Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" (социальное направление)
рабочая программа по теме
Рабочая программа, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Моя первая экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pervaya_ekologiya.docx | 559.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 9 имени адмирала П.С.Нахимова, на основе авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2014 г;
Общая характеристика курса.
Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения к природе, воспитания основ экологической ответственности. Программа рассчитана на три года обучения, имеет общеразвивающий уровень и направлена на создание необходимых условий для формирования базовых знаний в области экологической культуры, формирует экологически ответственное мышление и поведение, способствует личностному развитию учащихся, а также ответственному и бережному отношению к природному и культурному наследию. Дети учатся рачительному использованию природных ресурсов (в частности, воды, энергоресурсов), бережному отношению к природному и культурному наследию. Особое внимание уделяется важности понимания экологических проблем города и поиска вариантов их решений, защите природы родного края – знакомству с особо охраняемыми природными территориями Вяземского района, Смоленской области. В ходе образовательно-воспитательного процесса подчёркивается важность использования вторичного сырья в быту. Умение видеть эстетическую красоту природных пейзажей и важность бережного отношения к ним развивается посредствам создания фотографий, рисунков, поделок из природных материалов. Экскурсии в мастерские народного промысла, художественную галерею, краеведческий музей.
Обучение по данной программе предусматривает взаимосвязь с предметами «Окружающий мир», «АСК»
Основные образовательные задачи учебно-тематического плана 1-го года обучения, следующие: заложить основы экологических знаний; познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека; формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; учиться видеть и понимать красоту живой природы.
К развивающим задачам относятся: развитие способности оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; развитие умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия; развитие коммуникативных способностей детей.
Воспитательные задачи состоят из воспитания у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и формирования умение и желание активно беречь и защищать природу.
В учебно-тематический план 1-го года обучения входят темы знакомящие детей с основами экологических знаний, тем самым закладываются основы для последующих лет обучения. Для оптимального процесса обучения и поддержания интереса учащихся 60% времени отведено под теоретический материал, 40% – под практические работы. В первый год раскрываются такие темы, как основные понятия и термины экологии (человек – часть биосферы, экосистемы и их виды, изучение взаимодействия между компонентами экосистемы на пришкольном участке), отношение человека к природе в искусстве (отражение взаимоотношение человека и природы в разных видах искусства, архитектура и природа, изготовление поделок из природных материалов, изготовление фоторамки из вторичного сырья), взаимосвязь человека и природы: от истоков до наших дней (рациональное использование природных ресурсов, экономия воды, бумаги и электроэнергии в наших домах, игра-викторина «Тотемные растения и животные народов мира»)
На 2-ом году обучения добавляются новые образовательные задачи: закрепить имеющиеся и усвоить новые экологические знания, а также получить навык эколого-просветительской деятельности и исследовательской работы. Актуальными развивающими задачами остаются: развитие логики и мышления, приобретение экологической грамотности и развитие коммуникативных и творческих способностей детей. Помимо вышеизложенных перед педагогом стоит ряд важнейших воспитательных задач: воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, формирование активной жизненной позиции у детей, умение ответственно относиться к своему здоровью, формирование потребности заниматься природоохранными действиями, содействие обеспечению направленности личности в профессиональном выборе.
