АОП для ребенка с ТНР
рабочая программа (2 класс) на тему

Боброва Екатерина Александровна

АОП  для  ребенка  с  ТНР 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя   школа №7 города Няндома, Архангельской области»

                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                       Директор МБОУ СШ №7

                                                                                      «______»________________2017-2018 уч.г.

                                          СОГЛАСОВАНО

                                                       __________Попова Ю.Н.,

                                                                     родитель ученика МБОУ СШ №7

                                                             Попова  Тимофея  Игоревича                                                                                                                                                                                                     .                                                                               «______»__________________2017-2018 уч.г.

Приложение  к  рабочей  программе  по блокам

« Русский язык», « Литературное  чтение»  «Математика»      «Окружающий  мир»  «Изобразительное  искусство»  «Технология»  «Физическая  культура

для  обучающегося  с  ТНР

Попова  Тимофея  Игоревича

  1. класс

                                (обучение  на  дому)

                                                                 Срок реализации  - 1 год (2017-2018 уч. год)

                                                                  Ответственный за реализацию: 

                                                                  Боброва  Екатерина  Александровна

                                   учитель начальных классов

Пояснительная записка.

1. Краткая  характеристика .

Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Попов  Тимофей  Игоревич  поступил  в  школу  1  сентября  2016 г. В  настоящее  время  мальчик  обучается  во  2  классе.  На  данный  момент  с  программой по  математике , окружающему  миру,  русскому языку  благодаря своей  настойчивости  с  трудом , но  справляется . Тимофей  охотно  идет  на  контакт  с  учителем,  прислушивается,  старается  выполнить  задание. У  ребенка страдает  произносительная сторона речи.  Речь мальчика   невнятная,  но он  старается  говорить  полными  предложениями. Допускает  ошибки,  обусловленные  несформированностью  лексико – грамматической  стороны  речи. Лексико-грамматические навыки развиты еще недостаточно: наблюдаются затруднения в образовании  слов.  В  речи  присутствует  назальный  оттенок. Звуко – слоговая  структура  нарушена. Ребенок  читает. Пересказывает  прочитанное.  Стихи  учит  с  трудом (переставляет  слова , строки ).В  основном  трудности  возникают  при  усвоении  программного  материала  по  письму  и  математике. Тимофей копирует  написанное (прописывает  буквы , слоги) , запомнил буквы,  списывает  с  печатного  текста.  Ребенок  не  справляется с   заданиями,  воспринимаемыми  « на  слух» т.е. на  данный  момент  не  справляется  с  написанием  слов и,  соответственно , предложений,  текстов  под  диктовку. Тимофей  также  не  воспринимает «на  слух» задания ,которые  произносит  учитель. Мальчику  необходима  индивидуальная  помощь,  индивидуальное  объяснение. На  данный  момент  c трудом справляется  с   заданиями    вида :  разделить  на  слоги,  подчеркнуть  мягкие  согласные,  твердые  согласные ударение.  На  уроках  математики Тимофей  работает строго по шаблону: примеры  одного  вида  задачи одного  вида. С  трудом ребенок учится правильному  оформлению  тетрадей ( работать  строго  в  клетках , между  работами , столбиками  пропускать  строго  определенное  количество клеток). Примеры в  основном считает  по  линейке. Тимофей начинает  ориентироваться в геометрическом  материале (правильно чертит  отрезки).

Тимофей очень  доброжелателен,  активен,  охотно  идет  на  контакт,  как  с  учителем,  так  и  со  сверстниками.  За все  месяцы  обучения  ни  разу  не  проявил  агрессию. Настроение  ребенка  всегда положительное.

2. Специальные   образовательные потребности  для  обучающихся  с  ТНР.

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
  • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
  • объективная оценка результатов освоения ООП  обучающимися;
  • щадящий, здоровье - сберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

3. Методы  и  приёмы  работы  с  обучающимися  с  ТНР.

Рассматривая коррекционную направленность методов, приемов и средств обучения детей с ТНР, можно  выделить следующие ключевые позиции:

- активное использование приемов активизации умственной деятельности (особенно при обучении языку – прием сравнения);

 - алгоритмизация умственных действий;

- наглядные средства – «каркас, на основе которых будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся» ;

-использование различных видов помощи учащимся (часто продвижение учащихся возможно оценить лишь по изменении степени самостоятельности в выполнении заданий);

- особая роль в обучении детей с ТНР, особенно языку, отводится тренировочным упражнениям.

