Особенности реализации содержания предмета кубановедения в начальных классах
статья (3 класс) на тему
Особенности реализации содержания предмета кубановедения в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
ХУТОРА КУБАНСКОГО
Особенности реализации содержания
предмета кубановедения
в начальных классах
Учитель начальных классов
Волгина Елена Алексеевна
2018 год
Для определения современных подходов к содержанию в организации и изучении курса кубановедения в начальных классах необходимо соблюдение следующих целей:
- Воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося к культуре, природе, традициям своего народа;
- Формирование духовной зрелости и христианской нравственности учащихся;
- Физическое воспитание учащихся.
Организация и проведение уроков кубановедения в начальных классах требует большой подготовки, так как именно в начальной школе осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества; продолжается формирование любви к родной земле; к бережному хранению семейных традиций.
Для реализации целей предмета кубановедения у младших школьников в системе урочной и внеурочной деятельности на занятиях ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» использую следующую модель:
- Проведение уроков кубановедения по программе;
- Проведение праздничных мероприятий (ежегодно):
- День Матери-казачки;
- Рождественское представление для детей прихожан храм Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района;
- День Победы.
- Проведение занятий ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» (еженедельно).
- Проектная работа (1 в год).
Проектная работа может быть индивидуальной и коллективной. Готовится при содействии родителей, классного руководителя.
- Проведение спортивных соревнований в течение года.
Спортивные соревнования проводятся между участниками одного класса, между классами начальной школы, между учащимися из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.
- Участие в тематических конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых).
- Посещение достопримечательностей и музеев родного края.
Осуществляется при поддержке представителей казачьего общества х. Кубанского.
7.Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.
8. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района) и инок. Пелагеей.
Технологические особенности реализации содержания
предмета кубановедения в начальных классах
Основным путём достижения целей образовательной программы по кубановедению в начальных классах является сообщение детям сведений из истории, традиционной культуре кубанского казачества, местоположении Краснодарского края, его неповторимость, индивидуальность, природа и животный мир края, экология края. Эффективным методом достижения целей программы являются следующие методы:
- метод погружения в культуру, в том числе через живое общение с ее носителями;
- метод изучения природы края с помощью экскурсий, путешествий, наблюдений.
В процессе такой работы учащиеся становятся не только помощниками учителя в процессе обучения, но и сами предлагают новые идеи при построении уроков кубановедения.
Направления работы:
- Проведение тематических уроков кубановедения.
- Проведение праздничных мероприятий кубанской культуры.
- Проведение занятий ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования
- Проектная работа.
- Проведение спортивных соревнований.
- Участие в тематических конкурсах.
- Посещение достопримечательностей и музеев родного края.
- Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.
- Духовные беседы с батюшкой.
Краткое содержание направлений
- Проведение тематических уроков кубановедения.
Цели: изучение родного края; материальной и духовной культуры Кубани; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям.
Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану.
Урок начинается с исполнения гимна Краснодарского края. Для более насыщенных и интересных уроков «Разнообразие растительного мира Краснодарского края», «Разнообразие животного мира Краснодарского края», «Кубань – здравница России» и др. использую произведения русских и кубанских писателей. Для каждого ребёнка печатаю текст с вопросами, который помогает раскрыть тему урока, глубже её понять. При этом происходит дополнительная работа с текстом. Также совмещаю урок кубановедения с технологией, изобразительным искусством. После проведения уроков «Основание городов и станиц», «Кто ленится, тот не ценится», «При солнышке – тепло, при матери – добро» и др. предлагаю изготовить макет хаты, расписать гончарное изделие, расшить полотенце и т.д. Для таких уроков требуется дополнительная подготовка как учителя, так и учащихся. Но именно этих занятий ждут дети.
- Проведение фестивалей казачьих традиций, обрядовых и православных праздников.
Цели: передача младшим школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников; изучение истории и жизнедеятельности земляков.
Содержание: сбор материалов об интересных сведениях из биографий жителей родного хутора. Сочинение рассказов, стихов. Разучивание песен, танцев. Приглашение казаков на торжественные мероприятия.
Создание из собранных материалов экспозиций к знаменательным календарным датам.
Собранные материалы используются на отчётных праздничных мероприятиях с приглашением родителей, администрации школы, представителей казачьего общества х. Кубанского.
- Проведение занятий ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования.
Цели: изучение материальной и духовной культуры казачества; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям;
воспитание главных добродетелей; бережное отношение к природе и всему живому.
Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану в системе дополнительного образования. Изучение основ православной культуры.
Сбор материалов о православии, о казачестве, о людях, прославивших наш край, хутор.
С учащимися третьего класса занятия проходят с использованием тетради «Доброе слово» (Приложение)
Возрождение традиций, сбор материалов (предметов старины), экскурсии в музей «Казачья горница», встречи с представителями хора «Кубаночка».
Изучение памятников материальной культуры родного края, хутора: жилище человека, убранство хат, орудия труда, кубанская кухня, промыслы и ремесла. Изучение памятников духовной культуры родного края, хутора: обычаи, традиции, сказки, праздники; художественная культура, народные игры, песенное творчество.
- Проектная работа
Цели: развитие и поощрение интереса учащихся казачьих классов к изучению истории семьи, изучение судьбы дедов, прадедов, их роли в истории хутора, анализ казачьих традиций в современных семьях, поведение ребёнка в казачьей семье. Показать значимость связи поколений в современной жизни.
Содержание: изучение истории своей семьи. Узнать происхождение, значение фамилий, имён, родословную. Составить генеалогическое древо «Моя родословная». Экспедиции, экскурсии и сбор материалов. Встречи со старожилами, ветеранами хутора. Записи наблюдений и бесед с представителями различных слоев населения. Оформление фотодневников, стендов, создание презентаций.
- Проведение спортивных соревнований
Цели: приобщение детей к спорту, привитие увлечений к спортивным соревнованиям; физическое и духовное развитие учащихся.
Содержание: Спортивные соревнования проводятся между участниками одного класса, между классами начальной школы, между участниками из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, представителей казачьего общества х. Кубанского.
Знакомство с казачьими играми и состязаниями.
В начальный период обучения ребята познают чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Спортивные соревнования проводятся в течение всего года, включая каникулы.
- Участие в конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых)
Цели: воспитание бережного отношения учащихся к истории и культуре родного края, традициям православной культуры; развитие исследовательской деятельности.
Содержание: участие в классных тематических конкурсах рисунков, чтецов; участие в общешкольных, муниципальных, краевых конкурсах.
При подготовке к конкурсу можно узнать много больше о кубанских традициях, обрядах.
Достижения: учащиеся становились призёрами и победителями школьных, муниципальных, краевых конкурсов.
- Посещение достопримечательностей и музеев родного края
Цели: изучение культурной и материальной культуры казачества, их быта, хозяйственных занятий. Изучение и охрана природного наследия края.
Содержание: изучить памятники культуры и искусства края. Проводится в каникулярное время при содействии родителей, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.
- Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского
Цель: формирование представлений о значении православной веры для казаков, развитие исследовательской деятельности.
Содержание: приглашение казаков на беседы к знаменательным календарным датам в качестве почётных гостей; знакомство с праздниками, обычаями казаков, промыслами и ремёслами. Записи наблюдений и бесед, экскурсии.
Организация с помощью представителей казачества субботников, особенно в преддверии государственных и православных праздников, юбилейных дат.
- Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района) и инок. Пелагеей.
Цели: знакомство с духовным смыслом православных праздников; воспитание главных добродетелей, уважения к родителям; борьба с грехом, с непослушанием.
Содержание: изучение основ православной культуры, организация поездок в храм Святой Троицы, сбор материалов о православных святых, ведение записей, составление очерков, сочинение стихов о православных праздниках.
Духовные встречи проходят при поддержке представителей казачьего общества х. Кубанского, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности
Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...
Содержание итоговой работы МО начальных классов.
Методическая работа в нашей школе – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителя по повышению своего профессионального мастерства. Она способствует формированию умений ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/25/picture-27201.jpg)
Основные направления содержания работы методического объединения начальных классов.
Приводится примерный перечень направлений....
Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов в рамках курсов "Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов" по теме "Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших шк."
Данное выступление рассказывает, о том как важно использование средств ИКТ при формировании познавательных УУД младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-50518-1578757789.jpg)
Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.
Более 70 лет назад, великий русский писатель А.М.Горький сказал прекрасные слова ,которые и в настоящее время сохраняют своё значение: «Никогда ещё дети не нуждались в обогащении языка, как в эт...
ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО) – представляет собой совокупность...