Кружок "Краеведение"
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа кружка о Саратове

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_kraevedenie.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе ,любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы -воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Саратовский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом , где он родился и рос. Программа кружка «Краеведение» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим.

Программа кружка «Мой родной Саратов» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.

Цель краеведческого кружка:

Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры родного края.

Задачи программы:

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношения к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций- избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

В программу включены 3 блока:

-историческое краеведение;

-природно-географическое краеведение;

-художественное и духовное краеведение.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», от «близкого к далекому». Ведь именно краеведение - самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Работа осуществляется в двух направлениях:

1.Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видеоматериалов)

2.Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)

Описание места программы в структуре основной образовательной программы(ООП)

Программа кружка «Краеведение» является неотъемлемой частью образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана из расчета 1часа занятий в неделю ежегодно. Суммарное количество часов за 4 года обучения составляет135часов.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности

Ценность жизни -признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира -частью живой и неживой природы.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

        Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) – 2,3 классы.

        Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4 класс.

        Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретению необходимых внутренних качеств. Учащиеся получают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

        Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

        - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружеской среде (в классе) и в открытой общественной среде);

        - формирования у детей социокультурной, этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень (1 класс):

- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);

- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами;

2 уровень (2-3 классы):

- оценку достижений обучающихся (портфолио);

- создание и защиту собственных проектов;

- создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;

3 уровень (4 класс):

- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;

- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото-и видеоматериалов в школьный музей;

- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

- создание и защиту собственного проекта;

- создание презентаций – представлений по изученной теме;

- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин г. Саратова., чувства сопричастности и гордости за свой город..

мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Саратова ; чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

Выпускник научится:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику города;

описывать достопримечательности г. Саратова;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Приволжского края и атласом;

работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

- готовить и выступать с сообщениями;

-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой родной Саратов» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень (1 класс):

- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);

- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами;

2 уровень (2-3 классы):

- оценку достижений обучающихся (портфолио);

- создание и защиту собственных проектов;

- создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;

3 уровень (4 класс):

- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;

- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото-и видеоматериалов в школьный музей;

- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

- создание и защиту собственного проекта;

- создание презентаций – представлений по изученной теме;

- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.

        Материально-техническое обеспечение. 

Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, Музыкальной техникой, библиотекой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенным к локальной сети интернет.  Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, мультимедийной доской.

Информационно-методический ресурс реализации программы складывается:

        - из учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);

        - электронных ресурсов.

В работе со школьниками используются следующие методические приемы:

        - инициирование и поддержание самоуправления в группах;

        - организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

        - организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;

        - предъявления себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;

        - предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

        - проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

        - организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя.

  1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. - Издательство СГУ, 1986.
  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях.
  4. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. - Саратов, 2006.

5.      Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. - Москва. «Школа-Пресс», 2001.

6.      Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. - Саратов. Приволжское                  издательство, 1997.

7.      Семенов В.Н. Саратов геологический. - Издательство СГУ, 2000.

8.      Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. -                    Приволжское книжное издательство, 1990.

  1. Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  2. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.

Литература для учащихся.

1.А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. - Саратов. Издательство «Лицей», 2005.

2.Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.

3.Палькин Н.Е. О, Волга! - М., Молодая гвардия, 1985.

4.Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. - Саратов. Издательство СГУ, 1989.

5.Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

6.Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. - Саратов. Приволжское издательство, 1980.

7.Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.