Как родителям не отбить у детей желание учиться
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Кобец-Борисова Татьяна Витальевна

В статье излагаются причины снижения мотивации ребенка  к обучению, также предлагаются рекомендации родителям для решения данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_roditelyam_ne_otbit_u_detey_zhelanie_uchitsya.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Как родителям не отбить у детей желание учиться

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

                                   А. Дистервег

   Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится – мечта всех родителей. Большинство детей психологически подготовлены к школе, и они идут в школу с радостью. Эта внутренняя позиция ребёнка помогает  ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных интересов и нравственных сил.

Каковы основные трудности адаптации детей к школьной жизни? Трудности адаптации:

-усвоение правил режима;

-усвоение правил взаимоотношений со сверстниками;

-усвоение правил взаимоотношений с учителем;

-усвоение правил взаимоотношения с родителями;

-специфическое отношение ребёнка к самому себе, к своим способностям к своей деятельности и к своим результатам (высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя, в результате: «школа плохая», «учитель злой» и т.д.).

Очень часто специфическое отношение ребёнка к самому себе из-за завышенной самооценки и начинает нести негатив в мотивацию обучения. И в этом случае немаловажную роль играют именно родители. Ребенок должен понимать, что оценка-это результат его труда, а не потому что он такой хороший или такой плохой. Очень часто сами родители ставят такую планку перед своим ребёнком, желая реализовать какие-то свои мечты, что ребёнку очень трудно соответствовать требованиям своих родителей. Исследования показали, что успехи ученика в школе во многом определяются отношением его родителей к познанию и профессиональной деятельности.    В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки, и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.

   Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.

   Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.

   Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных. Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

   Что делать?

   Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.

   Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание – гуманитарные науки? Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату – ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.

   Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».

   Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали – он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»

   Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?

Родители должны:

-установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью;

-знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру в успешную учебу;

-побуждать детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач;

-внимательно выслушивать детей, подавать пример доброжелательного общения;

-поддерживать интерес к познанию, обсуждать вместе с ним прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и учению;

-контролировать детей, но контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным ( как проявление родительского внимания);

-ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки, и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).

-не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

-не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

Используемые источники:

  1. http://psy-school.narod.ru/article/st14.html?oprd=1
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. Часть 2. М.: Владос, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

Правила для родителей, которые помогут развивать интерес и желание учиться....

Статья.Как не отбить у ребёнка желание читать

Статья.Рекомендации родителям учащихся "Как прививать любовь к чтению"....

Чтобы не отбить у ребенка желание учиться

Несколько полезных советов родителям, которые помогут не отбить у ребенка желание учиться...

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться....

Формирование у ребенка желания учиться. Памятка родителям.

Первый класс — это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также т...

Как родителям не отбить у детей желание учиться

Советы родителям по взаимодействию с детьми....


 

Комментарии

Романова Марина Васильевна

Очень познавательная статья. Спасибо. Обязательно посвящу одно из родительских собраний знакомству с данным материалом.