Эссе "Я-учитель"
материал на тему

Еремина Ирина Валентиновна

Я - учитель. Хороший?! Уместно ли это определение по отношению к человеку,  который в одном лице соединяет несколько профессий: актёр, врач, режиссёр, психолог, воспитатель, аниматор? Ещё сложнее писать и давать какие-либо оценочные суждения самой себе... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

Еремина Ирина Валентиновна

Учитель начальных классов

МАОУ «Школа №53»

Я - учитель. Хороший?! Уместно ли это определение по отношению к человеку,  который в одном лице соединяет несколько профессий: актёр, врач, режиссёр, психолог, воспитатель, аниматор? Ещё сложнее писать и давать какие-либо оценочные суждения самой себе... Как не поверить выражениям «зов крови», «генетический код», если моя история прихода в профессию является прямым их подтверждением. Мне 42 года, первое мое образование экономическое, затем работа по специальности, воспитание двух детей. Школьные годы сына и дочери захватили меня целиком. Я была им верным другом и наставником, помощником классных руководителей во всех их начинаниях. Время летит стремительно, реализовавшись в своих детях, оба закончили школу с медалями и поступили в академию, я все чаще стала задумываться о том, что ещё немного и «школьная жизнь» уйдёт от меня навсегда. Тут я отчётливо осознала, что без детей, без их беспокойной, но событийно насыщенной жизни у меня не получится. Общий педагогический стаж моей семьи насчитывает свыше 300 лет. Мои прадедушка и прабабушка преподавали в царской гимназии. И я в 35 лет поступила в Донской педагогический колледж, закончила его и пришла в «Школу №53», теперь уже родную, свою, взяв 1 класс. Сейчас у меня снова 1 класс и я счастлива.

Меня ждут дети, неродные по крови, но настолько близкие, что начинаешь считать и даже называть их своими. И им нужен от меня не только процесс обучения русскому языку и литературе, им необходимо живое, теплое общение со мной. Они жаждут рассказать о своих бедах или, наоборот, радостях, им хочется поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, своей жизнью.

Конечно, не обходится без конфликтов, ссор и слез. Но идеально не бывает никогда и нигде. И будет неинтересно жить, если все кругом будет складываться только хорошо. Иногда требуется немало времени, чтобы завоевать сердца своих учеников. Но ведь и процесс обучения долгий. Они приходят в первый класс такими смешными несмышленышами, а к пятому классу мы видим их взрослыми, умными людьми, имеющими свои взгляды и суждения. И этот процесс становления личности происходит на наших глазах и при нашем непосредственном участии. Ты начинаешь испытывать гордость за то, что вкладываешь в учеников знания, умения, формируешь их внутренний мир, эстетические взгляды и вкусы, мировоззрение, прививаешь моральные ценности, учишь ценить и понимать истинную красоту. В общем, ты являешься одним из важных звеньев в жизни подрастающего человека.

Без сомнения, учитель должен быть профессионалом в своем деле, всегда отлично подготовленным к уроку, быть эрудированным, знать все, быть готовым ответить на любой детский вопрос. Но в том-то и дело, что очень часто нам задают вопросы, не совсем, а иногда и совсем не связанные с предметом. И в этом тоже своеобразие нашей профессии. Ведь не спрашивают, например, у врача о том, чем отличается лексическое значение слов от грамматического. А учитель часто занимается разнообразными вопросами, касающимися здоровья, как то: разного рода боли, травмы, ушибы и так далее. И здесь тоже нельзя показать свою слабинку. Однажды у мальчика из моего класса на Новогоднем празднике случился приступ эпилепсии. Я никогда не могла подумать, что смогу помочь ребенку с приступом, так как никогда с этим не сталкивалась. Но я смогла собраться и оказать ему первую медицинскую помощь, вызвать скорую. Вот и получается, что учитель совмещает в своем деле несколько профессий, да еще и бывают случаи проявления «настоящего героизма». В модных и высокооплачиваемых нынче профессиях такого точно не встретишь. 

