Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность в начальной школе"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Ефременко Ольга Владимировна

Программа «Проектная деятельность» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стан­дарта начального общего образования (2009 г.) и включена в школьный компонент учебного плана.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом культурно-исторического системно-деятельностного подхода, основанного  на теоретических    положениях    концепции     Л.С. Выготского,     А.Н. Леонтьева,  Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности  процесса обучения  и воспитания младших школьников,  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики внеучебной деятельности   и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается  распределение учебных часов по круп­ным разделам курса внеурочной деятельности   и от­дельным темам.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_rabochaya_programma.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Проектная деятельность в начальной школе»

                                           

                                                                                Автор-составитель:

                                                                                  учитель начальных классов    

                                                                             Ефременко Ольга Владимировна                                                                                    первая квалификационная  категория

П.Калачеевский

2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………..

    1.1 Статус документа……………………………………….................

    1.2 Структура документа……………………………………………...

    1.3 Общая характеристика   программы проектной деятельности……………………………………………………………….

    1.4 Структура   и содержание программы проектной деятельности……………………………………………………………….

  1.  Тематическое планирование ………………………………………..

3.   Планируемые  результаты реализации программы ……………….

4. Методическое обеспечение…………………………………………...

5. Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы………………………………………………………………...

6.  Список использованных источников………………………………..

   

3

     3

     

     3

   

     4

     

     

     6

   

     8

       

19

     21  

     

24

    26        

     

   

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          1.1. Статус документа

Программа «Проектная деятельность» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования[1]1  (2009 г.) и включена в школьный компонент учебного плана.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом культурно-исторического системно-деятельностного подхода, основанного  на теоретических    положениях    концепции     Л.С. Выготского,     А.Н. Леонтьева,  Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности  процесса обучения  и воспитания младших школьников,  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики внеучебной деятельности   и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается  распределение учебных часов по крупным разделам курса внеурочной деятельности   и отдельным темам.

1.2 Структура документа

  Внеурочная программа проектной деятельности  включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место  проектной   деятельности  в базисном учебном плане, цели её изучения, основные содержательные линии: Основное содержание    программы   с примерным распределением учебных часов по разделам курса,  Тематическое  планирование,  Планируемые результаты освоения  программы  начального образования и Поурочное планирование.

1.3 Общая характеристика    программы проектной    

 деятельности

 Учащиеся  начальной  школы  требуют  особого  педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы  их  социального,  гражданского  поведения,  характер  их  трудовой, общественной,  творческой  деятельности[2]1.  

Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.

При  организации проектной деятельности,  основная задача  направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества  работы учителя. Необходимо обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.

 Проектная деятельность   в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать. Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, а  выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Программа проектной  и исследовательской  деятельности  «Я – исследователь»  предназначена для обучающихся начальной школы,  интересующихся исследовательской и проектной деятельностью. По содержательной направленности программа является метапредметной, по функциональному предназначению – познавательно-исследовательской, по форме организации – коллективной, групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся.

 Данная программа  направлена на формирование  у  учащихся:

- способности   к осознанию  целей проектной  и исследовательской деятельности;

- умения  определять  цель и организовать ее достижение;

- креативных (творческих) качеств – вдохновенности, гибкости ума, терпимости к противоречиям,  рефлексивности, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

          Цель  реализации программы: создать условия для  развития и формирования  познавательных  интересов, интеллектуальных, творческих  и коммуникативных способностей  учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа позволяет реализовать  культурно-исторический  системно-деятельностный подход,  который   отражен  в следующих задачах:  

* разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;

* создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

* развитие  в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

* формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

*приобретение  учащимися  знаний о способах поиска необходимой для исследования информации,  обработки  полученных результатов и их презентации; 

* овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

* освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, познавательной, информационной, коммуникативной, социальной.

1. 4 Структура   и содержание  программы проектной деятельности

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом     проектная деятельность   реализуется  в  классах начальной школы  и рассчитана на  младший  школьный возраст.

Курс программы «Я – исследователь» рассчитан  на 3 года обучения. Программа проектной деятельности является модульной и состоит из 3 автономных модулей (общий объем 102 часа):

  • модуль 1 «Я  познаю  мир» - 2 класс (34 часа);
  •  модуль 2 «Загадки окружающего мира» - 3 класс (34 часа);
  • модуль 3  «Я – исследователь» - 4 класс (34 часа).

Занятия в рамках модуля 1 «Я  познаю  мир» - 2 класс (34 часа) -  позволят учащемуся приобрести знания об окружающем  его мире,  его структуре и принципах существования;  приобрести первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, об  активной роли человека в природе;  сформировать  интерес к  книге, вообще -  к информации. Знакомство  учащихся с первоисточниками (философскими, литературными текстами), обсуждение дадут возможность педагогу формировать осмысленное ценностное отношение к  базовым ценностям: жизни; родной  земле; заповедной  природе; планете Земля.

Особенность модуля 2 «Загадки окружающего мира» - 3 класс (34 часа). Изучение подобных загадок –  повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события, происходящие в окружающем мире. Организация обсуждения школьниками данных проблем даст возможность  педагогу влиять на формирование их отношений к Природе как базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство  бережного от ношения к  Природе.

Модуль 3 «Я – исследователь» - 4 класс (34 часа) -  ориентирован на  развитие   познавательной мотивации учащихся и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал  научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если включить в  программу его деятельности проведение членами клуба «Я – исследователь» научно-познавательных занятий для учащихся  1 – 3 –их  классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися 1-3 классов анализ увлекательных научных экспериментов  социальной направленности позволят учащимся 4-ого класса побывать в непривычной  для себя роли взрослого, роли воспитателя.

2. Тематическое планирование

Название темы изучаемого модуля

Теоретические сведения

Часы аудитрорных занятий

УУД

1

2

3

4

5

1 модуль – Я познаю мир (34 часа)

1

Вводное занятие

Понятие совместной деятельности, её результата

1

Познавательные:

- определять круг своего знания

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других

2

Кто такиефокусники?

Люди,  умеющие веселить людей и показывать фокусы

1

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других

Познавательные:

-отвечать на простые вопросы учителя

Личностные:

-учиться фантазировать

3

Николай Николаевич Носов – детский писатель.

Знакомство с творчеством Н.Н. Носова

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

-получение необходимой информации для ответов на вопросы

4

Фантазии на тему «Если бы я  был волшебником…»

(групповые проекты:

-сборник рисунков

Составление сборника  рисунков

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Коммуникативные:

-взаимодействие со  сверстниками  в поиске и сборе информации

Регулятивные:

-структурирование собственных действий

5

Книжкин  праздник Н.Н. Носов «Фантазеры»

Происхождение и значение слова «праздник».

Книжкин  праздник.

Социокультурные категории:  писательское  слово, собственное мнение,  рассуждение

2

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Познавательные:

- извлечение необходимой информации из прослушанных рассказов, историй  Н.Н. Носова

6

Книга – юбиляр

55 лет «Фантазерам»

Коллективный проект (инсценирование, спектакль)

Коллективная презентация знакомства с творчеством Н.Носова и книгой «Фантазеры»

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

7

Экскурсия по посёлку

Продолжение знакомства с историей посёлка

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

- поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

8

Мой родной край

Знакомство с декором сельских  домов

1

Регулятивные:

-определение последовательности действий

Познавательные:

-анализ информации

Коммуникативные:

- взаимодействие со взрослыми в поиске и сборе информации

9

Там, на  кружевных дорожках…

(групповые проекты)

Углубление  краеведческих знаний.

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Регулятивные:

-определение последовательности действий

10

Мой знакомый – незнакомый город

Теоретическое исследование (проект)

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

11

«Я расскажу вам о посёлке…»

(групповой или индивидуальный проект)

Групповая или индивидуальная презентация

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

12

Мы о Великой Победе говорим…

Теоретические знания о Великой Отечественной войне.

Характер русского солдата.

2

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других

Познавательные:

-отвечать на простые вопросы учителя

Личностные:

-уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться

13

Посещение ветеранов

Личная беседа с  ветераном Отечественной войны.

1

Коммуникативные:

-взаимодействовать со  взрослыми

Познавательные:

-получение необходимой информации для ответов на вопросы

14

Великой Победе поем мы славу!

Теоретическое исследование о Великой Отечественной войне

2

Познавательные:

- поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Регулятивные:

-структурирование собственных действий

Коммуникативные:

-взаимодействие со  сверстниками  в поиске и сборе информации

15

Мы вспоминаем всех живых…

Презентация о судьбе  ветерана ВОВ.

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Личностные:

-уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться

16

Я расскажу вам о себе

Самопрезентация интересов

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

17

Моя семья

Теоретическое исследование

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

18

Дружно мы семьей живем

Презентация о семьях учащихся

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

19

Путешествие во времени

Знакомство со временем  как счетчиком человечества.