Игровой метод - это основной метод работы с детьми. 
Во время игр дети овладевают:
-навыками и умениями правильной речи, 
-умение контактировать с другими детьми, с педагогом
-получить собственный опыт.


Основными методами коррекционной работы  являются:
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Мимическая гимнастика
Голосовые упражнения
Мелкая моторика

4.Планируемые  предметные  результаты:

  1. Планируемые предметные  результаты освоения  обучающегося  с  ТНР  по русскому  языку  ( 2  год обучения).

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки;
  • парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст;

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значения суффиксов и приставок;
  • определять способы образования слов;
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: -онок-, -енок- -ок-, -ек-, -ик-, -ость-;
  • применять правило написания суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -лив-, -чив-
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

  1. Планируемые  предметные  результаты освоения  обучающегося  с  ТНР по  литературному  чтению (2  год  обучения).  

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:

Ученик научится:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • Сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Ученик получит возможность научиться:        

  • читать текст про себя  и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Раздел «Круг детского чтения»:

Ученик научится:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке

Ученик получит возможность научиться:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:

Ученик научится:

  • Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
  • Характеризовать героя произведения;
  • Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • Отличать произведения живописи и произведения литературы;
  • Отличать  прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  •  Находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;
  • Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Раздел «Творческая деятельность»:

Ученик научится:

  • Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Ученик получит возможность научиться:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

  1. Планируемые предметные  результаты освоения  обучающегося  с  ТНР  по  математике  (2  год  обучения)  

К концу 2 -го класса учащийся научится:

  1. Записывать цифрами и сравнивать любые числа в пределах 100;
  2. Воспроизводить результаты табличных случаев умножения любых однозначных чисел и результаты табличных случаев деления;
  3. Выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
  4. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием письменных приемов вычислений;
  5. Читать и составлять простейшие выражения;
  6. Находить значение числового выражения со скобками;
  7. Решать арифметические задачи в два действия.
  8. Чертить отрезок заданной длины и измерять длину отрезка, записывать результат измерения.
  9. Понимать различия между числовым выражением и выражением с переменной; вычислять значения выражения с переменной при заданном наборе ее числовых значений;
  10. Вычислять периметр многоугольника;
  11. Называть фигуру, изображенную на рисунке;
  12. Различать луч, прямую, отрезок;
  13. Различать элементы многоугольника: вершину, сторону, угол;
  14. Различать прямые и непрямые углы;
  15. Изображать луч, обозначать его буквами и читать обозначения

К концу 2 -го класса учащийся получит возможность узнать:

  1. Названия и последовательность натуральных чисел, от 20 до 100
  2. Таблицу сложения любых однозначных чисел и результаты соответствующих случаев вычитания;
  3. Названия компонентов арифметических действий;
  4. Соотношения между единицами длины: 1м=100см, 1дм=10см,1м=10дм;
  5. Определение прямоугольника (квадрата);
  1. Планируемые предметные  результаты освоения  обучающегося  с  ТНР  по  окружающему  миру (2 год обучения)

К концу 2 -го класса учащийся научится:

• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

• приводить примеры народов России;

• различать объекты и явления неживой и живой природы;

• находить связи в природе, между природой и человеком;

• сравнивать объекты природы, делить их на группы;

• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

• различать виды транспорта;

• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

• приводить примеры семейных традиций;

К концу 2 -го класса учащийся получит возможность узнать:

• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

• оценивать отношение людей к окружающему миру;

• проводить наблюдения и ставить опыты.

  1.  Планируемые предметные результаты освоения  обучающегося  с  ТНР по  изобразительному  искусству:  

К концу 2 -го класса учащийся научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном конструировании;

К концу 2 -го класса учащийся получит возможность узнать:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • изображать пейзажи, людей, выражая к ним свое отношение;
  • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

  1.  Планируемые предметные  результаты освоения программы обучающегося  с  ТНР  по технологии (2 год обучения)

К концу 2 -го класса учащийся научится:

- называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.

-организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;

- с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;

- при помощи учителя проводить анализ простейших предметов  быта по используемому материалу, назначению;

- объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.

К концу 2 -го класса учащийся получит возможность узнать:

- определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

- называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;

- осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия   России.

-познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства  (хохломской росписью, Городецкой росписью,  дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

- узнавать и называть основные материалы и их свойства;

- узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:

Бумага и картон:

  • виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства  (поверхность, использование);
  • особенности использования  различных видов бумаги;
  • практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
  • выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.

Текстильные и волокнистые материалы:

  • структура и состав тканей;
  • способ производства тканей  (хлопковые и  льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);  

 Природные материалы

  • различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
  • сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.

Пластичные материалы

  • сравнение  свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
  • знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;

Бумага и картон.

  • приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
  • выполнять различные  виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
  • выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);

Ткани и нитки

  • приемы работы с нитками (наматывание);
  • различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
  • моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
  • конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;

Природные материалы

  • осваивают технологию  выполнения мозаики:
  • из крупы,
  • из яичной скорлупы (кракле),
  • создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,

Пластичные материалы

  • используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
  • осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
  • осваивают прием  лепки  мелких деталей  приёмом вытягиванием.

Обучающиеся получит возможность:

- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;

- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

- осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;

- осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;

- оформлять изделия по собственному замыслу;

- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;

- подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

- выделять детали конструкции, называть их форму и определять  способ соединения;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;

Обучающиеся получит возможность:        

- изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;

- создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

                

7)  Планируемые  предметные  результаты освоения  обучающегося  с  ТНР  по  физической  культуре (2 год  обучения)

Учащийся 2 класса научится:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;

- использовать физическую культуры ,как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

Учащийся 2 класса получит возможность научиться:

- охранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

- рассказывать о видах спорта, включённых в программу летних и зимних Олимпийских игр;

- выполнять упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки;

5. Программа  коррекционной  работы.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико- педагогической помощи в условиях образовательной организации;

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).

 Содержание направлений работы.

 Диагностическая работа включает:  изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;  комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля; логопедического обследования с целью выбора оптимальных для развития обучающихся сТНР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения):  выявление симптоматики речевого нарушения и уровня речевого развития обучающихся с ТНР; установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР; психолого-педагогическое обследование с целью выявления их особых образовательных потребностей:  развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;  развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся сТНР;  изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ТНР;  анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;  осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.

Коррекционно-развивающая работа включает: разработку специалистами оптимальных для развития обучающихся с ТНР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;  системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);  совершенствование коммуникативной деятельности формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности (по Е.Ф. Соботович); развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР; развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи); формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально – волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР; формирование в классе психологического климата комфортного для всех  обучающихся;  достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и  обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.

 Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися; - психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с ТНР. - консультативную помощь родителям в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимся в освоении общеобразовательной программы.

 Информационно-просветительская работа предусматривает: - различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР; - проведение выступлений по теме индивидуально-типологических особенностей обучающихсяся с ТНР перед участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающихся. - просвещение педагогов с целью повышения их логопедической и психологической компетентности; - оформление информационных стендов, печатных и других материалов. Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, коррекционных курсов и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Соотношение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий определяется целью, задачами, этапом коррекционно-логопедического  воздействия.

  1. Календарно – тематическое  планирование  по  русскому  языку ( р/с – 6 ч.)

№ урока

Тема

Дата  по  плану

Дата  по  факту

1.

Знакомство  с  понятием   «орфограмма».  

(«Новое научное слово») Р.с. парные  звонкие  и  глухие  согласные  в  словах  кузов  и сельдь

02.10

2.

Орфограммы безударных и ударных гласных

04.10

3.

Орфограммы  парных по глухости-звонкости  согласных

09.10

4.

Непарные по глухости-звонкости согласные - не орфограммы («Когда согласным можно доверять?»)

11.10

5.

Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости. Самостоятельная работа. Контрольное  списывание.

16.10

6.

Обучение работе с орфографическим словарём. (Обращаемся в орфографическое справочное бюро») Р.с Звонкие  и  глухие  согласные  в  словах  рыболов  и короб.

18.10

7.

Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путем подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать»)          

23.10

8.

Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа («Проверяем себя») Контрольное  списывание  с  заданиями.

25.10

9.

Две орфограммы в безударных слогах [жы - шы] («Бывает ли буква одна, а орфограмм две?») Р.с Шипящие  в  сл. Щур и  Лача

13.11

10.

Совершенствование приобретённых умений.

15.11

11.

Обучение  деловой  речи:   написание  кулинарных рецептов («Научим друг друга»)

20.11

12.

Обучение словесному рисованию: сочинение загадок

Продолжение сочинения загадок и составления рецептов

22.11

13.

Повторение и расширение сведений о предложении («Как   мы строим предложения?»)

27.11

14.

Обучение   построению   предложений.  

29.11

15.

Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

04.12

16.

Контрольное  списывание с заданиями.

06.12

17.

Виды  предложений  по цели:  повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)

11.12

18.

Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные

13.12

19.

Обучение построению вопросительных  предложений и точному ответу на них. («Как спросишь - так и отвечу»)

18.12

20.

Знакомство с понятием «текст». («А если одного предложения мало?»)

20.12

21.

Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор». («От слов к тексту»)

25.12

22.

Упражнение в редактировании текстов Р.с. Написание  собственных  им. сущ. С. Писахов

27.12

23.

Тема и основная мысль текста. («Как в детской пирамидке»)

24.

Восстановление и запись деформированных текстов. («Составляем и пишем диктанты».)

25.

Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» («Вспомним и узнаем новое») Р.с е , ю,  в  словах  лещ  сельдь –сельдью (фонетический  разбор)

26.

Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»)

27.

Изменение названий предметов   по «командам» вопросов.

28.

Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова. («Слова – подсказки – какие они?»)

29.

Способы подбора проверочных слов для названий предметов

30.

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

31.

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

32.

Способы подбора проверочных слов для названий действий

33.

Контрольное  списывание  с  заданиями.

34.

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий.

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий

35.

Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов

36.

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова»)

37.

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов

38.

Способы подбора проверочных слов: обобщение.

39.

Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач.

40.

Диктант

41.

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн-с'н], и способов ее решения

42.

Упражнения в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении.

43.

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания. Обучение пользованию орфографическим словарем. («Когда командует словарь»)

45.

Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами. Р.с. ь  в  словах  олень , тюлень.

46.

Совершенствование орфографических умений.

47.

Контрольное  списывание  с  заданиями

48.

Формирование умений связной речи на текстах Е. Чарушина

49.

Изложение с продолжением. (Е. Чарушин «Волчишко»)

50.

Совершенствование речевых и орфографических умений

51.

Повторение изученного о строении слов. («Что я знаю о словах?»)

52.

Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание»

53.

Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание»

54.

Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор»)

55.

Разграничение приставок и предлогов

56.

Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов

57.

Контрольное  списывание  с  заданиями

58.

Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?»)

59.

Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за  значениями частей слов

60.

Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма»)

61.

Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов

62.

Обучение выбору  разделительного знака («ь или ъ?»)

63.

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

64.

Диктант

65.

Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)

Календарно – тематическое  планирование  по  математике

№ урока

Тема

Дата  по  плану

Дата  по  факту

1.

Подготовка к решению задач. Выбор схемы. Продуктивное повторение.

02.10

2.

Схема. Сравнение величин. Совершенствование вычислительных навыков

03.10

3.

Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд. Моделирование

09.10

4.

Состав числа 11. Моделирование. Анализ и сравнение выражений. Числовой луч как средство самоконтроля

10.10

5.

Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания. Построение  ряда чисел по правилу

16.10

6.

Формирование табличных навыков. Состав числа 13. Соответствие предметных, графических и символических моделей.

17.10

7.

Состав числа 14. Поиск закономерностей

23.10

8.

Контрольная работа

24.10

9.

Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания

13.11

10.

Состав числа 16 и соответствующие случаи вычитания

14.11

11.

Состав числа 17 и соответствующие случаи вычитания

20.11

12.

Состав числа 18 и соответствующие случаи вычитания. Самостоятельная работа

21.11

13.

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Подготовка к решению задач

27.11

14.

Структура задачи. Запись её решения. Взаимосвязь  условия и вопроса задачи

28.11

15.

Анализ решения задачи. Дополнения условия задачи

04.12

16.

Контрольная работа

06.12

17.

Прямой угол (практическая работа). Обозначение угла.

11.12

18.

Многоугольник. Периметр многоугольника. Квадрат

13.12

19.

Прямоугольник. Построение. Периметр прямоугольника. Тест

18.12

20.

Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Моделирование

20.12

21.

Решение задач. Вычислительные умения. Моделирование.

25.12

22.

Решение задач. Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.

27.12

23.

Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом в другой разряд. Моделирование. Решение задач

24.

Контрольная  работа

25.

Сравнение текстов задач. Изменение текстов задач в соответствии с данным решением

26.

Решение задач разными способами.

27.

Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Тест

28.

Устные вычисления. Решение задач разными способами. Выбор условия к данному вопросу

29.

Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Периметр прямоугольника

30.

Решение задач разными способами. Выбор схемы

31.

Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение

32.

Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Поиск закономерности  в записи ряда чисел

33.

Решение задач. Разные арифметические способы решения задач. Дополнение текста задачи по данному условию

34.

Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач

35.

Устные вычисления. Решение задач

36.

Порядок закономерности в записи ряда чисел. Решение задач

37.

Контрольная  работа

38.

Работа над ошибками. Сотня, как счётная единица. Структура трёхзначного числа

39.

Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение задач. Выбор схемы.

40.

Разбиение трёхзначных чисел на группы. Решение задач

41.

Неравенства. Десятичный состав трёхзначных чисел. Решение задач

42.

Чтение и запись трёхзначных чисел

Их сравнение. Признаки их деления на две группы

43.

Устное сложение и вычитание  чисел в пределах 1000

45.

Сравнение длин. Соотношение единиц длины (дм, см, мм). Измерение длин отрезков

46.

Соотношение единиц длины (м, дм, см). Решение задач

47.

Контрольная  работа

48.

Определение умножения. Терминология. Предметный смысл умножения

49.

Сравнение произведений. Замена умножения сложением.

50.

Запись суммы в виде произведения. Терминология. Смысл умножения

51.

Решение задач. Подготовка к усвоению табличных случаев умножения с числом 9.

52.

Таблица умножения вида: 9х5; 9х6; 9х7 Продуктивное повторение

53.

Периметр многоугольника. Таблица умножения вида: 9х2; 9х3; 9х4;

54.

Решение задач. Устные вычисления.

55.

Контрольная  работа

56.

Понятие увеличить в несколько раз и его связь с определением умножения.

57.

Таблица умножения вида: 8х3; 8х5;8х7 Решение задач

58.

Различные способы решения задач. Таблица умножения вида: 8х2; 8х4;8х6;8х8

59.

Решение задач. Выбор схемы. Таблица умножения

60.

Работа над ошибками. Сравнение длин отрезков

61.

Единицы времени (час, минута, секунда). Определение времени по часам

62.

Представление о плоских и объёмных фигурах

63.

Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед

64.

Контрольная  работа

65.

Существенные признаки окружности

Построение окружности. Центр окружности.

Календарно – тематическое  планирование  по литературному чтению ( р/с – 1 ч.)

№  урока

Тема

Дата  по  плану

Дата  по  факту

1.

Авторская сказка. С. Баруздин  «Кузнец». Отражение в сказке народного быта

13.10

2.

Определение мотивов поведения героя.

 Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»

Р.с. Славные  Поморы.  О. Тихомиров  «  В  Москву»

10.11

13.11

3.

Умение характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. В. Осеева «Три товарища». Н. Матвеева «Девочка и пластилин»

08.12

4.

Составление картинного плана. Творческий пересказ. В. Голявкин «В шкафу»

12.01

5.

Подбор эпизодов из текста к иллюстрациям. Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. Отношения людей и собаки в произведении В. Чаплиной «Мушка»

09.02

6.

Характеристика персонажей через их собственное отношение к своим поступкам. С. Козлов «Вольный осенний ветер»

09.03

07.03

7.

Знакомство со словарем В. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка». В. Даль «Кузовок» (игра). А. Барто «Игра в слова». И. Токмакова «Лягушка». В. Берестов «Курица»

13.03

8.

Редактирование сказки.

В. Осеева «Добрая хозяюшка». Отношение человека и животных

11.03

Календарно – тематическое  планирование  по окружающему  миру ( р/с – 1 ч.)

№  урока

Тема

Дата  по  плану

Дата  по  факту

1.

Человек – член общества

Разнообразие профессий людей

06.10

2.

Семья. Родственники. Семейные заботы и традиции. Родословная семьи.

01.12

3.

Солнце – ближайшая к Земле звезда

Звёзды и созвездия

29.12

4.

Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. . Горы, их разнообразие

05.01

12.01

5.

Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей.

Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей

02.02

6.

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство.

Российская Федерация, её государственные символы.

Р.с. Моя  малая  Родина.

02.03

7.

Конституция – основной закон государства. Государственные праздники.

