Семинар-практикум для родителей младшей группы  "Играем пальчиками и развиваем речь"
консультация на тему

Семинар-практикум для родителей младшей группы  "Играем пальчиками и развиваем речь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Семинар-практикум для родителей младшей группы 
                                   
"Играем пальчиками и развиваем речь"
Цели:
повышение педагогической культуры родителей;
познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;
вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.
Участники: родители и воспитатели.
Вступительное слово педагога.
Тихо звучит музыка.


«Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи, а точнее семинара – практикума  «Играем пальчиками и развиваем речь».

  1. Теоретическая  часть.
    Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. 
    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
    Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)...
    Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
    На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например:
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.


Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
-
способствует овладению навыками мелкой моторики;
-
помогает развивать речь;
-
повышает работоспособность головного мозга;
-
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-
развивает тактильную чувствительность;
-
снимает тревожность.


Как проводить занятия  дома?
Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.
После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.
Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1–2 в день, Лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.
Беседа с родителями.
Вопросы:
Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?


Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
Вы будете детьми, а я – воспитателем и я буду играть с вами в различные игры по развитию мелкой моторики руки.
Разучивание под музыку способствует лучшему запоминанию.


2. Практическая часть.
Проведение пальчиковых игр с родителями.
От простого к сложному.
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила. (взрослый слегка щекочет ладошку ребенка) Этому дала, (загибает мизинчик ребенка) этому дала, (загибает безымянный пальчик) этому дала, (загибает средний пальчик) этому дала, (загибает указательный пальчик) а этому не дала: (шевелит большой пальчик) ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)
Моя семья.
(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.) Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает /разгибает/ большой пальчик) Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик) Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик) Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает /разгибает/ безымянный пальчик) Этот пальчик Я. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик) Вот и вся моя семья! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)


Мальчик-пальчик. (Пальцы сжаты в кулачок) – Мальчик-пальчик, Где ты был? (разгибается большой палец) – С этим братцем в лес ходил, (разгибается указательный) С этим братцем щи варил, (разгибается средний) С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный) С этим братцем песни пел. (разгибается мизинец)
Прятки.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках) В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали.
Мы рисовали.
(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.) Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.
Зайка.
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки) – Вот, вот, вот! (руки за спиной) Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки) – Вот, вот, вот! (показать нос) Зайка, зайка, лапы где? (хлопки) – Вот, вот, вот! (показать руки) Зайка, зайка, ушки где? (хлопки) – Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, (руки на голове) ва-ва-ва-ва  (4 хлопка) Клюв  и  крылья, (руки у носа, «крылья») Хвостик,  ноги, (руки за спиной, топать) оги-оги-оги-оги (4 хлопка)
Мои вещи
Вот это мой зонтик. Я в дождь хожу с ним. Пусть дождь барабанит. Останусь сухим. А вот моя книжка.  Могу почитать. Могу вам картиночки В ней показать. Вот это мой мячик Весёлый, смешной. Его я бросаю Над головой. А вот мой котёнок Я глажу его Мурлыкает он На меня одного.
Дом
Я хочу построить дом Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял Пёс ворота охранял Чтоб на травке жил жучок Бегал быстрый паучок Солнце было, дождик шёл Чтоб тюльпан в саду расцвел Чтоб глазок на доме был А за домом ёжик жил.


3. Заключительная часть.
Воспитатели подводят итоги собрания.
Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

4. Рефлексия.
И, последнее. Нам, педагогам важно, знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

Анкета.
Интересна ли была тема семинара-практикума?
Что полезного для себя Вы узнали?
Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

5. Минута благодарности.
Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.

Дополнение к практической части

ГУЛИ-  ГУЛИ

Гули, гули, полетели  (взмахивать кистями рук перед собой), 

На головку гули сели  (положить обе руки на голову), 

Сели, посидели  (покачать головой), 

Опять полетели.  Взмахивать кистями рук перед собой.

НА ЛУЖОК

На лужок пришли зайчата  (перечисляя животных, правой рукой загибать по одному пальцы на левой руке), 

Медвежата и бельчата, 

Лягушата и енот. 

Вот!  Показать кулачок. 

На зеленый на лужок  (ладонями перед собой «нарисовать» круг, для этого вытянуть руки вперед и «очертить» каждой рукой перед собой полукруг). 

Приходи и ты, дружок!  «Шагать» указательным и средним пальцами правой руки, как ножками по столу. 