В учебно-тематический план 2-го года обучения входят темы, продолжающие углублять знания детей в экологической сфере Время, отводимое на практическое освоение материала, увеличивается до 50%
Учебно-тематический план второго года обучения остаётся социально-экологически направленным Его содержание раскрывается в таких темах, как окружающая среда и здоровье человека (факторы окружающей среды, способы выживания человека в экстремальных условиях, создание коллажа на тему: «Наш здоровый образ жизни»), изучение влияния факторов среды на человека (влияние физической активности, рациона питания, температуры окружающей среды на улице и в помещении, стресс, режима сна; исследовательская работа «Мой рацион: все ли продукты полезны?»), загрязнение окружающей среды (виды загрязнений (механическое, световое, шумовое, биологическое, химическое) и их влияние на жизнь и здоровье человека; выявление источников шумового загрязнения в нашей жизни; создание коллективной презентации «Виды загрязнения окружающей среды»), человек и животные (дикие животные и человек: правила поведения на природе, гуманное обращение с животными, мини-исследование на тему: «Для каких животных город является домом»),
Третий год обучения – завершающий и позволяет обобщить и систематизировать значительный объём экологических знаний, продолжать находить и изучать тесные взаимосвязи в системе «природа-общество-человек», а также получить важнейшие навыки сбережения природных ресурсов, использующихся в быту, таких как вода, электроэнергия, флора и фауна. Остаётся актуальным развитие логики и мышления у детей, коммуникативных и творческих способностей. Важнейшее внимание стоит уделять воспитанию активной жизненной позиции и ответственному отношению к окружающей среде.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:
✓ развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
✓ формирование представлений о природе как универсальной ценности;
✓ изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
✓ развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
✓ развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
✓ развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
✓ воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
✓ формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
✓ овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
✓ освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
✓ формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
✓ развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
✓ ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
✓ познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
✓ трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
✓ эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
✓ сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Формы подведения итогов реализации программы
- Общественный смотр достижений;
- Папка исследователя;
- Коллективная творческая работа;
- Публичная презентация результатов проведенного исследования;
- Участие в экологических конкурсах, викторинах
Программа состоит из 3 разделов:
- «Экология в красках и формах» (2 класс)
- «Дом, в котором я живу» (3класс)
- «Человек и природа» (4 класс)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий
Готовимся наблюдать и изучать
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
Какие качества необходимы юному исследователю
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
Учимся наблюдать
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Тренируем наблюдательность
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Десять заповедей друзей леса
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.
УНИЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
- Вырабатывать в себе личностнве качества, необходимые для работы вна природе(внимательность,точность, сотрудничество)
- Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни)
- Выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры)
- Составлять план проведения простейшего исследования
Раздел 2. Природа в наших ощущениях
Как мы воспринимаем окружающий мир
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
Тренируем органы чувств
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Какого цвета лес?
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.
Что такое гармония?
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Рисуем впечатления
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Учимся пользоваться приборами
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
«Микроскоп» из пластикового стаканчика
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.
УНИЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Изучать и развивать возможности органов чувств как источник информации об окружающей среде.
- Проводить наблюдения за природными объектами.
- Работать с различными приборами и инструментами, необходимых для проведения наблюдений и опытов.
- Изготавливать простейшие модели приборов.
- Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка.
- Раздел 3. Геометрия живой природы
Что такое симметрия?
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).
Лучевая симметрия
Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.
Живая спираль
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
Такие разные листья
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.
Различаем деревья по кроне
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
О кронах, густых и ажурных
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
Организм и среда обитания
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
УНИЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов.
- Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
- Выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов и явлений.
- Устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Раздел 4. Природа и её обитатели
Учимся планировать наблюдение
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.
Наблюдаем за животными
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
Изучаем условия обитания растений
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).
Всё связано со всем
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
Изучаем поведение животных и растений
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.
Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
Что и кто влияет на живой организм?
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
УНИЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами.
- Составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма.
- Находить ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
- Раздел 5. Лесные ремёсла
Лес в работе народных умельцев
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Животные и растения в народном творчестве
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель
Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
УНИЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Приводить примеры использования различных природных материалов при изготовления народных промыслов.
- Различать предметы известных народных промыслов
- Приводить примеры из произведений устного народного творчества.
