Рабочие программы 4 класс 2016-2017 учебный год
рабочая программа (4 класс) на тему

Борзенкова Любовь Анатольевна

Рабочие  программы  учебных  предметов  составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования  и авторских программ  

Рабочие учебные программы  включают в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, структуру предмета,  место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование. УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk_4_klass.docx117.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Восточное

(наименование образовательной организации)

Принята

на педагогическом совете  

Протокол  №  от "" мая 201 г.

Утверждаю

директор школы

                      _________  Кротова А. В.

приказ от "" 201 г. №

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

Русский язык

____________________________________________________________

(наименование учебного предмета / курса/)

учитель начальных классов

__________________________________________________________________

(код и наименование профессии, специальности)

начальное общее образование; 4 класс

__________________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

1 год (2016– 2017г.г.)

__________________________________________________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе образовательной программы:

Школа России. Концепция

и программы для нач.кл.

по русскому языку                                                                                                    В.П.Канакина

_______________________________                                                        ______________________

        (наименование программы)                                                                              (автор программы)

Борзенковой Любовью Анатольевной

__________________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)

с. Восточное

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

         Целью изучения предмета «Русский язык» в начальной школе является:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

• закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма. Задания по чистописанию являются одним из обязательных компонентов урока. На минутках чистописания закрепляется навык правильного начертания букв в словах, проводятся упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию недочётов графического характера в почерках учащихся;

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.  В связи с этим в рабочую программу и  в КТП добавлены темы: наши проекты и тестовые работы по основным разделам русского языка.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

     Рабочая программа рассчитана - на 170 часов в 4 классе из расчета 5 ч в неделю (34 учебные недели)

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Важно формировать у учащихся интерес к родному языку и познавательных умений.

        В обучении русскому языку используются:

                      Формы                                                                    Методы

          - индивидуальная                                                    - историзма в обучении

          - фронтальная                                                          - наглядного восприятия

          - коллективная                                                         - использование слова

          - групповая                                                               - объяснения

          - дифференцированная                                            - нравственного восприятия

          - по парам                                                                  - игровой, соревновательный

                                                                                              - реализации межпредметных связей

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.

Формы проверки и оценки:

- внешний контроль, осуществляемый учителем над деятельностью ученика;

- взаимный контроль, осуществляемый учениками между собой над их учебной деятельностью;

- самоконтроль, осуществляемый учеником над своей самостоятельной деятельностью;

- контроль по конечному результату;

- пошаговый контроль.

Способы оценивания учебных действий:

- личностный– производится сравнение действий ученика с прошлыми действиями того же ученика;

- нормативный - производится сравнение действий ученика с установленной нормой (образцом) этих действий.

         В текущей учебной работе используется личностный способ оценивания.

         При проведении итогов учебного года, при установлении условия овладения учащимися пройденным учебным материалом используется нормативный способ оценивания.

Средства проверки результатов обучения:

       Диктант,  списывание, словарный диктант, тестовая работа, итоговый контрольный диктант, изложение, сочинение и др.

Учебно-методический комплект, использующийся для реализации рабочей учебной программы.

1. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П.Канакина, В. Г. Горецкий. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014

2. ФГОС В.П.Канакина Русский язык. 4 класс.  Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Издательство «Просвещение», 2014.

         3. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого / ОАО «Издательство «Просвещение», 2014

         4. Ситникова Т. Н. , Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015

Выбранное УМК находится в федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки РФ к исполнению в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на 2016-2017 учебный год.

Срок реализации программы 1 год (2016-2017 уч. г.)

Тематический план

учебного материала по русскому языку в 4классе по учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В т.ч. на практические

занятия

1.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

38

1.1.

Язык и речь  

2

-

1.2.

Текст

3

Изложение - 1

1.3.

Предложение

15

Диктант – 1

Тест – 2

Сочинение – 1

Проект - 1

1.4.

Слово и его лексическое значение

4

-

1.5.

Состав слова

8

Контр. списывание – 1

Изложение – 1

Словарн.диктант - 1

1.6.

Части речи

6

Сочинение – 1

Тест - 1

2.

Части речи

122

2.1.

Имя существительное

43

Диктант – 3

Тест – 1

Изложение  –1

Проект – 1

Словарн.диктант - 1

2.2.

