Программа "Шашки"
рабочая программа на тему

Архипова Степанида Январьевна

Реализация данного курса позволяет  каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.  Цель курса: совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.

   Задачи курса:           

- ознакомление с историей   шашек и шахмат;

          - обучение основам шашечной и шахматной  игр;

          -  обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной  игр.

          - воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

          - развитие стремления детей к самостоятельности;

          - развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

            - расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;

            - способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;

           - обучить приемам поисковой и творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vud_shashki.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Шашки»

1-4 класс

                                                                     Составитель: Архипова С.Я..,

                                                                           учитель начальных классов.

Мастах 2015 - 2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

Реализация данного курса позволяет  каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.  Цель курса: совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.

   Задачи курса:            

- ознакомление с историей   шашек и шахмат;

          - обучение основам шашечной и шахматной  игр;

          -  обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной  игр.

          - воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

          - развитие стремления детей к самостоятельности;

          - развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

            - расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;

            - способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;

           - обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

      Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (курса   «Чудо-шашки».  Поповой Т.Ю, рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того, что со 1 по 4 класс курс «Шашки» будет изучаться по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов (1 класс – 33 ч., 2 – 4 класс – 102 ч.). Программа «Шашки» изучается с 1 по 4 класс и рассчитана на детей 6 – 11 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Занятия предполагает следующие виды деятельности: турниры между классами.    

№ п/п

Модули

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2

Шашки

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

                         

  1. Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающегося

Аудиторные

Внеаудиторные

1 год обучения

«Шашки»

1-3

Краткая история шашек

3 ч.

1 ч. –теория

2 ч. - практика

- понимание шашек как части общечеловеческой культуры;

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

4-6

Шахматная доска и фигуры

3ч.

1 ч. –теория

2 ч. - практика

-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

7-12

Ходы и взятие фигур

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-планирование хода игры;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

13-18

Цель и результат шашечной партии

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

- прогнозирование результата игры;

- находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач.

19-32

Шашечный турнир

14ч.

1ч. - теория

13ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

33

Подведение итогов года

1ч.

0 ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

Итого:

33 ч.

8 ч.

26 ч.

Итого:

 33 ч.

10 ч.

23 ч.

2 год обучения

Итого:

68 ч.

23 ч.

45 ч.

«Шашки»

1-6

Общие принципы разыгрывание партии

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий;

- моделировать изученные шашечные зависимости.

7-12

Особенности хода «дамки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

13-18

Тактические приемы и особенности их применения

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

19-33

Шашечный турнир

15ч.

1ч. - теория

14ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

34

Подведение итогов года

1ч.

0ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

Итого:

34 ч.

7 ч.

27 ч.

Итого:

34 ч.

11 ч.

23 ч.

3 год обучения

Итого:

68 ч.

22 ч.

46 ч.

«Шашки»

1-6

Особенности хода «дамки»

6 ч.

2 ч. – теория

4 ч. – практика

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

7-9

Тактические приемы и особенности их применения

3ч.

1ч. - теория

2ч. - практика

-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

10-15

Игра «уголки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-прогнозирование результата игры;

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий.

16-21

Игра «поддавки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- прогнозирование результата игры.

22-33

Шашечный турнир

12ч.

1ч. - теория

11ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

34

Подведение итогов года

1ч.

0ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

Итого:

34 ч.

8 ч.

26 ч.

«Шашки»

1-3

Особенности хода «дамки»

3 ч.

1 ч. – теория

2 ч. – практика

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

4-9

Игра «уголки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-прогнозирование результата игры;

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий.

10-15

Игра «поддавки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- прогнозирование результата игры.

16-33

Шашечный турнир

18ч.

1ч. - теория

17ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

34

Подведение итогов года

1ч.

0ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.

  1. Содержание программы

1 класс (33ч.)

Краткая история шашек – 3ч.

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.

      Шахматная доска и фигуры – 3ч.

             Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

       Ходы и взятие фигур – 6ч.

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

       Цель и результат шашечной партии – 6ч.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Шашечный турнир – 14 ч.

            Показательные выступления опытных спортсменов.

        Подведение итогов года - 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

        2 класс  (34ч.)

Общие принципы разыгрывание партии – 6ч.

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

       Особенности хода «дамки» -6ч.

 Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

       Тактические приемы и особенности их применения -6ч.

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.  Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

       Шашечный турнир- 15ч.

            Показательные выступления опытных спортсменов

        Подведение итогов года – 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

3 класс  (34ч.)

Особенности хода «дамки» -6 ч.

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения -3ч.

Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Игра «уголки» - 6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.  Дидактические игры по маршруту и их взятие    с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

 Игра «поддавки»-6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.   Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 

Шашечный турнир- 12ч.

            Показательные выступления опытных спортсменов

       Подведение итогов года - 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

4 класс  (34ч.)

Особенности хода «дамки» -3ч.

 Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Игра «уголки» - 6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.  Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

 Игра «поддавки»-6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.   Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Шашечный турнир- 18ч.

Показательные выступления опытных спортсменов

      Подведение итогов года - 1ч.

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

По итогам изучения курса «Шашки» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

Приобретение школьниками знаний:

  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • об основах организации коллективной творческой деятельности;
  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • о логике и правилах проведения научного исследования;
  • о шашечных терминах;
  • об ориентировании на шахматной доске;
  • о ценности шашечных фигур;
  • о принципах игры;
  • об основных тактических приемах.

Результаты второго уровня  - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

         Развитие ценностных отношений школьника

  • к собственному труду и труду других людей,
  • к знаниям;
  • к культуре;
  • к ценности шашечных фигур.

Результаты третьего уровня   - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

  Школьник приобретает:

  • опыт исследовательской деятельности;
  • опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
  • опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
  • опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.

  1. Формы и виды контроля

   Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по шахматам:

Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

 В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся по курсу «Шашки» следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах, турнирах (1 -3  кл.), в проверочных и контрольных работах, турнирах (4 кл.).

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

По модулю «Занимательная логика» для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие  показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов:

  • 80-100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • Меньше 30% - низкий уровень.

 

  1. Методические рекомендации

     Начальный курс по обучению логическим играм, игре в шашки и шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

     Важное значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками дидактические игры и задания, шахматные дидактические игрушки.

     Так  серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

     Формы занятий: - по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

     Виды деятельности: игровая, познавательная.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п\п

Наименование объектов  и средств  материально-технического обеспечения

1.

Библиотечный фонд

  1.  Д.В.  Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  2. Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
  3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград.2004г.
  4. Никольская И.Л. Гимнастика ума. Москва, «Экзамен». 2009г.
  5. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону.2008 г.
  6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособие для учащихся. Москва. «Рост». 2007г.

Список литературы для учащихся

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г
  4.  Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
  5. Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010
  6. Погрибной В.К. Шашки . Сборник комбинаций. 2007.