Диагностическое обследование мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе
методическая разработка по теме

Зиневич Карина Георгиевна

Данный материал предназначен для диагностики мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zinevich.pptx576.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностическое Обследование мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе Учитель: Зиневич К.Г.

Слайд 2

1. Исследование уровня мышления. Наглядно – действенное мышление. Методика «Составь фигуру». Цель : определение уровня наглядно – действенного мышления 1 задание : «Составь два квадрата из 7 палочек». 2 задание : «Составь домик из 6 палочек». 3 задание : «Переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок». ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – правильно выполнены все три задания СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – правильно выполнены два задания НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – правильно выполнено только одно задание

Слайд 3

1 задание

Слайд 4

2 задание

Слайд 5

3 задание

Слайд 6

(для старших классов). Передвинь 2 палочки так, чтобы мусор оказался вне совка. 3 задание

Слайд 7

Наглядно – образное мышление. «На что это похоже?». Цель: определение уровня наглядно – образного мышления Ребёнку предъявляются карточки с каким-либо изображением, он должен сказать, на что это похоже, по его мнению. За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – правильных ответов 8-10 ВЫШЕ СРЕДНЕГО – правильных ответов 6-8 СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – правильных ответов 4-6 НИЖЕ СРЕДНЕГО – правильных ответов 2-4 НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – правильных ответов 0-2 Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Слайд 11

х

Слайд 19

Логическое мышление. Методика «Связи между понятиями». Цель : определение уровня словесно-логического мышления, определение уровня умения устанавливать логические связи между понятиями. Задание: определи, к какому из 2-х относится слово. 1. Лошадь Корова Жеребёнок, пастбище, рога, молоко, телёнок 2. Яйцо Картофель Скорлупа, курица, огород, капуста, суп 3. Ухо Зубы Слышать, видеть, лечить, щетка, жевать 4. Собака Щука Шерсть, овца, ловкость, рыба, чешуя 5. Чай суп Сахар, вода, тарелка, соль, ложка

Слайд 20

2.Исследование уровня восприятия. Зрительное восприятие. Методика «Домик» Цель : определение уровня развития зрительного восприятия, определение уровня сформированности пространственного восприятия. Ребёнку предлагается нарисовать такой же домик, как на образце. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок выполнил задания без ошибок, приступая к заданию, он сосредоточен, внешне подтянут и собран, по ходу работы часто обращаются к образцу. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок часто отвлекается во время выполнения задания, допускает ошибки (2-3) и исправляет их при проверке результатов своей работы. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок практически не использует образец в процессе выполнения задания, делает 4 и более ошибок, предложение проверить свою работу к активизации самоконтроля не приводит. Данная группа детей в своей работе ещё не может ориентироваться на образец, не умеет точно копировать его.

Слайд 21

2.Исследование уровня восприятия. Зрительное восприятие. Методика «Домик» Цель : определение уровня развития зрительного восприятия, определение уровня сформированности пространственного восприятия. Ребёнку предлагается нарисовать такой же домик, как на образце. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок выполнил задания без ошибок, приступая к заданию, он сосредоточен, внешне подтянут и собран, по ходу работы часто обращаются к образцу. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок часто отвлекается во время выполнения задания, допускает ошибки (2-3) и исправляет их при проверке результатов своей работы. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок практически не использует образец в процессе выполнения задания, делает 4 и более ошибок, предложение проверить свою работу к активизации самоконтроля не приводит. Данная группа детей в своей работе ещё не может ориентироваться на образец, не умеет точно копировать его.

Слайд 22

Ошибочными действиями при копировании образца считается : Отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно); Замена одного элемента другим; Неправильное изображение элемента; Разрывы в тех местах, где они должны быть соединены ; Выход штриховки за контур; Увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в 2 раза, Изменение наклона линий более чем на 30%; Неправильное пространственное расположение рисунка. 1образец -для начальных классов. 2образец -для старших классов.

Слайд 25

Слуховое восприятие . Методика «Осознание словесного материала». Цель : определение уровня развития слухового восприятия. Необходимо описывать какой-либо предмет: называть его свойства, внешний вид, консистенцию и т.д., а ребёнок должен определить, что это такое и назвать о чём идёт речь. Описываемые предметы : Зубная паста – белого цвета, с мятным запахом и вкусом, находится в тюбике, ею пользуются люди по утрам и вечерам. Кастрюля – круглая, железная, её мы ставим на плиту и готовим в ней пищу. Тетрадь – бумажная, бывает в клеточку, бывает в полоску, в ней мы пишем, рисуем, её мы берём с собой в школу. Солнце – оно круглое, жёлтого цвета, находится высоко в небе и светит только днём. Зеркало – оно бывает очень маленькое, а бывает очень большое, оно хрупкое и легко бьётся, мы в него смотрим и видим своё отражение.

Слайд 26

3.Исследование уровня внимания Зрительное внимание. Методика «Запомни и расставь точки». Цель : определение уровня объёма внимания. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с 2-мя точками, а внизу с 9. Далее ребёнку последовательно, за 1-2 секунды, показываются карточки по очереди. Объём внимания ребёнка считается максимальным, если ребёнок смог правильно воспроизвести: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок воспроизвёл правильно 6 и более карточек ВЫШЕ СРЕДНЕГО – от 4 до 5 карточек СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – от 3 до 4 карточек НИЖЕ СРЕДНЕГО – от 2 до 3 карточек НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – не более 1

Слайд 28

Слуховое внимание. Методика А.Р. Лурия. Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания и определение особенностей развития устойчивости, объема и концентрации внимания. Задание. Услышав слова, ребёнок должен повторить те, которые относятся к названиям птиц. Синица, баран, воробей, корова, собака, журавль, синица, кот, курица, коза.

Слайд 29

4. Исследование уровня памяти Зрительная память. Методика «Воспроизведение геометрических фигур». Цель: определение уровня кратковременной зрительной памяти. Ребёнок должен рассмотреть образец, на котором изображены разноцветные геометрические фигуры и после 10 секунд просмотра, по памяти воспроизвести их на своём чистом бланке. 1образец -для начальных классов. 2образец -для старших классов.

Слайд 32

Слуховая память. Методика А.Р. Лурия. Цель: определение динамики процесса заучивания, определение уровня развития слуховой кратковременной памяти. Услышав слова, ребёнок должен повторить те которые запомнил. Слова повторяются 3 раза. Вода, песок, зима, рука, ствол, тарелка, буква, булка, нос, белка.

Слайд 33

5. Исследование уровня развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации Методика «Выкладывание из палочек» Цель : определение уровня развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Из счётных палочек ребёнок должен выложить сложный предмет по образцу

Слайд 35

Методика «Графический рисунок». Цель : определение уровня развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук. Ребёнок должен нарисовать по образцу сложный графический рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Диагностическое обследование в деятельности учителя-дефектолога

Материал содержит информацию об основных направлениях и критериях анализа  в рамках диагностической деятельности специалиста....

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...

Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...