Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti_pokazat_.docx | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» М.: Просвещение, 2016г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ книга, 2016 г.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.
Рабочая программа курса воспитания нравственных качеств «Что такое хорошо и что такое плохо» для 2 класса начальной школы разработана в соответствии с нормативными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» и от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 Г. №1312;
- ФГОС. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. – М.: «Просвещение», 2012 г.;
- «Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области»;
- Письма Министерства образования Московской области от 12.09.2012г. №9542-080/07 «Методические рекомендации "Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО"
Общая характеристика курса
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- Сформировать систему нравственных ценностей;
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- Формировать экологически воспитанную личность;
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- Формировать интерес к чтению художественной литературы;
- Развивать познавательную активность;
- Развивать творческие способности.
Место курса в учебном плане
Количество часов: в неделю - 1 час; в год – 34 часа.
По учебному плану: в неделю - 1 часа; в год – 34 часа.
Тематическое планирование курса
№ раздела | Название темы раздела | Кол-во часов |
1 | Я и школа. | 1 |
2 | Я и семья. | 2 |
3 | Я и природа. | 8 |
4 | Я и книги. | 10 |
5 | Я и окружающие. | 8 |
6 | Я и животные. | 2 |
7 | Я и здоровье. | 3 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности учеников | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | О культуре поведения в школе | Повторять правила поведения в школе, воспитывать культуру общения, развивать внимание, мышление, память, речь, артистические способности. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
2 | Под крышей дома моего | Рассуждать о семье, о ценности семейных отношений, воспитывать любовь к родственникам, чувство благодарности к старшим членам семьи, развивать речь, мелкую моторику рук. Понимать чувства: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
3 | Времена года | Использовать знания о временах года; формировать любовь к природе, умение видеть её красоту; развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
4 | Отправляемся в путешествие | Устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Учатся учитывать позицию собеседника (партнёра), осуществлять сотрудничество и организованность. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
5 | Узнай меня! | Анализируют литературных персонажей: Айболита, Матроскина, Мальвину, дядю Стёпу. Развивают интерес к чтению художественных произведений. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Обучаются адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
6 | Не надо больше ссориться … | Знакомятся со способами выхода из конфликтных ситуаций, воспитывать толерантность, доброжелательное отношение к окружающим. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
7 | Учимся дружить | Показывают значение дружбы на конкретном примере, формируют умение находить способы для примирения, воспитывать толерантность, дружелюбие. Знакомятся с существованием у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учатся ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек | Знакомятся со сказкой Н.Абрамцевой «Чудо- хозяюшка». Анализируют, в чём проявляется доброта, отзывчивость. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Овладевают умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
9 | Учимся обсуждать проблему | Учатся обсуждать проблему, воспитывать нравственные качества, доброту, справедливость, желание приходить на помощь людям. Адекватно учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Обучаются формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
10 | Во саду ли, в огороде | Использовать представления о значении почвы в жизни живых существ, воспитывать бережное отношение к земле. Формировать знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
11 | Слушаем сказку | Знакомятся со сказкой Н Абрамцевой «Самая хорошая вазочка», воспитывать стремление быть нужным, полезным окружающим. Учатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
12 | Поговорим о собаках. | Расширяют знания о собаках, воспитывать доброжелательное отношение к животным. Овладевают умением понимать чувства других людей и сопереживать им. Знакомятся с возможным существованием у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
13 | «Тише, пожалуйста!» | Анализируют сказку Н Абрамцевой «Тише, пожалуйста!». Знакомятся со способами сдерживания негативных эмоций. Формируют чувства стыда, вины, совести, как регуляторы морального поведения. Овладевают умением приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
14 | Занимательный журнал «Имена» | Расширяют знания об именах. Учатся уважительному отношению к имени. Обучаются договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
15 | Колечко красоты | Уточнять представления о внешней и внутренней(душевной) красоте человека. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
16 | «Девочка и разбойники» | Анализируют сказки Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники», обучаются находить выход из любой жизненной ситуации. Понимают чувства других людей и сопереживают им. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
17 | Экскурсия в медицинский кабинет | Анализировать знания о профессии медицинского работника. Расширять знания основных правил безопасности жизни и деятельности. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
18 | Зима в лесу | Развивать умение замечать красоту природы. Строить сообщения в устной и письменной форме, адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
19 | По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка» | Обучаются анализировать содержание сказки, интересуются чтением. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
20 | Для чего нужны нам глазки | Актуализируют знания о значении и гигиене органов зрения. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулируют собственное мнение и позицию. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
21 | И снова сказка! | Проводят анализ литовской народной сказки «Жаба- царевна». Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
22 | Лепим снеговика | Используют интерес к природе. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривают последовательность действий на уроке. Адекватно договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
23 | Давайте, друзья, потолкуем о маме … | Вносят необходимые коррективы в отношении к маме. Находят выделенные учителем ориентиры. Осуществляют сотрудничество, учитывая разные мнения и стремление к различным позициям в коллективе. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
24 | Цветик – семицветик | Анализируют сказку В. Катаева «Цветик- семицветик». Знакомятся с понятиями «эгоизм» и «альтруизм». Строят сообщения в устной и письменной форме. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
25 | Волшебники и волшебные предметы | Погружать детей в мир сказки, развивать стремление и интерес к чтению. Адекватно воспринимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
26 | Животные с книжным страниц | Вспоминать о сказочных произведениях, героями которых являются животные. Строить сообщения в устной и письменной форме. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся проговаривать последовательность действий на уроке. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
27 | Спешим на помощь бабке Ёжке | Формирование чувств отзывчивости и доброты. Развитие воображения, фантазии, внимания и мышления. Обучение осуществлению поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
28 | День космонавтики | Вносить необходимые коррективы о космосе, строении ракеты. Воспитывать чувство гордости за наших космонавтов. Обучаться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
29 | Тропинка | Принимать и сохранять имеющиеся у детей знания о приметах весны, бережном отношении к природе. Воспитывать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
30 | Ох уж этот ветер!.. | Знакомить со сказкой Н.Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». Учиться адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
31 | Сказочные фанты | Вспоминают о сюжетах известных сказок, развивают внимание, мышление, фантазию. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
32 | И снова сказочные фанты | Расширять представления об известных сказочных героях, воспитывать стремление к чтению. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
33 | Школа насекомых | Расширять представления о насекомых, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Знакомиться с существованием у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г | ||||
34 | Лето в загадках | Продолжают знакомиться с различными профессиями. Учатся бережному отношению к труду, стремлению к здоровому образу жизни. Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. | 2а | |
2б | ||||
2в | ||||
2г |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУ обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит. п.), первичного понимания социальной реальности повседневной и жизни. Для достижения уровня данного результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения уровня данного результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения уровня данного результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации отношений и к окружающим;
- применение правил и способов в поведения реальных жизненных ситуациях;
- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1. Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г «Уроки нравственности, такое хорошо и что и такое плохо» Методическое пособие для 2 класса
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя
5. Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», - М.: Просвещение, 2012.
Согласовано
Протокол заседания МО учителей начальных классов
От «___» __________________ 2017г. № __________
Согласовано
Заместитель директора по УВР __________________
От «___» __________________ 2017г. № __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс
Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...