ДОЖДИК

Дождик, дождик, поливай. 

На каждый слог пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь (рис.   1). 

Будет хлеба каравай. 

Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке. 

Будут булки, 

Загнуть указательный палец на левой руке. 

Будут сушки, 

Загнуть средний палец на левой руке. 

Будут пряники, 

Загнуть безымянный палец на левой руке. 

Ватрушки. 

Загнуть мизинец на левой руке. 

Рис.   1. Дождик 

НА ГОРЕ

Ой, ребята, та-  ра-  ра! 

На горе стоит гора  (один кулак поставить на другой), 

А на той горе лужок, 

(Ритмично ставить кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками.) 

А на том лужке – дубок.

РАДУГА

В небе чудо-  красота -   

Поднять руки и посмотреть наверх. 

Расписные ворота! 

Левую руку изогнуть дугой. 

Это – радуга-  ворота, 

Всем по ней пройти охота! 

Указательный и средний пальцы правой руки «шагают», как ножки, по изогнутой дугой левой руке. 

ЗА ГРИБАМИ, ЗА ОРЕХАМИ

Поехали, поехали. 

Крутить перед собой руками, имитируя вращение колес. 

За грибами, 

На кулак левой руки – «ножку» гриба, положите ладонь правой руки, приподнимите ее немного, чтобы образовался купол – «шляпка» (рис.   2). 

За орехами. 

Показать два кулака – это «орехи». 

По кочкам, 

Переплести пальцы рук и выгнуть кисти в виде горки. 

По ямкам, 

Не разъединяя пальцев рук, прогнуть кисти вниз в виде ямки. 

По гладенькой дорожке. 

Не разъединяя пальцев рук, установить руки горизонтально перед грудью, а затем разъединить пальцы и развести руки в стороны. 

Рис.   2. Грибок 

ЦЫПА-  ЦЫПА

–   Цыпа-  цыпа, 

Обеими руками «сыпать» корм, массируя большим пальцем подушечки остальных пальцев от мизинца к указательному. 

Гуль, гуль, гуль! 

Я посыплю, 

Ты – поклюй!  «Клевать» воображаемый корм указательными пальцами обеих рук. 

Клю-  клю-  клю.  Одновременно стучать по столу. 

КОЗА И КОЗЛЕНОК

Идет коза рогатая, 

Изобразить рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки. 

Идет коза бодатая. 

За ней козленочек бежит, 

Изобразить колокольчик – пальцы правой руки собрать в щепоть и опустить вниз. Покачивать «колокольчиком». 

Колокольчиком звенит. 

БЫЧОК

Шел бычок  (показать рожки: прижать к голове кулачки с выставленными из них указательными пальцами). 

Вдоль забора -   

Увидал мочало  (расслабить ладони так, чтобы они бессильно повисли), 

Начни сказочку сначала.  Развести руки в стороны. 

РЯБИНОВЫЕ БУСЫ

Кисти рябины 

Кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз. 

Сияют на солнце. 

Ветки, качаясь, 

Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать (рис.   3). 

Стучатся в оконце. 

Изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить, заглянуть в «окошко». 

Ягодки бережно 

Попросите ребенка изобразить, как он собирает ягоды с кустика (рис.   4). 

С кисти снимаю, 

Крепкую нитку 

Поднять вверх левый указательный палец – это «иголка», а правый указательный палец будет имитировать нитку, вдеваемую в иголку. 

В иголку вдеваю. 

Ягодку к ягодке я нанижу, 

Левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку». 

Яркие бусы друзьям покажу. 

Рис.   3. Дерево 

В ЛЕС ПО ЯГОДЫ

Раз, два, три, четыре, пять 

Пальцы обеих рук «здороваются» -   

соприкасаются друг с другом: 

сначала соединяются большие пальцы, 

затем указательные и т.   д. 

В лес идем мы погулять. 

Указательный и средний пальцы 

обеих рук «идут» по столу. 

За черникой, за малиной, 

Указательным пальцем правой руки загибать 

пальцы на левой, начиная с большого. 

За брусникой, за калиной. 

Землянику мы найдем 

И братишке отнесем. 

Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу. 

  Рис.   4. Собираем ягодки 

ЗИМОЙ

Снег пушистый лег на ветви. 

