка)

Программа занятий  предполагает так же:

  • развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей;
  • формирование этической и эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного народного творчества, особенностями труда, быта;
  • развитие творческого потенциала ребёнка, его созидательных возможностей;
  • формирование навыков общения и коллективной деятельности;

4

Формирование  УУД

К концу 1 года обучения дети должны  знать;

  • историю русской народной куклы
  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег)
  • технологию изготовления кукол

уметь:

  • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога

К концу 2 года обучения дети должны знать:

  • историю русского народного костюма
  • куклы в праздничной символике
  • типы и назначения кукол
  • технология изготовления кукол

уметь:

  • самостоятельно изготовить тряпичную куклу
  • оформить костюм куклы
  • рассказать историю русской народной куклы и народного костюма

5

                                                        Тематический план

занятия

Тема занятия

Тео-рия

Прак-тика

К-во

часов

1

Введение в  программу

1

1

2

История народной куклы

1

1

3

Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука

1

1

4

Традиционный русский костюм

1

1

5-6

Типы и назначения кукол

-обрядовые

-обереги

-игровые

2

2

7-

22

Тряпичная народная кукла.

Куклы-закрутки

-Пеленашка

-Зайчик-на-пальчик

-Лихорадки (Лихоманки)

-Столбушка

-Владимирская столбушка

-Курская столбушка

- Архангелогородская столбушка

-Столбушка с детками

1

  15

  16

23-

32

Куватки (Кувадки)

-Куватка

-куклы «День и ночь»

-Десятиручка

- Кузьма и Демьян – покровители семейного очага и ремёсел

- Сложная куватка

1

9

10

33 –

39

Куклы из тканевых квадратов

-Вепсская кукла

- Зерновушка

-Рождественский ангел

1

6

7

40

Матушкина куколка (русская народная сказка)

1

1

41-

43

Обрядовая свадебная кукла. Неразлучники

1

2

3

44-

46

Свадебная кукла «Мировое дерево».

1

2

3

47-

48

Куклы из ниток. Мартинички.

0,5

1,5

2

49 - 52

Крупеничка. (Зернушка)

1

3

4

53 - 56

Кукла из медвежьей стороны (Каргопольская кукла). Параскева-Пятница.

1

3

4

57 - 60

Орловская кукла – традиционно игровая кукла

1

3

4

61 - 64

Итоги первого года обучения. Подготовка к выставке. Выставка работ

1

3

4

Второй год обучения

65-68

Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси

4

4

69-72

Изготовление кукол

Берестяные куклы

1

3

4

73-74

Кукла – бессонница (скрутка)

0,5

1,5

2

75-77

Кукла – перевёртыш (Девка-баба)

1

2

3

78-79

Желанница

0,5

1,5

2

80-81

Кукла-купавка

0,5

1,5

2

82

Выставка работ

1

83-86

Московка (Седьмая Я, Семья, Плодородие)

1

2

3

87-89

Оберег от одиночества. Толстушка-костромушка

1

2

3

90-92

Кубышка-травница

0,5

2,2

3

93-94

Пасхальная кукла. Вербница

0,5

1,5

2

95-96

Пасхальная голубка

2

2

97-99

Веснянка

1

2

3

100-101

Первоцвет

1

1

2

102-104

Обрядовые куклы. Коляда.

1

2

3

105-107

Отдарок за подарок

1

2

3

108-111

Куклы барыни, девки, бабы и т.д.

1

3

4

112-114

Кукла на выхвалку. Сытость.

0,5

2,5

3

115

Крестец

0,5

0,5

1

116-117

Кукла добрых вестей. Кукла-колокольчик

0,5

1,5

2

118-119

Семин и Семичиха.

Симеон Столпник.

2

2

120-121

Божье Око – самая древняя обережная кукла.

1

1

2

122-123

Символ женской мудрости, домашнего очага – кукла Рябинка

0,5

1,5

2

124-130

Костюмная кукла. Традиционный русский костюм. Кукла в русском костюме.

2

5

7

9

Содержание занятий:

1-й год обучения:

Введение в образовательную программу (1 час)

Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Организация занятий. Содержание рабочего места.

История народной куклы, русский костюм (3часа)

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма,  о различии костюмов русских губерний.  Показ презентаций.

Типы и назначения кукол (2 часа)

Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла (58 часов)

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

10

2-й год обучения:

Кукла в русском быту (4часа)

Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте  русского народа, о православных праздниках. Показ иллюстраций и презентаций на тему.

Изготовление кукол (60 часов)

Продолжение тем 1-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством  и самостоятельно.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность

Итогом проделанной работы должна стать выставка в конце 1 года обучения и две выставки на втором году обучения. Проведение праздников для родителей, организация народных праздников «Коляда», «Масленица»,мастер класс для детей и родителей

11

 Список используемой литературы

Для детей:

  1. 1.В. Феррари «Игрушка своими руками»
  2. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год

Для родителей:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995

Для  классного руководителя:

  1. Е.Берестенева  .Н.Догаева  «Кукольный сундучок»  - ООО   «Белый город» 2010год
  2. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
  3. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
  4. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
  5. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога»,2006г

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "В гостях у Кузи" (Мир цвета)

Данное занятие поможет развить эстетическое восприятие, творческие способности учащихся; сформировать у учащихся художественное воображение и творческое мышление; воспитывать интерес к цветовому много...

Внеклассное занятие "В гостях у Кузи" (Мир цвета)

Данное занятие поможет развить эстетическое восприятие, творческие способности учащихся; сформировать у учащихся художественное воображение и творческое мышление; воспитывать интерес к цветовому много...

Внеклассное занятие "В гостях у времён года"

Это фольклорный праздник о временах года....

Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"

Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...

Внеклассное занятие "В гостях у светофора"

Главная задача мероприятия - развивать навыки и привычки поведения на дороге....

Конспект внеклассного мероприятия "В гостях у бабушки"

Семейный праздник. Цель: поддерживать семейные традиции....

Открытое занятие «В гости к бабушке»

Открытое занятие в младшей группе «В гости к бабушке»...