Новый учебный год. Как преодолеть трудности в обучении.
методическая разработка на тему

Одна из задач социальной реабилитации детей, поступающих в Центр – восстановление их социальной роли ученика, человека познающего.

Практика работы в СРЦ показывает, эффективность реабилитационного процесса во многом зависит от того, насколько успешно удается включить ребенка в основной вид деятельности. Для подавляющего большинства воспитанников социально-реабилитационного Центра – это учение.

В Центре возникла необходимость не просто помочь детям справиться с трудностями адаптации в школе, развить их интеллектуальные способности и сформировать необходимые учебные навыки. Нашей целью стало: пробудить в ребенке исходно ему присущую активность и стремление к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_uchebnyy_god.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Новый учебный год. Как преодолеть трудности в обучении.

Одна из задач социальной реабилитации детей, поступающих в Центр – восстановление их социальной роли ученика, человека познающего.

Практика работы в СРЦ показывает, эффективность реабилитационного процесса во многом зависит от того, насколько успешно удается включить ребенка в основной вид деятельности. Для подавляющего большинства воспитанников социально-реабилитационного Центра – это учение.

Из опыта работы в Центре, опираясь на данные психолого-педагогической диагностики, можно констатировать, что воспитанникам Центра свойственны:

- недостаточный уровень общей осведомленности;

- недостатки в развитии речи;

- низкий уровень мотивационной готовности к школе, отсутствие познавательной мотивации;

- не сформированность интересов, отсутствие выраженных склонностей;

- неверие в свои силы.

Они испытывают серьезные затруднения при адаптации в школе:

- с трудом усваивают учебный материал;

- пассивны на уроках и при выполнении домашнего задания;

- испытывают трудности при общении со сверстниками.

В связи с вышеизложенным, возникла необходимость не просто помочь детям справиться с трудностями адаптации в школе, развить их интеллектуальные способности и сформировать необходимые учебные навыки. Нашей целью стало: пробудить в ребенке исходно ему присущую активность и стремление к знаниям. Наиболее эффективным методом профилактики социально педагогической запущенности у детей младшего школьного возраста является игра.

Игра является основным методом для работы с детьми от 7 до 10 лет, учитывая то обстоятельство, что дети быстро утомляются, что трудно удержать их внимание, что с трудом переключаются с одного задания на другое необходимо ребят увлечь, заинтересовать учебным процессом. Игры вызывают чувство удивления, а значит живой интерес к познанию, помогают усвоить любой материал. Кроме учебных навыков счета, письма, чтения - игровая форма создает атмосферу заинтересованности и раскованности. Большинство дидактических игр построено на состязательности и соревновательности  (Кто больше знает? Кто точнее назовет? Кто самый наблюдательный?). Значительным потенциалом для воспитания у школьников любознательности, расширения кругозора, располагают досуговые интеллектуальные игры («Вечер загадок и отгадок», «Дни веселых задач», Турнир знатоков», «Конкурс смекалистых»), игры- путешествия («В страну сказок», «В царство Берендея»). Игры могут быть включены в структуру любого предмета. Например: игры по русскому языку способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза, например: «Какой звук чаще всего слышится?», «Все слова на один звук», «Цепочка», «Твердый-мягкий»; игры способствующие развитию навыков слогового анализа и синтеза: «Сложи имена», «Путаница»; игры способствующие закреплению зрительного образа букв и алфавита: «Буквенная эстафета». «Заполни пропуски», «Поможем Незнайке»; игры способствующие формированию знаний о частях речи: «Третий лишний», «Кто? Что?», «Что из чего сделано?», «Опиши предмет»; игры по ознакомлению с окружающим миром: «Где растет?», «Кто - где живет?», «Какое время года?»; игры для развития аналитико-синтетических умений: «Найди лишнее число», «Сложи фигуру из частей»; игры при изучении задач и т.д.