Имя прилагательное

32

Изложение  –1

Проект – 1

Диктант – 2

Сочинение – 1

Контр. списывание – 1

Тест - 1

2.3

Местоимение

7

Словарн.диктант – 1

Тест - 1

2.4

Глагол

40

Диктант – 3

Изложение  –2

Проект – 1

Сочинение – 1

Тест - 1

3.

Повторение изученного

10

Словарн.диктант – 1

Итого:

170

Изложение – 6

Диктант – 10

Тест – 7

Сочинение – 6

Проект – 4

Словарн.диктант – 4

Контр. списывание – 2

Содержание учебного материала

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса - ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Диктанты

Диктант № 1 «Клюква» по теме: « Текст и его признаки.  Предложение как единица речи».

Диктант № 2 «Осень» по теме: «Слово. Части речи. Предложение».

Диктант № 3 «Журавли» по теме: «Склонение имен существительных».

Диктант № 4 «Дельфины – наши друзья» по теме: «Правописание окончаний существительных».

Диктант № 5 «Доброе дело» по теме: «Множественное число имен существительных».

Диктант № 6«Зимняя ночь в лесу» по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе».

Диктант №7 «Зимний лес» по теме: «Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе».

Диктант № 8  «Лесной голосок» по теме: «Местоимение».

Диктант № 9 «Жизнь спасена» по теме: «Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола».

Диктант № 10 «На рыбной ловле» по теме: «Глагол».

Тестовые работы

Тестовая работа № 1 по теме: «Повторение».

Тестовая работа № 2 по теме: «Предложение».

Тестовая работа № 3 по теме: «Состав слова. Части речи».

Тестовая работа № 4 по теме: «Имя существительное».

Тестовая работа № 5 по теме: «Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе».

Тестовая работа № 6 по теме: «Местоимение».

Тестовая работа № 7 по теме: «Глагол».

Изложения

Изложение № 1 (подробное) текста «Первая вахта» по коллективно составленному плану.

Изложение № 2 (подробное) текста  «Маленькие дрозды» по коллективно составленному плану.

Изложение № 3 (подробное) текста по самостоятельно составленному плану.

Изложение №4 (подробное) текста по самостоятельно составленному плану.

Изложение №5 (подробное) текста по самостоятельно составленному плану.

Изложение № 6 (сжатое) текста по самостоятельно составленному плану.

Сочинения

Сочинение № 1 по демонстрационной картине И. И. Левитана «Золотая осень» с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя.

Сочинение № 2 по демонстрационной картине и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя.

Сочинение № 3 по демонстрационной картине по заданной теме с предварительной коллективной подготовкой без помощи  учителя.

Сочинение № 4 по демонстрационной картине. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств, глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинение № 5. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о достоинствах любого животного).

Сочинение № 6 по серии сюжетных рисунков по заданной теме без помощи учителя.

Контрольные списывания

Контрольное списывание №1 «Трусиха».

Контрольное списывание № 2 «Береза у дороги».

Словарные диктанты

Словарный диктант № 1

Словарный диктант № 2

Словарный диктант № 3

Словарный диктант № 4

Проекты

Проект № 1 «Похвальное слово знакам препинания».

Проект № 2 «Говорите правильно!»

Проект № 3 «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Проект № 4 «Пословицы и поговорки»

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

Учащиеся должны уметь:

- орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70-80 слов), включающий изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

- производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;  

- производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

- производить разбор слова как часть речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число, имен существительных; начальная форма, род , падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

- производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

- определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

- определять тип текста (повествование, рассуждение, описание);  использовать эти типы текстов в речи;

- писать изложение и сочинение (60-75слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

 Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

 Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

 Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

 Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

 Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

 Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

 Ошибки:

         нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

         неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

         отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

         наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

         существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

         отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

         употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

 Недочеты:

         отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

 При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

 При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

 «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

 «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

 «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

 «2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

 Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

   В 1 классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без оценки в баллах.

   Во 2, 3, и 4 классах выставляются отметки. Аргументированность, объективность и справедливость каждой из них способствует воспитанию у учащихся положительного отношения к учебному труду и формированию прочных навыков по чтению, письму, счету, культуре речи, труду.

    Знания учащихся проверяются с помощью устного опроса и письменных контрольных работ. Письменные контрольные работы по русскому языку и математике проводятся только после теоретической и практической подготовки учащихся по проверяемой теме.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков по грамматике, правописанию, развитию речи:

Проверка и оценка устных ответов:

   Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.

Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

   Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

       Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

Проверка и оценка письменных работ:

В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4 классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

Оценки при списывании:

    Оценка «5» - без ошибок

    Оценка «4» - 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

    Оценка «3» - 3 ошибки + 1 исправление

    Оценка «2» - 4 ошибки.

Оценки за диктант:

    Оценка «5» - без ошибок

    Оценка «4» -1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

    Оценка «3» - 5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная;

2-3 орфографические ошибки + 3-4 исправления.

    Оценка «2» - 5 и более ошибок.

Оценки за задания:

       Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

Оценка «5» - без ошибок

Оценка «4» - выполнено ¾ заданий

Оценка «3» - выполнено не менее ½ заданий

Оценка «2» -выполнено менее ½ заданий

Оценки за словарный диктант:

      Словарные диктанты проводятся в качестве т е к у щ и х проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе  каждого класса). Оценки за словарный диктант во 2-4 классах выставляются в соответствии со следующими нормами:

Оценка «5» - без ошибок

Оценка «4» - 1 ошибка + 1 исправление

Оценка «3» - 2 ошибки + 1 исправление

Оценка «2» - 3-5 ошибок

Оценки за обучающие изложения и сочинения:

    Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

    Работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за речевое оформление, другая – за грамотность.

Оценка «5» - ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактический ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.

За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается 1-2 исправления.

Оценка «4» - ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1-2 исправлений.

Оценка «3» -ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочетов речи в содержании и построении текста.

За грамотность: если допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «2» -ставится по содержанию и речевому оформлению: если совсем не передан авторский (исходный) текст (изложение), не раскрыта тема. Допущено более 7 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность: если имеется более 8 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, 7 исправлений.

Список литературы.

Для учителя

1. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015

Для учащихся

1. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П.Канакина, В. Г. Горецкий. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014

2. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого / ОАО «Издательство «Просвещение», 2014

3. ФГОС В. П. Канакина Русский язык. 4 класс.  Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Издательство «Просвещение», 2014.

Русский язык (4 класс)

Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи – 170 часов

Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 часов)

п/п

урока

Название темы

Дом.

зад.

Стр.

учеб.

Дата

план.

Дата факт

Язык и речь (2 часа)

1

1

Наша речь и наш язык. Формула вежливости  

у.2 с. 6

6

2

2

Наша речь и наш язык. Формула вежливости    

у.3 с. 7

7

Текст (3 часа)

3

1

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста.

у.7 с. 9

8,10

4

2

План. Типы плана (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

у.11 с.12

11-12

5

3

Изложение № 1 (подробное) текста «Первая вахта» по коллективно составленному плану.

Напис. Соч. «мои каникулы»

С.9, упр.8

Предложение (15 часов)

6

1

Анализ изложения. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.

у.19 с.16

13-16

7

2

Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. 

Д/з.Сделать карточку: придумать или выписать из текстов худ.лит. три предлож. с обращениями в разных частях предложения, знаки препинания пропустить

17-18

8

3

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 

18-21

9

4

Диктант №1 «Клюква» по теме: « Текст и его признаки.  Предложение как единица речи».

___

10

5

Анализ  диктанта. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения  по членам предложения.

22-23

11

6

Тестовая работа № 1 по теме: «Повторение».

24

12

7

Анализ тестовых работ. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

26-27

13

8

Интонация перечисления, запятая при перечислении

28-30

14

9

Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но.

30-32

15

10

Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

32-34

16

11

Сочинение № 1 по демонстрационной  картине И. И. Левитина «Золотая осень»  с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя.

С. 34, упр. 48

17

12

Анализ сочинений по демонстрационной картине.

Проект № 1 «Похвальное слово знакам препинания».

35

18

13

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях.

36-37

19

14

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

38-39

20

15

Тестовая работа № 2 по теме: «Предложение».

Т.р.

40

Слово и его лексическое значение (4 часа)

21

1

Анализ тестовой работы.  Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова.  Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи.

42-44

22

2

Однозначные и  многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие и новые  слова. Заимствованные слова.

45-46

23

3

Синонимы, антонимы, омонимы. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

47-48

24

4

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

49-50

Состав слова (8 часов)

25

1

Контрольное списывание № 1 «Трусиха»

Метод. 74

26

2

Анализ контрольного списывания. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

51-53

27

3

Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький.

54-56

28

4

Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале.

56-59

29

5

Упражнение в правописании приставок.

60-61

30

6

Упражнение в правописании суффиксов. Словарный диктант № 1

62-63

31

7

Упражнение в правописании разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

64-66

32

8

Изложение № 2 повествовательного текста «Маленькие дрозды»  по коллективно составленному плану.

