Конспект урока по литературе в 6 классе по теме "Лермонтов. Страницы биографии"
план-конспект урока на тему

Радостева Валентина Ивановна

Данный урок является первым в теме "Творчество М.Ю.Лермонтова". На уроке осуществляется групповая работа, работа с теоретическим и литературоведческим материалом. Приложением  к уроку является презентация по биографии М.Ю. Лермонтова, отрывок из фильма-биографии "Юный Лермонтов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._literatura.doc597.5 КБ
Office presentation icon viktorina_6_klass.ppt306 КБ

Предварительный просмотр:

Радостева Валентина Ивановна

учитель литературы

МБОУ Рощинская сош № 17

Педагогический стаж – 37 лет

Высшая квалификационная категория

Тема: М.Ю.Лермонтов. Страницы биографии.  «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь к Родине.

Цель: познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение   лермонтовского стихотворения; обучать основам анализа поэтического произведения; воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.

Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись,  раздаточный материал.

 Словарная работа: мотив в литературе.                                         

Тип урока:     Объяснение нового материала.

Предварительная подготовка к уроку:

Слова на  разворотах доски:

Тучи, дуэль, Бородино,  Кавказ, Тарханы, бабушка, скрипка, лепка, иностранные языки, рисование, офицер, 400(стихотворений), 30(поэм).

 Слова на центральной части доски:

Михаил Юрьевич Лермонтов

    1814-1841

 

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент  

Начинаем мы наш урок с минутки  техники  чтения. Стр.3.

2.Актуализация опорных знаний  и способов действий. Выявление проблемы   

Посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова. Кто  догадался, о каком писателе и поэте  мы будем говорить.

Скажи-ка, дядя, ….ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана…..

И имя этого поэта - Михаил Юрьевич Лермонтов.

                     Запишем это в тетради

( на доске М.Ю Лермонтов 1814-1841гг.)

3. Построение проекта выхода из затруднения

Обратите внимание:  две  цифры поменялись местами в датах рождения и смерти поэта, а прошла целая жизнь - яркая, короткая, но жизнь.

 «Одинок я – нет отрады…»  Почему Лермонтов так написал о себе?  Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны ознакомиться с биографией поэта.

4. Работа с понятием

Работаем в группах. За определенный промежуток времени, читаем и составляем по 2-3  вопроса по прочитанному отрывку.

Итак,  стр. 146   (время работы 3 – 4 минуты)

Стр. 147   (время работы 3 – 4 минуты)

Стр.148    (время работы 3 – 4 минуты)

5.Первичное закрепление

Выступление 1 группы. Установка: вопрос должен быть четко сформулирован.

Каждая группа оценивает  свои результаты в тетради, после коллективного обсуждения 

6.Просмотр видеофильма .

А теперь, чтобы ярче представить себе Лермонтова, посмотрим отрывок из фильма о нем.  

Какие черты личности поэта проявились в событиях его детства и юности? (свободолюбие, устремленность к неизведанному, внимание к народной жизни, любовь к природе)

7.Самостоятельная работа с последующим анализом.

(Показ презентации)

8.Рефлексия деятельности 

Мы видим, насколько трагична судьба поэта: рано лишился родителей, не имел друзей, неоднократно был сослан с «милой родины» на Кавказ. Однако это не помешало Лермонтову создавать чудесные стихи, одно из которых мы сегодня прочитаем и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч?

Тучи –  и ваше настроение сразу становится грустным, печальным, унылым,  послушаем.

(педагог читает стихотворение «Тучи»)

9. Самостоятельная работа 

Чтение стихотворения в парах по четверостишьям

10.Разбор стихотворения- краткий анализ
 Как вы понимаете слова «степью лазурною»?

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Значит,  «степь лазурная – простор неба». Выражение это употреблено в переносном значении.

Как называются такие выражения?_ метафора -

-Какое изобразительное средство использует Лермонтов в словах «цепью жемчужною»?

- В первой строфе нарисована почти идиллическая картинка. Лишь одно слово нарушает её. Какое? (Изгнанники)

Здесь,  сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» – туч. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова будто сравнивает судьбу тучек со своею судьбой. Смысл этого сравнения в том, чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться из одного места в другое в поисках понимания и любви.

- В чём особенность второй строфы? (Она состоит из вопросительных предложений). Поэт обращается к тучам, а на самом деле к самому себе. Клевета, злоба, судьба, зависть, преступление - Какие эти слова? Какими  делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником.)

В судьбе Лермонтова все это было. Поэт  размышляет о своей участи.

- Какая из возможных причин  изгнания вам кажется самой горькой? Почему? («Друзей клевета ядовитая» – что может быть страшнее?).

Мы видим, что поэт одинок, у него нет друзей.

-Что представляет собой третья строфа?

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Тучкам чужды страдания, им просто скучно. У них нет родины, значит, они не могут быть изгнанниками. А поэт изгнанник, он покидает любимую родину не по своей воле.

Повторное чтение стихотворения

11. Домашнее задание

1. Выразительное чтение стихотворения

2. Составление синквейна  с помощью памятки про тучи и поэта

12. Итог урока

Продолжите одно из высказываний:

1. Больше всего на уроке меня удивило…

2. Самым трудным для меня было

3. Сегодня я узнал…

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?  

Приложение к уроку

Составление синквейна.

Синквейн – творческая работа -  должен составятся с 5 строк:
1
Первый строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2.
Вторая  строка  представляет собой описание темы,  состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).
З.
Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4.
Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5.
Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы.

Пример:

Тучки
Холодные, свободные.
Скучают, путешествуют, мчатся.
Нет  родины -  нет изгнания.

Свобода.

Поэт.

Изгнанный, несчастный.

Уезжает, страдает, любит.

Тяжело жить без Родины.

Одиночество.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди верный ответ

Слайд 16

8. Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым? А) «Парус» Б) «Герой нашего времени» В) «Смерть поэта»

Слайд 17

8. Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым? В) «Смерть поэта»

Слайд 18

9. Какое стихотворение Лермонтов посвятил А.С.Пушкину? А) «Пророк» Б) «Смерть поэта» В) «Поэт»

Слайд 19

9. Какое стихотворение Лермонтов посвятил А.С.Пушкину? Б) «Смерть поэта»

Слайд 20

Критерии оценивания: «5»-------8-9 баллов «4»-------6-7 баллов «3»------- 5 баллов «2» ---------0-4 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

КОНСПЕКТЫ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС

КОНСПЕКТ УР. ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС...

конспект урока по литературе 3 класс

Цели:Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.Развивать речь, выразительное чтение, эмоцио...

Конспект урока по литературе 2 класс тема "Товарищам детям" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Б. Заходер. Товарищам детям.» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование на...

план-конспект урока по литературе (2 класс)

Класс: 2Предмет: литератураТема: «Что красивее всего?»УМК: школа РоссииТип урока: комбинированный урокОборудование: презентация, учебник, карточкиЦель урока: ознакомление учащихся с стихот...

план-конспект урока по литературе (2 класс)

Класс: 2Предмет: литератураТема: В. Драгунский «Тайное становится явным»УМК: школа РоссииТип урока: комбинированный урокОборудование: презентация, учебник, карточкиЦель урока: ознакомление...