Дети с ОВЗ. Осмысление собственного существования.
статья на тему

Боброва Екатерина Александровна

Дети  с  ОВЗ. Осмысление  собственного  существования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ovz._osmyslenie_sobstvennogo_sushchestvovaniya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  профессиональное  образовательное  учреждение  области  « Каргопольский  педагогический  колледж»

XVIII  Региональные  педагогические  чтения  по  теме

« Достижения  педагогической  науки  и
   инновационная  образовательная  практика»

( Каргополь 18  марта  2017 года)

Секция  педагогика  начального  образования

Доклад на  тему

        

«Дети  с  ОВЗ.  Осмысление  собственного  существования.»

Автор  доклада: Боброва  Екатерина  Александровна  учитель  начальных  классов  МБОУ  « Средняя  школа № 7  города  Няндома»

    В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов. Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой. В  связи  с этим повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы ущемления детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.  Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе. Итак, основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. Таким  образом,  формулируем  цель инклюзивного  образования:  преодоление социальных, физиологических  и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к   общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

 Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
  • построение обучения особым образом – с  выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
  • интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его  семье, помощи педагогам;
  • разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
  • координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

   В  связи  с  введением  понятия  инклюзия,  появилось  понятие  адаптированная  образовательная  программа. В  чем  ее  суть?

Освоение адаптированной  образовательной программы должно обеспечить введение в общество ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст общественных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает  стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе. Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов – академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение  готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.

Проанализируем  работу  с  детьми, у  которых  стоит диагноз  ЗПР.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся с ЗПР является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.  Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и  медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

 Программы, предлагаемые  в  настоящее  время  для  обучения  детей  с  ЗПР  сохраняя основное содержание образования, принятое для массового образования, отличаются тем, что предусматривают коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.         

 Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:

1.Снижены показатели внимания:  затруднения  переключения,  снижены показатели сосредоточенности.

2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и  кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.

3. Низкий познавательный интерес и мотивация.

Работа на занятиях строится по следующим правилам:

1.        Новый материал строится и преподается предельно развернуто;

2.        Практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;

3.        Систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

4.        Выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;

5.        Чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

6.        Составление домашнего задания в сторону малого объёма;

7.        Для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика  для глаз;

8.        Систематическая работа над развитием психических процессов;

9.        Материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

10.        Увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.

При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо выполнять следующие требования:

- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие успехи. Успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для преодоления трудностей.

-преподносить новый материал предельно развернуто и доступно

-значительное место занимает практическая часть: работа со схемами, таблицами…

-систематически повторять пройденный материал для изучения нового

-учитывать индивидуальный подход

В  процессе  работы над  данной  темой,  начинаешь  понимать  всю  важность  развития  в  нашей  стране  инклюзивного  образования. В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.)

Особое  внимание  заслуживают  8  принципов, на  которых  строится  инклюзия:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Список  используемой  литературы

1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян ; Новосиб. инт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. - 412 с.  Библиогр.: с. 405

2. Винник М. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с. : ил. - (Школа развития).  Библиогр.: с. 152

3. Гарбузов В. И. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов.  Москва : АСТ, 2005 ; Санкт-Петербург : Астрель-Санкт-Петербург.  351 с.  (Здоровье - это просто!).  

4.  Гудкова Т. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Новосиб. гос. пед. унт.  Новосибирск : НГПУ, 2007. - 188 с.  Библиогр.: с. 183-185. Словарь: с. 176

5. Детская патопсихология : учебное пособие : хрестоматия / сост., [авт. вступ. ст. и ввод.замечаний к главам] Н. Л. Белопольская. 3-е изд., стер.  Москва :Когито-Центр, 2004. - 350 с. : табл., схемы. (Университетское образование).  Библиогр.

6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с. : ил.  Библиогр.: с. 221-223.

7. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Инт коррекционной педагогики РАО.  Москва : Советский спорт

 8.Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н. Ильина. Санкт-Петербург : Питер

9.  Коррекционная педагогика : учебное пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.].  Ростов-на-Дону :МарТ, 2002. - 304 с. : ил., табл. (Педагогическое образование).  Библиогр.: с. 291-297.  Словарь: с. 282-290.  Соответствует Гос. образоват. стандарту по предмету "Коррекционная педагогика".