Медот проектной задачи в дошкольном образовании
статья на тему

Иванова Наталья Викторовна.

Статья о преемственности дошколного и начального образования. О попытке внедрения метода проектной задачи в дошкольное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального образования: Внедрение элементов метода решения проектных задач в дошкольное образование с целью подготовки дошкольников и младших школьников к участию в полноценных учебных проектах.

Автор статьи – Иванова Н.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8.

В своей работе по обучению детей в начальной школе я широко использую метод РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ по Воронкову.

 Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения.  Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Учащиеся начальной школы не сразу готовы полноценно работать, решая проектные задачи. Их надо учить деловому сотрудничеству, совершенствуя из года в год нужные УУД. Такую подготовку можно начинать в детском саду и продолжать уже в первом классе начальной школы.

Наблюдая за детьми на занятиях в детском саду, я пришла к выводу,  что старшие дошкольники вполне могут с помощью воспитателя выполнять коллективные задания, которые станут прообразом простейших проектных задач. Я провела эксперимент, суть которого сводится к пробному занятию с дошколятами. Тема занятия – создание коллективной аппликации «Летний день в лесу». Цель эксперимента – опробация метода решения простейшей проектной задачи с дошкольниками.

  Напомню основные теоретические ориентиры метода, а именно -

Структуру проектной задачи:  

  • Фаза накопления жизненного опыта, знаний, навыков, компетенций, способов действий и  т. д. на которые будет опираться проектная задача. (По времени может занимать неделю, месяц, год или несколько лет).
  • Фаза запуска. (Постановка проблемы). Если решение проектной задачи располагается во временных рамках одного урока, то  фаза запуска может занимать , например,  10 минут. Но иногда проблема  возникает раньше, стихийно ещё  в фазе накопления и фаза запуска растягивается на дни или недели.
  • Фаза решения проектной задачи.  Это и есть момент деятельности детей по созданию «продукта».
  •  Презентация  (публичное представление) «продукта».
  • Оппонирование «продуктов».
  • Общий вывод.

Приведу пример применения метода на уроке в школе.

Урок – проектная задача по русскому языку

Тема: « Повторение знаний по фонетике за 1 класс». 

Форма урока: решение проектной задачи.

Название проектной задачи 

Создание стенда для первоклассников «Звуки русского языка» 

Класс. 

2 

Тип задачи:

С точки зрения предмета – рефлексия. 

В педагогическом плане – обучающая. 

Цель: 

Создать стенд 

Педагогические задачи (педагогический замысел) 

  1. обучение младших школьников совместному решению задач. 
  2. более глубокое усвоение детьми темы: «Звуки русского языка».подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения знаний по теме. 
  3. очередной шаг к формированию коммуникативных компетентностей. 

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача 

Второклассники в течение года в 1-ом классе на уроках русского языка изучали гласные и согласные звуки, их свойства, признаки и т.д. Пробовали работать в группах на разных предметах, презентовать свои различные работы, оппонировать работы одноклассников.

Планируемый педагогический результат. 

-каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год; 

- часть учащихся смогут устранить пробелы в знаниях; 

 - учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.

Применяемые формы работы 

Фронтальная, групповая, индивидуальная. 

Способ и формат оценивания результатов работы 

Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.

Публичное выступление групп, оппонирование. 

Спроецируем план урока на план занятия в подготовительной группе  детского сада.

Название проектной задачи 

Создание коллективной аппликации

 «Летний день в лесу»

Группа

Подготовительная  

Тип задачи:

Рефлексия  

Цель: 

Создать аппликацию

Педагогические задачи (педагогический замысел) 

  1. обучение воспитанников подготовительной группы совместному решению задач.
  2. более глубокое усвоение детьми темы: «Сезонные признаки лета», подготовка к оценке усвоения знаний по теме и предъявлению результатов умения вырезать из бумаги предметы различной формы
  3. шаг к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача 

 Воспитанники подготовительной группы детского сада учились вырезать различные детали по шаблону, наклеивать их аккуратно на картон, обсуждали признаки сезонов, конкретно лета, учились отвечать на вопросы воспитателя по данной теме.

Планируемый педагогический результат. 

-каждый воспитанник сможет проявить себя в коллективном деле, продемонстрировать свои умения по вырезанию и склеиванию деталей из бумаги;

- часть воспитанников смогут устранить пробелы в знаниях и умениях;

 - воспитанники опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания (с помощью воспитателя)

- воспитанники попробуют работать в парах, принять общее решение по выбору цвета, размера изготавливаемых частей аппликации.  

Применяемые формы работы 

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Способ и формат оценивания результатов работы 

Педагогическое наблюдение за работой воспитанников  

Главной задачей внедрения метода проектной задачи в детский сад я считаю обучение совместной деятельности и деловому сотрудничеству, что является крайне сложной проблемой. Будут два ключевых момента в этой связи:

  1. Дети увидят общий результат деятельности, одновременно с этим почувствуют себя и свой труд частью целого, общего дела.
  2. С целью обучения деловому сотрудничеству, умению договариваться, проекции коммуникативных УУД, дети будут выполнять свою часть работы в парах. Они должны будут договориться (на первый раз возможно с помощью воспитателя), какие именно одинаковые элементы аппликации будут изготавливать. Какого цвета они будут, размера.  Например, Вася и Коля будут делать облака, Света и Таня – грибочки, Вероника и Толя – ёлочки.

План занятия.

  1. Беседа о сезонных признаках лета с рассматриванием иллюстраций летних пейзажей. Детализация и конкретизация описания летнего леса.
  2. Обсуждение будущей работы, что конкретно можно изобразить на аппликации, что уже раньше вырезали из бумаги по шаблонам на занятиях по аппликации, кто и что сможет вырезать, распределение по парам:

Облака (одна пара детей)

Грибы ( две пары детей)

Ели (три пары детей)

Цветы (четыре пары детей)

Трава (одна – две пары детей)

Бабочка (одна пара детей).

Во время беседы предпочтительна рассадка детей полукругом.  Дети могут распределяться по парам после беседы по желанию, и уже потом рассаживаться за рабочие столы соответственно выбранным парам.

  1. Работа по вырезанию отдельных предметов.
  2. Приклеивание готовых вырезанных частей аппликации на общий лист картона. В процессе работы коллективное  обсуждение с воспитателем куда именно на общем листе поместить вырезанные части.
  3. Обсуждение готовой работы. На этом этапе идёт пропедевтика презентации и оппонирования. Дети могут высказывать своё мнение о выполненной работе, учиться конструктивно критиковать или одобрять свою работу и работу одногруппников.

Вывод: метод решения проектной задачи можно успешно внедрять в дошкольное образование с целью обеспечения преемственности начального и дошкольного образования.  Это позволяет вести пропедевтику формирования коммуникативных УУД,  являющиеся неотъемлемой частью и необходимым условием для организации полноценных учебных проектов.

Будет фотография аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственны...