Доклад, приуроченный к Одиннадцатым Рождественским образовательным чтениям, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Православные ценности в содержании уроков начальной школы»
материал на тему

Кудряшова Ирина Владимировна

 Доклад, приуроченный к  Одиннадцатым Рождественским образовательным чтениям, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Православные ценности в содержании уроков начальной школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnye_tsennosti.docx56.48 КБ

Предварительный просмотр:

Православные ценности в содержании уроков начальной школы

Происшедшие за последние годы перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания школьников. Система воспитания, построенная на ценностях советского государства, дискредитировала себя. В постсоветское время все большее внимание стало уделяться новинкам. Пришедшим к нам из стран Запада, и в первую очередь, Америки. Под натиском этих перемен традиционная система воспитания и образования учреждений страны распалась.

        Образовательная система школы стала носить исключительно предметный характер. Также школа сняла с себя воспитательную функцию заявив, что она должна только жать человеку определенные знания. Стараться развить  ребенка интеллектуально, ну а моральная сторона должна прирасти как бы сама собой.

        Между тем средства массовой информации стали пропагандировать совсем иные идеалы жизни человека, и эти идеалы сейчас играют определяющую роль. Эти идеалы в действительности направлены лишь на дискредитацию и уничтожение русской культуры.

        Такие непреходящие ценности как Бог, благо, добро, человек, труд Родина, патриотизм стали подменяться антиценностями, такими как беспредельная свобода, индивидуализм, богатство, сила, власть и т.д.

        Школа теперь не только не воспитывает ребенка, но напротив, прививает ему те нормы и ценности, которые противоположны нравственным критериям личности.

         Культура может изменяться, могут меняться социальные условия, но нравственные ценности. По которым должен жить человек непреходящи. Они имеют абсолютный характер. Они не зависят от того, что считается нормой в данном обществе.

         Отсюда следует, что проблема воспитания – это, прежде всего, проблема ценностной ориентации личности. Отношение к ценностям жизни придает факту существования человека определенный смысл. Жизнь, наполненная смыслом. Является счастливой. Но здесь встает вопрос о смысле жизни, вопрос, который невозможно разрешить в рамках безрелигиозной системы воспитания.

         Ценность - это то, что значимо для человеческой жизни, что делает ее подлинно человеческой, что отвечает принципиальному предназначению человека нести в себе образ Божий, являть собой этот образ, стремиться к богоуподоблению.

        Однако вершиной системы ценностей современное воспитание продолжает считать не Бога и его заповеди, но самого человека, т.е. нравственные ценности.

         Итак, в процессе воспитания должна сформироваться правильная шкала ценностей, и для ее формирования необходимы соответствующие источники. Светские педагоги выделяют три источника: наука, мораль и искусство.

        Но наука не несет в себе никакой нравственной ориентации. Она не воспитывает человека. Если бы наука играла важную роль в воспитании человека, то с развитием и распространением научных знаний человек становился бы только более нравственным, но такого не происходит ученый не более нравственен, чем рабочий.

        Мораль не зависит от культуры. Если скажем культура не признает никакой нравственной ценности за такими понятиями, как например, милосердие, целомудрие, смирение, то эти понятия не теряют вследствие этого своей нравственной значимости. При отсутствии этих ценностных критериев мы также можем говорить о безнравственности, как и в случае других пороков человека и общества. Если нравственность есть лишь продукт культуры, то человеку не нудно быть нравственным, нужно просто сказать, что такое безнравственное состояние есть новая современная культура. Мораль не есть абсолютный высший закон, но лишь продукт человеческой культуры. При этом религия как источник формирования шкалы ценностей даже не упоминается.

        Культурологический подход предполагает, проживая каждый свой день на уровне культуры, не захочет низкого уровня – дикости, варварства и т.д. Однако такой подход предполагает, что человек не сможет сломать рамки культуры. Воспитавшей его. Но в действительности происходит как раз наоборот. Человек зачастую ломает рамки воспитавшей его культуры, и .не имея в себе никакого нравственного стержня, деградирует. Для воспитания человека необходимо, чтобы нравственные ценности имели абсолютный характер. Грех всегда остается грехом, даже если по телевизору мы слышим, что так делают все, что это вполне нормально, что таки нужно делать ребенку очень тяжело, когда в школе навязывается одна точка зрения, а дома другая.

        Только в рамках религиозной системы воспитания возможно привитие  ребенку нравственных ценностей. Только в религии разрешается основной вопрос человеческого бытия – вопрос о смысле жизни. Именно поэтому так важно не просто ценностное воспитание человека, но именно православное воспитание.

        Православные ценности занимают в современном мире все более заметное место. Сочетание всех трех элементов – высоких духовно- нравственных ценностей, единства народа и гражданской активности – ключ к национальному успеху России. Для большинства современных россиян нравственные ценности остаются все теми же, что и в прошлые века. Более того, все основные религии России имеют близкие друг ко другу системы нравственных представлений. Наблюдается всплеск интереса к нашей  культуре и духовности.

        Всем известно, что знакомство и закрепление ценностных установок происходит в обществе через систему образования и средства массовой информации.

        Ценности долга, чести, ответственности, трудолюбия, творчества можно прививать, используя различные формы воспитания, в которых могут и должны присутствовать религиозные знания и воззрения. Следовало бы использовать весь потенциал православной культуры в формировании человеческой личности, способной сохранить в непростых условиях современности нравственную целостность, силу духа, любовь к Отечеству и всему Божьему творению. Если мы хотим построить сильную Россию, мы должны опираться на ценности, которые являлись фундаментом народной жизни на протяжении тысячелетия. Для этого дети и молодежь должны свободно приобщаться к родной религиозной традиции.

Как же в детях воспитать доброту и другие нравственные ценности? Нужно ли для этого все время проводить нравственные беседы, читать литературные произведения определенного характера? Как показывает практика - нет. Дети будут вести себя определённым образом при педагоге, но не будут переносить эту модель поведения в повседневную жизнь. А именно этого мы и ждем.  

Ниже приведена статья «Как воспитать в детях доброту, - мнения священнослужителей, ссылка http://regions.ru/news/2271994/

17 февраля в мире по инициативе благотворительных организаций отмечается День спонтанного проявления доброты. В этот день предлагается не просто проявлять доброту, а быть добрым щедро и бескорыстно. Особое внимание следует уделить детям – научить их доброте, бескорыстию и милосердию. 

Издавна в России формировались уникальные традиции вовлечения детей в благотворительную деятельность, которые были утрачены в XX веке. Сегодня эти традиции необходимо возрождать, развивая культуру и навыки благотворительности с раннего детства - через семью, детские сады, школы, социальные клубы и общественные инициативы. 


"Каким образом воспитывать в детях доброту и бескорыстие? Как дети могли бы участвовать в благотворительности?", - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам. 


Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, счел День доброты правильным и полезным начинанием, хотя и необычным с точки зрения христианской этики. 

"Конечно, детям нужно прививать понятия доброты и милосердия, привлекать их к различным благотворительным мероприятиям. Но их участие должно быть реальным, а не для галочки. Дети должны научиться по-настоящему помогать инвалидам, старым и одиноким людям, навещать своих сверстников в детских домах", - сказал он. 

"Форм проявления доброты очень много. Хорошо, что нам напоминают об этом хотя бы раз в год - хотя проявление доброты должно все-таки стать каждодневной нормой", - добавил отец игумен. 

"Заботиться о нравственном воспитании детей в первую очередь должны, конечно, родители. Конечно, помощь в этом окажет и Церковь, да и школа и СМИ не должны оставаться в стороне", - заключил он. 



Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, согласился, что любое проявление доброты, хотя бы и очень скудное, это уже хорошо. 

"Но чем-то этот день напоминает праздник 8 марта – единственный день в году особого отношения к женщинам. Сильно ли он меняет отношение к ним в повседневной жизни?" – сказал он. "Добрые навыки в душе ребенка воспитываются в первую очередь примером родителей. Если родители не раз в году, но каждый день в отношениях друг с другом и в отношениях с другими людьми делятся добротой, то это останется в душе ребенка на всю жизнь. А показательными акциями даже планетарного масштаба доброту воспитывать бесполезно", - считает отец Максим. 


Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко также считает, что ограничивать воспитание доброты одним днем – странная затея. 

"Это задача всей человеческой жизни. А лучшим учебником по воспитанию доброты является, конечно, Св. Писание, руководствоваться которым должны и совсем юные христиане, и христиане преклонного возраста. И претворение в жизнь евангельских принципов, делание добра должно совершаться не по звонку какого-то представителя международной бюрократии, а ежечасно", - сказал он. 

"Примером нам всем послужит приснопамятный доктор Федор Иванович Гааз, не жалевший ни сил, ни времени на помощь несчастным. Его призыв «Спешите делать добро!» всегда актуален, потому что всегда рядом с нами есть те, кто нуждается в нашей помощи", - добавил протоиерей. 


Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, напомнил что все доброе, что нужно человеку, он может получить из Источника добра - от Бога. 

"Именно Господь Бог – безграничный источник милосердия, бескорыстия, любви и всякого блага. И обладание всеми этими божественными качествами – вполне реализуемая для человека задача, поскольку Господь Бог вложил в человека Свой образ и подобие", - сказал он. 

"Но важно понять, как эта задача решается. Человека, как оленя, надо вести к источнику воды, чтобы он мог из него пить. В данном случае молодого человека, ребенка нужно привести к Богу, познакомить с Ним, раскрыть Его образ, чтобы человек познал Его, а познав, потянулся к Нему и стал Ему подражать. А у Бога мы найдем только хорошее для подражания", - объяснил протоиерей. 

"И я бы хотел пожелать исполнителям сего благого замысла, чтобы он реализовался в правильном порядке, иначе у них ничего не получится", - заключил он. 


Доброта и бескорыстие должны воспитываться в семье, считает руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге протоиерей Артемий Скрипкин. 

«Для воспитания в детях доброты и бескорыстия важнее всего семья. Если среди ее членов, принадлежащих к разным поколениям, будет создана атмосфера взаимопомощи, дружеских отношений и сотрудничества, то такая модель человеческих взаимоотношений поможет ребенку распространить впоследствии добро на социум», - заявил он. 

«К сожалению, сегодня во многих современных семьях такого воспитания не дают. Все больше и больше утверждается модель эгоистического поведения», - заметил отец Артемий. 

По мнению священника, «современные дети вполне способны участвовать в различных благотворительных мероприятиях, причем для этого есть масса способов». «Так, например, в нашем храме однажды ребята делали различные поделки, которые потом впоследствии продавались на специальном аукционе. А средства, вырученные на продаже от этих поделок, шли на помощь, нуждающимся в ней людям», - рассказал отец Артемий. 


Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский считает, что доброту нужно воспитывать постоянно. 

"Такие даты, конечно, полезны, но это все разовые акции. Было бы гораздо эффективнее, если бы родители больше уделяли внимания воспитанию детей", - сказал он. 

"Разовыми акциями не привьешь детям полноценных ценностей – их надо воспитывать постоянно. Дети всегда берут пример со своих родителей, поэтому родители должны всегда подавать примеры доброты. А разовые акции малодейственны", - подытожил отец Максим. 


Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что любовь, доброта, бескорыстие бывают результатом долгого и кропотливого труда по нравственному воспитанию человека. 

"И важно, чтобы эти качества укоренились в глубинах человеческой души, чтобы человек ощущал постоянную потребность в их реализации в повседневной жизни. Доброта и любовь – неотъемлемые качества людей высоконравственных – имеют в первую очередь духовное измерение. Именно на них опирается мировоззрение таких людей", - сказал он. "Прививать и развивать эти базовые человеческие ценности в ребенке - одна из самых важных задач, стоящих перед взрослым человеком: родителем, учителем или священником. Не думаю, что подобные акции способны положительно решить эту задачу", - заключил иеромонах. 


Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, также считает, что для проявления доброты одного дня в году недостаточно. 

"Человек может каждый день делать добрые дела и по-доброму относиться к людям. По крайней мере, к этому надо стремиться. А добрые дети вырастают, как правило, у добрых родителей. Если ребенок живет в атмосфере любви и доброты, создаваемой родителями, то он воспринимает эти качества как совершенно естественные проявления человеческой природы. Столь же естественно они будут проявляться и у ребенка", - сказал он. 

"Огромное значение для детей имеет пример родителей. Наверное, это самое сильное воспитательное средство. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети выросли людьми великодушными, то должны подавать им как можно больше соответствующих примеров", - добавил священник. 


Иерей Валерий Буланников, сотрудник Миссионерского отдела МП, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что подобными акциями доброту не воспитаешь. 

"Это в первую очередь дело родителей. Доброта в детях воспитывается прежде всего жизнью родителей. Если родители живут в сознании доброты и любви, то эти качества проявятся и в ребенке", - сказал он. 

"Ближайшее окружение ребенка играет огромную роль в формировании его нравственности. Если человек живет в атмосфере стяжания и потребления земных благ и комфорта, то он может вырасти эгоистом, понятия не имеющим о любви и доброте. Поэтому сами родители должны жить по-христиански и прививать этот образ жизни своим детям", - полагает священник. 


Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает, что День доброты – хороший повод посетить детские дома. 

"Спонтанная доброта должна быть каждодневным качеством человека. Если видишь, что кому-то нужно помочь, проявить доброту, нужно это делать совершенно бескорыстно", - сказал он. 

"Добрые поступки - это не обязательно подвиги, можно просто помочь донести сумки бабушке, пропустить вперед женщину, уступить место в транспорте женщине с ребенком. К этому детей нужно приучать с детства, подавать примеры бескорыстного поведения", - подчеркнул отец Георгий. 

"Думаю, в этот день детям следует посетить детдома, пообщаться со своими сверстниками, подарить им подарки. Это было бы очень полезно", - заключил священник. 

Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев напомнил о движении тимуровцев. 

"Доброта в сердцах детей рождается с воспитанием в семье. Я уверен, что ни детские сады, ни школы не смогут полноценно научить ребенка доброте, если в семье не царит такой дух. Только родители должны обучать своих детей, показывать им пример, и ребенок должен это видеть с самого детства, тогда ребенок вырастит добрым человеком", - сказал он. 

"Привить детям любовь к благотворительности мог бы, в частности, пример Тимура и его команды. Это самый лучший пример, на мой взгляд. Необходимо чтобы ребенок понимал, что нужно помогать старикам в бытовых делах, быть внимательней к тем детям, у кого нет родителей, проявлять заботу и уважение к инвалидам", - подытожил Анас-хаджи. 



Мухаммедгали-хазрат Хузин, председатель Духовного управления мусульман Пермского края (ДУМ ПК), убежден, что воспитывать в детях доброту и бескорыстие – непосредственная обязанность родителей. 

«Воспитывать в детях доброту и бескорыстие должны родители на личном примере. Ведь если в семье за ужином со стороны взрослых идет обсуждение поступков или дел других людей, причем, это происходит со злостью и завистью, то и от детей не придется ожидать милосердия и добра в будущем. Поэтому родители обязаны каждый день, каждую минуту общения с детьми лично демонстрировать благие поступки и сострадание к окружающим, тем самым, воспитывая в своих чадах добродетель с самого раннего возраста. Только тогда российское общество оздоровится в целом», - считает он. 

Муфтий отметил, что «на протяжении последних двадцати лет идет духовное возрождение в стране, которое насыщает понятия доброты и бескорыстия понятием веры». «Это очень важные звенья одной цепи, поскольку через веру, искренность и любовь к окружающим и проявляется доброта и бескорыстность», - подчеркнул он. 

«Народы России всегда воспитывались в традициях своих предков, вне зависимости от политического строя страны. Проявление милосердия и сострадания, а также доброго отношения к окружающим, в том числе и благотворительность, прививалась россиянам еще со школьной скамьи. Поэтому современные дети вполне могли бы образовать некие команды, подобные советским тимуровцам, чтобы оказывать помощь пожилым людям. Это был бы некий благотворительный жест с их стороны. Кроме того, в плане благотворительности маленьких россиян стоит научить делиться своими вещами и игрушками с детьми, которые нуждаются в помощи. При этом ребенку обязательно надо объяснить, что если он поделиться своим, то от этого у него вовсе не убудет», - заключил Мухаммедгали-хазрат. 



Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас считает, что прежде всего нужно самому быть примером для собственных детей. 

"Есть только один способ привить доброту детям - собственный пример. Всё остальное: мораль и нравоучения со стороны преподавателей и родственников, - будет не так эффективно. Детям всегда нужен пример для подражания", - сказал он. 

"Когда наши дети видят в родителях не тех кумиров, которые описываются в книжках, у них травмируется мировосприятие, и поэтому сейчас растет поколение без четких нравственно-моральных ориентиров. Зачастую у молодежи исключительно рыночное понимание о мире и отношениях между людьми", - пояснил Константин Владимирович. 

"Кто-то мудрый сказал: "Наши дела кричат так громко, что люди не способны расслышать наших слов". Это так и есть. На мой взгляд, каждый родитель должен менять себя. И если в своей старости человек желает видеть рядом своих детей, то сегодня нужно быть для них примером, помогать своим родителям, уделять больше внимания и заботы своим близким. Так же нельзя упускать возможность помочь чужим людям, показать своим детям пример того, как нужно относиться к старикам, малоимущим или людям другой национальности", - подытожил он. 


Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, считает, что доброту и бескорыстие в детях может воспитать лишь личный пример взрослых. 

«Известный российский доктор Федор Гааз говорил: «Спешите делать добро». И это – не просто слова, поскольку дети реагируют и всегда всматриваются в поступки взрослых, подражая им. Причем, главное, дать ребенку понять, что добро – это не «я тебе сделаю хорошо потому, что ты мне можешь сделать хорошо». Это «я буду творить добро, несмотря ни на что», - сказал он. 

«Безусловно, мы можем говорить детям много красивых слов. Однако если эти слова расходятся с нашими делами, то никакого действия они не возымеют. Поэтому родители, родственники, воспитатели и просто знакомые ребенка должны сами бескорыстно творить добро, тем самым демонстрируя ему пример правильного поведения. Только так можно воодушевить детей на добрые поступки», - считает священник. 

«Дети должны научиться помогать людям бескорыстно. Например, если мы навещаем больных, то ребенок должен уметь поддержать беседу так, чтобы больному было интересно. Если это посещение детского дома, - детям можно предложить найти совместное занятие, которое придется по вкусу каждому. Такие поступки, кстати, вполне могут стать школой благотворительности для маленьких россиян», - заключил отец Эдуард. 


Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что, привить доброту детям можно с помощью благоприятного отношения между школой и Церковью. 

"Сегодня школы отказались от воспитательной функции: считается, что школа должна давать лишь образование. На мой же взгляд, в учебных заведениях просто необходимо прививать детям доброту и бескорыстие. Чтобы это осуществить необходимо более тесное общение между образовательными учреждениями и Церковью", - сказал он. 

"Разумеется, нельзя забывать о том, что нужно самим делать добрые дела, чтобы быть примером для детей. Это задача каждого человека. Необходимо детям прививать желание помогать старикам, детям, которые живут в детдомах, инвалидам и малоимущим. Я думаю, что детям понравятся плоды своей доброты, потому что когда ты видишь, что кому-то помог - это приятно", - заключил Виктор Петрович.Игумен ГермогенОтец Максим Козловпротоиерей Борис ДаниленкоОтец Алексий НовичковОтец Артемий СкрипкинОтец Максим ПервозванскийИеромонах Тихон (Зимин)Отец Алексий КозливсковОтец Валерий БуланниковОтец Георгий БелодуровАнас-хаджи ПшихачевМухаметгали ХузинКонстантин БендасОтец Эдуард ШатовВиктор Петрович Лега


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

"Игумен земли русской". Сценарий праздника, посвященного 700-летию Преподобного Сергия Радонежского

Сценарий праздника, в котором рассказывается о житии и чудесах Сергия Радонежского, о Троице-Сергиевой лавре. Использованы фрагменты телепередач, мультфильма "Пересвет и Ослябя", фрагменты поэмы о прп...

Разработка внеклассного мероприятия в плане духовно-нравственного воспитания учащихся, посвященного Житию Преподобного Сергия Радонежского

Эта разработка может применятся на уроках Основ православной культуры и светской этики,  как в начальной школе, так и в среднем звене. Она рассказывает о житии Преподобного Сергия Радонежского. В...

«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».

Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4  класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой  преподобный Сергий Радонежский -...