Изобразить двумя руками деревья: согните руки в локтях и высоко поднимите их. 

Пальцы растопырьте, изображая ветви дерева. 

Побежали во двор дети. 

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки. 

Лепят бабу под окном, 

Изобразить снеговика: сделать «колечки» правой и левой рукой и установить их одно над другим. 

Дружно катят снежный ком. 

Соединить кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» (рис.   5). 

Рис.   5. Шарики 

ПРИШЛА ЗИМА

Рис.   6. Крыша 

Пришла зима.  Развести руки в стороны, показывая вокруг себя.  Стало холодно.  Обхватить руками себя за плечи и поежиться.  Ударили морозы.  Стукнуть правым кулаком по левой ладони.  Реки покрылись льдом.  Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны. 

Пошел снег. 

Он падал белыми пушистыми хлопьями 

Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз. 

На землю, 

Изобразить сугробы: поставить руки перед грудью и волнообразными движениями разводить их в разные стороны. 

На дома, 

Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша» (рис.   6). 

На деревья, 

Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева. 

На людей.  Положить руки себе на голову. 

НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧКА

Елочка, елочка!  Ладони установите под углом друг к другу, пальцы переплетите и выпрямите (рис.   7). 

Колкая иголочка, 

Протянула ветки  (протянуть руки вперед), 

А на них – конфетки.  Руки согните в локтях и, подняв их 

вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук (см. рис.   5). 

Звездочки  (растопырить пальцы рук), 

Фонарики  (пальцы каждой руки собрать щепотью (рис.   8), 

Золотые шарики.  Изобразить шарик (рис.   9). 

Рис.   7. Елочка 

Рис.   8. Фонарики 

Рис.   9. Шарик 

СОСУЛЬКИ

Капли звонко капали  (попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук). 

Все сосульки плакали: 

Поднести руки к лицу, как при плаче. 

«Солнце светит ярко, 

Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи (рис.   11). 

Нам, сосулькам, жарко!»  Попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук. 

Рис.   10. Птица 

Рис.   11. Солнышко

СОЛНЫШКО

Свети, свети, солнышко! 

Пальчиковая игра «Солнышко» (см. рис.   11). 

На зеленое полюшко, 

Указательным пальцем правой руки загнуть 

большой палец на левой руке. 

На белую пшеницу, 

Загнуть указательный палец. 

На чистую водицу  (загнуть средний палец), 

На наш садочек  (загнуть безымянный палец), 

На аленький цветочек.  Загнуть мизинец. 

Рис.   11. Солнышко 

ПЕТУШОК

Идет, идет петушок -   

Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки. 

Набок гребешок, 

Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок» (рис.   12). 

Красная бородка, 

Костяная головка. 

Рис.   12. Петушок 

НА ДВОРЕ

Наши уточки с утра: 

Обеими руками изобразить клювы: сложить пальцы в щепоть, противопоставив большой палец всем остальным, предплечье расположить горизонтально. 

«Кря-  кря, кря-  кря!»  Открывать и закрывать «клювы», одновременно произнося звукоподражание. 

Наши гуси у пруда: 

Правой и левой рукой изобразить гусей, предплечье расположить вертикально (рис.   13). 

«Га-  га, га-  га!»  Открывать и закрывать «клювы», одновременно произнося звукоподражание. 

Наши гуленьки вверху: 

Поднять руки вверх, перекрестить их на уровне запястья и помахивать кистями, одновременно произнося звукоподражание.  «Гу-  гу, гу-  гу!» 

Наши курочки в окно  (стучать указательными пальчиками по столу, как курочка клювом, одновременно произнося звукоподражание): 

«Ко-  ко, ко-  ко!» 

А как Петя-  петушок  (пальчиковая игра «Петушок» (см. рис.   12) 

Ранним-  рано поутру 

Нам споет: «Ку-  ка-  ре-  ку!» 

Рис. 12. Петушок

ГУСИ

Взрослый. Гуси! Гуси! 

Протянуть руки вперед. 

Ребенок. Га-  га-  га!  Показать обеими руками 

пальчиковую игру «Гусь» (рис.   13). 

Взрослый. Есть хотите? 

Соединить ладони вместе в виде чаши. 

Ребенок. Да-  да-  да! 

«Гуси» кивают головами. 

