Конспект урока "Мир деятельности"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Короткова Ольга Ивановна

Данный урок по теме "Учусь  действовать по аналогии" был проведён в 4 классе. Урок выстроен в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_deyatelnosti-_4seminar.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Учусь действовать по аналогии»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня на уроке мы с вами вновь  будем открывать новое знание.

- Посмотрите на эти изображения. Как вы думаете,  что нужно сделать?

- Выберите из предложенных мною слов то, которое поможет вам объяснить свой выбор этих пар: похожие, одинаковые, различные.

- Правильно, именно их похожесть, сходство этих предметов, или, по-другому, аналогия позволила вам составить эти пары.

Прочитайте значение этого слова в РТ.

- Умение действовать по аналогии позволяет решать многие учебные , жизненные  и даже научные задачи. Аналогию называют другом и помощником изобретателей и ученых.

- Давайте разбираться, почему так важна аналогия.

Соединить самолет и птицу, соединить шарик и воздушный шар – аэростат.

Похожие.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Актуализация алгоритма сравнения, уточнение понятия «похожий».

- Сегодня на уроке вам пригодится умение сравнивать. Повторим алгоритм сравнения.

                  Алгоритм на доске.

   

- Ученики 1 варианта будут сравнивать первую пару, а ученики 2 варианта – вторую. Работать будете в РМ.

- Давайте проверим.

 

- Посмотрите на результат сравнения. Можете ли вы теперь более точно объяснить, что значит слово «похожие»?

Называют общие и различные свойства.

У них много одинаковых  свойств, но есть  и различные свойства.

2)Уточнение представлений учащихся об аналогии и её назначении.

- Посмотрите на вторую пару предметов, которые вы составили по аналогии: птица и самолет.

- Какой объект природный, а какой создан человеком?

- Как вы думаете, а случайно ли самолет похож на птицу?

- Конечно, не случайно. Изучение полета птиц очень помогло изобретению летательных аппаратов. Ученые  и конструкторы-авиаторы взяли  у птиц много полезного для своей работы. Но не только аналогия с птицей помогала создавать летательные аппараты. Я расскажу вам историю о том, как мост помог построить аэроплан.

Птица – природный объект, в самолет создан человеком.

Нет.

Как мост помогал аэроплан строить…

   Эта история произошла более 100 лет назад. Человек пытался осуществить свою давнюю мечту: подняться в воздух и лететь подобно птице. Изобретались первые самолеты. Одной из первых летательных машин был биплан – самолет с двумя парами крыльев. Во время полета его крылья изгибались. Это мешало ему лететь. Изобретатели никак не могли решить проблему – как укрепить крылья. Решение пришло, откуда не ждали. Один инженер – мостостроитель рассмотрел новую для себя конструкцию биплана. Он увидел, что его крыло похоже на хорошо знакомое ему строение моста. Инженер знал, что у каждого моста есть специальные стойки, служащие для его укрепления.  Он предположил, что эти подпорки могут  сослужить такую же службу для крыльев самолета. Мостостроитель поставил между крыльями биплана подпорки. Устанавливал эти стойки тем же способом, что и подпорки на мостах. Биплан запустили в небо. Он был похож на ажурный мост, но крылья его – о чудо!  - перестали изгибаться! Вот так проблему авиации решил мостостроитель.

- Между какими двумя объектами увидел аналогию герой истории?

- Какую пользу принесла эта аналогия?

- Можем ли мы сказать, что аналогия послужила способом открытия нового знания?

- Аналогия позволила совершить огромное количество открытий! Сейчас вам самим предстоит побывать в роли изобретателей.

Перед вами некоторые изобретения, которые были созданы с помощью выполнения аналогии: паровоз, вертолет, шприц.

- Попробуйте отгадать, что и кто помог их придумать.

- Паровой двигатель, который потом использовали в паровозах, построили, опираясь на наблюдения за крышкой кипящего чайника.

- Именно стрекоза стала прообразом современного вертолета. Он, как стрекоза, может взлетать с места без предварительного разбега, неподвижно висеть в воздухе на нужной высоте, садиться на маленькую площадку без последующего пробега.

- Идею шприца для уколов подсказал комар, который высасывает кровь через полую трубочку носа, имеющего форму иглы.