Вследствие ограниченного возрастом когнитивного развития и не умения еще вербализовать свои мысли и чувства, игра представляет собой средство обучения общественным правилам, а также установления отношений с окружающими людьми. В основе ролевых игр лежит телесный контакт. Сюжетами для ролевых игр преимущественно становятся «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Ролевые игры используются с целью обеспечения «внутреннего корректирующего эмоционального переживания опыта», позволяют детям непосредственно прикоснуться к своим болевым точкам и обсуждать их, дают возможность увидеть, как дети воспринимают мир и взаимодействуют с окружающими. Применяются следующие варианты игр: ролевые игры, определяющие существующую проблему;         игры на смену ролей; ролевая игра как репетиция поведения.

Используются так же различные методы, направленные на решение поставленных социально-педагогических задач.

Особенно важными являются  методы организации деятельности, которые способствуют развитию у детей волевой сферы. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое. Поэтому первоначально необходимо  формировать волевые качества (дисциплинированность, ответственность, сдержанность, упорство, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, и т.п.), которые предопределяют развитие многих других качеств личности ребенка. Одним из видов социально-педагогических методов, связанных с волевой сферой деятельности детей является  метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у воспитанника  веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных, с точки зрения педагога, действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем. Например, помоги собрать портфель младшему, или помоги обернуть учебники и т.д. С помощью поручений младших школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: помочь в обучении,  помочь украсить к празднику группу и т. д. Для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным детям даются задания, подготовить и провести игру, прочитать рассказ или сказку, требующее точности и пунктуальности, и т. п. педагог  не объясняет, как выполнять поручения старшим ребятам. Контроль имеет форму проверки в процессе выполнения, и заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Метод создания ситуации успеха  реализуется  социальным педагогом в процессе коллективной подготовки домашнего задания. В данном случае действует принцип «одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Этот метод используется как с младшими школьниками, так и с подростками. Выполняя домашнюю работу в паре постоянного состава или в группе с воспитанниками из старших классов, слабые ученики получают возможность справиться с домашним заданием успешно. Создание ситуаций успеха сопровождается:

  • снятием страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»;
  • авансированием успешного результата – «У вас обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»;
  • скрытым инструктированием  детей в способах и формах совершения деятельности – путем намека, пожелания. «Лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»;
  • обозначением мотива – «Без твоей помощи твоим друзьям не справиться…»;
  • персональной  исключительностью – «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»;
  • оценкой детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось это..», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Созданием ситуации успеха педагог улучшает социальное самочувствие личности в группе. Переживание радости, удовлетворения, признания сглаживает аффективные реакции, последствия конфликтных труднопереносимых ситуаций. Состояние успеха - это субъективное состояние эмоциональной удовлетворённости ребёнка процессом и результатом самореализации в деятельности, своим социальным статусом и ролями в коллективе сверстников. Оно превращает отношения несовершеннолетнего с другими членами группы в отношения позитивного сотрудничества. Хорошие результаты показали приёмы: «проявление доброты, внимания и заботы», «внушение уверенности», «авансирование успеха», «ожидание лучших результатов», «ты был на высоте», «в центре внимания твой успех».  Данные приёмы использовались в структуре таких методов как поощрение, убеждение, формирование интереса, беседа, эмоциональное стимулирование, и таких форм как: занятие, коллективной работы, экскурсия, отчетная линейка в группе, досуг.

Художественное  слово - метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг.  Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи людей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Это книги Л.Толстого, Б Житкова, В.Осеевой и т.д. Работа с такими произведениями, как «Трусиха», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», «У страха глаза велики», выбираются литературные произведения из школьной программы или другой детской литературы.

Метод разговорной терапии – предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызывать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Ребенок не всегда проявляет самоэксплорацию, т.е. меру включенности в беседу. Если она минимальная, то на ряд вопросов ребенок может ответить от имени куклы, персонажа и т.п., например: (Петрушке, Барби, Мальвина, Буратино, собака, тигр), т.е. прибегнуть к любому образу.

