Использование технологии проектного обучения для формирования коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Воронина Ирина Анатольевна

В данной статье раскрыто значение использования технологии проектного обучения для формированиякоммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

Использование технологии проектного обучения для формирования коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ

Аннотация: в данной статье раскрыто значение использования технологии проектного обучения  для формирования  коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ.

          Ключевые слова: технология проектного обучения, коммуникативные универсальные учебные действия, обучающиеся с ОВЗ.

      Развитие учебного процесса в образовательной организации показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Основателями данного метода считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. 

     Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый обучающийся вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы.

     Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. 

      Считаю, что использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.    Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу.

     Комплекс педагогических условий для успешного использования проектной технологии:

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

2.Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом.

3. Создавать группы не более 5 человек.

4.Учитывать возможность учебных предметов для реализации  проектной  деятельности.

Наибольшую эффективность для реализации проектной деятельности имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительно искусство, технология.

5.Оценка выполненных проектов.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, необходимо отметить дипломами, памятными подарками.

      Направления работы по использованию технологии проектного обучения:

1.Изучила исторические подходы применения проектной деятельности в обучении школьников в трудах зарубежных и отечественных ученых Д. Дьюи, У. Х. Килпатрика,  Э. Коллингса, С. Т. Шацкого, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, А. Р. Лурии.

2.Выявила особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных УУД младших школьников с ОВЗ.

3.Проанализировала воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности (на основе диагностик).

4.Разработала систему работы по формированию коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ через проектную деятельность:

  1. построение уроков, где необходима  работа в парах, группах.

 Начиная с 1 класса вовлекала обучающихся в групповые и парные формы организации деятельности

    2) работа в консультировании и продвижении индивидуальных  проектов.

Проекты третьеклассники разрабатывали самостоятельно с помощью родителей. Для этого были проведены консультации для родителей и обучающихся по теме  «Как организовать работу по созданию проекта». Были представлены памятки   и буклеты о том, как правильно презентовать результаты работы.

    3)проведение внеклассных мероприятий по защите проектов в рамках предметных декад: в рамках предметной декады по изобразительному искусству обучающиеся класса приняли участие в защите проекта на тему «Дымковское чудо». Защита проекта была организована в форме устного журнала, на страницах которого ребята представили результаты работы.  

  1. мероприятия по предметам  и внеклассная деятельность  в классе с приглашением родителей;

    5) участие  в общешкольных мероприятиях по защите учебных проектов

 Ежегодно обучающиеся класса были активными участниками по реализации общешкольных проектов.

  6) участие в творческих и научно-практических конкурсах  разного уровня

Обучающиеся приняли участие  во Всероссийском конкуре «Таланты России» в номинации «Исследовательские работы детей и взрослых».

    7) проведение уроков по защите проектов

На этих уроках обучающиеся показали умение организовать и   осуществить сотрудничество, представить результаты деятельности групп.

8) использование различных видов игр для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий

 Дети легко вовлекались в игровую деятельность на уроках и внеурочной деятельностях, ведь  игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.  

            Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствовало повышению уровня компетентности обучающихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписался в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума. Участие в проектной деятельности стимулировало мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и потребность в самосовершенствовании. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствовало развитию коммуникативной компетентности школьников.

Список литературы:

1.Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010. – 156 с.

2.Гузеев, В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева, А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf.

3.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.    

4. Хитарова, Э.Й. Культура личностной коммуникации [Текст] / Э.Й. Хитарова. – СПб, 2011. – 165 с.



Предварительный просмотр:

Название материала: «Входная диагностика как эффективный способ отслеживания результатов сформированности коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ»

Тематика:  «Коррекционная педагогика»

ФИО: Воронина Ирина Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: ГКОУ СО «Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Входная диагностика как эффективный способ отслеживания результатов сформированности коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» определяет начальную школу как самостоятельное звено в системе обязательного общего образования. Именно в период получения начального образования закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты.         Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов детей, то есть в жизни они должны ощущать себя успешными и компетентными людьми. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,  коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог.

