Выступление в сетевом образовательном клубе"Некрасовская республика"
учебно-методический материал по теме

Логинова Анна Евгеньевна

"Стратегии и технологии развития латерального мышления воспитанников и учащихся ОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Латеральное мышление — творческий способ мышления, привычка, расположение ума.

Творческое мышление – это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности школьника творить и создавать новое – и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.

Особенности развития мышления у младших школьников.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Одной из сложных проблем обучения в школе является акцент на развитие формально – логического мышления в ущерб мышлению образному. В результате учащиеся  становятся как бы закрепощёнными собственным формально –логическим мышлением: стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека. По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следующие особенности:

  • оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;
  • способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения;
  • образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;
  • семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.
  • Серьёзным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным и агрессивным; страх ошибиться и страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряжённость.

Трудности детского мышления

Конкретное и абстрактное в детском мышлении.

То, что могу, не требуется, то, что требуется, не могу. Определённым трудностям умственной работы «все возрасты покорны». Специфика мышления школьника состоит в том, что у ребёнка недостаточно развиты способности к определенным формам мышления, прежде всего–к логическому мышлению, а его образное мышление, при всём потенциальном богатстве, недостаточно упорядоченно и остаётся «вещью в себе».

Это различие в мышлении взрослого и школьника и есть одна из причин описанного непонимания между учащим и учащимся: учитель, взрослый человек, нередко уже не помнит, какие трудности он испытывал сидя за партой. Иногда он бессознательно мерит детей своей меркой, ожидает, что дети смогут понять или сделать так, как может понять и сделать он сам, и карает снижением оценки тех, кто не оправдывает его ожиданий. Это непонимание возрастных возможностей школьников является источником множества недоразумений, отравляющих жизнь и тому, кто учится, и тому, кто учит.

Чем лучше мы будем знать, чем больше мы будем учитывать особенности мышления школьников, как те, которые могут быть добрыми союзниками учителя, но иногда так и остаются неиспользованными, так и те, которые оказывают тормозящее действие на учебную работу, тем успешнее мы будем помогать детям освобождаться от всего, что сковывает их умственный труд, тем эффективнее мы будем содействовать интеллектуальному развитию детей.

Существуют специальные практические техники, которые позволяют развить навыки латерального мышления и одновременно имеют практическое применение.

Творческое мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые  игнорируются обычным логическим мышлением.

Методы Латерального мышления были разработаны в 1968 году и опубликованы в книге Эдварда де Боно «Механизмы Ума» в 1969.

Пять методических советов:

1. Увод учеников от клише и установившихся моделей мышления.

2. Сомнение в допускаемом.

3. Обобщение альтернативы.

4. Новые идеи и проверка результата.

5. Нахождение новых точек входа, от которых можно оттолкнуться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Использование электронных образовательных ресурсов в начальных классах"

Дан список  электронных образовательных ресурсов, применяемых учителями начальных классов на уроках....

Выступление на педсовете "Образовательная технология "ИнтеллекТ"

Материал содержит презентацию выступления на тему "Образовательная технология "ИнтеллекТ"...

Выступление в рамках заседания клуба "Мастерицы" Тема: «Технология изготовления игрушек для оформления групповых помещений и учебно-методических пособий из одноразовой посуды»

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. и т.п. И вряд...

Приложение 2. Организация и участие обучающихся в сетевых образовательных событиях по учебному предмету

Организация и участие обучающихся в сетевых образовательных событиях по учебному предмету...

Выступление на конференции сетевого образовательного клуба "Некрасовская Республика"

Тема"Повышение качества образования ,через личностно-ориентированное обучение"...

Сценарий выступления педагогической команды "Образовательный десант" на туристическом слете учителей.

Ежегодно в рамках празднования Дня Учителя в нашем городе проходит туристический слет педагогических работников, на котором команда от каждого образовательного учреждения должна преставить себя оригин...