66, упр 110

Части речи (6 часов)

33

1

Анализ изложения. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог).

67-70

34

2

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог).

71-72

35

3

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

73-75

36

4

Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека).

76-77

37

5

Сочинение № 2 по демонстрационной картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя.

С. 77, упр. 134

38

6

Анализ сочинения. Тестовая работа № 3 по теме: «Состав слова. Части речи»

78

Части речи (122 часа)

Имя существительное (43 часа)

39

1

Анализ тестовой работы. Склонение имен существительных (повторение).

80-81

40

2

Склонение имен существительных. Развитие навыка  в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

82-83

41

3

Диктант №2 «Осень» по теме: «Слово.  Части слова. Предложение».

84-85

42

4

Анализ диктантов. Склонение имен существительных. Развитие навыка  в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

86-87

43

5

Несклоняемые имена существительные.

Метод. 137

44

6

Несклоняемые имена существительные.

87-88

45

7

Основные типы склонения имен существительных (общее представление).

89-90

46

8

Первое склонение  имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

90-91

47

9

Первое склонение  имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

92

48

10

Второе склонение  имен существительных  и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

93-94

49

11

Второе склонение  имен существительных  и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

95-96

50

12

3-е склонение  имен существительных  и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

96-97

51

13

3-е склонение  имен существительных  и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

98-99

52

14

1-е, 2-е и 3-е склонение  имен существительных  и упражнения в распознавании имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.

100-101

53

15

  Сочинение №3 по демонстрационной картине А. А. Пластова «Первый снег» с предварительной коллективной подготовкой без помощи учителя.

С.92

Упр

161.  

54

16

Анализ сочинения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия).

102

55

17

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия).

103

56

18

Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление).

104

57

19

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в именительном и винительном падежах.

105-107

58

20

Диктант №3 «Журавли» по теме: «Склонение имен существительных».

___

59

21

Анализ диктанта.  Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в родительном падеже.

107-109

60

22

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в родительном падеже.

109-110

61

23

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе    в  именительном,   родительном и  винительном падежах.

111-113

62

24

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в дательном падеже.

113-117

63

25

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в творительном падеже.

117-120

64

26

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в предложном падеже.

121-124

65

27

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей.

124-125

66

28

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей.

126-127

67

29

Сочинение №4  по демонстрационной картине В. И. Тропина «Кружевница». Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

С.130 упр. 247

68

30

Анализ  сочинений. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришел из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

128-130

69

31

Диктант № 4 «Дельфины – наши друзья» по теме: «Правописание окончаний существительных».

___

70

32

Анализ диктанта. Склонение имен существительных во множественном числе.

131

71

33

Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Словарный диктант № 2.

132

72

34

Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

133-134

73

35

Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

135-137

74

36

Склонение имен существительных во множественном числе.  Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе.

138-139

75

37

Склонение имен существительных во множественном числе.  Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе.

139-140

76

38

Изложение № 3 (подробное) текста по коллективно составленному плану.

У. 273 с 141

77

39

Анализ изложения. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе.

78

40

Диктант №5 «Доброе дело» по теме: «Множественное число имен существительных»

79

41

Анализ диктанта. Склонение имен существительных во множественном числе.  

___

80

42

Тестовая работа № 4 по теме: «Имя существительное».

143

81

43

Анализ тестовой работы. Проект № 2: «Говорите правильно!»

141-142

Имя прилагательное (32 часа)

82

1

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным.

4-5

83

2

Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению.

6-7

84

3

Упражнение в изменении имен прилагательных  по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

7-9

85

4

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на –ья, -ье, -ов, -ин).  

10-11

86

5

Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

12-13

87

6

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

14-15

88

7

Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

16-17

89

8

Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

18

90

9

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

19-20

91

10

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

20-21

92

11

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

22-23

93

12

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

24

94

13

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

25-26

95

14

Изложение № 4 (подробное) текста по самостоятельно составленному плану.

С.27

Упр. 57

96

15

Анализ изложения. Проект № 3: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

28

97

16

Диктант № 6 «Зимняя ночь в лесу» по теме: «Правописание   окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе».

__

98

17

Анализ диктанта. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

99

18

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

29

100

19

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

30-31

101

20

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

32-33

102

21

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

34-35

103

22

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

36-37

104

23

Сочинение № 5. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения  с учетом разновидностей речи (о достоинствах любимого животного).

