Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Вагентова Лариса Алексеевна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области, авторской программы Горячева А. В. (Программа «Информатика» Образовательная система «Школа 2100») в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Программа рассчитана на один год обучения (2 класс).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

«Информатика в играх и задачах»» — внеурочный курс для младших школьников, содержание  которого направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитие наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.

Важными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:

- формирования элементов логической и алгоритмической грамотности;

- коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения;

- воспитание интереса к познанию нового;

- развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи.

 

Цели курса внеурочной деятельности :

развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;

- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент, делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Данная программа рассчитана на 1 год  обучения – 34 часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

II. Учебно – тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Отличительные признаки и составные части предметов

7

3

4

2

План действий и его описание

9

4

5

3

Логические рассуждения

11

5

6

4

Аналогия. Закономерности

7

3

4

Итого:

34

15

19

III. Содержание курса внеурочной деятельности

2 класс

Отличительные признаки и составные части предметов (7ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов.

Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Составные части предметов.

План действий и его описание (9ч)

Последовательность действий.

Последовательность состояний в природе.

Выполнение последовательности действий.

Составление линейных планов действий.

Поиск ошибок в последовательности действий.

Знакомство со способами записи алгоритмов.

Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Логические рассуждения (11ч)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы.

Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.

Высказывания и множества.

Вложенные множества.

Построение отрицания высказываний.

Аналогия. Закономерности (7 час)

Истинность и ложность высказываний.

Логические рассуждения и выводы.

Поиск путей на простейших графах.

Выигрышная стратегия, как один из способов решения  задач.

Формы работы и контроля

Формы занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Форма подведения итогов: игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Способы контроля: устный опрос; контрольная работа; комбинированный опрос; проверка самостоятельной работы.

IY. Планируемые результаты

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы ВД «Информатика в играх и задачах»»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

( базовая  ценность-

нравственный выбор)

Воспитательные результаты

1 уровня

понимание нравственной   сущности правил культуры  поведения, общения и речи

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

- ответственное отношение к собственным поступкам и деятельности,

- осознанное принятие ценностей нравственного поведения

Воспитательные результаты

3 уровня

- нравственно-этический опыт взаимодействия с окружающими людьми  в соответствии общепринятыми  

нравственными нормами.

Методика «Лесенка»

Анкета для второклассников по оценке уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)

Детские исследовательские проекты.

Воспитательный эффект

позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика КТО Я?  (модификация методики Куна)

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

устанавливать причинно-следственные связи; выбирать основания  и критерии для сравнения,  классификации объектов; искать, анализировать информацию; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Тест «Выделение существенных признаков»

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения  задач. под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; -понимать смысл инструкции учителя; осуществлять взаимный контроль;   проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности , оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Методика"Корректурная проба"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

____________________________________________

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания;

 контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию;  задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;  проявлять инициативу в коллективных работах.

 «Рукавички» (Г.А. Цукерман)  

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Материально- - техническое обеспечение учебного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Список литературы (для учителя)

1

Горячев А.В., Горина К.И.,..Информатика. 2-й класс («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя. –М:Баласс,2012.

Список литературы (для учеников)

1

Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2015.

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

экран

1

Календарно - тематическое планирование

«Информатика в играх и задачах»» 2 класс

№ п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

Раздел № 1. План действий и его описание – 9  часов

1 гр.

2 гр.

Признаки предметов.

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.

Определять действие, обратное заданному.

 Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

Составлять алгоритм.

Выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.

 02.09

 02.09

Описание предметов.

09.09

09.09

Состав предметов.

16.09

16.09

Действия предметов.

23.09

23.09

Симметрия.

30.09

30.09

Координатная сетка.

07.10

07.10

Контрольная работа

 по теме «Отличительные

признаки предметов».

21.10

21.10

Разбор контрольной работы.

28.10

28.10

Повторение изученного.

11.11

11.11

Отличительные признаки и составные части предметов (7ч)

10

Действия предметов.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.

18.11

18.11

11

Обратные действия.

02.12

02.12

12

Последовательность событий.

09.12

09.12

13

Алгоритм.

16.12

16.12

14

Ветвление.

23.12

23.12

15

Контрольная работа

по теме «План действий».

30.12

30.12

16

Разбор контрольной работы.

13.01

13.01

Логические рассуждения (11ч)

17

Множество. Элементы множества.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение

наборов предметов.

20.01

20.01

18

Способы задания множеств.

27.01

27.01

19

Сравнение множеств.

03.02

03.02

20

Отображение множеств.

10.02

10.02

21

Кодирование.

17.02

17.02

22

Вложенность  множеств.

03.03

03.03

23

Пересечение множеств.

10.03

10.03

24

Объединение множеств.

17.03

17.03

25

Контрольная работа

по теме «Множества».

24.03

24.03

26

Разбор контрольной работы.

31.03

31.03

27

Повторение по

теме «Множества».

31.03

31.03

Аналогия. Закономерности (7 час)

28

Высказывание.

Понятия «истина»

и «ложь».

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

 07.04

 07.04

29

 Отрицание.

21.04

21.04

30

Высказывание со связками «и», «или».

28.04

28.04

31

Комбинаторика.

05.05

05.05

32

Графы, деревья.

12.05

12.05

33

Контрольная работа  по теме «Аналогия».

19.05

19.05

34

Разбор контрольной работы.  Повторение по теме «Аналогия. Закономерности»

26.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1 – 4 класс

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное календарно-тематическое планирование, приложение-описание подвижных игр, список используемой литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» (направление «Общекультурное»)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Развивающие игры. Интеллектика", 4 класс.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "спортивные игры" для 1 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...