Выступление по распространению педагогического опыта
материал (2 класс) на тему

Логунова Галина Анатольевна

Современный урок в начальной школе: формы работы с материалом на уроке в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_rasprostraneniyu_pedagogicheskogo_opyta.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Логунова Галина Анатольевна

учитель начальных классов

МОБУ Увальская СОШ

Выступление

Тема: Современный урок в начальной школе: формы работы с материалом на уроке в начальной школе.

Цели: от чего зависит выбор форм и методов урока по ФГОС, которые позволяют выработать ученику стойкую мотивацию для успешного обучения (слайд1)    

Существует много разных форм урока и они отличаются уровнем креативности. Формы урока и используемые методы зависят от цели урока (слайд 2)

Учителю нужно понимать, какого результата он хочет добиться от занятия.

Методы:

 объяснительно-иллюстративный  (сделать обзор литературы определённого периода)

исследовательский  (где надо привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации)

Выбор форм организации урока зависит от типа урока.

Например: если урок контроля учебных достижений, то предпочтение отдаём письменным работам, тестам.

При выборе форм и методов проведения уроков имеет субъективную составляющую. Он зависит от личности учителя, его педагогического мастерства, его отношения к работе, профессиональных качеств.

Особенности уроков основанных на требованиях ФГОС  (слайд 3)  заключается в системно-деятельном подходе 

к усвоению знаний. Уроки по ФГОС предполагают активное использование информационных технологий. Учитель не предоставляет знания в готовом виде, а  служит проводником детей в страну знаний. Ученики сами при помощи учителя осознают тему, формируют цели и задачи учебного процесса. Во время урока по ФГОС важна саморефлексия  и самоконтроль. Ученики имеют возможность научиться объективно оценивать свои результаты.

Выбор формы организации урока должен быть разнообразным (слайд 4). Чаще используется фронтальная работа. Она позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Работа в постоянных парах помогает и стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Важна работа в парах сменного состава. В начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе,  ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

В возрасте 6-9 лет приоритетной для детей является игровая деятельность, поэтому формы работы на уроке в начальной школе должны быть самыми разнообразными. В первую очередь стоит отметить факт, что удержать внимание младших школьников на протяжении всего урока очень непросто. Именно поэтому особенно важно заинтересовать, побудить к изучению, применяя самые эффективные методы (слайд  5).

Сначала необходимо эмоционально настроить учеников. Как показывает практика, многие первоклассники не любят повторять пройденный материал, поэтому этот процесс нужно превратить в веселое и полезное занятие.

Желательно использовать в этом случае наглядные иллюстрации, так как ребята быстрее запоминают то, что видят, а не слышат. Специалисты не один раз говорят о том, что младшие школьники очень быстро устают на уроках, поэтому наглядные пособия помогут удержать их внимание. Рисунки, схемы и таблицы вносят огромное разнообразие в учебный процесс, а веселые картинки вызывают только положительные эмоции и развивают творческие способности школьников.

Еще одной формой работы обучения в младших классах, кроме наглядных пособий, является игровая деятельность.  Конечно, игры и игровые моменты на уроках не должны быть постоянными, так как школа – это не игра, но именно таким способом дети настраиваются на работу, у них исчезает страх перед аудиторией, они раскрываются как личности и выполняют важные школьные задания.

Но стоит иметь в виду, что игровые моменты учитель должен тщательно продумывать заранее. В обязательном порядке в игре должны быть задействован весь класс, а не только те ученики, которые хорошо знают материал (выступление из опыта работы – заучивание словарных слов в игре) (слайд 6)

Если использовать на уроках песни, повышается интерес к обучаемому предмету, развивается музыкальный слух, память, а также эстетическое воспитание. Стоит отметить, что на песенной основе легко запоминается грамматический материал и активизируется знакомая лексика.

Для того чтобы лучше запомнить грамматику, важно использовать на уроках русского языка стихотворения и рифмовки. При помощи них дети не только запоминают правила, но и воспитывают многие нравственные качества. (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение)

Школьники начальных классов просто в восторге от сказок. Когда учитель подаст детям новый лексический материал в форме сказки, он отложится в их памяти на долгое время. На уроках школьники даже могут разыгрывать небольшие сценки, представляя своих любимых сказочных героев.

Очень важно в начальных классах использовать такие формы работы, как индивидуальную и групповую, а также работу в парах, они помогают избавить детей от стрессовых ситуаций на уроке.

Групповая форма работы используется на разных этапах и типах урока. Цель такой формы – раскрыть способности и возможности каждого ученика, а также воспитать личность, которая будет готовой выйти в мир, где существуют высокие технологии (слайд 7).

В последнее время, для того, чтобы привить ученикам младшей школы любовь к знаниям, стали использоваться на уроках активные способы обучения. Сюда входит целая система методов, которые развивают мышление и внимание школьников в процессе запоминания учебного материала. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы решать задачи определенного этапа урока.

К примеру, на начальном этапе урока можно использовать такой метод, как «Поздороваемся локтями». Можно не сомневаться в том, что первоклассники будут в восторге от такого задания, так как они должны коснуться локтями, улыбнуться, и с хорошим настроением приступить к работе. В конце урока многие педагоги используют такой метод, как «Микрофон». Детям дается в руки микрофон, и они по очереди говорят, что им понравилось на уроке и что они запомнили.

Не стоит забывать и о релаксации на уроках. Ведь выше упоминалось о том, как непросто детям младших классов высидеть урок, поэтому «физкультурные минутки» и «танцевальные разминки» помогут взбодриться и расслабиться, не выходя из класса (слайд 8).

Важным средством для обучения детей начальных классов является использование нестандартных форм и методов, так как они помогают избавиться от скованности и напряжения, формируют интерес к учению. Доказано, что во время проведения таких уроков начинают активно работать даже самые слабые дети.

Темы и формы нетрадиционных занятий бывают самые разнообразные и зависят только от целей урока. Их главная задача – сделать урок насыщенным и интересным, отойти от однотипности. К примеру, на уроках математики рационально использовать уроки — соревнования, викторины, взаимопроверки или же самопроверки. (из опыта работы)  Такие виды работы всегда положительно принимаются детьми младших классов, они очень ответственно к этому относятся, так как выступают в роли учителя. Если же детки вычисляют устно, можно подготовить ребусы и кроссворды (слайд  9).

На уроках грамматики целесообразно предлагать ученикам творческие задания. К примеру, можно подчеркивать орфограммы, выделять части слова, составлять самостоятельно сканворды, чайнворды по изучаемой теме и так далее ( из опыта работы) (слайд 10).

Уроки литературы будут тогда эмоционально насыщенными, когда первоклассники прослушают аудиозаписи или образцовые записи небольших произведений. В этом случае школьники будут учиться выразительно читать, а также определять, какой характер имеют герои в определенных ситуациях.

Если же дети будут читать стихи под тихую и спокойную фонограмму, то они, непременно, запомнят их на долгое время.

Для того чтобы проверить знания по определенной теме, можно устроить первоклассникам мини-соревнования. Ведь игровая деятельность будет способствовать активной работе каждого ученика, они будут стремиться к победе изо всех сил (слайд 11).

Несколько лет назад обрела популярность проектная деятельность, где каждый ребенок учится самостоятельно мыслить, находить что-то новое и применять его на практике. При подготовке проекта ученики объединяются в группы, и каждому ребенку дается свое задание. Что касается темы проекта, то ее подбирает учитель, ориентируясь на интересы и возрастную категорию детей.

Учитель, при выборе нестандартных уроков, должен помнить, что дети очень быстро привыкают к необычным заданиям и способам работы, и теряют интерес к стандартным задачам. Этого нельзя допускать, тем более, что в этом случае успеваемость заметно падает. Серьезные темы ни в коем случае не должны проходить в игровых формах (из опыта работы)  (слайд 12).

       Нельзя обойти стороной и информационные формы обучения, так как компьютер стал верным помощником многих детей. Поэтому презентации будут активно влиять на восприятие детей, у них будет работать не только зрение, но и воображение, слух, положительные эмоции, процесс обучения не будет таким утомительным. Например, если ребята изучают тему «Флора и фауна», можно спросить у детей, хотят ли они больше узнать о растениях и животных планеты, вместе полезно найти информацию в интернете и составить красивую презентацию.

Как видно, роль учителя начальных классов в процессе обучения огромная, поэтому ему нужно работать над собой и постоянно пополнять свой багаж знаний, присутствовать на уроках своих коллег, ездить на конференции, и так далее. Ведь от его творческого подхода зависит то, насколько эффективным будет учебный процесс.

В заключение стоит добавить, что каждая из вышеперечисленных форм работы на уроке в начальной школе очень важна, учитель должен грамотно использовать их на уроках. Главное – знать меру, так как перенасыщение методов превращается в каламбур и дети не смогут запомнить (слайд  13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа как средство распространения педагогического опыта

Обобщение опыта работы районной творческой группы "Малокомплектная начальная школа"...

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

Распространение педагогического опыта на тему: "Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок".

Распространение педагогического опыта на тему: "Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок"....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Обобщение и распространение педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта

Участие в разных мероприятиях....

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...