      Для отслеживания результатов сформированности коммуникативных УУД разработала входную диагностикууровней сформированностикоммуникативных УУД  обучающихся с ОВЗ.

Ниже представлю анализ результатов входной диагностики уровней сформированностикоммуникативных УУД  обучающихся.

     На этом этапе проводилась индивидуальная оценка уровня сформированностикоммуникативных УУД каждого обучающегося.

На основании технологической карты сформированности УУД обучающихся, предложенной специалистом Мишиной, а также методических рекомендаций  Негановой М.Б.,  я  выделила следующие критерии, наиболее значимые, по моему мнению,  для оценки уровней сформированности  коммуникативных УУД:

- умение учитывать  позиции собеседника;

- умение организовать и   осуществить сотрудничество;

- умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

     Учитывая особенности детей  с ОВЗ,  я подготовила констатирующую методику, которая состояла из нескольких заданий:

  1. «Левая и правая стороны» (Пиаже).

2) задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

      3)«Узор под диктовку» (Цукерман и др.)

Предпочтение отдавалось индивидуальной и парной форме работы. Дети, получив устные инструкции, последовательно выполняли три задания.

     Наблюдение за обучающимися осуществлялось за тем, как реагировал каждый школьник на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, активность или пассивность.

      Количественно – качественный анализ полученных материалов показал, что дети выполняли задания на четырех уровнях успешности, выделение которых носит условный характер.

Остановимся подробнее на результатах выполнения заданий.

Таблица №1

Задание №1 методика «Левая и правая стороны»

         Критерии

Обучающиеся с задержкой психического развития

         Высокий

0%

         Средний

33%

         Низкий

59%

         Нулевой

8%

      Анализ результатов методики показал, что на высоком уровне задание обучающиеся не выполнили, что составляет 0 % от общего количества.

      Четыре  ребенка справились с заданием на среднем уровне, что составляет 33% от всего количества испытуемых.

      На низком уровне с заданием справились семь  учащихся, что составило 59% от всего количества учащихся.

      Из данной таблицы видно, что нулевой результат показал один ученик,  что составило 8% от всего количества, т.к. он отказался от выполнения задания.

       Методика «Рукавички» использовалась для изучения умения организовать и  осуществить сотрудничество в результате совместной деятельности.

      Данные о результатах выполнения методики представлены в таблице № 2.

Таблица №2

Задание №2  методика «Рукавички»

Критерии

Обучающиеся с задержкой психического развития

Высокий

0%

Средний

24%

Низкий

76%

Нулевой

0%

      Данные, представленные в таблице,  свидетельствуют о том,  что  три школьника (24%) выполнили задание на среднем уровне.

      Низкий уровень выполнения задания наблюдается у девяти детей, что составило 76% от общего числа испытуемых. Нулевой уровень не выявлен.

      При выполнении третьего задания выявлялось умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

        Данные о результатах выполнения методики представлены в таблице №3.

Таблица №3

Задание №3 методика «Узор под диктовку»

Критерии

Обучающиеся с задержкой   психического развития

Высокий

0%

Средний

34%

Низкий

58%

Нулевой

8%

     Анализ результатов выполнения методики показал, что на высоком уровне не выполнил ни один второклассник, что составляет 0% от всего количества.

     Четыре второклассника справились с заданием на среднем уровне, что составляет 34 % от всего количества.

      На низком уровне с выполнением задания справились семь учащихся, что составило 58 % от всего количества.

     Один ребенок не справился с выполнением задания. У него все рисунки не соответствуют предъявленному образцу, ему не хватило времени для выполнения задания.

Таким образом, с позиций установленных критериев было обнаружено, что большинство обучающихся работали на двух последних уровнях успешности. Видно, что на данном этапе большинство учащихся с задержкой психического развития показали средний и низкий  уровень развития коммуникативных УУД.

Для повышения уровней сформированностикоммуникативных УУД  обучающихся с ОВЗ проводилась целенаправленная работа с  учетом  результатов входной диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Статья по теме: «Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».

laquo;Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности»....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...