Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность в начальной школе"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Ефременко Ольга Владимировна

Программа «Проектная деятельность» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стан­дарта начального общего образования (2009 г.) и включена в школьный компонент учебного плана.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом культурно-исторического системно-деятельностного подхода, основанного  на теоретических    положениях    концепции     Л.С. Выготского,     А.Н. Леонтьева,  Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности  процесса обучения  и воспитания младших школьников,  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики внеучебной деятельности   и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается  распределение учебных часов по круп­ным разделам курса внеурочной деятельности   и от­дельным темам.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_rabochaya_programma.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Проектная деятельность в начальной школе»

                                           

                                                                                Автор-составитель:

                                                                                  учитель начальных классов    

                                                                             Ефременко Ольга Владимировна                                                                                    первая квалификационная  категория

П.Калачеевский

2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………..

    1.1 Статус документа……………………………………….................

    1.2 Структура документа……………………………………………...

    1.3 Общая характеристика   программы проектной деятельности……………………………………………………………….

    1.4 Структура   и содержание программы проектной деятельности……………………………………………………………….

  1.  Тематическое планирование ………………………………………..

3.   Планируемые  результаты реализации программы ……………….

4. Методическое обеспечение…………………………………………...

5. Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы………………………………………………………………...

6.  Список использованных источников………………………………..

   

3

     3

     

     3

   

     4

     

     

     6

   

     8

       

19

     21  

     

24

    26        

     

   

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          1.1. Статус документа

Программа «Проектная деятельность» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования[1]1  (2009 г.) и включена в школьный компонент учебного плана.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом культурно-исторического системно-деятельностного подхода, основанного  на теоретических    положениях    концепции     Л.С. Выготского,     А.Н. Леонтьева,  Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности  процесса обучения  и воспитания младших школьников,  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики внеучебной деятельности   и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается  распределение учебных часов по крупным разделам курса внеурочной деятельности   и отдельным темам.

1.2 Структура документа

  Внеурочная программа проектной деятельности  включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место  проектной   деятельности  в базисном учебном плане, цели её изучения, основные содержательные линии: Основное содержание    программы   с примерным распределением учебных часов по разделам курса,  Тематическое  планирование,  Планируемые результаты освоения  программы  начального образования и Поурочное планирование.

1.3 Общая характеристика    программы проектной    

 деятельности

 Учащиеся  начальной  школы  требуют  особого  педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы  их  социального,  гражданского  поведения,  характер  их  трудовой, общественной,  творческой  деятельности[2]1.  

Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.

При  организации проектной деятельности,  основная задача  направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества  работы учителя. Необходимо обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.

 Проектная деятельность   в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать. Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, а  выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Программа проектной  и исследовательской  деятельности  «Я – исследователь»  предназначена для обучающихся начальной школы,  интересующихся исследовательской и проектной деятельностью. По содержательной направленности программа является метапредметной, по функциональному предназначению – познавательно-исследовательской, по форме организации – коллективной, групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся.

 Данная программа  направлена на формирование  у  учащихся:

- способности   к осознанию  целей проектной  и исследовательской деятельности;

- умения  определять  цель и организовать ее достижение;

- креативных (творческих) качеств – вдохновенности, гибкости ума, терпимости к противоречиям,  рефлексивности, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

          Цель  реализации программы: создать условия для  развития и формирования  познавательных  интересов, интеллектуальных, творческих  и коммуникативных способностей  учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа позволяет реализовать  культурно-исторический  системно-деятельностный подход,  который   отражен  в следующих задачах:  

* разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;

* создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

* развитие  в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

* формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

*приобретение  учащимися  знаний о способах поиска необходимой для исследования информации,  обработки  полученных результатов и их презентации; 

* овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

* освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, познавательной, информационной, коммуникативной, социальной.

1. 4 Структура   и содержание  программы проектной деятельности

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом     проектная деятельность   реализуется  в  классах начальной школы  и рассчитана на  младший  школьный возраст.

Курс программы «Я – исследователь» рассчитан  на 3 года обучения. Программа проектной деятельности является модульной и состоит из 3 автономных модулей (общий объем 102 часа):

  • модуль 1 «Я  познаю  мир» - 2 класс (34 часа);
  •  модуль 2 «Загадки окружающего мира» - 3 класс (34 часа);
  • модуль 3  «Я – исследователь» - 4 класс (34 часа).

Занятия в рамках модуля 1 «Я  познаю  мир» - 2 класс (34 часа) -  позволят учащемуся приобрести знания об окружающем  его мире,  его структуре и принципах существования;  приобрести первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, об  активной роли человека в природе;  сформировать  интерес к  книге, вообще -  к информации. Знакомство  учащихся с первоисточниками (философскими, литературными текстами), обсуждение дадут возможность педагогу формировать осмысленное ценностное отношение к  базовым ценностям: жизни; родной  земле; заповедной  природе; планете Земля.

Особенность модуля 2 «Загадки окружающего мира» - 3 класс (34 часа). Изучение подобных загадок –  повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события, происходящие в окружающем мире. Организация обсуждения школьниками данных проблем даст возможность  педагогу влиять на формирование их отношений к Природе как базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство  бережного от ношения к  Природе.

Модуль 3 «Я – исследователь» - 4 класс (34 часа) -  ориентирован на  развитие   познавательной мотивации учащихся и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал  научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если включить в  программу его деятельности проведение членами клуба «Я – исследователь» научно-познавательных занятий для учащихся  1 – 3 –их  классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися 1-3 классов анализ увлекательных научных экспериментов  социальной направленности позволят учащимся 4-ого класса побывать в непривычной  для себя роли взрослого, роли воспитателя.

2. Тематическое планирование

Название темы изучаемого модуля

Теоретические сведения

Часы аудитрорных занятий

УУД

1

2

3

4

5

1 модуль – Я познаю мир (34 часа)

1

Вводное занятие

Понятие совместной деятельности, её результата

1

Познавательные:

- определять круг своего знания

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других

2

Кто такиефокусники?

Люди,  умеющие веселить людей и показывать фокусы

1

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других

Познавательные:

-отвечать на простые вопросы учителя

Личностные:

-учиться фантазировать

3

Николай Николаевич Носов – детский писатель.

Знакомство с творчеством Н.Н. Носова

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

-получение необходимой информации для ответов на вопросы

4

Фантазии на тему «Если бы я  был волшебником…»

(групповые проекты:

-сборник рисунков

Составление сборника  рисунков

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Коммуникативные:

-взаимодействие со  сверстниками  в поиске и сборе информации

Регулятивные:

-структурирование собственных действий

5

Книжкин  праздник Н.Н. Носов «Фантазеры»

Происхождение и значение слова «праздник».

Книжкин  праздник.

Социокультурные категории:  писательское  слово, собственное мнение,  рассуждение

2

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Познавательные:

- извлечение необходимой информации из прослушанных рассказов, историй  Н.Н. Носова

6

Книга – юбиляр

55 лет «Фантазерам»

Коллективный проект (инсценирование, спектакль)

Коллективная презентация знакомства с творчеством Н.Носова и книгой «Фантазеры»

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

7

Экскурсия по посёлку

Продолжение знакомства с историей посёлка

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

- поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

8

Мой родной край

Знакомство с декором сельских  домов

1

Регулятивные:

-определение последовательности действий

Познавательные:

-анализ информации

Коммуникативные:

- взаимодействие со взрослыми в поиске и сборе информации

9

Там, на  кружевных дорожках…

(групповые проекты)

Углубление  краеведческих знаний.

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Регулятивные:

-определение последовательности действий

10

Мой знакомый – незнакомый город

Теоретическое исследование (проект)

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

11

«Я расскажу вам о посёлке…»

(групповой или индивидуальный проект)

Групповая или индивидуальная презентация

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

12

Мы о Великой Победе говорим…

Теоретические знания о Великой Отечественной войне.

Характер русского солдата.

2

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других

Познавательные:

-отвечать на простые вопросы учителя

Личностные:

-уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться

13

Посещение ветеранов

Личная беседа с  ветераном Отечественной войны.

1

Коммуникативные:

-взаимодействовать со  взрослыми

Познавательные:

-получение необходимой информации для ответов на вопросы

14

Великой Победе поем мы славу!

Теоретическое исследование о Великой Отечественной войне

2

Познавательные:

- поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Регулятивные:

-структурирование собственных действий

Коммуникативные:

-взаимодействие со  сверстниками  в поиске и сборе информации

15

Мы вспоминаем всех живых…

Презентация о судьбе  ветерана ВОВ.

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Личностные:

-уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться

16

Я расскажу вам о себе

Самопрезентация интересов

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

17

Моя семья

Теоретическое исследование

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

18

Дружно мы семьей живем

Презентация о семьях учащихся

1

Познавательные:

-строить простое речевое высказывание

Коммуникативные:

-участвовать в коллективной презентации;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

19

Путешествие во времени

Знакомство со временем  как счетчиком человечества.

2

Коммуникативные:

-взаимодействовать со сверстниками

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

-осознанное   построение речевого высказывание  в устной   форме

Регулятивные:

-определение последовательности действий

20

Такое разное время

(индивидуальный проект)

Теоретическое исследование

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации;

Регулятивные:

-определение последовательности действий

Личностные

-правильное распределение своего времени

21

Обобщающее занятие

Групповая работа

(группы по интересам)

2

Познавательные:

-поиск  необходимой информации

Регулятивные:

- владение   определенными вербальными  средствами общения с людьми

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке  информации и  презентации результата деятельности

Итого:

34

3. Планируемые  результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает  следующий результат:

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • развитие ценностных отношений школьника к  своему Отчеству, к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни, знаниям, науке и исследовательской деятельности, человеку, людям, к человеческой жизни вообще;
  • приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • представление  о разных системах социальных норм и ценностей в России;  
  • участие в совместной деятельности сверстников и взрослых по сохранению и защите природных и  культурных объектов родного края;
  • проявление  заботы о собственном здоровье, личной безопасности при взаимодействии с  природой и различными людьми.
  • умение  принять  в  качестве  ведущих  ориентиров  основные  нормы  и  правила, регулирующие  повседневную  жизнь  человека,  его  взаимодействия  в  семье,  школе, общественных местах с разными людьми, общностями;
  • владение базовыми навыками  самоорганизации и  самоопределения  в  различных  видах учебной и внеучебной деятельности;
  • умение  ставить  реально  осуществимые  цели  самовоспитания  и  самостоятельно  преодолевать возникающие при их реализации трудности;
  • стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.

4. Методическое обеспечение

     

1 модуль    «Я  познаю  мир»

Формы занятий:  беседы, ролевые игры,  экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные  связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из  видов деятельности учащихся также является  поисково- исследовательский.  Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся  второго  класса постепенно осваивали этот вид деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам, например:   приготовить  сообщение,  нарисовать  иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Работа по изучению данной темы очень важна во 2   классе, т. к. учитель  на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.

  Формы подведения итогов: конкурс рисунков, сообщения,  фококоллажи, сборники рисунков, коллективные, индивидуальные    (семейные) проект.

2 модуль   «Загадки окружающего мира»

Формы занятий:  беседы, ролевые игры,  экскурсии по школе, конкурс рисунков «Этот загадочный мир вокруг меня», просмотр видеофильмов о  природе, компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса,   демонстрационный и иллюстративный,  в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения и воспитания.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский.  Им    соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Практические работы:    рисунки о школе, классе, о своих друзьях; рефераты; фотоколлажи. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.

Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, индивидуальные, групповые и коллективные  проекты.

3  модуль «Я – исследователь»

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии  в этнографический музей  города, краеведческую библиотеку, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов различной тематики.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. 

Формы  подведения итогов: викторины, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, продуктивные игры, исследовательские проекты.

5. Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации  

программы

 Ключевым  условием реализации  программы  деятельности «Я – исследователь»  является глубокое понимание и удержание педагогом в практической деятельности культурных форм  деятельности. Владение  культурной формой  деятельности  позволит педагогу не только удерживать актуальное содержание   проектной  деятельности, но и уверенно наращивать новое содержание, составляющее зону ближайшего развития школьника.

 Каждому этапу реализации программы соответствуют  следующие организационные формы:

  • первый этап -  лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, просмотр кино-, видеофильма;
  • второй этап – продуктивная игра, составление или изготовление объекта демонстрации, подготовка к представлению;
  • третий этап – спектакль,  индивидуальные мини-проекты, групповые или коллективные проекты.

Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопонимания. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребенка коллектив, с членами которого  учащийся мог бы себя отождествлять и где бы культивировались гуманистические нормы и ценности.

В работе со школьниками педагогу рекомендуется использовать следующие методические приемы:

  • введение и поддержание корпоративных норм в группе школьников;
  • инициирование и поддержание самоуправления в группе;
  • организации деятельности на принципах коллективного осуществления и коллективного анализа;
  • организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
  • представление себя (своего поведения, отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта для подражания;
  • представление школьникам актуальной для них информации воспитательного характера, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
  • проблематизация тех отношений школьников с миром, людьми, самими собой, который педагог считает опасными для личностного развития своих воспитанников;
  • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

6. Список использованных источников

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ  № 373  от 6.10. 2009 г.

2. Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России/ Под редакцией Данилюка А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2009.

3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

5.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3 – е издание, переработанное. – Самара: Издательство «Учебная литература»

6. Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.

9. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под  редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.

10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина]. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010.

11. Азбука истоков «Золотое сердечко»: Методический комментарий /Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки». 2004.

12. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающего мира»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.

13. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.

14. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 

15. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.

 


[1]1 Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ  № 373  от 6.10. 2009 г.

[2]1 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009, с. 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по проектной деятельности в начальной школе. Кружок "Твори, выдумывай, пробуй!"

Обучение путём развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как  один из эффективных способов познания окружающеко мира ребёнком....

Внеурочная проектная деятельность в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века)

Рабочая  программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века) рекомендована педагогам начальных классов....

Программа внеурочной (внеклассной) деятельности для начальной школы «Путешествие в мир профессий»

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир профессий» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предусматривает участие в массовых мероприятиях, выставках рисунков и подело...

Рабочая программа "ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания....

Программа внеурочной (внеклассной) деятельности для начальной и основной школы «Юный патриот»

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...