С.36 упр 76

105

24

Анализ сочинения.  Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

38-40

106

25

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

41-42

107

26

Контрольное списывание № 2 «Береза у дороги» по теме «Падежное окончание имен прилагательных в единственном числе».

___

108

27

Анализ контрольного списывания. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

43-44

109

28

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

45-46

110

29

Диктант № 7  «Зимний лес» по теме: « Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе».

___

111

30

Анализ диктанта. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях.

47-48

112

31

Тестовая работа № 5 по теме: « Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе».

50

113

32

Анализ тестовой работы. Употребление в речи прилагательных-синонимов,  прилагательных-антонимов,  прилагательных-паронимов.

49

Местоимение (7 часов)

114

1

Местоимение как часть речи.

52-53

115

2

Личные местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа.

54-55

116

3

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Словарный диктант № 3.

56-57

117

4

Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

58-59

118

5

Развитие навыка  правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

60-62

119

6

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

63-65

120

7

Тестовая работа № 6 по теме «Местоимение».

Глагол (40 часов)

121

1

Диктант № 8  «Лесной голосок» по теме «Местоимение»

__

122

2

Анализ тестовой работы, диктанта.  Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению.

68-70

123

3

Упражнение в распознавании   глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

71

124

4

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы).

72-73

125

5

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

74-75

126

6

Упражнение в изменении глаголов по временам и числам.

76-78

127

7

Изложение № 5 (подробное) текста     по самостоятельно составленному плану.

С 79

Упр 162

128

8

Анализ изложения.  Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

80-81

129

9

Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

82-84

130

10

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

85-87

131

11

Диктант № 9  «Жизнь спасена» по теме «Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола».

___

132

12

Анализ диктанта.  Глаголы I и  II спряжения (общее представление).

88-89

133

13

Глаголы I и  II спряжения.

90-91

134

14

Глаголы-исключения. Проект № 4: «Пословицы и поговорки».

92

135

15

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

93

136

16

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

94-95

137

17

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

96-97

138

18

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

97-99

139

19

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

100-101

140

20

Распознавание возвратных глаголов  в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться).

102-103

141

21

Правописание буквосочетаний –тся в возвратных глаголах в 3-м лице и –ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

104-105

142

22

Правописание буквосочетаний –тся в возвратных глаголах в 3-м лице и –ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

106-107

143

23

Сочинение № 6     по серии сюжетных рисунков по заданной теме без помощи учителя.

С 108

Упр

228

144

24

Анализ сочинения. Правописание глаголов в прошедшем времени.

109

145

25

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

110-111

146

26

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

112

147

27

Правописание суффиксов  глаголов прошедшего времени (видеть-видел, слышать- слышал).

113-114

148

28

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

С 114

Упр.

241

149

29

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

150

30

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

151

31

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

115

152

32

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

116

153

33

Развитие умения  правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

117

154

34

Диктант № 10 «На рыбной ловле» по теме «Глагол»

155

35

Анализ диктанта.  Развитие умения  правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

156

36

Изложение № 6 (сжатое) по самостоятельно составленному плану.

С119

Упр

253

157

37

Анализ изложения.  Развитие умения  правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов.

118

158

38

Тестовая работа № 7  по теме «Глагол».

120

159

39

Анализ тестовой работы.  Правописание суффиксов  глаголов прошедшего времени (видеть-видел, слышать- слышал).

160

40

Развитие умения  правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (10 часов)

161

1

Язык и речь.

121-122

162

2

Текст.

122-123

163

3

Предложение и словосочетание.

124-125

164

4

Предложение и словосочетание.

126-127

165

5

Лексическое значение слова. Словарный диктант № 4.

128-129

166

6

Состав слова.

130-131

167

7

Состав слова.

132-134

168

8

Части речи.

135-138

169

9

Части речи.

139-143

170

10

Звуки буквы.

143-144

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолет, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция


[1] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

[2] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год

Рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год для 1 класса "Школа России"...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год...

Рабочие программы на 2016-2017 уч. год.

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Перспектива" разработаны споследними изменениями по ФГОС...

Рабочие программы на 2016-2017 уч.год

Рабочие программы по предметам: ИЗО, математика, русский язык, литературное чтение, технология и окружающий мир....

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова

Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО со встроенными подпрограммами "Мир деятельности"...

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова

Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО для 2 класса по системе Занкова со встроенными подпрограммами...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана для 1 класса. Программа включает в себя пояснительную записку и примерное планирование....