Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс) на тему

Владимирова Елена Васильевна
Жизнь современного российского общества должна быть направлена на нравственное развитие нового человека. Программа нравственного образования является обязательным компонентом непрерывного общего среднего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_pokazat_.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» М.: Просвещение, 2016г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ книга, 2016 г.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.

Рабочая программа курса воспитания нравственных качеств «Что такое хорошо и что такое плохо» для 2 класса начальной школы разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» и от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 Г. №1312;
  • ФГОС. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. – М.: «Просвещение», 2012 г.;
  •  «Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области»;
  • Письма Министерства образования Московской области от 12.09.2012г. №9542-080/07 «Методические рекомендации "Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО"

Общая характеристика курса

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

  • Сформировать систему нравственных ценностей;
  • Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
  • Формировать экологически воспитанную личность;
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
  • Формировать интерес к чтению художественной литературы;
  • Развивать познавательную активность;
  • Развивать творческие способности.

Место курса в учебном плане

Количество часов: в неделю - 1 час; в год – 34 часа.

По учебному плану: в неделю - 1 часа; в год – 34 часа.

Тематическое планирование курса

№ раздела

Название темы раздела

Кол-во часов

1

Я и школа.

1

2

Я и семья.

2

3

Я и природа.

8

4

Я и книги.

10

5

Я и окружающие.

8

6

Я и животные.

2

7

Я и здоровье.

3

Итого

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Характеристика видов деятельности учеников

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

О культуре поведения в школе

Повторять правила поведения в школе, воспитывать культуру общения, развивать внимание, мышление, память, речь, артистические способности. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

2

Под крышей дома моего

Рассуждать о семье, о ценности семейных отношений, воспитывать любовь к родственникам, чувство благодарности к старшим членам семьи, развивать речь, мелкую моторику рук. Понимать чувства: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

3

Времена года

Использовать знания о временах года; формировать любовь к природе, умение видеть её красоту; развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь.

4

Отправляемся в путешествие

Устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Учатся учитывать позицию собеседника (партнёра), осуществлять сотрудничество и организованность.

5

Узнай меня!

Анализируют литературных персонажей: Айболита, Матроскина, Мальвину, дядю Стёпу. Развивают интерес к чтению художественных произведений. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Обучаются адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

6

Не надо больше ссориться …

Знакомятся со способами выхода из конфликтных ситуаций, воспитывать толерантность, доброжелательное отношение к окружающим. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

7

Учимся дружить

Показывают значение дружбы на конкретном примере, формируют умение находить способы для примирения, воспитывать толерантность, дружелюбие. Знакомятся с существованием у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учатся ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

8

Белый пёс в сиреневый цветочек

Знакомятся со сказкой Н.Абрамцевой «Чудо- хозяюшка». Анализируют, в чём проявляется доброта, отзывчивость. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Овладевают умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

9

Учимся обсуждать проблему

Учатся обсуждать проблему, воспитывать нравственные качества, доброту, справедливость, желание приходить на помощь людям. Адекватно учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Обучаются формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

10

Во саду ли, в огороде

Использовать представления о значении почвы в жизни живых существ, воспитывать бережное отношение к земле. Формировать знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение.

11

Слушаем сказку

Знакомятся со сказкой Н Абрамцевой «Самая хорошая вазочка», воспитывать стремление быть нужным, полезным окружающим. Учатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

12

Поговорим о собаках.

Расширяют знания о собаках, воспитывать доброжелательное отношение к животным. Овладевают умением понимать чувства других людей и сопереживать им. Знакомятся с возможным существованием у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

13

«Тише, пожалуйста!»

Анализируют сказку Н Абрамцевой «Тише, пожалуйста!». Знакомятся со способами сдерживания негативных эмоций. Формируют чувства стыда, вины, совести, как регуляторы морального поведения. Овладевают умением приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

14

Занимательный журнал «Имена»

Расширяют знания об именах. Учатся уважительному отношению к имени. Обучаются договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

15

Колечко красоты

Уточнять представления о внешней и внутренней(душевной) красоте человека. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

16

«Девочка и разбойники»

Анализируют сказки Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники», обучаются находить выход из любой жизненной ситуации. Понимают чувства других людей и сопереживают им.

17

Экскурсия в медицинский кабинет

Анализировать знания о профессии медицинского работника. Расширять знания основных правил безопасности жизни и деятельности.

18

Зима в лесу

Развивать умение замечать красоту природы. Строить сообщения в устной и письменной форме, адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

19

По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка»

Обучаются анализировать содержание сказки, интересуются чтением. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

20

Для чего нужны нам глазки

Актуализируют знания о значении и гигиене органов зрения. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулируют собственное мнение и позицию.

21

И снова сказка!

Проводят анализ литовской народной сказки «Жаба- царевна». Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

22

Лепим снеговика

Используют интерес к природе. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривают последовательность действий на уроке. Адекватно договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

23

Давайте, друзья, потолкуем о маме …

Вносят необходимые коррективы в отношении к маме. Находят выделенные учителем ориентиры. Осуществляют сотрудничество, учитывая разные мнения и стремление к различным позициям в коллективе.

24

Цветик – семицветик

Анализируют сказку В. Катаева «Цветик- семицветик». Знакомятся с понятиями «эгоизм» и «альтруизм». Строят сообщения в устной и письменной форме.

25

Волшебники и волшебные предметы

Погружать детей в мир сказки, развивать стремление и интерес к чтению. Адекватно воспринимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

26

Животные с книжным страниц

Вспоминать о сказочных произведениях, героями которых являются животные. Строить сообщения в устной и письменной форме. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся проговаривать последовательность действий на уроке.

27

Спешим на помощь бабке Ёжке

Формирование чувств отзывчивости и доброты. Развитие воображения, фантазии, внимания и мышления. Обучение осуществлению поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

28

День космонавтики

Вносить необходимые коррективы о космосе, строении ракеты. Воспитывать чувство гордости за наших космонавтов. Обучаться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

29

Тропинка

Принимать и сохранять имеющиеся у детей знания о приметах весны, бережном отношении к природе. Воспитывать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

30

Ох уж этот ветер!..

Знакомить со сказкой Н.Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». Учиться адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

31

Сказочные фанты

Вспоминают о сюжетах известных сказок, развивают внимание, мышление, фантазию. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

32

И снова сказочные фанты

Расширять представления об известных сказочных героях, воспитывать стремление к чтению. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

33

Школа насекомых

Расширять представления о насекомых, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Знакомиться с существованием у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

34

Лето в загадках

Продолжают знакомиться с различными профессиями. Учатся бережному отношению к труду, стремлению к здоровому образу жизни. Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУ обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

 Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

 В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит. п.), первичного понимания социальной реальности повседневной и жизни. Для достижения уровня данного результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения уровня данного результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения уровня данного результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации отношений и к окружающим;

- применение правил и способов в поведения реальных жизненных ситуациях;

- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература

1.        Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г        «Уроки нравственности, такое хорошо и что и такое плохо»        Методическое пособие для 2 класса

2.        Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)        Пособие для учителя

3.        Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя

4.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя

5.        Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», - М.: Просвещение, 2012.

Согласовано

Протокол заседания МО учителей начальных классов

От «___» __________________ 2017г. № __________

Согласовано

Заместитель директора по УВР __________________

От «___» __________________ 2017г. № __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс

Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...