Конспект урока «Серафим Саровский о цели христианской жизни».
план-конспект урока (4 класс) на тему

Быкова Людмила Михайловна

План – конспект урока

Тема урока: «Серафим Саровский о цели христианской жизни».

Цель урока:  Обобщить и закрепить знания о жизни преподобного Серафима Саровского;

Назвать христианские добродетели и как они воплотились в жизни преподобного Серафима;

Дать понятие «стяжание Духа Святого»

Развивать речь, память, мышление,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема урока: «Серафим Саровский о цели христианской жизни».

ФИО: Быкова Людмила Михайловна

Место работы: г. Самара, Промышленный район, МБОУ СОШ № 83

Должность: Учитель начальных классов

Предмет дополнительного образования: «Духовные истоки»

Тип урока:  комбинированный с использованием компьютерных  технологий.

Цель урока:  Обобщить и закрепить знания о жизни преподобного Серафима Саровского;

Назвать христианские добродетели и как они воплотились в жизни преподобного Серафима;

Дать понятие «стяжание Духа Святого»

Развивать речь, память, мышление,

Задачи урока:

  1. раскрыть перед учащимися значение выражения « стяжание     Духа Святого»;
  2. раскрыть смысл христианской радости, показать ее проявление в жизни святого;
  3. закрепить такие понятия как святой, праведник, преподобный
  4. развивать познавательную активность,  коммуникативные

навыки и творческие способности учащихся;

  1. на примерах жизни святых  воспитывать у детей

христианские добродетели и стремление следовать им

в жизни.

Формирование УУД:

-познавательные: извлекать нужную информацию из текста, выделять существенные признаки, обобщать факты;

- регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, выдвигать версии,

планировать с помощью учителя учебную деятельность,

решать проблемы поискового характера;

- коммуникативные: высказывать и обосновывать своё мнение,

уважать и принимать иную точку зрения, не похожую на свою,

работать в парах, группах, вырабатывать и принимать коллективное решение;

- личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной свободы;

учиться умению не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

ориентировать себя на безопасный здоровый духовно – нравственный образ жизни.

Оснащение урока:

Доска:  репродукция с иконы с изображением  преподобного Серафима

Саровского;

запись на классной доске: «Серафим Саровский о цели   христианской

жизни»;

репродукция с иконы с изображением  Пресвятой Богородицы

« Умиление»;

репродукция с портрета Н.А. Мотовилова;

экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока,

компьютер, запись фонограммы для исполнения песни «Берегите

любовь»;

текст «Смысл жизни христианской».

 Ход урока

     

                                                                Эпиграф:

                                                                       

                                                                         Диковин много есть на свете,

                                                                         И на Руси довольно их.

                                                                         Сегодня мы узнаем, дети,

                                                                         Как дивен Бог в святых Своих.  

I. Организационный момент.

    Психологический настрой

- Я  очень  рада вас  видеть  на  занятии «Духовные истоки».

Думаю, что  мы  подарим  друг  другу  и   нашим  гостям много  приятных  мгновений.  Надеюсь, что вместе у нас всё получится.

II. Актуализация знаний.

  У. Давайте вспомним, кого мы называем святыми?

  Д. (Людей, угодивших Богу)

  У. Как мы называем Серафима Саровского?

  Д. (Преподобный)

У.Преподобные – это святые монахи, которые угодили Богу, пребывая в посте и молитве, живя в благочестии.

 На уроках мы с вами познакомились со святым Серафимом Саровским,  дома вы должны были прочитать его житие, а сегодня мы проведем игру, чтобы проверить, хорошо ли вы знаете житие этого святого. Итак, разделитесь на команды.

- Задание 1. Команды по очереди называют слова, которые имеют какое-то отношение к святому Серафиму Саровскому. Например, «монах», «Дивеево», «отшельник», «разбойники», Курск, Саров.

 Учитель имеет право попросить команду объяснить, как это слово связано со святым. Та команда, которая не сможет ответить, не зарабатывает очко. Побеждает команда, которая наберёт большее количество очков в игре.

Команды выполняют задание.

- Задание 2. Я буду показывать фотографии, ваша задача ответить, что на них изображено и как это место связано с Жизнью преподобного Серафима.

