Мастер – класс для учителей «Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе»
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Семенова Надежда Валентиновна

Материалы для работы с фразеологизмами для цчителей и воспитателей. Приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx96.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для учителей «Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе»

I. Теоретическая часть.

 - Я начну со стихотворения.

Бывает частенько, что слово одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «Вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

– Не хватит ли воду в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы в праве сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идёт, –

Под камень лежачий вода не течёт.

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –

На чистую воду выводят его.

Работать впустую?.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи говорим, не жалея труда,

Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

          В чём же нам сегодня предстоит разобраться? Верно, наш разговор пойдёт об устойчивых сочетаниях слов, которые лингвисты называют фразеологизмами, или идиомами.

          Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?»  Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания, да и сейчас ещё нет разработанных принципов отбора фразеологического материала, выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения школьниками. Это привело к тому, что школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в материалах ЕГЭ и ОГЭ есть задания, связанные с фразеологизмами!          

     Я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами активного обучения, которые вы можете использовать в своей работе. Эффективность их в том, что они позволяют научить ребёнка самостоятельно мыслить.

      Приемы работы с фразеологизмами, которые  я использую на уроках. Это может быть урок русского языка, литературного чтения и внеклассное занятие, даже конкурсное задание  на классном огоньке.

1. Фразеологическое лото.

Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов.

Удобно играть в парах или выполнять задания на эл. доске. Готовятся карточки для игры: на одних -  толкование фразеологизмов, на других - фразеологизмы. Задание – создать пары.  Давайте мы с вами выполним это задание.

Толкование фразеологизмов

1) Овладевать собой, успокаиваться.

2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.

3) Прежде всего, в первую очередь.

4) Недружно, в постоянной ссоре.

5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь.

6) Помогать в трудную минуту, выручать.

7) Временно, незаконно.

8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.

9) Очень близко, рядом.

10) Вдоволь, без ограничения.

 Фразеологизмы

1) Брать себя в руки.

2) Бросаться в глаза кому-либо.

3) В первую голову

4) Как кошка с собакой.

5) не давать покоя.

6) Протянуть руку помощи.

7) На птичьих правах.

8) Оставить в покое.

9) В нескольких шагах.

10) Сколько душе угодно.

2. "Найди нужное слово"

Цель: закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию.

Нужно найти и подчеркнуть то слово, которое употребляется во фразеологизме. Объяснить значение фразы.

Учителя  выполняют задание.

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой о (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

3. "Исправь ошибку"

Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку и объяснить значение фразы.

Учителя  выполняют задание.

1. Человек был семи пядей в плечах. 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши. 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей. 4. Она с детства узнала, почём кило лиха. 5. Ребята решили вывести его на свежую воду. 6. Нам грозили показать, где раки ночуют.

4. Задания, которые я люблю и часто провожу, они нравятся детям. Хотя это не так просто.

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди                                                                      1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                                                                     2) в двух шагах

3) как снег на голову                                                                   3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                                                                      4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                                                                            5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут                                                                       6) ни то ни сё

7) с пустыми руками                                                                   7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице                                                                 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления                                                   9)белый, как мел  

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать                                                                            1) мастер на все руки

2) на вес золота                                                                            2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу                                                                   3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                                                        4) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке                                                            5) грош цена

6) профессор кислых щей                                                          6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава                                                                         7) молоко на губах не обсохло

8)выйти из себя                                                                             8)на всех парах

5.Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм. Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

Учителя  выполняют задание(хором).

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

6. Кроссворд. Назови, одним словом.

По горизонтали:                                                                                             По вертикали:

1. Морочить голову... (обманывать)                                                    1. Рукой подать ... (близко)

 3. В час по чайной ложке... (медленно)                                              2. Во весь дух ... (быстро)

2. Нем как ...(рыба)                                                                                3. Хитер как ... (лиса)                              

 3. Голоден как... (волк)                                                                         4. Труслив как ... (заяц)

7. Стихотворные загадки о фразеологических оборотах:

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …

Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …

8. Задание: отгадай, какой фразеологизм «спрятался» в рисунке.

