Использование новых образовательных технологий в педагогической деятельности
материал на тему

Мурина Юлия Вячеславовна

При прхождении аттестации педагогическим работникам приходится заполнять форму об использовании в своей деятельности новых педагогических технологий. Предлагаю в помощь аттестующимся  свой материал, представленный в виде таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_novyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Ф.И.О. аттестуемого Мурина Юлия Вячеславовна

Технология

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Игровые технологии

 Игра создаёт благоприятный психологический климат, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, обладает здоровьесберегающим потенциалом (обеспечивает эмоциональную и физическую разрядку)

Периодичность:

с высокой периодичностью  на всех типах и этапах урока и во внеурочной деятельности.

Тип урока:

урок открытия новых знаний, уроки закрепления и обобщения, комбинированные уроки.

Этап изучения темы:

на уроках открытия новых знаний использую игры – путешествия;

на комбинированных уроках -дидактические игры для лучшего усвоения понятия,  темы;

на уроках закрепления и обобщения знаний применяю ролевые игры.

Этап урока:

на организационном этапе урока использую игры – приветствия для создания доброжелательной обстановки;

на этапе актуализации знаний – дидактические игры, позволяющие вспомнить ранее пройденный материал;

при объяснении нового материала – игры – путешествия, дающие возможность рассмотреть вновь изучаемую тему со всех сторон;

 на этапе закрепления знаний использую ролевые и дидактические игры.

Вид деятельности:

учитель – ученик, ученик – ученик.

Действия учителя: выбирает вид игры, объясняет правила, проводит инструктаж по технике безопасности (если этого требуют правила), разбивает детей на команды, выполняет роль судьи, подводит итоги игры.

Действия ученика:

знакомятся с вариантом игры, включаются в игровую ситуацию, ищут правильные направления действий для достижения поставленной в игре цели.

В результате использования на уроках игровых технологий у учащихся повысился интерес к изучаемым предметам, снизился уровень эмоциональной напряжённости, сократились случаи возникновения конфликтных ситуаций, повысилась активность, улучшилось  внимание, вырос уровень общения между детьми.

Информационно – коммуникационные технологии

Информационно – коммуникационные технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, расширяют возможности предъявления учебной информации (использование цвета, графики, звука и т.д.), повышают темп урока, делают его более ярким и увлекательным, обеспечивают экономию времени при подготовке к уроку, позволяют хранить накопленную информацию компактно.

В моём пользовании находятся:

- инерактивная доска SMART Notebook,

- компьютер для учителя,

- компьютеры для учеников,

- проектор,

- документ – камера,

- цифровой микроскоп,

- система контроля и мониторинга качества знаний PROklass,

- модульная система экспериментов PROLog,

- аудиоприложения к учебникам.

Периодичность:

систематически на всех типах и этапах урока и во внеурочной деятельности.

Тип урока:

все типы уроков.

Этап изучения темы:

на всех этапах изучения темы.

Этап урока:

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

-для обозначения темы (на уроках окружающего мира и литературного чтения возможно использование  стихов, портретов писателей, кроссвордов, ребусов и т.д.);

- в начале урока можно создать проблемную ситуацию, проектируя вопросы по изучаемой теме, схемы к задачам, таблицы сложения и вычитания и другой необходимый материал;

- при организации устного счёта на уроках математики, орфографической минутки на уроках русского языка;

- при объяснении нового материала учитель может использовать презентации, видеосюжеты, аудиозаписи;

- для организации контроля знаний учащихся, в работе над ошибками.

Вид деятельности:

учитель – ученик, ученик – ученик.

Действия учителя: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра.

Действия ученика:

учащиеся анализируют результаты своей деятельности, самостоятельно оценивают выполнение заданий, корректируют полученные результаты с учётом своих ошибок.

На своих уроках использую различные программы на компакт-дисках, которые помогают

мне при объяснении нового материала, закреплении и систематизации знаний учащихся.

Ученики моего класса уже сами успешно создают презентации к своим выступлениям, работают в различных компьютерных программах.

Ежегодно  повышается активность учащихся в использовании ИКТ при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

Технология развития критического мышления

Использование данной технологии способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых для дальнейшей учёбы и обычной жизни (развиваются умения принимать взвешенные решения, работать с разнообразными источниками информации, анализировать полученный результат)

Периодичность:

с высокой периодичностью  на уроках открытия новых знаний, комбинированных уроках и на занятиях по внеурочной деятельности.

Тип урока:

уроки открытия новых знаний, комбинированные уроки.

Этап изучения темы:

этап изучения нового материала, этап применения полученных знаний.

Основными формами организации урока при использовании ТРКМ являются парно – групповые формы, что соответствует системно – деятельностному подходу к обучению в рамках требований ФГОС.

Этап урока:

- стадия вызова,

- стадия осмысления,

- рефлексивная стадия.

Вид деятельности:

учитель – ученик, ученик – ученик.

Действия  учителя: на стадии вызова -  вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация деятельности учащихся, мотивация к дальнейшей работе; на стадии осмысления – создание нового понятия, поддержание активности учащихся в открытии новых знаний; на этапе рефлексии – организация закрепления новых знаний.

Действия ученика: на стадии вызова ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ; на стадии осмысления – изучает новую информацию; на стадии рефлексии – соотносит старую информацию с новой, обменивается идеями с другими учениками, анализирует полученные   в ходе урока новые знания.

Используемые мною  приёмы: перевёрнутые логические цепочки, ассоциации, верные и неверные утверждения, кластеры, приём «Да – нет», «Тонкие и толстые вопросы», синквейны, бортовые журналы и т. д.

 В результате использования ТРКМ  у обучающихся повышается мотивация к учению, возрастают мыслительные возможности, развиваются умение анализировать полученную информацию, способности самостоятельно «добывать» новые знания и оперировать ими.

На уроках ученики высказывают собственное мнение по изучаемым вопросам, совершают обдуманный выбор между различными мнениями, аргументировано доказывают свою точку зрения, могут оценить совместную работу, умеют считаться с чужой точкой зрения.

Технология проблемного обучения

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

учащихся.

Периодичность:

Частота применения определяется задачами и возможностями урока.

Тип урока:

уроки открытия новых знаний, комбинированные уроки.

Этап изучения темы:

- постановка учебной проблемы;

- поиск её решения.

Этап урока:

- подготовка к восприятию проблемы,

- создание проблемной ситуации,

- формулировка проблемы,

- процесс решения проблемы,

- доказательство правильности решения. 

Вид деятельности:

учитель – ученик, ученик – ученик.

Действия учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается. Центральная фигура – ученик. Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

Действия ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно – поискового и проектного обучения.

В результате использования данной технологии дети открывают   и осваивают  новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Мне нравится видеть  восторг в глазах детей, если ученик решил проблему. Часто слабый ученик выбирается на первый план в решении какой – либо проблемы,  что стимулирует его желание получить новые знания.

Технология смыслового чтения

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Читательские умения обеспечивают  младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Периодичность:

систематически на всех типах и этапах урока и во внеурочной деятельности.

Тип урока:

все типы уроков.

Этап изучения темы:

на всех этапах изучения темы.

Этап урока:

технология смыслового чтения может быть использована на любом этапе урока при работе с текстом. Работа с текстом состоит из трёх основных этапов: 1 этап -  работа с текстом до чтения (определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт); 2этап - работа с текстом во время чтения (первичное чтение, перечитывание текста, беседа по содержанию, выразительное чтение); 3этап -  работа с текстом после чтения (коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов,  знакомство с писателем, рассказ о писателе, работа с материалами учебника, дополнительными источниками).

Вид деятельности:

учитель – ученик, ученик – ученик.

Действия учителя: организует самостоятельную работу учащихся с источником информации.

Действия ученика: читает предложенный учителем текст, выполняет задания учителя до чтения и после чтения текста, анализирует полученную информацию, делает выводы.

Сформировать у учащихся навык смыслового чтения помогают  приемы технологии критического мышления: «ассоциативный куст», «чтение в парах – обобщение в парах», «чтение с пометками», «дневник двойных записей», « читаем и спрашиваем» и др.

Продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт, заставляет думать, познавая окружающий мир.

Применение данной технологии   позволило   сделать уроки интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.  Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности обучающихся.

Проектная технология

  • Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие  познавательных  навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.  Главными целями  введения проектной технологии  в начальную школу являются: развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории полученный результат; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Периодичность:

не менее одного раза в полугодие с опорой на личные интересы обучающихся,

При осуществлении проекта можно выделить четыре основных этапа.

1 этап. Погружение в проект;

2 этап. Организация деятельности;

3 этап. Осуществление деятельности;

4 этап. Презентация результатов.

 Вид деятельности:

учитель – ученик, ученик – ученик.

Действия учителя: на 1 этапе - отбирает возможные темы проектов, предлагает их учащимся, объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности. На 2 этапе - разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта, предлагает возможные формы презентации результатов. На 3 этапе -  консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию. На 4 этапе -   обобщает и резюмирует полученные результаты.

Действия ученика: на 1 этапе - уточняет информацию, обсуждает задание, принимает решение по выбору темы. На 2 этапе - разрабатывает план действий, осуществляет постановку конкретных задач, определяет средства реализации проекта, уточняет источники информации, выбирает формы и способы презентации предполагаемых результатов. На 3 этапе - работает над проектом и его оформлением, консультируется по необходимости, добывает новые знания, подготавливает презентацию. На 4 этапе - публично представляет полученные результаты.

 Ежегодно ученики моего класса  участвуют в защите  учебных проектов. В апреле в классе проходят фестивали проектных работ, на которых родители вместе с детьми представляют свои долгосрочные проекты  на суд заинтересованных зрителей. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Работа над проектами способствует  умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности.

Технология дифференцированного обучения  

Данная технология обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

Способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышению самооценки и мотивации учащихся к учебной деятельности. Чтобы достичь таких результатов, необходимо провести диагностику личностных качеств воспитанников и получить характеристику, которая даст возможность распределить их по типогруппам с учетом уровня их возможностей и подобрать необходимые приемы и методы обучения.

По результатам диагностических исследований (проведённых в  первой и второй четвертях 2014-2015 уч.г.) учащиеся класса были «разбиты» (условно) на три уровня подготовки. В дальнейшем учащимся предлагались дифференцированные задания по трем уровням сложности. Были проведены самостоятельные работы в третьей и четвёртой четвертях, в которых учитывались  уровни обучения. Слабым учащимся были предложены карточки третьего уровня сложности; средним – второго уровня; сильным – первого уровня.

Используется при организации групповых форм работы («сильные», «средние», «слабые» группы), а также при составлении разноуровневых заданий.

В результате использования технологии каждый ученик  проявляет себя на уроках в силу своих способностей. Я создаю на уроках и занятиях по внеурочной деятельности атмосферу доверия и поддержки, даю возможность сильным ученикам помогать слабым. Часть учащихся получает подготовку повышенного уровня, достаточную для активного использования во время дальнейшего обучения; «слабые» учащиеся приобретают умения логически мыслить, сравнивать, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать. Учащиеся расширяют свой кругозор.

 

Здоровьесберегающие технологии

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

Применение здоровьесберегающих  технологий позволяет формировать у обучающихся:  

-представление о здоровом образе жизни;

-о факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье;  

-личные убеждения, качества и привычки, способствующие укреплению здоровья в повседневной жизни;

-ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях.

Для обучающихся необходимо обеспечить экологически безопасную здоровьесберегающую инфраструктуру, рациональную организацию учебной и внеучебной деятельности, эффективную организацию физкультурно-оздоровительной работы.

Периодичность:

Выстраиваю учебную деятельность согласно критериям здоровьесбережения  систематически на всех типах и этапах урока и во внеурочной деятельности.

Тип урока:

на всех типах уроков.

Этап изучения темы:

на всех этапах, исходя из структуры урока и утомляемости учеников.

Вид деятельности:

учитель- ученик, ученик – ученик.

Действия учителя:

создание и поддержка благоприятного психологического и эмоционального климата на уроке, исключение перегрузок.

Действия ученика:

учащиеся активно выполняют задания учителя, участвуют в физкультминутках.

В результате использования данной технологии внимание учащихся не рассеивается, т.к. происходит смена видов деятельности, повысилась работоспособность. Ребята более успешно адаптировались в образовательном и социальном пространстве, у них повысилась мотивация  на ведение  здорового образа жизни.

Электронные образовательные ресурсы, такие как;

 

- Российский общеобразовательный портал (режим доступа URL: http://www.school.edu.ru/);

  • Включает библиотеку учебных материалов (словари, справочники, статьи по педагогике и методике, тексты литературных произведений).

Систематически при собственной подготовке к урокам, а также в качестве источников, рекомендуемых учащимся для выполнения тренажерных заданий и самоконтроля по изученным темам.

Интенсификация процесса обучения, стимулирование познавательного интереса школьника, повышение эффективности его самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие информационной культуры, навыков поиска, оценки и структурирования материала, сопоставления сведений из различных источников. Улучшение условий для профессионального роста педагога.

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (режим доступа URL: http://school-collection.edu.ru/).

  • Содержит цифровые приложения к учебникам, электронные тренажёры, ссылки на электронные версии журналов и энциклопедий, тексты диктантов, таблицы, аудиозаписи художественного чтения текстов, литературно-музыкальные композиции и мн. др.

-ЭОР МетаШкола

http://metaschool.ru/

Портал интернет-кружков  и олимпиад по математике и русскому языку. Позволяет совершенствовать умения и расширяет возможности работы с одаренными детьми.

Тренажёр используется при подготовке учащихся  к олимпиадам и во внеурочной деятельности  (курс «Путь к успеху» 1-4 класс).

Победа в Открытой

 российской  интернет -олимпиаде по русскому языку

 «Зима, русский язык, 2 класс».

Победа в Открытой российской интернет - олимпиаде по русскому языку «Весна, русский язык,2 класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Данный материал показывает на практических примерах использование ИКТ-технологий на уроках в начальных классах....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской  общественно государственной  детско – юношеской  организации: &la...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...

4 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллектива...