Рабочая программа по внеурочной деятельность «Умники и умницы»
рабочая программа (1 класс) на тему

Тулякова Светлана Борисовна

Рабочая программа   по внеурочной   деятельность  «Умники и умницы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_1_klass.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа

                                                                  Составитель Тулякова С.Б.

Внеурочная  деятельность

«Умники и умницы»

1 класс

Всего       66 часов,   2 часа   в неделю      

Учебник: О.А.  Холодова «Юным умникам и умницам», Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык»

-  Москва. Издательство РОСТ, 2015г.

Срок реализации программы    2017 – 2018 учебный год

2017 г.

Аннотация  к  курсу внеурочной  деятельности  «Умники и умницы» 1 класс

 Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А.  Холодовой «Юным умникам и умницам», Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».  

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  6  до  10  лет.

Условное  название  курса  «РПС»   (развитие  познавательных  способностей).

Ценностные  ориентиры содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

- у учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции (на основе диагностических фактов).

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 г.

    На занятия  внеурочной деятельностью общеинтеллектуального направления  «Умники и умницы» отводится 66 ч, 2 занятия в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

1. Курс РПС (развитие познавательных способностей)  « Юным умникам и умницам» под ред.  О.А. Холодовой. - Москва. Издательство РОСТ, 2015г.

2. Курс РПС (развитие познавательных способностей)  «Занимательный русский язык» под ред. Л.В. Мищенковой.- Москва. Издательство РОСТ, 2015г.

Структура рабочей  программы

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного курса.

3. Описание места учебного курса  в учебном плане.

4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного курса.

5. Содержание учебного курса.

6. Тематическое планирование.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А.  Холодовой «Юным умникам и умницам», Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».  

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  6  до  10  лет.

Условное  название  курса  «РПС»   (развитие  познавательных  способностей).

Ценностные  ориентиры содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

- у учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции (на основе диагностических фактов).

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса,   воспитательного результата положены методики, предложенные О.А. Холодовой, Л.В. Мищенковой.

5.При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

  • Развитие лингвистических компетенций учащихся.
  • Формирование любви и уважения к русскому языку.
  • Расширение кругозора учащихся.

  Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

2. Общая характеристика учебного курса.

Данный курс О.А.  Холодовой «Юным умникам и умницам», состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

          Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

  Программа курса «Занимательный русский язык»  рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия внеурочной деятельностью ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте.  Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене. Практические занятия во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).

Курс представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, создание условий для развития познавательных способностей школьников, развития их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

    Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

   Все занятия строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

  На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

  Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится  с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств.  Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам.  Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

Занятия рекомендуется проводить  в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками  и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается  в атмосфере непринуждённости и раскованности.

На занятиях должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи.  Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.  Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на  более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

3. Описание места учебного курса  в учебном плане.

    На занятия  внеурочной деятельностью общеинтеллектуального направления  «Умники и умницы» отводится 66 ч, 2 занятия в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

1. Курс РПС (развитие познавательных способностей)  « Юным умникам и умницам» под ред.  О.А. Холодовой. - Москва. Издательство РОСТ, 2015г.

2. Курс РПС (развитие познавательных способностей)  «Занимательный русский язык» под ред. Л.В. Мищенковой.- Москва. Издательство РОСТ, 2015г.

 

4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

5. Содержание учебного курса.

« Юным умникам и умницам» (30+2ч.)

                    Вводное занятие (1 ч)  (Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тестирование.)

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем геометрические задания;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

 - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммами (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление.

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

                  Итоговое занятие (1 ч.) (Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тестирование.)

«Занимательный русский язык» (33 ч)

1.        (Вводное занятие). Речь устная и письменная. Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

2.        Что такое слово? Понятие слова, знакомство с ребусом.

3.        В мире звуков. Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух».

4.        Игротека. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма».

5.        Звуки и буквы – не одно и то же. В чем заключается различие между звуками и буквами.

6.        Что такое метаграммы? Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

7.        Жили - были гласные и согласные. Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

8.        Игротека. Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.

9.        Волшебник Ударение. Роль ударения в слове. Понятие «омограф».

10.Такие разные согласные. Способы отличия твердых согласных звуков от мягких.

11.Такие разные, разные согласные. Парные и непарные звонкие и глухие согласные.

12.        Игротека. Поиск омографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

13.        Русские народные загадки. Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Рр.

14.        Зачем шипят шипящие? Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима».

15.        Познакомьтесь: алфавит! Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном  назывании букв и звуков.

16.        Игротека. Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

17.        Привет, пословица! Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. Рр.

18.        Поговорим о предложении. Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. Рр.

19.        Еще немного о предложении. Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

20.        Игротека. Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

21.        Знакомимся с анаграммами. Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

22.        Что такое текст? Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. РР.

23.        Что мы пишем с большой буквы? Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

24.        Игротека. Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

25.        О безударных гласных. Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

26.        О парных звонких и глухих согласных. Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.

27.        Слова  - приятели. Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы  к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

28.        Игротека. Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

29.        Слова – неприятели. Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

30.        Волшебное слово предлог. Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

31.        Что за зверь такой  - фразеологизм? Знакомство с фразеологизмами  и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Рр.

32.        Учимся различать слова разных частей речи. Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

33.        Игротека. (Итоговое занятие). Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. Подведение итогов.

6. Тематическое планирование

«Юным умникам и умницам»

п/п

Название темы

Планируемые результаты

УУД (личностные, метапредметные)

Дата

План

Факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор.

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других.

Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и  следовать им.

5

Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Выделять черты сходства и различия. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Адекватная мотивация на учение.

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

7

Развитие логического мышления.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Обобщать, делать несложные выводы, определять  последовательность событий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Делать предварительный отбор источников информации.

Совместно договариваться о правилах общения.

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор

9

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других.  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других.

Проговаривать последовательность действий.  Соблюдать этические нормы общения.

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и  следовать им.

12

Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Выделять черты сходства и различия. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Адекватная мотивация на учение.

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Обобщать, делать несложные выводы, определять  последовательность событий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Делать предварительный отбор источников информации.

Совместно договариваться о правилах общения.

15

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Сравнивать  между собой предметы, явления. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 Слушать и понимать речь других. Соблюдать правила поведения при сотрудничестве.

16

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Выделять черты сходства и различия.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Адекватная мотивация на учение.

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Обобщать, делать несложные выводы, определять  последовательность событий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Делать предварительный отбор источников информации.

Совместно договариваться о правилах общения.

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Сравнивать  между собой предметы, явления. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Слушать и понимать речь других. Соблюдать правила поведения при сотрудничестве.

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

21

 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Слушать и понимать речь других.

Проговаривать последовательность действий.  Соблюдать этические нормы общения.

22

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и  следовать им.

23

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

24

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Слушать и понимать речь других.

Проговаривать последовательность действий.  Соблюдать этические нормы общения.

25

Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и  следовать им.

26

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

27

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Слушать и понимать речь других.

Проговаривать последовательность действий.  Соблюдать этические нормы общения.

28

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и  следовать им.

29

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно. Формулировать  решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

31

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Слушать и понимать речь других.

Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения.

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно. Формулировать  решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года. (Резерв.)

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор.

«Занимательный русский язык»

1

Речь устная и письменная.

Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить. Способность  принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2

Что такое слово?

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Понятие слова, знакомство с ребусом.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Контролировать   и оценивать свои действия.

3

В мире звуков.

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух».

Оценивать свои особенности как слушателя. Научатся  использовать знаково-символические средства. Контролировать  и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

4

Игротека.

Разыгрывать риторические игры. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Принимать  и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. Научатся  использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действие моделирования. Ориентация  на моральные нормы и их выполнение.

5

Звуки и буквы – не одно и то же.

В чем заключается различие между звуками и буквами.

Перерабатывать полученную информацию.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

6

Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

7

Жили-были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. Слушать и понимать речь других.

8

Игротека.

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Проговаривать последовательность действий. Читать и пересказывать текст.

9

Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф». Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

10

Такие разные согласные.

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

11

Такие разные, разные согласные.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

12

Игротека.

Поиск омографов в предложении. Упражнение в умении различать гласные и согласные. Решение метаграмм. Рифмование слов. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других.

13

Русские народные загадки.

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Рр. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Читать и пересказывать текст.

14

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима».

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

15

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном  назывании букв и звуков. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Планировать реализацию учебной задачи. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

16

Игротека.

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты. Контролировать  и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

17

Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. Рр. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. Слушать и понимать речь других.

18

Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. Рр. Находить  и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем). Проговаривать последовательность действий. Читать и пересказывать текст.

19

Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

20

Игротека.

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике, в словаре. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

21

Знакомимся с анаграммами.

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Слушать и понимать речь других.

22

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. РР. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Читать и пересказывать текст.

23

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. Перерабатывать полученную информацию, использовать символические знаки. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

24

Игротека.

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и сказки с опорой на предметные рисунки. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

25

О безударных гласных.

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. Находить  и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. Оформлять  свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других.

26

О парных звонких и глухих согласных.

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Воспроизводить услышанное или прочитанное.

27

Слова  - приятели.

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы  к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. Делать предварительный отбор информации. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

28

Игротека.

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

29

Слова – неприятели.

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Слушать и понимать речь других.

30

Волшебное слово предлог.

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. Перерабатывать полученную информацию, оценивать результат деятельности. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

31

Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами  и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Рр. 

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. Оформлять  свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

32

Учимся различать слова разных частей речи.

Упражнение в умении различать слова разных частей речи. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

33

Игротека. (Итоговое занятие).

Резерв.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. Подведение итогов. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Оценивать результат своей деятельности. Контролировать  и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного

процесса.

1.        Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык»  задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 1 класс. М.: РОСТ, 2015г.

2.         Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь. В 2-х частях. РОСТ книга, 2015 г.

3.        О.А. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Москва: РОСТ книга, 2015 г. Методическое пособие для 1 класса.

4.         О.А. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика».  Рабочая тетрадь, в 2-х частях. РОСТ книга, 2015 г.

5.        Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

6.        М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. /– М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)        .Пособие для учителя.

7.        А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

8. Лингвистические  словари, справочники.

9. Электронное приложение к курсу О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам» Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)».

10.Большая детская энциклопедия (6-12лет).

[Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

11.Почему и потому. Детская энциклопедия.

[Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147

12. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?

[Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 

13. Г. Айзенк. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996г.

14. Н. К. Винокурова. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-У. - М.: РОСТ, 1997-1999г.

15. С. Е Гаврина, Н. Л., Кутявина Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004.

16.        В. Т. Голубь. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004 г.

17.        С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998г.

18.        С. В., Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2000г.

19.        Н. П. Локалова. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 1995г.

8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

   Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам О.А. Холодовой, Н.А. Криволаповой (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Ожидаемый результат:

 учащиеся научатся:

Целенаправленно сосредотачиваться. Применять специальные приемы для лучшего запоминания.

Строить правильные суждения. Сравнивать различные объекты.

Выполнять простые виды анализа и синтеза. Устанавливать связи между понятиями.

Комбинировать и планировать. Самостоятельно действовать.

Принимать решения. Управлять собой в сложных ситуациях.

Работать в группе.

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.  Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"

Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирвание...