Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность в начальной школе"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Программа «Проектная деятельность» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.) и включена в школьный компонент учебного плана. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом культурно-исторического системно-деятельностного подхода, основанного на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания младших школьников, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики внеучебной деятельности и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса внеурочной деятельности и отдельным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_rabochaya_programma.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Проектная деятельность в начальной школе»
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Ефременко Ольга Владимировна первая квалификационная категория
П.Калачеевский
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………….. 1.1 Статус документа………………………………………................. 1.2 Структура документа……………………………………………... 1.3 Общая характеристика программы проектной деятельности………………………………………………………………. 1.4 Структура и содержание программы проектной деятельности……………………………………………………………….
3. Планируемые результаты реализации программы ………………. 4. Методическое обеспечение…………………………………………... 5. Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы………………………………………………………………... 6. Список использованных источников………………………………..
| 3 3
3
4
6
8
19 21
24 26
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Статус документа
Программа «Проектная деятельность» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования[1]1 (2009 г.) и включена в школьный компонент учебного плана. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом культурно-исторического системно-деятельностного подхода, основанного на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания младших школьников, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики внеучебной деятельности и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса внеурочной деятельности и отдельным темам.
1.2 Структура документа
Внеурочная программа проектной деятельности включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место проектной деятельности в базисном учебном плане, цели её изучения, основные содержательные линии: Основное содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса, Тематическое планирование, Планируемые результаты освоения программы начального образования и Поурочное планирование.
1.3 Общая характеристика программы проектной
деятельности
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности[2]1.
Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.
При организации проектной деятельности, основная задача направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя. Необходимо обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.
Проектная деятельность в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать. Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, а выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.
Программа проектной и исследовательской деятельности «Я – исследователь» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью. По содержательной направленности программа является метапредметной, по функциональному предназначению – познавательно-исследовательской, по форме организации – коллективной, групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся.
Данная программа направлена на формирование у учащихся:
- способности к осознанию целей проектной и исследовательской деятельности;
- умения определять цель и организовать ее достижение;
- креативных (творческих) качеств – вдохновенности, гибкости ума, терпимости к противоречиям, рефлексивности, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Цель реализации программы: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа позволяет реализовать культурно-исторический системно-деятельностный подход, который отражен в следующих задачах:
* разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;
* создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
* развитие в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
* формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
*приобретение учащимися знаний о способах поиска необходимой для исследования информации, обработки полученных результатов и их презентации;
* овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
* освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, познавательной, информационной, коммуникативной, социальной.
1. 4 Структура и содержание программы проектной деятельности
В соответствии с федеральным базисным учебным планом проектная деятельность реализуется в классах начальной школы и рассчитана на младший школьный возраст.
Курс программы «Я – исследователь» рассчитан на 3 года обучения. Программа проектной деятельности является модульной и состоит из 3 автономных модулей (общий объем 102 часа):
- модуль 1 «Я познаю мир» - 2 класс (34 часа);
- модуль 2 «Загадки окружающего мира» - 3 класс (34 часа);
- модуль 3 «Я – исследователь» - 4 класс (34 часа).
Занятия в рамках модуля 1 «Я познаю мир» - 2 класс (34 часа) - позволят учащемуся приобрести знания об окружающем его мире, его структуре и принципах существования; приобрести первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, об активной роли человека в природе; сформировать интерес к книге, вообще - к информации. Знакомство учащихся с первоисточниками (философскими, литературными текстами), обсуждение дадут возможность педагогу формировать осмысленное ценностное отношение к базовым ценностям: жизни; родной земле; заповедной природе; планете Земля.
Особенность модуля 2 «Загадки окружающего мира» - 3 класс (34 часа). Изучение подобных загадок – повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события, происходящие в окружающем мире. Организация обсуждения школьниками данных проблем даст возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе как базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство бережного от ношения к Природе.
Модуль 3 «Я – исследователь» - 4 класс (34 часа) - ориентирован на развитие познавательной мотивации учащихся и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если включить в программу его деятельности проведение членами клуба «Я – исследователь» научно-познавательных занятий для учащихся 1 – 3 –их классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися 1-3 классов анализ увлекательных научных экспериментов социальной направленности позволят учащимся 4-ого класса побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя.
2. Тематическое планирование
№ | Название темы изучаемого модуля | Теоретические сведения | Часы аудитрорных занятий | УУД | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 модуль – Я познаю мир (34 часа) | ||||||
1 | Вводное занятие | Понятие совместной деятельности, её результата | 1 | Познавательные: - определять круг своего знания Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других | ||
2 | Кто такиефокусники? | Люди, умеющие веселить людей и показывать фокусы | 1 | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы учителя Личностные: -учиться фантазировать | ||
3 | Николай Николаевич Носов – детский писатель. | Знакомство с творчеством Н.Н. Носова | 2 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками Познавательные: -получение необходимой информации для ответов на вопросы | ||
4 | Фантазии на тему «Если бы я был волшебником…» (групповые проекты: -сборник рисунков | Составление сборника рисунков | 2 | Познавательные: -поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме Коммуникативные: -взаимодействие со сверстниками в поиске и сборе информации Регулятивные: -структурирование собственных действий | ||
5 | Книжкин праздник Н.Н. Носов «Фантазеры» | Происхождение и значение слова «праздник». Книжкин праздник. Социокультурные категории: писательское слово, собственное мнение, рассуждение | 2 | Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Познавательные: - извлечение необходимой информации из прослушанных рассказов, историй Н.Н. Носова | ||
6 | Книга – юбиляр 55 лет «Фантазерам» Коллективный проект (инсценирование, спектакль) | Коллективная презентация знакомства с творчеством Н.Носова и книгой «Фантазеры» | 1 | Познавательные: -строить простое речевое высказывание Коммуникативные: -участвовать в коллективной презентации; -взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | ||
7 | Экскурсия по посёлку | Продолжение знакомства с историей посёлка | 2 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками Познавательные: - поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме | ||
8 | Мой родной край | Знакомство с декором сельских домов | 1 | Регулятивные: -определение последовательности действий Познавательные: -анализ информации Коммуникативные: - взаимодействие со взрослыми в поиске и сборе информации | ||
9 | Там, на кружевных дорожках… (групповые проекты) | Углубление краеведческих знаний. | 2 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками Познавательные: -поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме Регулятивные: -определение последовательности действий | ||
10 | Мой знакомый – незнакомый город | Теоретическое исследование (проект) | 2 | Познавательные: -поиск необходимой информации Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности | ||
11 | «Я расскажу вам о посёлке…» (групповой или индивидуальный проект) | Групповая или индивидуальная презентация | 1 | Познавательные: -строить простое речевое высказывание Коммуникативные: -участвовать в коллективной презентации; -взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | ||
12 | Мы о Великой Победе говорим… | Теоретические знания о Великой Отечественной войне. Характер русского солдата. | 2 | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы учителя Личностные: -уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться | ||
13 | Посещение ветеранов | Личная беседа с ветераном Отечественной войны. | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со взрослыми Познавательные: -получение необходимой информации для ответов на вопросы | ||
14 | Великой Победе поем мы славу! | Теоретическое исследование о Великой Отечественной войне | 2 | Познавательные: - поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме Регулятивные: -структурирование собственных действий Коммуникативные: -взаимодействие со сверстниками в поиске и сборе информации | ||
15 | Мы вспоминаем всех живых… | Презентация о судьбе ветерана ВОВ. | 1 | Познавательные: -строить простое речевое высказывание Коммуникативные: -участвовать в коллективной презентации; -взаимодействовать со сверстниками и взрослыми Личностные: -уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться | ||
16 | Я расскажу вам о себе | Самопрезентация интересов | 2 | Познавательные: -поиск необходимой информации Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности | ||
17 | Моя семья | Теоретическое исследование | 2 | Познавательные: -поиск необходимой информации Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности | ||
18 | Дружно мы семьей живем | Презентация о семьях учащихся | 1 | Познавательные: -строить простое речевое высказывание Коммуникативные: -участвовать в коллективной презентации; -взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | ||
19 | Путешествие во времени | Знакомство со временем как счетчиком человечества. | 2 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками Познавательные: -поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме Регулятивные: -определение последовательности действий | ||
20 | Такое разное время (индивидуальный проект) | Теоретическое исследование | 2 | Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные -правильное распределение своего времени | ||
21 | Обобщающее занятие | Групповая работа (группы по интересам) | 2 | Познавательные: -поиск необходимой информации Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности | ||
Итого: | 34 |
3. Планируемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает следующий результат:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- развитие ценностных отношений школьника к своему Отчеству, к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни, знаниям, науке и исследовательской деятельности, человеку, людям, к человеческой жизни вообще;
- приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- представление о разных системах социальных норм и ценностей в России;
- участие в совместной деятельности сверстников и взрослых по сохранению и защите природных и культурных объектов родного края;
- проявление заботы о собственном здоровье, личной безопасности при взаимодействии с природой и различными людьми.
- умение принять в качестве ведущих ориентиров основные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь человека, его взаимодействия в семье, школе, общественных местах с разными людьми, общностями;
- владение базовыми навыками самоорганизации и самоопределения в различных видах учебной и внеучебной деятельности;
- умение ставить реально осуществимые цели самовоспитания и самостоятельно преодолевать возникающие при их реализации трудности;
- стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
4. Методическое обеспечение
1 модуль «Я познаю мир»
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся второго класса постепенно осваивали этот вид деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Работа по изучению данной темы очень важна во 2 классе, т. к. учитель на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, сообщения, фококоллажи, сборники рисунков, коллективные, индивидуальные (семейные) проект.
2 модуль «Загадки окружающего мира»
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Этот загадочный мир вокруг меня», просмотр видеофильмов о природе, компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения и воспитания.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: рисунки о школе, классе, о своих друзьях; рефераты; фотоколлажи. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, индивидуальные, групповые и коллективные проекты.
3 модуль «Я – исследователь»
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в этнографический музей города, краеведческую библиотеку, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов различной тематики.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Формы подведения итогов: викторины, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, продуктивные игры, исследовательские проекты.
5. Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации
программы
Ключевым условием реализации программы деятельности «Я – исследователь» является глубокое понимание и удержание педагогом в практической деятельности культурных форм деятельности. Владение культурной формой деятельности позволит педагогу не только удерживать актуальное содержание проектной деятельности, но и уверенно наращивать новое содержание, составляющее зону ближайшего развития школьника.
Каждому этапу реализации программы соответствуют следующие организационные формы:
- первый этап - лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, просмотр кино-, видеофильма;
- второй этап – продуктивная игра, составление или изготовление объекта демонстрации, подготовка к представлению;
- третий этап – спектакль, индивидуальные мини-проекты, групповые или коллективные проекты.
Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопонимания. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребенка коллектив, с членами которого учащийся мог бы себя отождествлять и где бы культивировались гуманистические нормы и ценности.
В работе со школьниками педагогу рекомендуется использовать следующие методические приемы:
- введение и поддержание корпоративных норм в группе школьников;
- инициирование и поддержание самоуправления в группе;
- организации деятельности на принципах коллективного осуществления и коллективного анализа;
- организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
- представление себя (своего поведения, отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта для подражания;
- представление школьникам актуальной для них информации воспитательного характера, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
- проблематизация тех отношений школьников с миром, людьми, самими собой, который педагог считает опасными для личностного развития своих воспитанников;
- организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
6. Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Под редакцией Данилюка А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2009.
3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3 – е издание, переработанное. – Самара: Издательство «Учебная литература»
6. Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.
9. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина]. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
11. Азбука истоков «Золотое сердечко»: Методический комментарий /Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки». 2004.
12. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающего мира»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
13. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
14. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
15. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.
[1]1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.
[2]1 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009, с. 15