Рис.   13. Гусь 

ВЫШЕЛ ЗАЙЧИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять  (хлопать в ладоши), 

Вышел зайчик погулять.  Изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы – это «ушки» (рис.   14). 

Вдруг охотник выбегает  (указательный и средний пальцы «бегут» по столу, как ножки), 

Прямо в зайчика стреляет  (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»): 

Пиф – паф, ой-  ой-  ой, 

Убегает зайчик мой! 

Указательный и средний пальцы «скачут» по столу. Рис.   14. Зайчик 

Рис.   14. Зайчик 

МЕДВЕДЬ

Он в лесу глухом живет -   

Изобразить деревья обеими руками.  Неуклюжий, косолапый.  Изобразить походку медведя: «шагать» по столу четырьмя пальцами: средний палец поднят и согнут – это «голова» медведя (рис.   15). 

Летом ест малину, мед, 

Пальчиковая игра «Собираем ягодки» (см. рис.   4). 

А зимой сосет он лапу. 

Поднести руку ко рту и почмокать губами. 

Рис.   15. Медведь 

БЕГЕМОТ

Бегемот  (изобразить бегемота: положить одна на другую ладони, слегка округлив и расположив их в горизонтальной плоскости (рис.   17а) 

Разинул рот -   

Раскрыть ладони, изображая пасть бегемота; руки не разъединяются только в области запястий (рис.   17б). 

Булки просит бегемот. 

Рис.   17а. Бегемот 

Рис.   17б. Бегемот 

ЧЕРЕПАХА

Черепаха, не скучая, 

Расставить пальцы правой руки и опереться всеми, кроме среднего, на стол – получатся «ноги»; средний палец согнуть – «голова»; левой рукой обхватить правую – «панцирь» (рис.   20). 

Час сидит за чашкой чая. 

Сложить ладони так, чтобы получился «ковшик». 

А куда спешить тому, 

Развести руки в стороны, выразить удивление на лице. 

Кто всегда в своем дому? 

Рис.   20. Черепаха 

ПЧЕЛКИ

Пчелки яровые  (вращать указательными пальцами, изображая пчелок (рис.   21)  -  

Крылья золотые, 

Что вы сидите  (положить руки на колени), 

В поле не летите? 

В недоумении развести перед собой руки в стороны. 

Аль вас дождичком сечет? 

Пальчиковая игра «Дождик» (см. рис.   1). 

Аль вас солнышко печет? 

Пальчиковая игра «Солнышко» (см. рис.   11). 

Летите в горы высокие, 

За леса зеленые  (двумя руками показать пальчиковую игру «Дерево» (см. рис.   3), 

На кругленький лужок  (ладонями перед собой «нарисовать» круг: вытянуть руки вперед и «очертить» каждой рукой перед собой полукруг), 

На лазоревый цветок.  Пальчиковая игра «Шарик» (см. рис.   9). 

Рис.   21. Пчелки 

УЛИТКА

Тук-  тук, улитка  (левую руку сжать в кулак и положить на стол – это «улитка»; правой рукой, также сжатой в кулак, постучать по левой), 

Высуни рога  (из левого кулака высвободить указательный и средний пальцы и слегка пошевелить 

ими – это «рожки» улитки (рис.   22) -   

Дам тебе я хлеба 

Протянуть вперед ладони обеих рук. 

И кринку молока.  Сложить ладони чашечкой. 

УЛЕЙ

Вот маленький улей. 

Там пчелки сидят.  Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении. 

Спрятались пчелки -   

И их не видать.  Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие. 

Вот солнце пригрело -   

И пчелки летят  (пальчиковая игра «Солнышко» (см. рис.   11), 

Пчелки летят, меду хотят: «З-  з-  з…» 

Пальчиковая игра «Пчелки» (см. рис.   21). 

Рис.   22. Улитка 

БОЖЬЯ КОРОВКА

По цветку  (пальчиковая игра «Шарик» (см. рис.   9) 

Ползет букашка  (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки»)  -  

На ней красная рубашка. 

Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью. 

Маленькая крошка  (правой рукой погладить «божью коровку»)  -  

На спине горошки.  Указательным пальцем правой руки «ставить» точки на 

«спинке» «божьей коровки». 

СВЕТЛЯЧОК-  ЧЕРВЯЧОК

Вот старый пенек  (поставить на стол кулак левой руки), 

А в нем огонек  (указательным пальцем показать на «пенек») -   

Ползет светлячок  (изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки), 

Ведь он – червячок. 

БАБОЧКА

Крыльями бабочка  (изобразить бабочку: сначала прижать ладони одна к другой (рис.   23а), а затем развести их в стороны, кисти остаются соединенными лишь в области запястья (рис.   23б) 

Машет, летает 

С цветка на цветок  (пальчиковая игра «Шарик» (см. рис.   9)  -  

Нектар собирает. 

Рис.   23а. Бабочка 

Рис.   23б. Бабочка 

ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД

Приглашаем народ: 

Сделать руками жест «к себе». 

–   Заходите в огород! 

Развести руки в стороны перед собой. 

Проходите между гряд -   

Указательные и средние пальцы обеих рук, 

как ножки, «шагают» по столу. 

Там огурчики лежат, 

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала. 

Помидоры висят, 

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга. 

Прямо в рот хотят. 

Рядом зреет репка 

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка. 

Ни густа, ни редка. 

Наберем мы овощей 

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи. 

Для себя и для друзей. 

МОРКОВКА

Красный нос в землю врос, 

Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз. 

А над ним зеленый хвост. 

Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами. 

Нам зеленый хвост не нужен, 

Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку». 

Нужен только красный нос. 

КАПУСТА

Что за скрип? Что за хруст?  Потереть кулак о кулак. 

Это что еще за куст?  Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть (рис.   25). 

Как же быть без хруста?  Потереть ладонь о ладонь. 

Если я – капуста! 

Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить. 

Летом жарко, летом душно -   

Обмахивать себя руками, как веером. 

Просит дождика капуста 

Пальчиковая игра «Дождик» (см. рис.   1). 

Рис.   25. Капуста 

РИСУЕМ ЧЕЛОВЕЧКА

Точка, 

Указательным пальцем в воздухе или на столе «нарисовать» точку. 

Точка, 

Рядом вторую точку и пониже – запятую. 

Запятая. 

Вышла рожица кривая.  «Нарисовать» ротик в виде дуги. 

Ручки  (одновременно обоими указательными пальцами «нарисовать» «ручки» – прямые линии, расходящиеся от центра в стороны), 

Ножки, 

Одновременно обоими указательными пальцами «нарисовать» «ножки» – прямые линии, расходящиеся сверху вниз. 

Огуречик  (правым указательным пальцем «нарисовать» овал – «туловище») 

Получился человечек. 

ЭТА РУЧКА – ПРАВАЯ, ЭТА РУЧКА – ЛЕВАЯ

Эта ручка – правая, 

Сжать правой рукой небольшой, слегка надутый воздушный шарик. 

Эта ручка – левая. 

Переложить шарик в левую руку и сжать его левой рукой. 

Я на шарик нажимаю, 

Перекладывать шарик из руки в руку, каждый раз сжимая его. 

Я зарядку делаю. 

БРАТЬЯ

Большаку – дрова рубить, 

Показать кулачок; по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из кулака. 

А тебе – воды носить, 

Атебе – печку топить, 

А тебе – тесто месить, 

А малышке песни петь. 

Песни петь да плясать, 

Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами. 

Родных братьев потешать. 

ОЛАДУШКИ У БАБУШКИ

Ладушки, ладушки -   

Хлопать в ладоши – «печь» пирожки. 

Пекла бабка оладушки. 

Маслом поливала, 

Левая ладонь в горизонтальной плоскости, правая собрана в щепоть и стучит кончиками пальцев по левой. 

Детушкам давала. 

Обе руки вытянуть перед собой. 

Даше – два  (показать два пальца на правой руке: средний и указательный), 

Паше – два, 

Показать два пальца на левой руке: средний и указательный. 

Ване – два, 

Показать два пальца на правой руке: средний и указательный. 

Тане – два, 

Показать два пальца на левой руке: средний и указательный. 

Всем дала. 

Руки вытянуть вперед и в стороны, слегка поклониться. 

ДЕСЯТЬ ВНУЧАТ

У нашей бабушки  (руки сжать в кулаки). 

Десять внучат  (разжать кулаки и показать 10 пальцев): 

Две Акульки сопят в люльке, 

Шевелить мизинцами. 

Две Аринки спят на перинке, 

Шевелить безымянными пальцами. 

Две Аленки глядят из пеленки, 

Шевелить средними пальцами. 

Два Ивана на лавках сидят, 

Шевелить указательными пальцами. 

Два Степана учиться хотят. 

Шевелить большими пальцами. 

Десять внуков, 

Показать 10 пальцев. 

А бабушка одна. 

Показать 1 палец. 

БАРАБАН

«Бум-  бум,   – барабан,   – 

Что за шум, что за гам?» 

Поочередно барабанить по столу указательными пальцами, как барабанными палочками (рис.   28). 

«Бум-  бум,   – барабан,   – 

Просыпайтесь по утрам!» 

Поочередно стучать по столу кулачками. 

Рис.   28. Барабан 

ИГРУШКИ-  ПОГРЕМУШКИ

Погремушечки гремят, 

Потрясти воображаемой погремушкой. 

Всех ребяток веселят. 

Колокольчики звенят, 

Скрестите пальцы рук, ладони округлите. Средний палец правой руки опустите – это «язычок» колокольчика, которым можно без труда шевелить. Выполняя упражнение, повторяйте: «Динь-  динь, динь-  динь, динь-  динь» (рис.   29). При этом покачивать «язычком» колокольчика – средним пальцем, опущенным вниз. 

Всех ребяток веселят. 

Балалаечки бренчат  (левую руку поднять вверх и «зажимать» пальцами воображаемые струны), 

Всех ребяток веселят.  Кистью правой руки «бить» по струнам. 

Рис.   29. Колокольчик 

ЗАВОДНАЯ МАШИНКА

Совсем не нужен ей водитель, 

«Крутить» в руках воображаемый руль. 

Ключом ее вы заведите, 

Указательный палец левой руки – «ключик» – вставить в «замочек» – кулак правой руки – и сделать несколько поворотов «ключа» (рис.   30) 

Колесики начнут крутиться  (обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек), 

Поставьте – и она помчится: 

Положить на стол правую слегка выгнутую кверху 

ладонь и двигать ее по столу. 

«Би-  би-  и-  и…» 

Рис.   30. Ключик 

ПОШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ

Пошли пальчики гулять, 

Большие пальцы синхронно двигаются по столу «прыжками». 

А вторые догонять  (указательные пальцы «скачут» по столу). 

Третьи пальчики бегом  (по столу в быстром темпе «скачут» средние пальцы), 

А четвертые пешком  (по столу, не спеша, двигаются безымянные пальцы), 

Пятый пальчик поскакал  (по столу «скачут» мизинцы), 

И в конце пути упал.  Расслабленные ладони «падают» на стол). 

ЛЕСЕНКА

Я иду наверх  (левую ладонь поставить перед собой в вертикальной плоскости, пальцы раздвинуть, указательным пальцем правой руки по очереди прикасаться к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки), 

Я спускаюсь вниз.  Указательный палец «спускается» по пальцам левой руки вниз от большого к указательному. 

ЧЕРЕЗ ПАЛОЧКИ ШАГАЙ

Разложить на столе 8 счетных палочек на расстоянии 2   см одна от другой. Читать стихотворение и «шагать» указательным и средним пальцами через них сначала вперед, а потом – в обратном направлении.

Через  («перешагнуть» через палочку указательным пальцем) 

Па-    («перешагнуть» через палочку средним пальцем) 

–   лочки  (указательным пальцем) 

шагай  (средним пальцем) 

И  (указательным пальцем) 

на них  (средним пальцем) 

не на-    (указательным пальцем) 

ступай.  Средним пальцем. 

А  («шагать» в обратном направлении указательным пальцем) 

теперь  (средним пальцем) 

шагай  (указательным пальцем) 

назад  (средним пальцем)  -  

И  (указательным пальцем) 

так много  (средним пальцем) 

раз  (указательным пальцем) 

Подряд.  Средним пальцем. 

РУБАШКА

Вход один  (показать один палец), 

А комнат – три.  Показать два пальца. 

Не забудь – все застегни.  Изобразить движения, 

как при застегивании пуговиц на груди. 

БАНТИКИ

У маленькой Катюшки  (опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу) 

Уселись на макушке 

Положить ладони на голову. 

Не бабочки, 

Пальчиковая игра «Бабочка» (см. рис.   23б). 

Не птички -   

Пальчиковая игра «Птичка» (см. рис.   10). 

Держат две косички. 

Изобразить на макушке бантик: сложить пальцы в виде овалов (рис.   31). 

Рис.   31. Бантик 

ШАРФ

Дорожка сшита-  связана, 

Изобразить вязание на спицах. 

Постирана, 

Изобразить стирку белья. 

Разглажена. 

Изобразить, как гладят утюгом: провести ладонью по столу в направлении от себя. 

Антошку охраняет, 

Погрозить указательным пальцем. 

Холод отгоняет. 

Махать руками в направлении от себя. 

ВАРЕЖКА

Чтоб не мерзнуть (передернуть  плечами, как от холода), 

Пять ребят  (показать пять пальцев) 

В печке  (изобразить печку: правую ладонь поднять вверх – это «труба», а левую прижать к правой в форме буквы П (рис.   32) 

Вязаной сидят.  Показать движения руками, как при вязании на спицах. 

Рис.   32. Печка 

ГУЛИ-  ГУЛИ

Люли, люли, люли  (хлопать в ладоши), 

Прилетели гули  (взмахивать кистями рук перед собой, как крыльями). 

Сели гули на кровать  (ладони поставить друг напротив друга, кончики больших пальцев соединить под прямым углом (рис.   33), 

Стали Маше ворковать  (сложить пальцы обеих рук щепотью, изображая головки птичек: «клювики» то открываются, то закрываются): 

–   Баю-  бай, баю-  бай  («покачать» воображаемого младенца), 

Поскорее засыпай!  Положить ладони под щеку. 

Рис.   33. Кровать 

КУКЛА

Наша куколка гуляла  («шагать» по столу указательным и средним пальцами) 

И скакала  (пальчики «прыгают» на месте), 

И плясала.  Вращать пальцами, стоящими на столе, как циркулем. 

До чего ж она устала!  Положить кисть руки на стол: все пальцы, кроме 

указательного и среднего сжаты в кулак. 

И легла под одеяло.  Накрыть правую кисть левой. 

Кукла спит в кроватке  (пальчиковая игра «Кровать» (см. рис.   33) 

Сладко, сладко, сладко.  Положить руки под щеку. 

СТОЛ

У него есть крышка  (ладони держать горизонтально, вплотную одна к другой), 

Ножки  (поставить на стол указательные и средние пальцы обеих рук), 

А на крышке – чашки  Пальчиковая игра «Чашка» (рис.   34). 

Да ложки.  Сложить каждую ладонь в виде ложки. 

Рис.   34. Чашка 

СТУЛ

Спинка  (поднять правую ладонь вверх), 

Сиденье  (левый кулак прижать к основанию правой ладони (рис.   35), 

Четыре ноги.  Поставить на стол указательные и средние пальцы обеих рук. 

Что я задумал? Скорей назови. 

Рис.   35. Стул 

НАША МЕБЕЛЬ

Вот это стул -   

На нем сидят. 

Вот это стол  (изобразить стол: левую руку сжать в кулак, на который сверху положить ладонь правой руки (рис.   36)  -  

За ним едят. 

Вот там кровать  (пальчиковая игра «Кровать» (см. рис.   33), 

Чтобы лежать. 

А вот диван  (изобразить диван: установить под углом 90 градусов друг к другу ладони тыльными сторонами наружу (рис.   37)  -  

Присядьте там. 

А этот шкаф – совсем как дом. 

Изобразить закрытые дверцы шкафа: держать ладони вплотную, вертикально вверх, тыльной стороной наружу. 

Живет одежда в доме том.  Раскрыть «дверцы» – установить ладони параллельно друг другу. 

Напротив вешалка стоит, 

Изобразить вешалку: поднять правую руку вверх, растопырив слегка округленные пальцы. 

На ней пальто и плащ висит. 

Рис.   36. Стол 

Рис.   37. Диван 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем пальчиками и развиваем речь

Знакомство родителей, воспитателей детских садов, логопедов и учителей подготовительных и начальных  классов с пальчиковыми играми, которые способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корк...

Играем пальчиками и развиваем речь

Развитие сенсорики и речи у ребенка...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития речи младших школьников»

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастикакак средство развития речи младших школьников» ....

Консультация для родителей "Помогаем пальчиками развивать речь"

Консультация для родителей «Помогаем пальчиками развивать речь».Зачем нужна пальчиковая гимнастика?Пальчиковая гимнастика имеет большое значение в речевом развитии ребенка. Она позволяет в...