- После того, как вы много узнали об аналогии, попробуйте закончить эту запись:

Аналогия – инструмент для открытия _____знания.

Какие ещё инструменты для открытия нового вам знакомы?

- Итак, мы повторили необходимые знания, назовите следующий шаг на уроке открытия нового знания.

Между мостом и крылом биплана.

Аналогия позволила укрепить крылья би плана.

Да. До аналогии не знали, как укрепить, после установления аналогии – узнали.

Сравнение, обобщение…

Пробное действие.

3. Задание на пробное действие.

- Прочитайте задание № 1 в РТ.

- Что заметили в алгоритме?

- Попробуйте закончить алгоритм.

- Кто не смог выполнить задание?

- Ребята, кто выполнил задание, докажите, что ваш алгоритм верен.

- У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением?

Пропущены некоторые слова. Слова-помощники: знакомый и новый.

Мы пока не можем доказать, что закончили алгоритм правильно.

Остановиться и подумать.

3.Выявление места и причины затруднения.


- Определите место своего затруднения.

-  Сформулируйте причину своего затруднения.

Кто-то не смог расставить слова в нужном порядке, а кто-то не смог доказать правильность полученного алгоритма.

Мы не знаем, как  правильно действовать по аналогии.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель.

- Итак, какова тема нашего урока?

- Вспомните, сегодня на уроке мы уже встречались с правильно проведенной аналогией?

- Верно. А теперь посмотрите на средства, которые я вам предлагаю для открытия.

- Что вы видите?

- Могут ли действия мостостроителя помочь нам узнать правильные действия по аналогии и вставить нужные слова?

- Пропусков в алгоритме четыре, а слов, которых не хватает в алгоритме, всего два: знакомый и новый.

- Какой объект для мостостроителя был новым, а какой знакомым?

- Составим план действий.

- С чего вы начнёте?

        

- Итак, план готов, работать вы будете в группах. Не забывайте о правилах работы в группе.

Узнать, как  правильно действовать по аналогии, т.е. составить алгоритм и научиться им пользоваться.

Учимся действовать по аналогии.

Да. В истории, как мост помогал аэроплан строить.

Таблицу. В левой части даны действия мостостроителя, а в правой – шаги алгоритма  с пропусками.

Да.

Новый  - крыло биплана, а знакомый – мост.

Прочитаем каждый шаг мостостроителя в левой части таблицы, исходя из этого в правую часть вставим нужное слово, прочитаем полученный алгоритм, сверяя шаги с действиями мостостроителя.

5.Реалиация построенного проекта.

- Как вы дополнили первый (второй, третий) шаг и почему?

- Вновь вернемся к заданию 1 в РТ. Рассмотрите и объясните действия Смайлика  в правой части алгоритма.

- Вклейте наклейки.

- Вклейте наклейки в эталон в РТ.

- Давайте еще раз уточним, как проводилась проверка предположений Смайлика?

- Как своё предположение проверил инженер – мостостроитель?

- Каков же был результат?

- Предположения оказались верными. Можно сделать вывод, что и аналогия в целом верна. Но, оказывается, бывает и по-другому: послушайте ещё одну историю.

Учащиеся работают в группах, заполняя пропуски на листах для открытия. Листы вывешивают на доску.

Измерение линейкой.

Биплан запустили в небо.

Крылья перестали изгибаться.

   В 18 веке люди представляли себе, что условия полёта летательных аппаратов в воздухе имеют полную аналогию с условиями плавания кораблей в море. Поэтому инженеры того времени предлагали создавать их с парусами, вёслами и рулями. Представьте себе летательный аппарат, который состоит из корзины с установленными наверху парусами. В придачу он снабжён парой вёсел  и треугольным рулем. Конечно, эти решения по аналогии успеха не имели. Предположения инженеров оказались неправильными: такие летательные аппараты так и не смогли взлететь в небо. А значит, и аналогия неверна.

- Зачем же нужен последний шаг алгоритма?

 

- Не забывайте об этом важном шаге.

Чтобы проверить, верное твоё предположение или нет.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Итак, алгоритм готов. Какой следующий шаг на уроке?

- У меня два самолётика. Какой из них вам знаком, а какой новый?

- Научиться складывать новый самолёт вы сможете чуть позже.

- Можете вы назвать эти самолётики похожими?

- Докажем это при помощи сравнения. Сравните красный и желтый самолет.

-  Какие общие свойства  вы можете назвать?

- Назовите различные свойства.


- Можем ли мы назвать их похожими?

- А куда бы вы записали свойство «может летать»?

- А вы можете предположить, какой должен быть ответ на этот вопрос?

- Сейчас мы с вами уже применяем алгоритм действий по аналогии. Давайте проговорим каждый шаг, чтобы сделать наше открытие по аналогии правильно и ничего не пропустить.

- Вам нужно дополнить шаги алгоритма нужными карточками.

- Какой первый шаг алгоритма?

- Какую карточку выбираем?

- Аналогично со вторым и третьим шагами.

- Какой четвертый шаг?

- Как мы это можем проверить?

- Давайте запустим. Что увидели?

- Значит, какой делаем вывод?

Мы должны потренироваться, научиться применять алгоритм.

Жёлтый знаком , а красный новый.

Да.

Материал, размер, способ изготовления…

Цвет, форма…

Да. У них много общих свойств, но есть и различные.

Пока никуда, мы не знаем, сможет ли летать красный самолет.

Да, можем. Скорее всего, красный самолет может летать, потому что он похож на желтый  самолет, а желтый, мы знаем, летает.

Подбираю знакомый объект, похожий на новый.

Красный самолет похож на желтый.

Проверяю своё предположение и делаю вывод.

Запустить самолет.

Красный самолет может летать.

Проведенная аналогия верна.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Применить аналогию для открытия

нового знания под силу только великим ученым. Вы пока  школьники и только учитесь. Поэтому в самостоятельной работе вы будете составлять в действиях по аналогии только последний шаг.

- РТ №3. Прочитайте задание.

-  Выполняйте.

- Какой вывод у вас получился?

- Зафиксируйте результат своей самостоятельной работы.

Проведенная аналогия неверна.

8.Включение в систему знаний.

- Сегодня вы узнали, что аналогия – это друг многих наук. Это и математика, и физика, и астрономия, и многие другие. Аналогия приносит пользу и в искусстве: литературе, архитектуре и не только. Давайте подумаем, встречались ли мы с аналогией на наших уроках?

- Посмотрите на эти записи. Попробуйте объяснить, где здесь прячется аналогия. Определите, в каком школьном предмете мы ее встречали.

- В чем вы видите помощь аналогии ученику? Выберите вариант ответа.

- Поднимите руку, кто считает, что первый вариант? Второй? Оба? Аналогия оказывает ученику и ту, и другую помощь.

Математика. Сложение трехзначных чисел выполняется аналогично тому, как выполняется сложение двузначных чисел.

Русский язык. Безударное окончание существительных проверяется по аналогии  с правилом  проверки безударной гласной в корне слова.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- О чем говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Какую цель ставили? Вы достигли её?

- Как доказать, что первая часть достигнута?

- Вторую часть вы полностью реализовали?

- А где вы будете тренироваться?

- Пришло время для оценки результатов своей работы. Оцените свою работу с помощью «Лесенки успеха».

- Мы с вами обязательно будем продолжать пользоваться новым алгоритмом и учиться применять его на наших уроках.

Об аналогии.

Узнали, как проводить действия по аналогии, о ее значении для науки и учебы.

Построить алгоритм действий по аналогии и научиться его применять, не совсем.

У нас есть алгоритм, мы выполнили самостоятельную работу.

Нет. Надо еще тренироваться.

На уроках, в жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в 1 младшей группе Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)

Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)Тема: Разноцветная водичка.Цель:  Ознакомление детей со свойствами воды  средствами рисо...

Конспект образовательной деятельности для детей младшей группы

Интересное, увлекательное занятие, на котором дети знакомятся с признаками весны. Дети и путешествуют, и развивают речь и занимаются творческой деятельностью....

Пожарные учения. конспект внеурочной деятельности в начальной школе.

Ø Выработать навык правильного анализа и адекватного поведения в экстремальной ситуации, т.е. грамотных действий в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути каждого....