Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности. История города.
методическая разработка (2 класс) на тему

Николаева Елена Николаевна

Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._istoriya_goroda.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 233

с углубленным изучением иностранных языков

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МО

протокол

№ ___от  _____

Зам. директора ГБОУ средней школы № 233

______________________

(ФИО, в зависимости от уровня общего образования или направления деятельности)

на заседании Педагогического совета

протокол

№ ____от_______

Директор ГБОУ

средней школы № 233

_____________________

приказ № ______

 от ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«История Санкт-Петербурга»

духовно-нравственное направление

для 2 А класса

Срок реализации рабочей программы      2017 / 2018 учебный год

Николаева Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2017 год

  1. Пояснительная записка

Содержание, цели и задачи рабочей программы

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

Программа направлена на решение задач, поставленных при изучении учебных дисциплин художественно-эстетического и гуманитарного циклов и учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга», определенного в учебном плане как региональный компонент. Основная цель программы — воспитание юных школьников истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для учащихся 2 класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю,  34 часа в год.

Цель курса: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

Задачи курса:         

1. Способствовать формированию у учащихся:

- познавательного интереса к изучению города;

- элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

На основе этих знаний:

2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.

3. Начать формирование краеведческих умений:

- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

- соотносить объект на карте с городским пространством;

- пользоваться краеведческой литературой;

- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник уметь извлекать из него информацию;

- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях.

4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); - подбирать слова, характеризующие объект; - выявлять главные признаки объекта; - сравнивать объекты и делать выводы; - обосновывать свою точку зрения;

- переносить знания, полученные на других учебных предметах.

5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

  1. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

  1. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

- соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.

Содержание программы:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

повысить творческую активность и самостоятельность;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

владеть монологической и диалогической формами речи;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;

Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;

Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;

извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

ориентироваться по карте города и в городском пространстве;

объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Формы учета планируемых результатов: викторина


2. Учебно - тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Количество часов

Теория

Форма занятия

Практика

Форма занятия

1.

Наш город - Санкт- Петербург.

1

научное общество

2.

Крепость на Заячьем острове.

1

научное общество

3.

Домик Петра Первого.

1

научное общество

4.

Троицкая площадь.

1

научное общество

5.

Петропавловский собор.

1

научное общество

6.

Петропавловский собор.

1

научное общество

7.

Адмиралтейская верфь.

Здание Адмиралтейства.

1

научное общество

8.

Летний сад.

1

научное общество

9.

Сады о парки  Петербурга.

1

научное общество

10.

Летний дворец.

1

научное общество

11.

Дворцовая площадь.

1

научное общество

12 – 13

Зимний дворец.

1

научное общество

1

общественно-полезные практики

14.

Экскурсия на тему «Город-музей».

1

Экскурсия

15.

Арка Главного штаба.

1

научное общество

16.

Александровская колонна.

1

научное общество

17 – 18

Стрелка Васильевского острова.

1

научное общество

1

общественно-полезные практики

19 – 20

Площадь декабристов.

1

научное общество

1

общественно-полезные практики

21.

Исаакиевская площадь.

1

научное общество

22.

Исаакиевский собор.

1

научное общество

23 – 24

Невский проспект.

1

научное общество

1

общественно-полезные практики

25

Казанский собор.

1

научное общество

26.

Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

1

научное общество

27.

Экскурсия на тему «Храмы и соборы Санкт-Петербурга».

1

Экскурсия

28.

Гостиный двор.

1

научное общество

29.

Городская дума.

1

научное общество

30.

Аничков дворец.

1

научное общество

31.

Аничков мост.

1

научное общество

32.

Экскурсия на тему «Мосты повисли над водой».

1

Экскурсия

33.

Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг и гимн.

1

научное общество

34.

Знай и люби свой город (итоговое занятие).

1

общественно-полезные практики

Итого

26 ч.

8 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование для 1и 2 классов. Пояснительная записка содержит:-общую ха...

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...

Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс

Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опрос...

Программа для внеурочной деятельности "История нашего города"

Я считаю данную программу актуальной , т.к. к сожалению современное поколение плохо знает историю своего города. В прошлые годы был хороший курс "Москвоведение", но к сожалению его убрали....

Методическая разработка .Программа по внеурочной деятельности для 1 класса Риторика

Прграмма по внеурочной деятельности. Пояснительная записка и формы деятельности....

Методическая разработка к внеклассному мероприятию по истории города на тему: «История Петропавловской крепости».

Мероприятие разработанодля учеников вспомогательной школы.Историческое образование играет большую роль в образовательном и воспитательном процессе, помогает формировать гражданско-патриотические качес...