Фотографии могут быть такими: город Курск, где родился преподобный Серафим, Сергиевский собор в Курске, который строили его родители, Киево-Печерская Лавра, куда ходил святой за благословением, Серафимо-Дивеевский монастырь, Дальняя пустынька и т. п.   (Слайды           )

У. Задание 4. Я задаю вопросы по очереди каждой команде, если команда не может ответить. на вопрос, то отвечает другая. ,

 В каком городе родился преподобный Серафим?

Д. В Курске.  ( Слайд     )

У. В каком году родился святой?

Д. В 1759 году.

У. Как звали Преподобного Серафима до принятия монашеского пострига? 

Д. Прохор Мошнин,

У. Какую церковь начал строить отец святого незадолго до своей смерти?

Д. Церковь во имя преподобного Сергия в Курске. ( Слайд       )

У - В десятилетнем возрасте; преподобный Серафим тяжело заболел. Приложившись к какой иконе он стал здоровым?

Д. К Курской Коренной иконе Знамения Пресвятой Богородицы. ( Слайд       )

У. Чем занимался отец святого?

Д. Он владел кирпичным заводом.

У. Чем благословила мать святого на монашество?

Д. Медным крестом.  ( Слайд       )

У. Как звали старца, который сказал преподобному Серафиму; «Гряди, чадо, в Саровскую обитель, место сие будет тебе во спасение, там и окончишь ты земное; свое странствование»?

Д. Старец Досифей из Киево-Печерской. Лавры.

У. С кем из апостолов являлась преподобному Серафиму Божия Матерь?

Д. С апостолом Иоанном Богословом и апостолом Петром. ( Слайд         )

У. Сколько дней молился преподобный Серафим на камне?

Д. Тысячу дней. ( Слайд       )

У. За что разбойники избили святого?"

Д. Они думали, что у него есть деньги, и хотели отобрать их.

У. Перед какой иконой скончался преподобный Серафим?

Д. Перед иконой Божией Матери «Умиление».   ( Слайд       )

У. В честь какого чуда поставлен памятный камень около

Сергиевского собора в Курске?

 Д. Когда святому было семь лет, он упал с колокольни

Сергиевского собора, но остался  невредим, в честь этого

события но дворе собора стоит камень с надписью: «Сие

место падения отрока Прохора (преподобного Серафима Са-

ровского)».

У. Сколько раз являлась преподобному Серафиму Божия

Матерь?

 Д.12 раз.

III. Постановка учебной задачи.

- Задание 6. У меня карточки, на которых написаны христианские добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь. Карточки лежат текстом вниз. Ваша задача взять любую карточку, прочитать название добродетели и рассказать, как эта добродетель воплотилась в жизни преподобного Серафима.

Дети выполняют задание и дают свои ответы.

Если дети затрудняются, то учитель дополняет:

 Воздержание – это останавливать, ограничивать себя, удерживать нравственною силою.  Преподобный Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней. Пища его состояла из овощей и хлеба. А было время, когда почти три года он питался одной только травой.

Целомудрие – это нравственная чистота. С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молиться и чаще ходить в церковь, чтобы избежать искушений.

 Нестяжание – не жадный к деньгам, не падкий на мирские богатства. 

У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались в его келью, то нашли там только икону и несколько картофелин.

Носил преподобный Серафим всегда одну и. ту же одежду:

на голове - поношенную камилавку, на теле — балахон из белого полотна, руки — в кожаных рукавицах, на ногах кожаные бахилы вроде чулок, поверх которых старец надевал лапти.

Кротость – укрощать, смирять себя. Однажды в лесу к преподобному Серафиму подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал; «Я ни у кого ничего не беру». Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружен топором, он, без сомнения, смог бы отбиться. Но святой спокойно преклонил колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно». Один из разбойников подхватил с

земли топор и ударил обухом святого по голове, так что он упал без чувств.

 Блаженный плач – это слёзы покаяния о грехах. Сердце становится нечистым, когда им завладевают злые помыслы, а злые мысли рано или поздно приводят к злому делу.  

Тысячу дней и ночей провел святой Серафим в молитве на камне. С воздетыми к небу руками

повторял он молитву мытаря «Боже, милостив буди ко мне, грешнику!»

Трезвение – воздержание, пост, трезвая жизнь. 

В детстве преподобный Серафим почти каждый день бывал в церкви, а когда он стал помогать брату, то вставал пораньше, чтобы побывать хотя бы на заутрене.

 Смирение – это смирить сердце своё – укротить, обуздать , покориться. Святой Серафим был очень смиренным. Он скрывал свои подвиги и просил других людей не раскрывать их.

Когда святой Серафим Саровский рассказывал перед смертью о своем молитвенном стоянии, один ученик воскликнул, что это выше человеческих сил. Святой с улыбкой заметил: «Симеон Столпник сорок семь лет провел  в

этом  подвиге,  разве мои труды похожи ли хоть отчасти на него?»

 

Любовь – сильное эмоциональное чувства. 

Святой Серафим любил людей. Об атом говорит его обращение с ними. При встрече преподобный Серафим кланялся пришедшему в ноги и говорил: «Радость моя, Христос воскресе!"

Милосердие – милосердный человек тот, кто имеет сердце  милующее, сострадательное  к другим, старается помочь добрыми делами.

Серафим Саровский имел от Бога дар видеть, какой человек перед ним, какие грехи он имеет, но батюшка никогда никого не осуждал, не критиковал, а был рад видеть любого человека и встречал всех словами: «Радость моя!» и старался помочь каждому советом, молитвой.

У. Среди названных христианских добродетелей  какую бы вы назвали самой главной?

( Ответ детей. Любовь)

IV. Физкультурная минутка:

Удобно сели, расслабились и послушали песню «Берегите любовь»   (Звучит аудиозапись, дети отдыхают, слушая музыку)

У. Преподобный Серафим Саровский был великим угодником Божиим.

Ему не только 12 раз являлась Пречистая Мать Божия, но был открыт смысл жизни христианской.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Какова тема урока и о чём пойдёт речь вы можете назвать, прослушав стихотворение:

Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»), учитель читает отрывок из стихотворения «Душа»
Где-то там, внутри у человека,
Есть Душа. Хорошая душа.
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать.

«Берегите Жизнь!» - Такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но насколько легче стало сразу
Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)

У. О чём же будем говорить на уроке?

      (Ответ детей)

У. В Библии говорится, что у человека есть не только тело, но и невидимая бессмертная душа. Тело человека является частью материального мира, а своей душой он причастен миру духовному. Для православных душа – это самое главное, что есть в человеке. Её невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни отнять, но можно поранить или порадовать и обогатить.

Согласно Библии, человек создан по образу Божьему. Образ Божий в человеке, как считают христиане, выражается в бессмертии его души, разуме, свободе воли и в даре слова.

Человек всегда имеет выбор, что совершить и на что направить свой выбор – во благо или зло.

Люди, к сожалению,  не всегда используют свободу во благо: воюют, враждуют, наносят друг другу обиды.

У. Как вы думаете, стареет ли душа с возрастом человека?

        ( Ответ детей)

У. Душа человека не стареет и не умирает, а позаботиться о том, чтобы она была чистой, светлой, прекрасной – это задача каждого человека. Люди сами решают, какой  быть их душе – светлой или чёрной.

Для человека мысль – венец всего живого,

 А чистота души есть бытия основа.

               По этим признакам находим человека:

               Всех тварей на земле превыше он от века.

         А если он живет, не мысля и не веря,

         То этот человек не отличим от зверя.

 ( персидский поэт Анвари )

-Послушаем стихотворение Вероники Тушновой « Людские души» (читает учитель) 
Людские души – души разные,
Не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
И грозовые души есть.
Иная в силе не нуждается,
Её дыханием коснись –
И в ней чистейший звук рождается,
Распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро-неотзывчива,
Другая – каменно-глуха
Для света звёзд,
Для пенья птичьего,
Для музыки
И для стиха.
Она почти недосягаема,
Пока не вторгнуться в неё
Любви тревога и отчаянье,
Сердечной боли остриё.
Смятенная и беззащитная,
Она очнётся,
И тогда
Сама по-птичьи закричит она
И засияет как звезда.

У. Ребята, вы сейчас услышали, что души людские разные, а отчего это зависит?  ( Ответ детей)

У. Вы бы хотели,  чтобы ваша душа была всегда какой?

( Ответ детей)

Что же делать, чтобы наша душа была доброй, отзывчивой, милосердной, нам поможет преподобный Серафим.

У. Да, речь пойдёт о душе человека, а тема называется «Серафим Саровский о цели  христианской жизни».

А в чём, по-вашему, заключается смысл  жизни человека на Земле?

     ( Ответы детей)

У. Чтобы понять, в чём заключается цель христианской жизни, по мнению преподобного Серафима, мы обратимся к тексту……?

У. Задание 7.  Учитель читает текст « Смысл христианской жизни»

Дети следят (у каждого текст на парте) , находят строки, в которых говорится о стяжании Духа Святого, подчёркивают их.

У. Зачитайте строки, в которых преподобный Серафим  говорит о цели христианской жизни.

Дети выполняют задание, т.е. читают про себя следующий текст:

« Истинная цель нашей христианской жизни, - говорил преподобный, - состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа.

Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположны содеянным грехам.  У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри его Царство Божие»

Vi. Работа над новым материалом

У. Как вы понимаете слово «стяжание»?

Дети. Приобретение.

У. А кто приобретает Дух? Зачитайте эти строки.

Д. Находят и зачитывают нужный текст.

У. Дети, вам понятно, как это человек приобретает Духа Святого и Тот начинает действовать в сердце его?

Дети высказывают свои соображения.

У. У преподобного Серафима был  ученик или духовное чадо, которое приходило за советом. Звали его Николай Мотовилов. Ему не совсем понятно  было, что значит находится в благодати Духа Святого и он спросил у преподобного: « Как мне узнать, что я нахожусь в благодати Духа Святого? Я хочу понять и почувствовать это хорошенько»

Как ответил  преподобный Серафим своему  ученику вы узнаете из разговора между Серафимом Саровским и Николаем Мотовиловым в исполнении  наших ребят Даниила и Михаила. ( Слайд          )

Д.  Ребята читают отрывок  из книги «Записки М.А. Мотовилова»

У. Какое состояние испытал  Николай  Мотовилов?

Мотовилов:« Необыкновенно хорошо! Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу. Необыкновенную сладость. Необыкновенную радость во всём сердце! … Теплоту необыкновенную!»

Что же сказал на это преподобный Серафим?

Серафим Саровский: «Как бы ни была утешительная радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своём, она ничтожна в сравнении с той, про которую Сам Господь устами своего апостола сказал, что радости той ни око не видело, ни ухо не слышало, ни на сердце человеку не входила, которую уподобил Бог любящим Его.»

Итак, благодать Божия должна обитать  внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: « Царство Божие внутри вас есть»

Господь ищет сердце, преисполненное любви к Богу и ближнему:

 

« Сыне, даждь ми сердце твое, а всё прочее Я Сам приложу тебе»

Стяжание Духа Святого означает пребывание в любви Божией, которая никогда не перестаёт. Бог Духом Святым освящает людей. Для стяжания Духа Святого нужно искреннее раскаяние во грехах и нравственное исправление. В этом нам поможет молитва.

Во время молитвы мы ставим свою душу в трепетную близость к Богу, получая от этого живую совесть, мудрое терпение, умение повиноваться, душу доверчивую, искреннюю, добрую, смиренно покаянную, дар веровать всем сердцем.

Молитве надо тоже учиться.

Прослушайте стихотворение К. Романова «Молитва»

 Один из детей исполняет это стихотворение:

Научи меня, Боже, любить

                  Всем умом Тебя, всем помышлением,

   Чтоб и душу Тебе посвятить,

                     И всю жизнь с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать

          Лишь Твою Милосердную волю,

                                           Научи никогда не роптать

                                           На свою многотрудную долю.

       Всех, которых пришёл искупить

                                          Ты Своею Пречистою Кровью,-

          Бескорыстной, глубокой любовью

                                          Научи меня, Боже, любить!

У. Стяжание Духа Святого означает пребывание в любви Божией, которая никогда не перестаёт. Бог Духом Святым освящает людей.

БЛАГОДАТЬ                                              

(Читает ученик)

Что такое благодать?
Я давно хотел бы знать,
Для чего она дается,
И кто может ее дать?

В благодати — помощь Божья,
Чтоб нам справиться с врагом,
Ленью, злобой, страхом, ложью
И любым другим грехом!

Словарь: Благо – добро. Благодать – благо дать, т.е. добро

Благодать – присутствие Духа Святого Божиего

  Господь хочет, чтобы в нашем сердце всегда  жила любовь к Богу и к  ближнему, чтобы мы берегли эту любовь.

 Итак, назовите самую главную добродетель, которую проявлял преподобный Серафим к людям.

 Ответ детей. (Любовь)

О любви к ближним: «Мы в отношении к ближним должны быть как словом так и мыслью чисты; иначе жизнь нашу сделаем бесполезной.»

«Мы должны ближнего любить не менее, как самих себя»

О хранении мира душевного: «Надобно всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других».

 Не осуждай  ближнего и  прощай обиды: «Не должно судить никого, хотя бы собственными  очами  видел  кого согрешающим;

За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но напротив, прощать обидчика от сердца».

VII. Первичное закрепление нового материала:

Работа в парах ( карточки –задания)

 «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают) 
Ненависть - _____________________
Ложь - ________________________
Жадность - ______________________
Жестокость - _______________________
Раздражительность  _________________________________

Зависть ___________________________

Слова для справок: любовь, щедрость, правда,  милосердие, спокойствие, радость.

Работа в группах:

Синквейн

Например:

Душа

Красивая, чистая 

 Радуется, печалится, улыбается.

 Душа человека самая красивая. 

 Свет. 

Душа

преданная, добрая                                                                                                       помогает, болит, радуется                                                                                          становится богаче, помогая другим,                                                                                  Любовь.

Душа

чистая, ранимая                                                                                                                 болит, радуется плачет                                                                                                                               то, что находится в сердце,                                                                                                 Сущность.

Душа

чистая, светлая                                                                                                                  спасти, продать, купить                                                                                                        душу человека видит Бог, а для нас                                                                             Потёмкин

VIII. Обобщение и закрепление нового материала.

Объяснить:

- Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.

 « Стяжи Дух мирен, - и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил преподобный Серафим.

- Как вы понимаете это выражение?

     ( Ответы детей)

У. Благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: « Царствие Божие внутри вас есть».  Под царствием Божиим Господь разумел благодать Духа Святого.

Патриарх Кирилл говорит: 

"Ты способен отдавать себя? Ты способен любить? Ты способен разделять свои ресурсы? Ты способен поддерживать другого человека? Если способен — ты на правильном пути, распространяй опыт на других людей, и тысячи, миллионы спасутся. «Стяжи дух мирен, — говорил преподобный Серафим, — и тысячи вокруг тебя спасутся»." (Слайд       )

Митрополит Илларион:
 
"Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Уходя в пустыню на пять, десять, двадцать, тридцать лет, отшельники приобретали «дух мирен», тот внутренний мир, которого так не хватает живущим в миру. Но потом они возвращались к людям, чтобы поделиться этим миром с ними. И, действительно, тысячи людей спасались вокруг таких подвижников."

Иеромонах Иов (Гумеров):
Цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. ( Слайд     )

IX. Рефлексия.
Учитель:
 Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? ( Это душа).
- Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество)
- Закончи предложение (слайд  )

 На уроке я узнал, что…
Оказывается, что…
Я понял, что….
Родителям я хотел бы рассказать, что…

- Покажите ваше настроение

Если вам было интересно и в вашем сердце радость пребывает, то покажите солнышко, а если скучно и непонятно, то покажите тучку.

 ( Дети показывают)

X. Домашнее задание: дифференцированное 

1. Подобрать пословицы о душе.
2. Поразмышлять с родителями, как надо заботиться о своей душе. Напиши об этом в тетради сочинение – миниатюру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианские храмы".

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Учащиеся знакомятся с христианскими храмами, внешним видом и устройством православного храма, с различием православного храма и католическ...

План - конспект урока по ОРКСЭ пот теме "Христианская семья"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока модуля "Основы православной культуры" по теме "Христианская семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ (модель ПК "Христианская семья"

Что значит для меня моя семья?Конечно, счастье и уют домашний,Семь правил обязательных храня,Лишь только семь, но очень-очень важныхВо-первых, это главное – любовь.Всем сердцем и душою всей, и разумом...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему : "Христианская семья" (4 класс)

Тема урока: Христианская семьяТип урока: открытие новых знаний.Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.Задачи:  Раскрыть сущность правосла...

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме "Христианская семья"

Конспект занятия посвящен тому, чтобы расширить представления детей о понятии «семья», узнать какие категории входят в понятие «христианская семья», поговорить о семейных ценно...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья"

Урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья" (№27) Задачи: обучающая: знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре; воспитательная: воспитани...