C:\Users\Алексей\Desktop\мастер-класс\90080_html_30ac4d3.jpg          C:\Users\Алексей\Desktop\мастер-класс\IDz272_3ручья2.jpg  Водить за нос                  Волосы дыбом        Дело в шляпе        Зарубить на носу     Вот где собака зарыта!   

9. История о происхождении фразеологизма.

Хорошо давать как творческое задание.

 10. Домашнее задание по теме "Фразеология"

направлено на закрепление материала и имеет творческий характер.

1) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов.

2) Подготовить "фразеологическое лото" для друга.

3) Рассказать историю происхождения фразеологизма ... (по выбору).

4) Найти фразеологизмы со словом собака, ... .

5) Проиллюстрировать фразеологизмы.

 - Вы немного устали? Чтобы переключиться на работу в группах, предлагаю провести физ.минутку, которую мы с ребятами проводим на уроках, когда встречаются фразеологизмы.

Физкультминутка.

Покажите часть тела:

их нельзя класть в рот (пальцы);

 они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

 ими машут, как мельница (руки);

 он длинный и без костей (язык);

ими щелкают от голода (зубы);

 его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

 не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

 с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

 её можно потерять (голову);

 их нужно держать на макушке (уши).

- Спасибо! Молодцы!

Фразеологизмы можно использовать на разных этапах урока по разным темам.

Русский язык 3 класс

Тема урока: неопределенная форма глагола.

Этап урока: Закрепление. Работа с текстом.

Старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошли выражения работать засучив рукава (хорошо), работать спустя рукава, т.е. "трудиться неохотно, небрежно”.

– Назвать глаголы в неопределенной форме.

Этап урока: Словарная работа.

Вставить пропущенные буквы.
За.чья душа, м.двежья услуга, .зык без костей, в.рона в п.влиньих перьях, к.мар носа не подточит, золотые руки.

II. Практическая часть. Работа в группах.

1 задание.

Найдите фразеологизм. Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.

Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить. 3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. 5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.

Также, может быть дан текст, в котором надо найти все фразеологизмы.

2 задание.

Художники –ваша задача «спрятать» фразеологический оборот в рисунке. Другие группы будут отгадывать.

«Строить глазки»

«Не в своей тарелке»                                                    

 «Развесить уши»

«На седьмом небе»

 «Делать из мухи слона»  

 « Держать   в ежовых рукавицах»

«Глаза разбежались»

«Вылетело из головы»

«Точить зубы»

3 задание.

Писатели - ваша задача написать миниатюру на тему «Из жизни учителей», в котором вы используете следующие фразеологизмы:  

 внести и свою лепту, наврать с три короба, волком выть, биться как рыба об лёд, кот наплакал, отложили дело в долгий ящик, водить аудиторию за нос, яблоку негде упасть, как курица лапой, конь ещё не валялся, рвать на себе волосы, чесать языком, работать засучив рукава, глаза боятся - руки делают, жить на широкую ногу, разжевать и в рот положить, язык проглотил,  сел в лужу, попали впросак, вешать лапшу на уши, висеть на телефоне, без ножа резать, как собаке пятая нога, после дождичка в четверг.

 

Ученикам можно предлагать подобные задания на тему, например, «Из школьной жизни» или «Один день летних каникул» и т.п.

III. Заключение

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И не было ни одного, кто бы смотрел на работу коллеги сквозь пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с пословицами и поговорками. мастер класс для учителей

Формирование УУД через этапы работы с пословицами....

Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....

Мастер- класс для учителей начальных классов по работе с интерактивной доской.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

Мастер-класс «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта родителей обучающихся .Задачи:1.      Создание условий для профессиональног...

Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ» -  технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...