Очень часто говорят, что все дети по-своему талантливы, и, я думаю, это на самом деле так. И учитель, как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. Нужно просто почаще оглядываться вокруг, внимательно и пристально наблюдать, и ты увидишь, какие творческие личности твои ученики! И не только дети нуждаются в этом. Когда видишь, как ничем не примечательный, казалось бы, ученик с огромным старанием и воодушевлением выступает на сцене, пусть даже с маленькой ролью, чувствуешь не просто моральное удовлетворение, а настоящее счастье. И обязательно надо хвалить ребенка. Критиковать мы умеем все, а вот отмечать что-то хорошее - дано далеко не каждому. А качество это очень нужное и полезное: оно вселяет уверенность, помогает преодолеть комплексы и увеличивает стремление и старание детей. А еще здесь очень помогает личный пример. Ученики просто «заражаются» увлеченностью учителя. Я много раз наблюдала, как мои ребята подражают мне в декламировании стихотворений, исполнении песен, выступлении на сцене, поэтому во всех мероприятиях принимаю участие наравне с ними. 

И вообще, внеклассная работа, как мне кажется, – это просто необходимое продолжение урочной деятельности. Только здесь, в непосредственной, раскрепощенной обстановке, дети начинают по-настоящему увлекаться предметом. Ведь движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли художника, актера, режиссера, сценариста. Во внеклассной работе более откровенно само общение. В процессе этой работы создаются особенные отношения между учеником и учителем – более дружеские, их отличает открытость и неформальность, возникающие в атмосфере подлинного сотворчества.

А еще учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично». Я вообще считаю, что учитель – это светский человек. Ведь дети считают нас особенными. Иногда мне кажется, они не понимают, что мы такие же обычные женщины, как их мамы, обремененные домашними делами, имеющие свои проблемы, у которых иногда что-то может заболеть. Но может это и к лучшему. Мы должны быть особенными, такими же необычными, как профессия учителя. 

Получается, что все в школе и современном образовании хорошо? Нет никаких проблем? Так не бывает. Проблемы в образовании были, есть и будут всегда, пока живо человечество. Первое на что я обратила внимание-проблема трудового воспитания. Трудовое воспитание в современной школе стремительно перемещается в разряд архаизмов. Даже уроки труда сейчас гордо именуются «Технология». Дети должны получать разносторонние теоретические знания, а после школы их ждет иностранный язык, бассейн, спортивные секции и занятия с репетиторами. Ведь ребенок обязан поступить в престижный вуз и получить от жизни все самое лучшее. Так думают многие родители, работая с утра до ночи, чтобы обеспечить своему чаду достойное место под солнцем, при этом они совершенно забывают о важности трудового воспитания.

Все знают, что нужно ставить цели, но вот то, что труд – главный инструмент их достижения, не рассматривается как важнейшая человеческая ценность и непременная составляющая гармоничной личности.

Проблемы трудового воспитания чаще всего зарождаются в семье. Современный напряженный ритм жизни, стремление к материальным благам, иногда избыточным, оставляет все меньше времени для спокойного общения с детьми, совместных занятий простыми, но от этого не менее важными, повседневными делами.

Все мы с вами помним и классные дежурства, и уборку школьной территории, и субботники, а некоторые даже обязательный сбор макулатуры, металлолома, трудовые сельскохозяйственные десанты. Вот, казалось бы, пришла пора исправить родительские ошибки, но не все так просто.

Правозащитники, ратуя за права ребенка, слегка перегнули палку, и любой детский труд по действующему законодательству считается эксплуатацией. Теперь на то, чтобы помыть полы в классе или прополоть грядку на пришкольном участке требуется разрешение родителей. Нет согласия – принуждать нельзя. А к чему придет это общество потребителей и любителей всего готового?

На этом проблемы трудового воспитания в современной школе, связанные с уважением к работе, как основной человеческой ценности, желанием не бояться трудностей и доводить начатое дело до конца, не заканчиваются. О каких полезных навыках и любви к труду может идти речь, если расписанием предусмотрено 1 или 2 урока технологии в неделю? И на них зачастую дети изучают теорию трудовой деятельности, но только практика может породить полезную привычку избегать праздности.

Трудовое воспитание в школе подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель школы не только научить читать, писать и бегло разбираться в основных дисциплинах, но и выпустить из своих стен гармоничную личность, готовую к самостоятельной жизни, способную приносить пользу людям.

Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во многом зависит от способности ценить труд окружающих людей и свой собственный, умения радоваться успехам и не бояться любой работы, какой бы сложной она не казалась.

Сочетание этих качеств и есть трудолюбие, а чтобы его развить, нужна мотивация и поощрение. Если дети не уверены в своих силах и думают, что все у них получается плохо, то любая деятельность будет вызывать скуку и раздражение. Но искреннее восхищение и помощь там, где она действительно нужна, способны творить чудеса, пробуждая таланты и радость от простых ежедневных обязанностей.

В воспитании творческого труда важно, чтобы школьник видел весь процесс от начала до конечного результата. На уроках технологии, из-за нехватки времени, дети часто приступают к работе по готовым шаблонам и не успевают завершить поделку. Это приводит к потере интереса и смысла работы.

 Также и выбор профессии начинается задолго до профессиональной ориентации школьника. Трудовое обучение и воспитание тесно связаны с последующей профессиональной ориентацией школьника на требуемые сферы производства, поэтому трудовое воспитание должно не только ориентироваться на сложившиеся склонности и интересы школьника, но и активно формировать их.

Мы уже начали ощущать острый дефицит рабочих кадров, его отголоски – в газетной рекламе, приглашающей на работу высококвалифицированных рабочих. Кадры, подготовленные еще в советскую эпоху, стареют, уходят на пенсию, а заменить их некем, во многих отраслях образуются кадровые провалы. Ощущается катастрофическая нехватка квалифицированных рабочих специалистов даже в стратегически важных отраслях. Если нет собственных, тогда их место занимают гастарбайтеры, успешно осваивающие пустующие ниши. Этот фактор может стать не только тормозом в стратегическом развитии экономики России, но и негативно отразиться на социальном климате страны. Дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением на работников квалифицированного труда, острый дефицит рабочих массовых профессий, в первую очередь в производственной сфере начали выступать как весьма существенный фактор, сдерживающий экономическое развитие страны. Действительно, наименьший удельный вес в экономике занимают рабочие со средним профессиональным образованием, зато в три раза больше тех, кто не имеет никаких профессиональных навыков. Разве может идти речь о росте производительности труда при таком наличии безграмотных работников? Современному российскому обществу нужны новые квалифицированные молодые работники. С другой стороны, престижность профессий среднего профобразования резко падает в глазах учащихся общеобразовательных школ за счет доступности высшего образования, которое зачастую не учитывает реальные потребности производства. В обществе сформировался устойчивый перечень модных профессий, и в итоге рынок труда оказался переполненным бухгалтерами, экономистами, менеджерами, юристами. Профориентацию надо проводить не только среди школьников, но и их родителей, у которых, к сожалению, основным приоритетом является дать своему  ребенку высшее образование. Многих не пугает серьезная плата за обучение, сомнительный уровень качества обучения, то, что могут возникнуть серьезные проблемы с дальнейшим трудоустройством. Очевиден и тот факт, что в техникумы традиционно поступают подростки с заниженными социальными ожиданиями, отрицательной мотивацией к учебе, от которых школа старается избавиться. Любого среднестатистического школьника учителя хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика. Большинство из студентов техникума проживают в неблагополучных или неполных семьях, а родители, как правило, обладают низким образовательным уровнем, низким материальным достатком. Большая часть студентов о будущей профессии имеют поверхностное представление. Нередко в техникум приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение студентов или товарищей, на сопутствующие выгоды. Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем. В настоящее время выбор профессии современными учащимися профшколы не обусловлен профессиональными привязанностями их родителей, что не способствует трансляции феномена, именуемого в советский период трудовыми династиями. При этом возникает еще одна из проблем сегодня в воспитании подростков – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха.

К сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”.

Пока наша система образования не изменит отношение к трудовому воспитанию, проблема нехватки молодых специалистов в учебных заведениях будет актуальной  еще долгое время. Процесс привлечения и профессиональной адаптации молодых специалистов в школе - сложный и многогранный процесс. От того, кто придет завтра в школу, насколько успешно они адаптируются к профессиональной деятельности, зависит будущее каждой школы. Решение данных задач требует комплексного подхода, где определяющим, по моему мнению, должна стать согласованная работа всего педагогического коллектива и муниципальных органов управления образованием.