Москва – столица России

06.04

8.

Родной город (село), его достопримечательности.

04.05

Календарно – тематическое  планирование  по технологии  ( р/с – 1 ч.)

№  урока

Тема

Дата  по  плану

Дата  по  факту

1.

Построение прямоугольника от двух прямых углов. Развертка. Построение прямоугольных разверток.(Подставка для кисти).

20.10

2.

Конструирование прямоугольной

развертки объемного изделия.

(Коробка – упаковка для подарка)

17.11

3.

Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей.

(Дорожная игольница).

Р.с. Традиционные  виды  северных  вышивок. Ручные  швы.

15.12

4.

Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка   продёргиванием нити. Выполнение бахромы. (Салфетка с бахромой).

Шов «вперед иголку».

(Салфетка с бахромой; завершение работы).

19.01

5.

Барельеф. Композиция,

стилизация.(Декоративная пластина из

пластилина).

16.02

6.

Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция.

16.03

7.

Предмет и среда: Декоративная

ваза как предмет интерьера.(Ваза из пластилина).

20.04

8.

Итоговая контрольная работа.

(Книжка-календарь).

18.05

Календарно – тематическое  планирование  по изобразительному  искусству ( р/с – 1 ч.)

№  урока

Тема

Дата  по  плану

Дата  по  факту

1.

Волшебные серые краски. Серая краска может превратиться в цвет. Рисование на тему «Богатый урожай» (акварель)

27.10

2.

Изображение и реальность. Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (карандаш)

Р.с Пермогорская  роспись :Птица  Сирин

24.11

3.

Украшение и реальность. Рисование удивительных рыб (акварель)

22.12

4.

Изображение природы в различных состояниях. Композиция «Зимой в провинции»(гуашь)

26.01

5.

Изображение характера животных. Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные» (карандаш)

23.02

6.

Тёплые цвета. Рисование на тему: «Волшебница в царстве Солнца»(акварель)

23.03

7.

Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. Композиции: а) птицы летят тревожно; б) птица летят спокойно; в) птицы с шумом разлетаются. (Работа с цветной бумагой)

27.04

8.

Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм линий и пятен, цвет-средства выразительности любой композиции. (Работа акварелью, мелками и пастелью)

25.05

Календарно – тематическое  планирование  по физической  культуре ( р/с – 1 ч.)

№  урока

Тема

Дата  по  плану

Дата  по  факту

1.

Организационно – методические  требования к урокам  физической  культуры. Инструктажи.

24.10

2.

Режим  дня.

21.11

3.

Частота  сердечных  сокращений и  способы  ее  измерения.

26.12

4.

Средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга

Р.с. Выбор видов спорта в условиях крайнего  Севера.

23.01

5.

Использование физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека

20.02

6.

Факты истории развития физической культуры, характеристика ее роли и значения в жизни человека;

20.03

7.

Виды спорта, включённые в программу  зимних Олимпийских игр;

17.04

8.

Виды спорта, включённые в программу летних Олимпийских игр;

22.05

7.Оценивание  результатов

 Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ОВЗ (ТНР)

1.  Выставляемые оценки обучающимся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений.

2.  При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры   дефекта, согласно которому  использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.  

1-й уровень:

      Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу. Они обучаются в соответствии адаптированной программы, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность.  

2-й уровень:

     Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом низком уровне.  Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка.

3. В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования  учебных навыков.

4. Оценка обучающихся 2-4-х классов школы по всем учебным предметам, осуществляется  по пятибалльной системе (с измененной шкалой   оценивания) по каждому предмету:

        «5» - отлично,

         «4» - хорошо,

         «3» - удовлетворительно,

         «2 и 1»  - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, педагогом в устной форме, а также в дневник, как  метод воспитательного воздействия на ребёнка.

5. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели.

6.   В школе проверяются и оцениваются все письменные работы. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать  более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).

7. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:

- за каждую учебную четверть и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой;

-  основанием для выставления итоговой оценки знаний служат  результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика;

- при проведении контрольного урока осуществляется индивидуально-дифференцированный подход  к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником;

8. Система оценивания включает в себя две составляющие – качественную и количественную.

- Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.

- Количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

- Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

9. Положение о системе оценивания детей с ОВЗ,  после рассмотрения его на педагогическом совете, утверждается и вводится в действие приказом директором школы. Изменения и дополнения в Положение вносятся и утверждаются в том же порядке.  

 

 Оценка качества индивидуальных образовательных  достижений обучающихся

 

1.   Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ. При оценивании устных ответов принимается во внимание:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

 - полнота ответа;

- умение практически применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

2. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.

Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.      

Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме как  метод воспитательного воздействия на ребёнка.

Оценка «2 и 1»не ставится в журнал.

3.    При оценке письменных работ по предмету письмо и развитие речи следует руководствоваться следующими нормами:

    2-4  классы

       - оценка «5» ставится за работу без ошибок;

       -  оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;

       -  оценка «3» ставится  за работу с четырьмя- шестью ошибками;

       - оценка «2 и 1»может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как  метод воспитательного воздействия на ребёнка.

      В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.

Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.        

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи»  дважды написано на конце  «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б)  две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

 Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,  следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

  При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,   искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

  При  грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2  исправления;

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;

Оценка «2 и 1»не ставится.

            В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

                 Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.

             Текст  диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

 Примерный объем текстов контрольных работ:

1 класс  - 8-10 слов (на конец учебного года),

2 класс -  в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,

3 класс  – 20-25 слов,

4 класс  – 30-35 слов,

5 класс -  45-50 слов,

6-7 класс – 65-70 слов,

8-9 класс  – 75-80 слов.

4.  Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

           По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.

               Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:

во 2 - 3 классах - 25-40 минут,

в 4-9 классах 35-40 минут,

         причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.

            В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

            При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение  задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение,  замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса  (ответа)  задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

               Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

 При оценке комбинированных работ:

         -  оценка «5»  ставится, если вся работа выполнена без ошибок;

         - оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

         - оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть    других заданий;

- оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как  метод воспитательного воздействия на ребёнка.

             При  решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как  метод воспитательного воздействия на ребёнка.

           При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.):

 Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

 Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как  метод воспитательного воздействия на ребёнка.

5. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

               Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

              Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

                Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

           При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.

Нормативы техники чтения  (количество слов в минуту) на полугодие и конец года

Таблица №1

Класс

1 уровень

(без нарушения произношения)

слов/мин

2 уровень

(незначительные речевые нарушения)

слов/мин

3 уровень

(выраженные

нарушения речи,

отсутствие речи)

1

8 - 10

5

Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающегося, отслеживается динамика относительно самого ребёнка (учитываются буквы, слоги, отдельные слова)

2

15 - 20

10 - 15

3

25 - 30

15- 25

4

35 - 40

30-35

5

45- 60

40-50

6

60 - 65

55-60

7

70 - 80

60-70

8

80 - 90

70-80

9

90 -100

80-90

                   В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

II класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно);

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь  читать  целиком  даже  легкие  слова;  допускает  одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания,   но исправляет их с помощью учителя;

Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки  при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы  односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.

- оценка «2 и 1» не ставится.

         III—IV классы:

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью;

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя;

Оценка «2 и 1» не ставится.

 6.  Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями начальных классов с  учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.   Оценивание обучающихся основной школы (5-9 классы) осуществляется   учителя трудового  обучения.  

            Критерии оценки обучающихся по предмету « Трудовое обучение».

Оценка «5» ставится, если обучающийся  применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы;

Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе;  

Оценка «3» ставится, если обучающийся  может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей работы.

 Оценка «2 и 1» не ставитс

7.        При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического развития и психического, двигательные возможности.

           Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается:  

- как ученик овладел основами двигательных навыков;

- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество

выполнения;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид;

- соблюдает ли дисциплину.

Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся.

                 Критерии оценки по предмету физической культуры:

 Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя;

темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;

 Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с помощью учителя, выполняет  физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности средний, но к концу урока снижается;

Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.

Оценка «2 и 1» может выставляться в устной форме, как  метод воспитательного воздействия на ребёнка.

         8. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного - развивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников.

             Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка и пение»:

  Оценка «5» ставится, если  обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты,  способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен,  самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.

Оценка «4» ставится, если  обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью.

Оценка «3» ставится, если  обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты,  запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.

Оценка «2 и 1» не ставится.

9.  Оценка обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».

        Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с ОВЗ к творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе.

 Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:

          Оценка «5» ставится, если  обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их  оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

         Оценка «4» ставится, если  обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

         Оценка «3» ставится, если  обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.

         Оценка «2» и «1» не ставится.