Содержание программы для 2 класса
№/№ | Название программы | Количество часов |
1. | Первые шаги по тропинке открытий | 5 ч |
2. | Природа в наших ощущениях | 8 ч. |
3. | Геометрия живой природы | 7ч. |
4. | Природа и её обитатели | 7 ч. |
5. | Лесные ремёсла | 7 ч. |
Всего: 34 часа |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»
2 КЛАСС
№ п/п | Темы учебных занятий | Дата |
Первые шаги по тропинке открытий | ||
1 | Готовимся наблюдать и изучать | |
2 | Какие качества необходимы юному исследователю | |
3 | Учимся наблюдать. Экскурсия в природу | |
4 | Тренируем наблюдательность | |
5 | Десять заповедей друзей леса | |
Природа в наших ощущениях | ||
6 | Как мы воспринимаем окружающий мир | |
7 | Тренируем органы чувств | |
8 | Какого цвета лес? | |
9 | Что такое гармония? | |
10 | Рисуем впечатления | |
11 | Учимся пользоваться приборами | |
12 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | |
13 | Игра «Давайте познакомимся» | |
Геометрия живой природы | ||
14 | Что такое симметрия? | |
15 | Лучевая симметрия | |
16 | Живая спираль | |
17 | Такие разные листья | |
18 | Различаем деревья по кроне | |
19 | О кронах, густых и ажурных | |
20 | Организм и среда обитания | |
Природа и её обитатели | ||
21 | Учимся планировать наблюдение | |
22 | Наблюдаем за животными. Экскурсия на станцию юннатов. | |
23 | Изучаем условия обитания растений | |
24 | Всё связано со всем | |
25 | Изучаем поведение животных и растений | |
26 | Чья «столовая»? | |
27 | Что и кто влияет на живой организм? | |
Лесные ремёсла | ||
28 | Лес в работе народных умельцев | |
29 | Лесные мотивы. | |
30 | Животные и растения в народном творчестве | |
31 | Лесная палитра | |
32 | Лес — кормилец и врачеватель | |
33 | Экскурсия в краеведческий музей | |
34 | Экскурсия в природу |
Содержание программы
2 год обучения (3 класс)
Раздел 1. Дом, в котором я живу
Поговорим о доме
Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»
Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).
Мой дом — моя крепость
Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.
Изучение убежищ различных видов животных
Цель занятия: познакомить детей с тем, что у различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.) существуютразличные убежища.
Жилище первобытных людей
Цель занятия: познакомить детей как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
Городской дом в разные эпохи
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах как изменялись городские дома в разные эпохи
«Что нам стоит дом построить...»
Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.
Дом — это не только стены
Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.
Дом, в котором я бы хотел жить
Цель занятия: создание творческого проекта города своей мечты.
Семейные традиции и праздники
Цель занятия: составлять небольшие тексты о семье: отдыхе, семейных традициях.
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.
«Своя рубашка ближе к телу»
Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги
Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.
«Чудо в перьях»
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.
Домашняя инвентаризация
Цель занятия: состоит в том, чтобы выявить предназначение вещей в доме.
Раздел 2. О городах и горожанах
Жизнь древних племен
Цель занятия: познакомить школьников с кочевым образом жизни древних племён, переходом некоторых племён к осёдлой жизни, возникновением первых поселений.
Как люди жили в старину
Цель занятия: умение воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с историей.
Дом тянется к дому — получается город
В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город.
Крестьянское жилище.
Цель занятия: познакомить с бытом крестьян
Крестьянская утварь
Цель занятия: наглядно показать бытовые условия жизни крестьян.
Как «растёт» город
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.
Как «живёт» город
В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь
различные промышленные и бытовые отходы).
Города-государства
Основная цель занятия — познакомить учащимся с городами – государствами.
Разные города-разные люди
Цель занятия: рассказать о влиянии города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
«Сначала человек строит город, а потом...»
В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.
Выявление уровня шума в разных районах города
Цель занятия: определить уровень шума в разных районах города
Будущее города — город будущего
Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.
«Город будущего»
Основная цель занятия создание проекта своего города будущего.
Экологические проблемы города
Цель занятия: познакомить школьников с такими экологическими проблемами как загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Определение загрязнения воздуха
Цель занятия: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Мой любимый город
Цель занятия: создать проект достопримечательностей своего города.
Содержание программы для 3 класса
№/№ | Название программы | Количество часов |
1. | Дом, в котором я живу | 16 ч |
2. | О городах и горожанах | 18 ч. |
Всего: 34 ч |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»
2 год обучения - 3 КЛАСС
№\№ | Дата | Разделы программы и темы учебных занятий |
Дом, в котором я живу Поговорим о доме | ||
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная...» | ||
Мой дом — моя крепость | ||
Изучение убежищ различных видов животных | ||
Жилище первобытных людей | ||
Городской дом в разные эпохи | ||
«Что нам стоит дом построить... » | ||
«А у нас в квартире газ, а у вас?» | ||
Дом — это не только стены | ||
Дом, в котором я бы хотел жить | ||
Семейные традиции и праздники | ||
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...» | ||
«Своя рубашка ближе к телу» | ||
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги | ||
«Чудо в перьях» | ||
Домашняя инвентаризация | ||
О городах и горожанах Жизнь древних племен | ||
Как люди жили в старину | ||
Дом тянется к дому — получается город | ||
Крестьянское жилище. | ||
Крестьянская утварь | ||
Как «растёт» город | ||
Как «живёт» город | ||
Города-государства | ||
Разные города-разные люди» | ||
«Сначала человек строит город, а потом...» | ||
Выявление уровня шума в разных районах города | ||
Будущее города — город будущего. Футурология — наука о будущем. | ||
«Город будущего» | ||
Творческий проект «Город будущего» | ||
Экологические проблемы города | ||
Определение загрязнения воздуха | ||
Проект «Мой любимый город» | ||
Пешеходная экскурсия «Вязьма- город Воинской Славы» |
Содержание программы для 4-го класса
Раздел 1. Человек и природа
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы, и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2. Неживое в природе
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!». Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Работа с гербариями.
Раздел 4. Царство грибов
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей.
Раздел 5. Среда обитания
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 6. Жизнь животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 7. Человек и животные
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Ролевая игра «Это все кошки».
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 8. Я и мое окружение
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе. Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Раздел 9. Гигиена моего дома
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными. Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации. Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?
Раздел 10. Воздух и здоровье
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Содержание программы для 4класса
№/№ | Название программы | Количество часов |
Человек и природа | 2 ч | |
Неживое в природе | 5 ч. | |
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | 5 ч | |
Царство грибов | 3 ч | |
Среда обитания | 4 ч | |
Жизнь животных | 3 ч | |
Человек и животные | 5 ч | |
Я и мое окружение | 3 ч | |
Гигиена моего дома | 3 ч | |
Воздух и здоровье | 1 ч | |
Всего: 34 ч |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»
3 год обучения - 4 КЛАСС
№ п/п | Темы учебных занятий | Дата |
Человек и природа | ||
1 | Экология и мы. | |
2 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | |
Неживое в природе | ||
3 | Солнце – источник тепла и света | |
4 | Вода, её признаки и свойства. Берегите воду | |
5 | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы | |
6 | Погода. Климат. Предсказания погоды по народным преметам | |
7 | Диалоги с неживой природой | |
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | ||
8 | Практикум «Хлебные крошки». Кто чем питается | |
9 | Кто улетает, а кто остаётся | |
10 | Экологические связи неживой и живой природы | |
11 | Вода и жизнь | |
12 | Растения рядом | |
Царство грибов | ||
13 | Съедобные грибы | |
14 | Несъедобные грибы | |
15 | Микроскопические грибы | |
Среда обитания | ||
16 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | |
17 | Изменения окружающей среды | |
18 | Условия жизни растений | |
19 | Разнообразие животных, условия их жизни | |
Жизнь животных | ||
20 | Динозавры – вымерший вид животных | |
21 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | |
22 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | |
Человек и животные | ||
23 | Жизнь среди людей | |
24 | Ролевая игра «Это все кошки» | |
25 | Викторина «Собаки – наши друзья» | |
26 | Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил». | |
27 | Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | |
Я и мое окружение | ||
28 | Моя семья | |
29 | Соседи-жильцы | |
30 | Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | |
Гигиена моего дома | ||
31 | Практическое занятие «Гигиена класса» | |
32 | Наша одежда и обувь | |
33 | Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | |
34 | Воздух и здоровье человека |
Техническое оснащение (оборудование):
1.Глобус, компас, микроскоп.
- Модели форм поверхности Земли.
- Модели систем органов организма человека.
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
- Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.
Литература для учителя
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
- Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
- Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
- Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» /Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
- http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно- экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
Список литературы
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"
Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Ритмика и танец»
Программа расчитана на 66 часа для учащихся 7-8 лет...