Исследовательская работа по теме "Моральное воспитание через рассказы М.М.Зощенко"
материал (3 класс) на тему

Гайфуллина Зилия Рагибовна

ГИПОТЕЗА  Мы предположили, что писатели писали поучительные детские рассказы,  чтобы на них училось младшее поколение, и что эти рассказы могут влиять на моральное воспитание. Помочь понять первоклассникам, к чему может привести непослушание или необдуманные действия.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: проследить, как М.М.Зощенко через свои рассказы учит детей правилам морали.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: узнать, что такое мораль; узнать, кто такой М.М.Зощенко; изучить детские рассказы Зощенко из серии «Лёля и Минька»; выявить ситуации, в которые попадали его герои из-за того, что не выполняли правила поведения; проследить какими приёмами пользовались взрослые, чтобы научить детей правилам морали; сделать вывод.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Детские рассказы М.М.Зощенко из серии «Лёля и Минька».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: чему научились герои М.М.Зощенко Лёля и Минька.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Моральное воспитание через рассказы М.М.Зощенко                                            Номинация «Начальные классы»

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………….2
  2. Что такое мораль? ……………………………………………………….2
  3. Кто он – М.Зощенко? .…………………………………………………...3
  4. Мораль в рассказах М.Зощенко………………………............................3
  5. Заключение……………………………………………………………….6
  6. Литература………………………………………………..........................7

Введение

В нашей школе начальные классы объединены, 1 класс с 3 классом, 2 класс с четвёртым. И у нас сложилась такая традиция - старшие ребята помогают первоклассникам адаптироваться в школе, чтобы они быстрее освоились, привыкли к новым правилам и новым условиям.

Мы помогаем первоклассникам подготовиться к урокам, играем с ними на переменах, рассказываем,  какие правила нужно соблюдать и чего делать нельзя. Но им не всегда интересно и они не понимают для чего это нужно.

И мы задались вопросом: как донести до первоклассников простые правила поведения? И тогда мы решили подействовать на малышей через детские рассказы Михаила Михайловича Зощенко  из серии «Лёля и Минька».

ГИПОТЕЗА  Мы предположили, что писатели писали поучительные детские рассказы,  чтобы на них училось младшее поколение, и что эти рассказы могут влиять на моральное воспитание. Помочь понять первоклассникам, к чему может привести непослушание или необдуманные действия.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: проследить, как М.М.Зощенко через свои рассказы учит детей правилам морали.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: узнать, что такое мораль; узнать, кто такой М.М.Зощенко; изучить детские рассказы Зощенко из серии «Лёля и Минька»; выявить ситуации, в которые попадали его герои из-за того, что не выполняли правила поведения; проследить какими приёмами пользовались взрослые, чтобы научить детей правилам морали; сделать вывод.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Детские рассказы М.М.Зощенко из серии «Лёля и Минька».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: чему научились герои М.М.Зощенко Лёля и Минька.

Что такое мораль?

Чтобы ответить на вопрос,  обратимся к  толковому словарю.  

По С.Ожегову мораль - это нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали, 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль: так поступать не годится. 3. Нравоучение, наставление (разг.). 

По В.Далю мораль – это франц. нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные.

Итак, мораль – это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Кто он – М.М.Зощенко?

М.М.Зощенко родился 28 июля 1894 г. в небогатой многодетной дворянской семье в Петербурге. Отец — Михаил Иванович Зощенко художник, входил в Товарищество передвижных художественных выставок, служил в мозаическом отделении. Мать — Елена Иосифовна Зощенко - имела артистические наклонности, играла в любительском театре, писала небольшие рассказы. Всего в семье было 8 детей.  Тяжелым ударом, сказавшимся на всей его последующей внутренней жизни, стала смерть отца. Многодетная семья оказалась на грани нищеты. Когда произошла Октябрьская революция, Зощенко вернулся в Петроград. Он три года провоевал в окопах царской войны, был ранен. Пришёл с войны и не знал, как дальше жить. Вдруг он вспомнил, что, когда был маленьким, очень любил читать книжки. И даже сам немножко сочинял. И он подумал: «А что, если это и есть моя профессия на всю жизнь – писать книжки?»

И он сел за стол. Сначала он писал для взрослых, а в конце 30-х годов он начал писать для детей. В своих рассказах Зощенко со всей откровенностью говорит о морали.

Мораль в рассказах М.Зощенко.

В рассказе «Золотые слова»  Лёля и Минька, когда были маленькие, любили ужинать со взрослыми. За столом они вмешивались в разговоры, вставляли замечания. Гостям было неприятно. Тогда  отец запретил им ужинать со взрослыми. Спустя два месяца, после долгих упрашиваний, отец  снова разрешил им сесть за стол, но только категорически запретил говорить за столом. Весь вечер дети молчали, а когда начали пить чай, мама принесла масло. Масло было твёрдое и Минька начал греть его над чашкой начальника папы. Масло согрелось и упало в чашку. Папин начальник сделал большой глоток чая, не зная, что произошло, и очень испугался. Когда дети рассказали,  в чём дело, и причину того, почему никому об этом не рассказали.  Отец сказал:

- Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости.

Автор пишет: «Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова».

Этими строками автор хотел объяснить, что всегда надо действовать по обстановке.

В рассказе «Ёлка» дети без разрешения вошли в гостиную и съели украшения на ёлке, так как ёлка была украшена пастилками, яблоками,  да ещё сломали подарочной кукле ручку. Когда пришли гости с детьми и увидели,  что произошло,  они были недовольны. На это Лёлька и Минька накричали на гостей и выгнали их.

В комнату вошёл отец и сказал: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы  они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве». Он потушил все свечи на ёлке и сказал: «Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям».

Автор делает вывод: «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я, поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный».

В рассказе «Галоши и мороженое» Лёля и Минька сдали тряпичнику галоши гостей, а на вырученные деньги купили себе мороженое. Узнав, что произошло, отец сказал: «Я возьму все Лёлины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём гостям новые галоши. И ещё, в течение двух лет я запрещаю Лёле и Миньке кушать мороженое. А спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они это сладкое». Отец сдержал слово.

Этим своим рассказом автор говорит, что врать и брать чужие вещи без спроса плохо.

В рассказе «Бабушкин подарок» говорится о том, что бабушка приезжая в гости всегда привозила подарки Лёле и Миньке. А однажды она приехала без подарка и,  когда Лёля спросила о подарках, бабушка отругала Лёлю за нескромность и дала Миньке десять новеньких монеток по десять копеек. Сама, пошла пить чай.  

Лёля стояла и смотрела на деньги и вдруг, с силой ударила по руке брата снизу. Монетки разлетелись в разные стороны. Мальчик громко зарыдал. Прибежали взрослые. Бабушка отругала Лёлю за завистливость, а Миньку похвалила за благовоспитанность. Папа сказал: «Только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Лёля поступила нехорошо. Но  и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти».

Когда взрослые ушли, Минька отдал две монетки сестре и побежал хвастаться взрослым, что он хороший и отдал две монетки сестрёнке. Но папа, нахмурившись, сказал: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее,  и после этим не будет хвастаться».

Этим рассказом Зощенко учит детей, что плохо быть завистливыми, злыми, жадными и хвастливыми.

В своем рассказе «Не надо врать» М.Зощенко говорит о мальчике Миньке, который получил единицу и нарочно потерял два своих дневника, а на третьем приклеил страницу с единицей. Отец не заметил в третьем дневнике единицу, но нашёлся второй дневник. Миньке стало стыдно перед отцом, и он честно во всём признался. Отец на это не рассердился, а схватил сына на руки и стал его целовать. Он сказал: «То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это даёт мне надежду, что ты больше не будешь врать».

В этом рассказе говорится о том, что тайное всегда становится явным и что нужно всегда стремиться говорить правду.

Заключение

В результате исследования выяснили, что в рассказах М.М.Зощенко дети попадают в разные житейские ситуации, из которых можно извлечь урок и научиться правилам морали. В прочитанных рассказах неумение вести себя за столом приводит к не красивой ситуации. Также плохо, когда берёшь чужие вещи без спроса, не умеешь вести себя за столом, в обществе. Как некрасиво, когда человек завистливый, жадный или хвастливый. Ни к чему хорошему не приводит и ложь.

Наше предположение подтвердилось: читая поучительные детские рассказы, дети учатся вести себя в обществе и соблюдать правила морали. Отличать хорошее от плохого. Эти рассказы лучше воздействуют на сознание малышей, чем простые слова.

Литература

  1. С.Ожегов. Толковый словарь Русского языка. Москва: ИТИ Технологии. – 2006г.
  2. В.Даль. Толковый словарь живого Русского языка. Москва: АСТ. – 2014г.
  3. М.Зощенко. Рассказы для детей. Москва: АСТ АСТРЕЛЬ. – 2005г.
  4. А.Я.Данилюк. Основы светской этики. Москва: Просвещение. – 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по экологическому воспитанию

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительско...

Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую работу

«Нет в  России семьи такой, где не памятен свой герой"...

Тест по рассказу М. М. Зощенко "Ёлка" 4 классс

Экспресс-опрос по произведению М.Зощенко "Ёлка"....

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников.Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать...

Научно-исследовательская работа «Система патриотического воспитания в современном образовании»

B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем ш...

Исследовательская работа «Английский календарь. Что могут рассказать названия дней недели?»

При изучении темы дни недели учащимся будет интересно узнать происхождение данных слов. Я думаю, что они легче запомнят данные слова на английском языке....