Представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «СОШ №40» г. о. Саранск Галкиной Ольги Валентиновны
статья на тему

Галкина Ольга Валентиновна

Публичное представление педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galkina_o.v.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №40»

г. о. Саранск

Галкиной Ольги Валентиновны

Тема инновационного педагогического опыта:

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

                                                                              «Если вы не думаете о своём будущем,               у вас его не будет…»

Бертран Рассел.

Дети - это наше будущее. А состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3 процента. В настоящее время здоровыми признаны чуть более 20 процентов российских школьников, две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Среди российских школьников лишь 21,4 процента имеют первую группу здоровья, в то же время у 21 процента выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7 процентов). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, возросла по сравнению с концом 90-х с 21,2 до 41,4 процента.

                Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2014 года, когда в школу пришли 34 моих первоклассника. Проведённое анкетирование родителей дало следующую информацию: 7% детей имеют хронические заболевания, у 10% ребят имеются различного рода нарушения зрения, 20% – часто болеющие дети. Выяснилось, что более половины учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей. Изучив медицинские карты первоклассников, выяснила, что только 4 ученика относится к I группе здоровья, II группа здоровья - у 27 ребят, а у 3- III.

                  За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.          

                  К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили и приходят многие учёные и педагоги- практики.

                   Наше время — это время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники, проявляющегося во всех сферах жизни. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляются новые науки, новые специальности и профессии. Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру. И вся эта быстроразвивающаяся жизнь требует, чтобы мы развивались вместе с ней, успевали за всеми ее новшествами и переменами. Не случайно Президент Российской Федерации Д.Медведев определил «главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.           Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один.

            Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?

            Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.

                   Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

            Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только

общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

            Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.

            Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

            На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

            -элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

            -физические упражнения без предметов;

            -танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; музыкальное сопровождение);

            -физкультминутки и подвижные перемены;

            -эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

            -гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);

             -самомассаж.

            Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.

             Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:

              -солнечные и воздушные ванны;

              -водные процедуры;

              -фитотерапия;

              -ароматерапия;

              -ингаляция;

              -витаминотерапия.

            Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором размещены растения, обладающие фитонцидными свойствами.

            Каждый год дети проходят курс приёма витамина С в предгриппозный период, а родителям рекомендуется, с разрешения педиатра, провести курс приёма детьми аминокислоты глицина с целью укрепления памяти.

           На родительском собрании была дана информация родителям о фито - и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.    

           Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии.

           На своих уроках использую такие методы как:

              - фронтальный;

              - групповой;

              - практический метод;

              - познавательная игра;

              - ситуационный метод;

              - игровой метод;

              - метод индивидуальных заданий.

           При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)

            Подачу информации осуществляю с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.

            В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи), «возвышение» ученика (пользоваться правилом «Трёх «П» - Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм).

            При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний).

            Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.

            Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.

            При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

            Соблюдаю плотность урока в диапазоне от 60% до 80%, использую не более 4-7 различных видов учебной деятельности при средней продолжительности каждого не более 10 минут.

            Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.

            При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.

            Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

            Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Я помню, что у 12% моих детей за плечами лечение у невропатолога. Существующая статистика просто ужасает: из 100 неврозов у школьников 1-8 классов 2/3 возникают по вине педагогов (по информации Минздрава РФ).

            Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

            В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Зная, что у 10% моих детей уже при поступлении в школу были различного рода нарушения зрения, считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например, рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; проведение игры «Весёлые человечки», когда дети сначала рассматривают движущуюся фигуру человечка (куклы-марионетки), а затем повторяют его движения сами.

            Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении.

            В течение учебного года трижды меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

            К концу обучения в 1-м классе 10% детей с нарушениями зрения не изменился.

            Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: «Уроки здоровья», игры, походы, экскурсии. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

            Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального, нравственного и физического здоровья не ухудшилось, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.

Литература

1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11

2. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г 3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.

3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

4. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск Великановой Е. А. 2018

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск «Организация системы оценивания учебных достижений младших ...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Лямцевой Светланы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта:«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний»....

Представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов

Раскрытие деятельностного подхода в урочной деятельности в практике учителя начальных классов....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...