Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальных классов
методическая разработка (1 класс) на тему

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся  начальных   классов

     Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. В настоящее время  учащиеся начальной школы практически по всем предметам учебного плана имеют тетради. Каждый учитель понимает, что без систематического контроля за ведением тетрадей нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности.

   Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01. 09. 80 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства Просвещения РСФСР от 18 декабря 1987г. №224.

   Хотя на сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, однако система требований к оформлению данных работ учащихся, безусловно, должна быть, поскольку разночтение в оформлении письменных работ  создает определенные трудности при переходе ребенка на различных этапах обучения, особенно в начальной школе, в другое образовательное учреждение. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учителя и учащегося,  поэтому данные рекомендации отражают только положительный опыт в этом направлении  и те позиции, которые, по мнению педагогов, необходимо привнести в общую схему оформления работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oformlenie_tetradey.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся  начальных   классов

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. В настоящее время  учащиеся начальной школы практически по всем предметам учебного плана имеют тетради. Каждый учитель понимает, что без систематического контроля за ведением тетрадей нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности.

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01. 09. 80 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства Просвещения РСФСР от 18 декабря 1987г. №224.

            Хотя на сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, однако система требований к оформлению данных работ учащихся, безусловно, должна быть, поскольку разночтение в оформлении письменных работ  создает определенные трудности при переходе ребенка на различных этапах обучения, особенно в начальной школе, в другое образовательное учреждение. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учителя и учащегося,  поэтому данные рекомендации отражают только положительный опыт в этом направлении  и те позиции, которые, по мнению педагогов, необходимо привнести в общую схему оформления работ.

         Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка является необходимыми, так как:

         а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

         б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

         в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

         г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

   

        В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

         При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель руководствуется Методическим письмом  Министерства общего и профессионального образования от 19.11.98 г. № 1561/ 14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

         В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в  обязательном порядке делать работу над ошибками.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно и в тетрадях для текущих работ. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня  в день.  

         Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлен, то допускается и использование чернил зеленого цвета (для проверки творческих работ).

         Помимо стационарной ручки в классной и домашней работах учащихся используется только простой карандаш.

         Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показываются родителям  с выдачей на дом.

         

Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.

         Тетради для учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся первого класса были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся 2-4-х классов подписываются самими учащимися.

         Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:

СЛЕДУЕТ

НЕ  СЛЕДУЕТ

ПРИМЕЧАНИЕ

Тетрадь

для работ по математике

для работ

по русскому языку

ученика 3 «А» класса

школы (гимназии, лицея) №… г. Рузаевки

Тетрадь

для работ

по развитию речи

ученика 3 «А» класса

Тетрадь

по математике

по русскому языку

Тетрадь для работ по

математике

Для работ  по

русскому языку

Тетрадь

для математики

для русского языка

Предлог «по» относится к существительному «математика» (русский язык), поэтому и пишется на той же строке

Ивановой Ольги

Коробковой Анастасии

Воронцовой Татьяны

Ивановой Оли

 Коробковой Насти

Воронцовой Тани

Оли Ивановой

Насти Коробковой

Тани Воронцовой

Ольги Ивановой

Анастасии Коробковой

Татьяны Воронцовой

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя.

Павлова Дмитрия

Кузнецова Александра

Шакина Владимира

Так же

Оформление письменных работ по математике и русскому языку. Общие положения.

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. 

При организации работы над формированием каллиграфического навыка необходимо индивидуально подойти  к  каждому ребенку, так как:

   а) часть учащихся пишет достаточно красиво, чтобы тратить на уроке на это время;

   б) часть учащихся неправильно оформляет соединения, что является серьезной проблемой  и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;

    в) часть учащихся испытывает трудности в графическом оформлении  высоты элементов и  букв;

     г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность и высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований  методистов и нейропсихофизиологов.

 Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

  • Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием  элементов, букв, слогов и слов.
  • Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

         Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

         В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания  на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образец для прописывания на новой строке).

         Также учителю следует исправлять неправильные написания в классных и домашних  работах.

         Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуется, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

  Оформление письменных работ по русскому языку.

         Между  классной и домашней работой следует отступать одну строку (пишем на второй). Между работами разных дней пропускаем две строки (пишем на третьей).

         При оформлении красной строки  следует сделать отступ вправо не менее   2 см (на 2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.

         В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

         Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм.

         Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

         Запись даты написания по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания четвертого класса записывается полное число и название месяца.

         Например:

                         1 декабря.                        

         В четвертом классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

         Например:

                         Первое декабря.                        

         Запись названия работы производится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

                                  Классная работа.

                                  Самостоятельная работа.

         В 1-4 классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.

         Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей  строке  по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись).

         Например:

                         1-вариант

                         1-в.

         Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи), либо на полях (краткая форма записи).

         Например:

                         Упражнение 14

                         Упр. 14                        

         Все подчеркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.

         Переход в первом классе учащихся на работу в тетрадях в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

Оформление письменных работ по математике.

         Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

         Между видами работ в классной и домашней работах  следует отступать две клетки (на третьей клетке пишем).

         Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т. п. отступаем три клетки вправо, пишем на четвертой.

         Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Рекомендуется писать номер задания в середине строки либо на полях, так как это:

         а) экономит место;

         б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы.

         Число можно традиционно писать посередине, а можно и на  полях (например:17.03.01 без буквы «г»).

         Число на полях тоже пишется на пятой клетке по вертикали, на той же строчке, где и классная (домашняя) работа. В любой работе (классная или домашняя) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

         Необходимо с первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки.

          При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

           Роль операции с простым карандашом остается той же (смотрите раздел          «Оформление письменных работ по русскому языку»)

Каждое общеобразовательное учреждение вправе  на основе данных рекомендаций разработать свои  требования к оформлению письменных работ учащихся (локальный акт) с целью соблюдения единства требования на различных ступенях обучения.

Заместитель директора по УВР в начальном звене обучения должен систематически контролировать ведение тетрадей учащимися, а также систему проверки тетрадей учителем.

 

2.3. Общие требования к заполнению и проверке дневников учащихся

В начальных классах дети учатся вести первый в своей жизни документ – «Дневник». Задача учителя -  привить ответственное отношение к ведению дневника, сформировать правильные навыки в этом.

Дневник – один из немногих документов, который даёт возможность иметь ежедневную связь между школой и родителями учащегося. Он даёт возможность родителям видеть успехи или неудачи своего ребенка ежедневно, еженедельно, по итогам четверти, года. В силу условий всё большей занятости  родителей на работе возрастает и значимость дневника как документа.

Школьный дневник сочетает в себе массу возможностей для решения учебных задач, введения учащегося в режим педагогических требований, научения его постоянству, обязательности, пунктуальности и методичности. Наряду с эти дневник может использоваться как  регулятор отношений и успешности.

Общие требования к заполнению и проверке дневников учащихся:

  1. Дневник ученика должен иметь твердую обложку.
    2. Дневник ученика должен быть заполнен с первого сентября по утвержденному расписанию.
    3
    . Первая страница дневника заполняется вместе с учителем .
    4.
     Названия всех предметов должны быть написаны с большой буквы с учетом общепринятых сокращений:
    - Русский язык - Русск. яз.
    - Математика - Матем.
    - Окружающий мир - Окр. мир.
    - Физкультура - Физ-ра
    - Иностранный язык - Ин. яз.
    - Изобразительное искусство - ИЗО.
    5. Все записи должны вестись аккуратно, стержнем одного и того же цвета.
    6. В конце каждой недели должна стоять подпись классного руководителя и подпись родителей ученика.
    7. В конце недели классный руководитель записывает количество пропусков учебных занятий учеником.
    8. В конце недели учитель выставляет все оценки ученика, не проставленные им в течение недели, в дневник.
    9. В конце каждой четверти и года классный руководитель выставляет годовые и четвертные оценки в дневник ученика и  подписывает его.
    11. Если ученик получает неудовлетворительные оценки по отдельным предметам, классный руководитель выставляет их в дневник и сообщает об этом родителям ученика.
    12. В графе для замечаний классный руководитель регулярно делает, если это необходимо, записи замечаний и постоянно отмечает достижения учащихся класса.
    13. В дневнике запрещается делать записи, унижающие достоинство ученика и не имеющие отношения к учебной деятельности школьника.

  Следует помнить, что чрезмерное количество замечаний – это свидетельство педагогической беспомощности учителя.


Вопросы для самоконтроля

  1. Ведение какой школьной документации является обязательной для учителя начальных классов?
  2. Какие основные требования предъявляются к ведению школьного журнала
    - к учителю предметнику

- к классному руководителю?

3.  Существуют ли нормативные требования к оформлению письменных работ учащихся?

4.  Перечислите основные методические рекомендации, которыми следует руководствоваться при   оформлении письменных работ учащихся  начальных   классов.

5.  Охарактеризуйте специфику оформления письменных работ по математике, русскому языку.

5.  Назовите основные требования к проверке письменных работ учащихся.

6. Какие функции призван выполнять дневник учащегося?

7. Перечислите основные требования к ведению дневников учащимися, к проверке дневников классным руководителем.

Литература

  1. Кузякин А. П., Калашник В. А. Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательном учреждении.
  2.  В. М. Лизинский. Практическое воспитание в школе.
  3. «Организация работы зам. директора  в начальной школе». Практические материалы. М., «Просвещение», 2012 г.
  4.  Н. П. Скегина, Н. Н. Авраменко. Сборник практических материалов для зам. директоров по УВР начальных классов. – М., Педагогическое общество России, 2002 г.
  5. «Настольная книга учителя начальных классов». Ростов на Дону, Феникс, 2002 г.
  6. В. М. Лизинский. Работа администрации школы с учителем. - М., Педагогический поиск, 2009 г.
  7. Т. Н. Макарова. Учебный процесс: планирование, организация, контроль. - М., Владос, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по оформлению письменных работ учащихся

Дана инструкция детям. родителям по оформлению письменных работ по русскому языку и математике....

Методические рекомендации по оформлению письменных работ

Методические рекомендации по оформлению письменных работ ...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

В данном документе собраны рекомендации по оформлению  классных и контрольных  работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы

В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих  тетрадей и тетрадей для контрольных работ....

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

ull;  Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:•  а) являются частью воспитания внутренней культуры учащих...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования...