Использование психогимнастики на уроках в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Горелик Наталья Анатольевна

Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми, чему придается большое значение, так как у детей с ОВЗ имеются множество причин , вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnasticheskie_uprazhneniya.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование психогимнастики на уроках в начальной школе.

Цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми, чему придается большое значение, так как у детей с ОВЗ имеются множество причин , вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.

Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его комфортности и потребности в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут. Ее можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.

1. Применение в ходе психогимнастики пальчиковых игр и упражнений.

Пример, упражнение «Солнышко – луна»

Пальцы соединены в замок, пальцы медленно (быстро) одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и все повторяется.

Немаловажное значение имеет и развитие глазодвигательных мышц. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как и неподвижная рука». Игровые глазодвигательные упражнения очень нравятся детям, и они воспроизводят их дома.

2. Использование глазодвигательных упражнений.

Пример, упражнение «Конвергенция».

Ребенок поднимает предмет на уровень вытянутой руки, прямо перед переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него.

3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные и дыхательные упражнения.

Соединение правильного дыхания с движениями способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков легких. А также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Выполнение дыхательных упражнений на уроках успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные, растягивающие движения снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической активности и работоспособности. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать 4 равные по времени фазы: вдох – задержка – выдох – задержка. Вначале каждая из них составляет 2-3 секунды, постепенно время увеличивается до 7 секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержки дыхания – паузы.

Дыхательная гимнастика очень эффективна при бронхиальной астме, пневмонии, рините, гайморите, гриппе, гипертонии, остеохондрозе, аритмии, заикании, болезни голосового аппарата.

Пример, упражнение «Воздушный шарик».

Глаза смотрят перед собой. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) на счет 1-4, затем пауза на счет 5-6 и шумный выдох через открытый рот на счет 7-10, затем опять пауза на счет 11-12. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.

Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребенка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Пример, упражнение «Радость».

Тебе сегодня подарили то, о чем ты больше всего мечтал, покажи как ты рад.

5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Пример:

На грядке выросли овощи. Изобрази овощи толстячками (надуй щечки), худышками (втяни щечки).

6. Релаксационные упражнения способствуют снятию мышечного напряжения. Пример:

Войди в образ березки. Поднимите руки – ветви, покачайте ими под легким ветерком, под сильным ветром.

7. Психофизические упражнения, способствуют раскрепощению застенчивых учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (используются сказочные сюжеты, их театрализация).

8. Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.

Пример: «В этом классе все друзья».

Ведущий: В этом классе все друзья?

Дети: Я, ты, он, она…

Ведущий: Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

В этом классе все друзья?

Дети: Я, ты, он, она…

Ведущий: Погрози соседу справа, погрози соседу слева.

В этом классе все друзья?

Дети: Я, ты, он, она…

Ведущий: Помаши соседу справа, помаши соседу слева и т.д.

Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия, выражения эмоций, усиливает эффект от проводимых упражнений.

Пример, упражнение «Дождь и дождик».

К-а-а-а-а-п – капает большой дождь.

Кап-кап-кап – маленький дождик.

В ходе психогимнастики могут применятся такие виды ИЗО-деятельности, как рисование с помощью шаблонов, фигурок, кляксография, тематическое и свободное рисование.

Тренировать умение распознавать эмоциональное по мимике можно с помощью шаблонов пиктограмм, на которых изображены различные эмоции.

Музыка является самым действенным и организующим средством общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения. Музыка может быть просто фоном, на котором развивается действие.

Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребенку научится справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможность для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

ПСИХОГИМНАСТИКА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

            Психогимнастика- курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её позн...