Данный метод предполагает появление самоконгруэнции-совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

В качестве вспомогательного метода коррекции отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, педагог использует музыку, рисование, лепку, аппликацию на свободную тему. Использование в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов,  слушание классической музыки (Чайковского, Моцарта, Шуберта, Шопена). Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, а также дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления их воздействия. Дети выражают в рисунке свое впечатление от услышанной музыки. Данный метод применяется на коррекционно-развивающих занятиях таких как, «Букет музыкальных цветов», «Путешествие в страну музыки и красок», «Сказка в музыке». Очень полезными являются и различные нетрадиционные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.) 

Метод свободных словесных ассоциаций. Он может использоваться как метод искусства придумывания историй. Педагог предлагает детям по набору слов, между которыми налицо смысловая связь, придумывать разные истории. Например: бабушка, девочка, волк, поезд и т.д. Дети должны придумать любые истории, главное, чтобы они не повторялись. Большой интерес вызывают у детей задание рассказать о стране, где с неба падают без остановки конфеты, игрушки, деньги, дождь, цветы и т.п.

Техники и приемы саморегуляции. Поскольку программа предполагают работу с детьми младшего школьного возраста, то каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); например: «Солнышко и туча», «Штанга»; «Спящий котенок», «Фея сна»;

- мимическую гимнастику (направленную на снятие общего напряжения, играет большую роль в выразительной речи детей); например: «Золотые капельки», «Сердитый дедушка», «Лисенок боится», «Смелый заяц», «Капитан»;

- раслабляющие упражнения и этюды под музыку, которые позволяют снизить эмоциональное и мышечное напряжение. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела. Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. (например: занятие на тему «Предложи свою помощь», упражнение «Массаж по кругу»;

Например,  для создания эмоционального настроя в начале любого коррекционного занятия для детей 7-10 лет  используется упражнение «Подарим друг другу улыбку», в занятии на тему: «Как добиться удачи», упражнение-тренинг «Я смогу!», «У меня получится!»; в занятии на тему: «Делимся чувствами», упражнения «Клубочек», «Доброе животное».

Наглядный метод: информационно-коммуникативные технологии (занятия - презентации  направленные на усиление впечатления несовершеннолетних от предоставляемого им материала по темам «Таинственный и прекрасный А.С.Пушкин», «Удивительный мир бабочек», «Мир интереснее, чем он кажется» и др.)

Практический метод: коллективное творческое дело: «Дерево счастья» Цель: познакомить детей с новым видом деятельности – рисование пальцами и ладонями рук, способствовать сплочению коллектива.

Эвристический (проблемно-поисковый) метод: выдвигает мотивирующее отношение к процессу, которое рассматривается как совместная заинтересованная деятельность педагога и воспитанников в процессе познания: презентации исследовательских и творческих проектов  «Моя Родина - Россия», «Назови профессию», «Времена года», «Угадай сказку», «Волшебные слова», «Кто живет в Африке». «Братья наши меньшие»; «Музыка в нашей жизни» и др.

Словесный метод: словарная работа с целью пополнения активного и пассивного словаря, чтение художественной литературы, работа с печатными источниками, ведущими к усвоению новых знаний, например: детскими журналами: «В мире животных», «Золотая антилопа», «Солнечный зайчик», и т.д.); беседы, дискуссии, обсуждения и т.п.

Одним из приоритетных направлений в системе педагогической деятельности является внедрение средств новых информационных технологий. Использование информационных технологии в любом направлении, начиная от поиска необходимой информации, документов, статей, законов, мнения различных специалистов и заканчивая общением на форуме.

Как дидактическое средство на занятии используется компьютер (просмотр презентаций, научно-познавательных фильмов, возможностей Интернет - пространства.). Социальный педагог развивает умение воспитанников работать с информацией, необходимой для написания доклада, реферата.  Совместно с детьми школьного возраста создает слайды по школьным предметам, информационные буклеты, для младших школьников использует тренажеры с целью закрепления орфографических и вычислительных навыков, организует работу с детьми  по подготовке и участию в  конкурсах (создание фотоколлажа).

Таким образом работа с воспитанниками носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, трудности адаптапции школе и преодолении трудностей в обучении, развитие их интеллектуальных способностей, формирование необходимых учебных навыков и навыков общения со сверстниками, развитие волевой сферы, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность.