Главные вкладки

    Особенности реализации содержания предмета кубановедения в начальных классах
    статья (3 класс) на тему

    Волгина Елена Алексеевна

    Особенности реализации содержания предмета кубановедения в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kubanoved._mbou_sosh_27.docx23.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

    ХУТОРА КУБАНСКОГО

    Особенности реализации содержания

    предмета кубановедения

    в начальных классах

    Учитель начальных классов

    Волгина Елена Алексеевна

    2018 год

     

         Для определения современных подходов к содержанию в организации и изучении курса кубановедения в начальных классах необходимо соблюдение следующих целей:

    1. Воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося к культуре, природе, традициям своего народа;
    2. Формирование духовной зрелости и христианской нравственности учащихся;
    3. Физическое воспитание учащихся.

       Организация и проведение уроков кубановедения в начальных классах требует большой подготовки, так как именно в начальной школе осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества; продолжается формирование любви к родной земле; к бережному хранению семейных традиций.

         Для реализации целей предмета  кубановедения у младших школьников в системе урочной и  внеурочной деятельности на занятиях ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» использую следующую модель:

    1. Проведение уроков кубановедения по программе;
    2. Проведение праздничных мероприятий (ежегодно):
    • День Матери-казачки;
    • Рождественское представление для детей прихожан храм Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района;
    • День Победы.
    1. Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» (еженедельно).
    2. Проектная работа (1 в год).

    Проектная работа может быть индивидуальной и коллективной. Готовится при содействии родителей, классного руководителя.

    1. Проведение спортивных соревнований в течение года.

    Спортивные соревнования проводятся  между участниками одного класса, между классами начальной школы, между учащимися из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

    1. Участие в тематических конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых).
    2. Посещение достопримечательностей и музеев родного края.

    Осуществляется при поддержке представителей казачьего общества х. Кубанского.

    7.Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.

         8. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района)  и инок. Пелагеей.

    Технологические особенности реализации содержания

    предмета кубановедения в начальных  классах

         Основным путём достижения целей образовательной программы по кубановедению в начальных классах является сообщение детям сведений из истории, традиционной культуре кубанского казачества, местоположении Краснодарского края, его неповторимость, индивидуальность, природа и животный мир края, экология края. Эффективным методом достижения целей программы являются следующие методы:

    • метод погружения в культуру, в том числе через живое общение с ее носителями;
    • метод изучения природы края с помощью экскурсий, путешествий, наблюдений.

    В процессе такой работы учащиеся становятся не только помощниками учителя в процессе обучения, но и сами предлагают новые идеи при построении уроков кубановедения.

    Направления работы:

    1. Проведение тематических уроков кубановедения.
    2. Проведение праздничных мероприятий кубанской культуры.
    3. Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования
    4. Проектная работа.
    5. Проведение спортивных соревнований.
    6. Участие в тематических конкурсах.
    7. Посещение достопримечательностей и музеев родного края.
    8. Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.
    9. Духовные беседы с батюшкой.

    Краткое содержание направлений

    1. Проведение тематических уроков кубановедения.

    Цели: изучение родного края; материальной и духовной культуры Кубани; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям.

    Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану.

         Урок начинается с исполнения гимна Краснодарского края. Для более насыщенных и интересных уроков «Разнообразие растительного мира Краснодарского края», «Разнообразие животного мира Краснодарского края», «Кубань – здравница России» и др.  использую произведения русских и кубанских писателей. Для каждого ребёнка печатаю текст с вопросами, который помогает раскрыть тему урока, глубже её понять. При этом происходит дополнительная работа с текстом. Также совмещаю урок кубановедения с технологией, изобразительным искусством. После проведения уроков «Основание городов и станиц», «Кто ленится, тот не ценится», «При солнышке – тепло, при матери – добро»  и др. предлагаю изготовить макет хаты, расписать гончарное изделие, расшить полотенце и т.д.  Для таких уроков требуется дополнительная подготовка как учителя, так и учащихся. Но именно этих занятий ждут дети.

    1. Проведение фестивалей казачьих традиций, обрядовых и православных праздников.

     Цели: передача младшим школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников; изучение истории и жизнедеятельности земляков.

    Содержание: сбор материалов об интересных сведениях из биографий жителей родного хутора. Сочинение рассказов, стихов. Разучивание песен, танцев. Приглашение казаков на торжественные мероприятия.

         Создание из собранных материалов экспозиций к знаменательным календарным датам.

        Собранные материалы используются на отчётных праздничных мероприятиях с приглашением родителей, администрации школы, представителей  казачьего общества х. Кубанского.

    1. Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования.

    Цели: изучение материальной и духовной культуры казачества; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям;

    воспитание  главных добродетелей; бережное отношение к природе и всему живому.

    Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану в системе дополнительного образования. Изучение основ православной культуры.

         Сбор материалов о православии, о казачестве, о людях, прославивших наш край, хутор.

         С учащимися третьего класса занятия проходят с использованием тетради «Доброе слово» (Приложение)

        Возрождение традиций, сбор материалов (предметов старины), экскурсии в музей «Казачья горница», встречи с представителями хора «Кубаночка».

    Изучение памятников материальной культуры родного края, хутора: жилище человека, убранство хат, орудия труда, кубанская кухня, промыслы и ремесла. Изучение памятников духовной  культуры родного края, хутора: обычаи, традиции, сказки, праздники; художественная культура, народные игры, песенное творчество.

    1. Проектная работа

    Цели: развитие и поощрение интереса учащихся казачьих классов к изучению истории семьи, изучение судьбы дедов, прадедов, их роли в истории хутора, анализ казачьих традиций в современных семьях, поведение ребёнка в казачьей семье. Показать значимость связи поколений в современной жизни.

    Содержание: изучение истории своей семьи. Узнать происхождение, значение фамилий, имён, родословную. Составить генеалогическое древо «Моя родословная». Экспедиции, экскурсии и сбор материалов. Встречи со старожилами,  ветеранами хутора. Записи наблюдений и бесед с представителями различных слоев населения. Оформление фотодневников, стендов, создание презентаций.

    1. Проведение спортивных соревнований

    Цели: приобщение детей к спорту, привитие увлечений к спортивным соревнованиям; физическое и духовное развитие учащихся.

    Содержание: Спортивные соревнования проводятся  между участниками одного класса, между классами начальной школы, между участниками из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, представителей казачьего общества х. Кубанского.

    Знакомство с казачьими играми и состязаниями.

    В начальный период обучения ребята познают чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

    Спортивные соревнования проводятся в течение всего года, включая каникулы.

    1. Участие в конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых)

    Цели: воспитание бережного отношения учащихся к истории и культуре родного края, традициям православной культуры; развитие исследовательской деятельности.

     Содержание: участие в классных тематических конкурсах рисунков, чтецов; участие в общешкольных, муниципальных, краевых конкурсах.

    При подготовке к конкурсу можно узнать много больше о кубанских традициях, обрядах.

    Достижения: учащиеся становились призёрами и победителями школьных,  муниципальных, краевых конкурсов.

    1. Посещение достопримечательностей и музеев родного края

    Цели: изучение культурной и материальной культуры казачества, их быта, хозяйственных занятий. Изучение и охрана природного наследия края.

    Содержание: изучить памятники культуры и искусства края. Проводится в каникулярное время при содействии родителей, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

    1. Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского

    Цель: формирование представлений о значении православной веры для казаков, развитие исследовательской деятельности.

    Содержание: приглашение казаков на беседы к знаменательным календарным датам в качестве почётных гостей; знакомство с праздниками, обычаями казаков, промыслами и ремёслами. Записи наблюдений и бесед, экскурсии.

         Организация с помощью представителей казачества субботников, особенно в преддверии государственных и православных праздников, юбилейных дат.

    1. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района)  и инок. Пелагеей.

    Цели: знакомство с духовным смыслом православных праздников; воспитание главных добродетелей, уважения к родителям;  борьба с грехом, с непослушанием.

    Содержание: изучение основ православной культуры, организация поездок в храм Святой Троицы, сбор материалов о православных святых, ведение записей, составление очерков, сочинение стихов о православных праздниках.

         Духовные встречи проходят при поддержке представителей  казачьего общества х. Кубанского, родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

    Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах

    Статья о том, как реализуется системно-деятельностный подход на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон в рамках ФГОС...

    Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС

    ФГОС: изменение требований к образовательному результату:·      Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...

    Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах"

    Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах....

    Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.

    Более 70 лет назад, великий русский писатель А.М.Горький сказал прекрасные слова ,которые и в настоящее время сохраняют своё значение: «Никогда ещё дети не нуждались в обогащении языка, как в эт...

    ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

    Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего образования  (  ФГОС  НОО) –  представляет  собой  совокупность...