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Регулятивные:

-определение последовательности действий

20

Такое разное время

(индивидуальный проект)

Теоретическое исследование

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

Регулятивные:

-определение последовательности действий

Личностные

-правильное распределение своего времени

21

Обобщающее занятие

Групповая работа

(группы по интересам)

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

Итого:

34

3. Планируемые  результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает  следующий результат:

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • развитие ценностных отношений школьника к  своему Отчеству, к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни, знаниям, науке и исследовательской деятельности, человеку, людям, к человеческой жизни вообще;
  • приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • представление  о разных системах социальных норм и ценностей в России;  
  • участие в совместной деятельности сверстников и взрослых по сохранению и защите природных и  культурных объектов родного края;
  • проявление  заботы о собственном здоровье, личной безопасности при взаимодействии с  природой и различными людьми.
  • умение  принять  в  качестве  ведущих  ориентиров  основные  нормы  и  правила, регулирующие  повседневную  жизнь  человека,  его  взаимодействия  в  семье,  школе, общественных местах с разными людьми, общностями;
  • владение базовыми навыками  самоорганизации и  самоопределения  в  различных  видах учебной и внеучебной деятельности;
  • умение  ставить  реально  осуществимые  цели  самовоспитания  и  самостоятельно  преодолевать возникающие при их реализации трудности;
  • стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.

4. Методическое обеспечение

     

1 модуль    «Я  познаю  мир»

Формы занятий:  беседы, ролевые игры,  экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные  связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из  видов деятельности учащихся также является  поисково- исследовательский.  Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся  второго  класса постепенно осваивали этот вид деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам, например:   приготовить  сообщение,  нарисовать  иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Работа по изучению данной темы очень важна во 2   классе, т. к. учитель  на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.

  Формы подведения итогов: конкурс рисунков, сообщения,  фококоллажи, сборники рисунков, коллективные, индивидуальные    (семейные) проект.

2 модуль   «Загадки окружающего мира»

Формы занятий:  беседы, ролевые игры,  экскурсии по школе, конкурс рисунков «Этот загадочный мир вокруг меня», просмотр видеофильмов о  природе, компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса,   демонстрационный и иллюстративный,  в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения и воспитания.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский.  Им    соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Практические работы:    рисунки о школе, классе, о своих друзьях; рефераты; фотоколлажи. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.

Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, индивидуальные, групповые и коллективные  проекты.

3  модуль «Я – исследователь»

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии  в этнографический музей  города, краеведческую библиотеку, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов различной тематики.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. 

Формы  подведения итогов: викторины, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, продуктивные игры, исследовательские проекты.

5. Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации  

программы

 Ключевым  условием реализации  программы  деятельности «Я – исследователь»  является глубокое понимание и удержание педагогом в практической деятельности культурных форм  деятельности. Владение  культурной формой  деятельности  позволит педагогу не только удерживать актуальное содержание   проектной  деятельности, но и уверенно наращивать новое содержание, составляющее зону ближайшего развития школьника.

 Каждому этапу реализации программы соответствуют  следующие организационные формы:

  • первый этап -  лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, просмотр кино-, видеофильма;
  • второй этап – продуктивная игра, составление или изготовление объекта демонстрации, подготовка к представлению;
  • третий этап – спектакль,  индивидуальные мини-проекты, групповые или коллективные проекты.

Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопонимания. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребенка коллектив, с членами которого  учащийся мог бы себя отождествлять и где бы культивировались гуманистические нормы и ценности.

В работе со школьниками педагогу рекомендуется использовать следующие методические приемы:

  • введение и поддержание корпоративных норм в группе школьников;
  • инициирование и поддержание самоуправления в группе;
  • организации деятельности на принципах коллективного осуществления и коллективного анализа;
  • организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
  • представление себя (своего поведения, отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта для подражания;
  • представление школьникам актуальной для них информации воспитательного характера, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
  • проблематизация тех отношений школьников с миром, людьми, самими собой, который педагог считает опасными для личностного развития своих воспитанников;
  • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

6. Список использованных источников

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ  № 373  от 6.10. 2009 г.

2. Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России/ Под редакцией Данилюка А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2009.

3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

5.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3 – е издание, переработанное. – Самара: Издательство «Учебная литература»

6. Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.

9. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под  редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.

10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина]. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010.

11. Азбука истоков «Золотое сердечко»: Методический комментарий /Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки». 2004.

12. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающего мира»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.

13. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.

14. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 

15. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.

 


[1]1 Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ  № 373  от 6.10. 2009 г.

[2]1 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009, с. 15