Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"
учебно-методическое пособие на тему

Проценко Наталья Андреевна

Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsenko_kursovaya.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Южный Урал имеет колоссальные традиции и играет не маловажное значение в историко –  культурном развитии России. Город Челябинск сегодня является одним из ведущих культурных центров России. Этот удивительный творческий край дал миру известных музыкантов, композиторов, писателей, художников, ученых, спортсменов и др.

Музыкальное прошлое Южного Урала – богатейший пласт духовной культуры нашей Родины. Обращение к изучению исторического наследия музыкальной культуры Южного Урала имеет неоценимое значение для общегражданского, эстетического и музыкального образования современных школьников.

В научно-исследовательской деятельности ученых  музыковедов В. Вольфович, А. Кривошей, Т. Синецкая нашли отражение различные аспекты краеведения и региональной культуры: история и перспективы развития музыкального искусства и образования, творчество композиторов Уральского региона, история исполнительского искусства, творческие портреты деятелей музыкальной культуры и педагогики, сохранение и изучение фольклорных традиций народов Южного Урала, жанровое разнообразие произведений современных композиторов и их трактовка.

Изучение художественной культуры и музыкального искусства Южного Урала, в частности города Челябинска, является одной из приоритетных задач музыкознания на современном этапе. Нельзя любить свой край и не знать талантливых его представителей, их  музыкальные произведения,  основные направления и жанры их музыкальных сочинений. В этом состоит актуальность темы исследования: «Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска».

Цель исследования: раскрыть творческое и жанровое разнообразие современного музыкального искусства в городе Челябинске.

Задачи исследования:

1) раскрыть исторические особенности развития музыкального искусства Южного Урала и города Челябинска;

2) дать общее представление о профессиональной музыкальной жизни современного Челябинска;

3) представить сущностные характеристики понятия «музыкальные жанры»;

4) выявить и охарактеризовать разнообразные жанры в произведениях современных композиторов города Челябинска;

5) представить творческие «портреты» ведущих современных композиторов города Челябинска;

Методы исследования:

1) отбор и изучение теоретической и методической литературы;

2) анализ;

3) обобщение



  ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ИСКУССТВА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

1.1. История развития музыкального искусства г. Челябинска

История музыкальной жизни Челябинска уходит в далекое прошлое. Музыка пришла в город со скоморохами, щедрыми на песни и танцы. Они веселили народ, потешали его своим жизнерадостным искусством. В те времена это было небезопасно, скоморохи повергались гонениям. Несмотря на все запреты, уральцы любили скоморошьи представления, которые постепенно из игрищ превратились в народный театр. Основу музыкального быта в ту пору определяло народное искусство и, прежде всего, русская крестьянская песня. Она выражала радость, веселье и печаль, торжество и отчаяние.

Музыка многое открывает в понимании, какими были наши далекие предшественники, что передалось через века новому поколению. Мелодия сохраняется памятью народа и создается вдохновением современных композиторов. Южный Урал и город Челябинск в частности в музыкальном отношении долгое время оставался провинциальным захолустьем России. И хотя в наших краях в XVII и XIX веках устраивались концерты, музыкальные собрания, вписывалась музыкальная литература и продавались музыкальные инструменты, говорить о развитой музыкальной культуре того времени не приходится. Правда и тогда встречались страстные любители музыки. Например, организатор городской больницы Челябинска В.Г Жуковский у себя дома  в 30-х  годах XIX века создал музыкальный салон, где собирались на домашние концерты местные меломаны. Простым челябинцам они были в диковинку, и у открытых окон дома В.Г. Жуковского в летнее время часто собирались многочисленные слушатели. В 1869 году появился в городе первый очаг культуры. На углу улиц Ивановской и Азиатской (Труда и Елькина) в доме спиртзаводчика В. Покровского открывается купеческо-дворянский клуб под названием «Челябинское общественное собрание», где стали организовываться различные вечера, новогодние и святочные маскарады [2].

В 1902 году возводится Народный дом в Челябинске – учреждение клубного типа для широких масс. Он имел зал для спектаклей и концертов, библиотеку-читальню, чайную. Однако культурная жизнь города была ещё весьма бедна, и это заставило «отцов города» подумать о создании собственного оркестра. Для такой цели в 1903 году пригласили молодого дирижёра Григория Моргулиса, внёсшего в дальнейшем значительный вклад в развитие культуры Челябинска.

В 1903 году в Челябинск приехал 26-летний Г. Моргулис, ставший по существу зачинателем музыкальной культуры Южного Урала. Григорий Давидович Моргулис родился в 1877 году в Тобольской бедной семье. Рано осиротел и воспитывался в семье родственника-музыканта. С августа 1903 года начинается его творческая деятельность на Южном Урале. 1904–1906 годы – это годы создания и становления симфонического оркестра общественного собрания под руководством Моргулиса. После открытия городского сада в 1906 году (ныне парк Пушкина) там проводились летние симфонические вечера. Кроме всего, Григорий Давидович вёл частные уроки музыки. Он был первым ведущим педагогом-музыкантом в городе Челябинске. Репертуар этого оркестра состоял из произведений западноевропейских и русских композиторов, в основном несложный для восприятия. Газета «Голос Приуралья» сообщала, что «оркестр в городском саду был очень и очень приличный, давший много эстетического наслаждения любителям музыки». К руководству коллективом в течение десятилетия привлекались многие дирижеры  Д. Румшевич, С. Германов, М. Шаевич, Г. Благодатов. Сам факт появления оркестра, чьи выступления отличались высоким мастерством исполнения, является показателем определенного уровня культурного развития города. Классическая музыка в профессиональном исполнении (с момента организации в 1911 г. Бесплатных, симфонических концертов) стала доступна самым широким слоям городского  населения [4].

В дальнейшем Южноуральская земля взрастила целую плеяду музыкантов, многие из которых внесли значительный вклад в развитие советской музыки. Их имена составляют гордость культуры Южного Урала. В. Крылов явился основоположником профессионального обучения игре на баяне. Н.Факторович многое сделал для создания симфонического оркестра филармонии, популяризации симфонической музыки в нашем крае.

После создания оркестра возникла идея организации городского хора. Первый концерт народного хора состоялся в ноябре 1909 года. Коллектив исполнил эпизоды из арии Глинки «Руслан и Людмила». Прогрессивным начинанием ознаменовался 1911 год, когда были организованы бесплатные симфонические концерты. Классическая музыка становилась доступной широким слоям населения.

Одновременно с этим стали распространяться в Челябинске и русские народные инструменты. Особенно популярными в быту были гармонь и баян. Также объявился в городе специалист, обучавший всех желающих игре – П. Толстихин. Обучение он производил «с рук», т. е. привязывал к своим пальцам пальцы обучаемого, и несколько раз проигрывал произведение, вырабатывая, если так можно сказать, условный перебирательный рефлекс [2].

А ещё своеобразным музыкальным фоном Челябинска в начале века была игра шарманщиков. Они ходили по дворам, останавливались у дверей, привлекая заунывными мелодиями местных обывателей. Такой была музыкальная жизнь нашего города до революции 1917 года [5].

С первых дней установления Советской власти началось активное приобщение челябинцев к искусству. Революция вызвала высокий подъем творческой инициативы, и везде, где устанавливалась рабоче  –  крестьянская власть, создавались специальные органы по вопросам культуры и искусства. 15 февраля 1920 года в Челябинске открылась первая музыкальная школа. Инициатором ее создания был Моргулис. Все более активизировалась клубная жизнь. При клубах создавались самодеятельные духовые оркестры, получили распространение и русские народные оркестры. Они постоянно выступали перед горожанами. Музыкальная и культурная жизнь Челябинска в первые десятилетия Советской власти получила новые творческие импульсы. В Челябинской губернии появились:

  • 17 театров;
  • 4 цирка;
  • музыкальные оркестры;
  • хоры;

1920-1930-е гг. в нашей стране характеризуются массовым привлечением самых широких слоев населения к народным инструментам. Властные структуры, отвечающие за развитие культуры, нашли один из самых коротких путей в этом направлении - посредством приобщения к игре на гармони, балалайке, домре и гитаре. Поэтому в те годы отмечается появление огромного числа ансамблей струнных народных инструментов, кружков при различных организациях и учреждениях. Создание и интенсивное развитие коллективных форм музицирования стало своего рода социальным заказом нового государства. Любительские коллективы активно привлекались к концертной деятельности в самых различных формах. Читался доклад под тихие звуки струнного оркестра. Замечалось внимательное отношение к докладу.
Организация ансамблей, оркестров струнных народных инструментов всячески поощрялась, поэтому, когда молодой телеграфист Сергей Садаков решил организовать в 1923 г. струнный ансамбль при челябинском телеграфе, администрация не препятствовала.

Инструменты являлись дефицитом, вследствие этого сами будущие оркестранты приобретали балалайки, домры, мандолины, гитары. Репертуар ансамбля состоял из русских народных, революционных песен. Первое выступление перед коллегами-телеграфистами прошло успешно. Ансамбль заметили и начали приглашать на городские мероприятия. Постепенно в репертуаре появились классические произведения композиторов П. И. Чайковского, Ф. Шуберта. Все переложения и инструментовки делал сам руководитель. К  1924 году в ансамбле было уже 17 участников, среди них Н. Федоров, М. Антипов, А. Шангин, Н. Артемьев и др. Параллельно с  народным ансамблем  Сергей Садаков руководил струнным ансамблем медицинских работников, в репертуар которого входили старинные вальсы («В старом лесу», «Грусть», «Осенний сон», «Амурские волны»), русские народные песни («Утушка луговая», «Светит месяц» и др.), музыка композиторов Э. Вальдтейфеля, Е.Меццакапо, классика (музыка из оперетты И. Кальмана «Баядерка», увертюра из оперы Р. Вагнера «Тангейзер», увертюра к оперетте В. Валентинова «Жрицы огня»). Это говорит не только о хорошем музыкальном вкусе руководителя, но и о его достаточно серьезном профессиональном музыкальном багаже, с одной стороны, а с другой – о значительном исполнительском уровне участников любительского коллектива медиков. В составе ансамбля были: А. Валеев –  мандолина, Л. Кутикова балалайка, З. Черепанова  домра, Н. Топорков  –  мандолина,  С. Дробис контрабас и др.

1.2. Становление музыкального искусства города Челябинска

Музыкальное искусство  Южного Урала стало активно развиваться с конца XIX века. Сначала оно проявлялось в основном в форме любительства. В этом особенно преуспели самые богатые южноуральцы, братья  Покровские и управляющий винокуренным заводом  М. Д. Кетов, которые имели собственные небольшие оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Среди жителей Челябинска даже ходили такие разговоры: «Чтобы поступить к Покровским  или Кетову на работу, надо непременно уметь петь или играть на каком либо инструменте».

Как говорилось в первом параграфе, становление в Челябинске сначала любительского, а вскоре и профессионального симфонического оркестра и профессионального музыкального искусства связано с деятельностью Григория Давыдовича Моргулиса. 2 сентября 1907 г. был дан первый открытый концерт организованного им симфонического оркестра.

С именем другого выдающегося музыканта-просветителя неразрывно связано народно  –  инструментальное искусство Южного Урала. Сергея Яковлевича Садаков – организатор профессионального музыкального образования на струнных народных инструментах Челябинской области. Сергей Яковлевич принимал самое активное участие в становлении и развитии струнных народных инструментов на Южном Урале, он является первым педагогом профессионалом в области струнных народных инструментов, воспитавшим в нашем регионе целый ряд исполнителей и педагогов в этой сфере. Благодаря этому блестящему музыканту и замечательному педагогу струнные народные инструменты получили широкое признание в нашем регионе, сформировались как оркестровые, так и сольные ансамбли.

С. Я. Садаков заложил основу профессионального искусства в нашем регионе. Становление его как музыканта –  это отражение одного из этапов формирования профессионального народно инструментального искусства Южного Урала.

Сергей Яковлевич родился в 1905 г. в крестьянской семье в деревне Идяш Бирского уезда Уфимской губернии. Неизгладимый след оставили детские впечатления от ярких деревенских праздников, определившие любовь к народной песне, струнным народным инструментам, коллективному музицированию. Сергей рано начал свою трудовую деятельность. Из-за непосильной арендной платы семье пришлось переехать в Челябинск. В1919 г. Садаков старший, работавший почтальоном, в числе других почтовиков был мобилизован в Сибирь. Служебная командировка растянулась на год. Чтобы как-то поддержать семью в голодное время Сергей поступил учеником в типографию, а затем рассыльным на телеграф. Вскоре рассыльный был назначен телеграфистом и в течение короткого промежутка времени в совершенстве освоил незнакомую до этого специальность. Блестящий музыкальный слух (на телеграфном аппарате «Клопфер» работали как раз на слух) и высокие профессиональные навыки позволили Сергею занять первое место в городском конкурсе телеграфистов, прошедшем в апреле 1927 г. За победу конкурсанту была вручена денежная премия в размере 25 рублей и командировка на областной этап конкурса. Там Сергею «...постановлением Жюри Телеграфистов выдана денежная премия в сумме ста двадцати (120) рублей за лучшую работу на аппарате “Клопфер” на происходившем в мае 1927 г. в Свердловске первом Уральском Конкурсе Телеграфистов». В этом же году победитель был командирован в Москву на Всесоюзный конкурс телеграфистов. На нем челябинский телеграфист также одержал блестящую победу. Уже тогда начали проявляться организаторские способности юноши. Он принимает самое активное участие в общественной деятельности, «имеет ряд выборных должностей» [6].

Помимо руководства оркестром ДК ЧТЗ, работы в музыкальном училище С. Я. Садаков являлся постоянным консультантом и помощником (от Дома народного творчества) оркестровых коллективов в самых отдаленных уголках Челябинской области. Он вел курсы для руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, был членом жюри многочисленных смотров художественной самодеятельности самого разного уровня, активно занимался шефской работой, безоговорочно считался самым авторитетным специалистом в сфере струнных народных музыкальных инструментов, ансамблевого и оркестрового исполнительства.

Сергей Яковлевич Садаков, беззаветно преданный русским народным музыкальным инструментам, проделал работу, значение которой трудно переоценить. Он заложил основу ансамблевого, оркестрового и сольного исполнительства в Уральском регионе, определил пути развития струнных русских народных инструментов, организовал систему музыкального образования и воспитания народников. О педагогическом таланте Сергея Яковлевича можно судить по его ученикам. Для многих из них музыкальное училище стало лишь одним из этапов в большую музыкальную жизнь - консерваторию, институт искусств. Учениками Сергея Яковлевича были  Г. Пулькин, Т. Лихачева (первый педагог-домрист с высшим образованием), О. Власо (также окончивший Уральскую консерваторию), А. Лоскутов (композитор, дирижер, музыкант) и многие другие. Неимоверное количество детей и взрослых прошло через оркестры и ансамбли, возглавляемые С. Я. Садаковым, приобщаясь к русской музыкальной культуре, к коллективному музицированию посредством русских народных инструментов.

«Люди, своим титаническим трудом возрождающие нашу музыкальную историю, сами вошли в историю. Дела и творения их становятся памятниками, представляющими собой уникальную ценность, составляющими национальное богатство» [7]. Эти слова в полной мере можно отнести к результатам деятельности Сергея Яковлевича Садакова – пропагандиста, исполнителя, педагога и общественного деятеля в сфере русских народных инструментов Челябинской области.

С 1929 года в Челябинске начал стабильно проводить местные музыкальные радиопередачи Радиоузел. Своих музыкантов на радиоузле не было, для выступлений приглашались коллективы и солисты. Предложили сыграть ансамблю медиков. После первого выхода в эфир Садакову выдали гонорар на всех, и в последующем каждый выход в эфир также оплачивался. Достаточно высокий исполнительский уровень, мобильность коллектива позволили выходить в эфир по 2-3 раза в неделю.

С 30 х годов возникает традиция проведения в масштабах города празднования памятных музыкальных дат. Так, отмечались важные даты  жизни  и творчества деятелей мировой музыкальной культуры:

  • П. И. Чайковского;
  • Ж. Бизе;
  • М. П. Мусоргского;
  • Дж. Верди;
  • Л. Бетховена;

К этим событиям готовились специальные вечера симфонической и камерной   музыки. Деятельность, осуществляющую музыкальное просвещение города Челябинска организовывали Объединенное концертное бюро, Радиокомитет и музыкальное училище.

Музыкальное училище  открылось в 1936 году. Наряду с выполнением основной задачи –  подготовки профессиональных работников для филармоний, театров, клубов музыкальное училище развернуло активную просветительскую деятельность в самых различных слушательских аудиториях. Обычным явлением стали выступления учащихся и педагогов  в рабочих клубах, на заводах, в школах и детских домах, в воинских частях. А концертно-шефская помощь стала неотъемлемой частью просветительской деятельности.

Ростки филармонического просвещения, безусловно, нужно искать в деятельности этих трех организаций. Однако ни Объединенное концертное бюро, ни музыкальное училище, ни Радиокомитет, несмотря на свою активную пропагандистскую деятельность, не могли вести планомерное просвещение в сфере симфонической и камерной музыки, литературного творчества в городе, а тем более на территории области. В кругах общественности все чаще высказывалось мнение о необходимости создания новой музыкально-концертной организации, располагающей своими профессиональными творческими коллективами, которая могла бы осуществлять музыкальное просвещение в Челябинской области.

В начале 30-х годов в Челябинске начали свою деятельность  такие интересные профессиональные творческие коллективы, как:

  • духовые оркестры ЧТЗ и клуба железнодорожников;
  •  украинские хоры станкостроя и ЧТЗ;
  • джаз-оркестры банка и ЧГРЭС;
  •  этнографический хор и ансамбль баянистов тракторозаводцев;
  •  татаро-башкирский хор станкостроя

Позже в Челябинске появляются и другие очаги культуры, это: музей декоративно-прикладного искусства Урала, челябинская картинная галерея, выставочный зал, Челябинская областная библиотека А.С. Пушкина, челябинский областной краеведческий музей

Интересна история открытия одного из крупнейших на Урале объектов культуры – театра оперы и балета имени М.И. Глинки.

Его открытие планировалось на 7 ноября 1941 года. Однако война внесла свои коррективы, и в почти готовое здание поместили эвакуированный московский завод «Калибр». На сцене,  в самом «горячем месте»,  в те годы размещался самый горячий цех завода  термический. И после войны пришлось паяльными лампами выжигать въевшиеся в стены копоть и масло [1].

В первые дни и месяцы после открытия театра сюда больше шли бывшие рабочие «Калибра». Шли, чтобы не только посмотреть оперу или балет, но и вспомнить годы, проведённые в его стенах у станков. Истинное своё назначение здание обрело уже в 50  е годы, когда его реконструировали. Лишь 29 сентября 1956 года  день первой премьеры - день рождения нового театра в Челябинске. Театр открылся премьерой бессмертного творения А. Бородина «Князь Игорь».

Значительное место в музыкальной жизни города занял институт культуры, открывшийся в 1968 году. Тысячи выпускников вуза  музыкантов педагогов и руководителей художественной самодеятельности успешно трудятся в Челябинске, области и во всех уголках страны. В институте много творческих коллективов: академический и народные хоры, духовой и эстрадные оркестры, ансамбль песни и пляски, фольклорный ансамбль. Наибольшую известность среди коллективов получил оркестр русских народных инструментов «Малахит» под руководством В. Г. Лебедева. Это один из ведущих музыкальных коллективов города, имеющий широкую известность по всей стране.

С 1983 года в городе существует Челябинская организация Союза композиторов России.

Союз композиторов России – Всероссийская общественная организация, объединяющая профессиональных композиторов и музыковедов из 48 регионов Российской Федерации.

Союз композиторов России является правопреемником  основанного в 1960 году Союза композиторов  РСФСР.  На Первом Учредительном  Съезде, который состоялся в Москве, в апреле 1960 года, Первым Секретарем Правления единогласно был избран Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

С того времени, Союз композиторов России возглавляли:

  • Дмитрий Шостакович (1960—1968);
  • Георгий Свиридов (1968—1973);
  • Родион Щедрин (1973—1990);
  • Владислав Казенин (1990—2014);
  • Рашид Калимуллин (с декабря 2015).

1983 год можно назвать настоящим композиторским десантом советской музыки в городе Челябинске. Тогда на дни советской музыки в  Челябинск приехали композиторы Я. Френкель, Л. Лядова, В. Казенин, В. Агафонников, Н. Пузей, Б. Тищенко, Ю. Чичков, С. Крымский, А. Журбин, М. Таривердиев и другие. Дни советской музыки положили начало новой традиции – показа самой широкой челябинской аудитории достижений советского музыкального искусства.

Песенное творчество Уральских композиторов гордится множеством произведений большой этической ценности. К ним относятся патриотические песни героического склада. Они благотворно воздействуют не только на ум, но и на сердце, на нравственную сторону личности. Рядом с ними можно поставить и многие лирические песни о дружбе и любви. В песенном творчестве композиторов Урала безграничный выбор песен для разных возрастов, и различных тематик. Идеи, положенные в основу любой песни, могут быть не во всем близки школьникам или частично устареть. Но они все равно сохраняют большую моральную воспитательную роль, если в  них воплощены высокие нравственные идеалы. В тоже время они воздействуют на учащихся и своим этическим величием. Без этической ценности нет большего искусства, настоящей музыки [3].

Также в 80  х годах XX столетия стал наблюдаться повышенный интерес к самодеятельной песне. Она охватила все возрасты и слои населения. Клубы самодеятельной песни возникли во всех городах области. Фестивали самодеятельной песни, проводимые на Ильменах, собирают многотысячную аудиторию из многих городов страны. С Ильменского фестиваля началась творческая деятельность талантливого барда, поэта и композитора О. Митяева.

В их произведениях перед нами предстают герои, умеющие глубоко переживать и отдаваться благородным движениям сердца, способные на страстный порыв, и на нежную ласку.

1.3. Профессиональная музыка в городе Челябинске

В первой трети XX в. музыкальная жизнь в крупных городах Южного Урала, как правило, развивалась по нескольким направлениям:

  • профессиональные музыкальные театры;
  • художественная самодеятельность;
  • отдельные концерты гастролеров;
  • многочисленные музыкально-просветительские организации

Именно деятельность последних организаций несла в себе ростки филармонического просвещения, ставшего в последующее время ведущим в государственной культурной политике в музыкально –  концертной сфере.

На данный момент музыкальная жизнь города Челябинска представлена всеми вышеназванными направлениями и огромным количеством музыкальных жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Количество таких жанров увеличивается. Основным музыкальным жанром является классика, которая является основой и прародителем других популярных на сегодняшний день жанров в музыке и даже в другом искусстве. Все, как известно, начиналось с классических произведений.

В творческом портфеле композиторов города Челябинска произведения разных жанров: предназначенные для театральной сцены, симфонические и камерные сочинения, сочинения кантатно-ораторного жанра, музыка для  русских народных инструментов, камерно  вокальные сочинения, песни.

Например, в области симфонической музыки большую популярность имеют четыре симфонии М. Смирнова; три симфонии, «каприччио в стиле бит» и две симфонические сюиты из балета «Тезей» В. Веккера; симфонический триптих и симфониетта Е. Гудкова; симфония «Рождество» и балетная симфония «Фаус сюита» А. Кривошея;  симониетта В. Семенко; симфония В. Сидорова.

Назовем музыкантов и композиторов Южного Урала 20 и 21 веков разных лет.

Композиторы  Южного Урала: Маркиан Петрович Фролов, Виктор Николаевич Трамбецкий, Вячеслав Иванович Щелоков, Борис Дмитриевич Гибалин, Григорий Никандрович Белоглазов, Николай Михайлович Хлопков, Любовь Борисовна Никольская,  Александр Григорьевич Фридлендер, Петр Петрович Золтс, Николай Михайлович Пузей, Клара Абрамовна Кацман, Павел Петрович Малый,  Евгений Павлович Родыгин, Олег Аркадьевич Моралев,  Михаил Иосифович Гальперин, Валентин Александрович Лаптев, Геральд Николаевич Топорков, Евгений Павлович Кичанов, Владимир Иванович Горячих, Ольга Акимовна Головина, Вадим Давидович Биберган, В. Веккер, В. Семенко, В. Сидоров. М. Смирнов, Е. Гудков,  Владислав Игоревич Казенин, Елена Михайловна Поплянова, Алан Рудольфович  Кузьмин, Анатолий Давидович Кривошей, Лариса Валерьевна Долганова, Владимир Григорьевич Ошеров, Татьяна Юрьевна Шкербина.

Музыканты Южного Урала: Моргулис Григорий Давидович, Филиппова Екатерина Андреевна, Садаков Сергей Яковлевич, Крылов Василий Федорович, Зак Исидор Аркадьевич, Факторович Натан Григорьевич, Эйдинов Семен Григорьевич, Гитлин Ревекка Германовна,  Шутов Иван Исидорович, Ведерников Александр Филиппович, Плешивцев Иван Антонович,  Губницкая Светлана Зейликовна, Алексик Андрей Андреевич, Гунн Генадий Семенович,  Стрельцов Валерий Дмитриевич, Шереметьев Владимир Александрович, Синецкая Татьяна Михайловна.

Каждый из них внесли свой яркий, неповторимый, самобытный вклад в историю становления и развития профессионального музыкального искусства на Южном Урале и в городе Челябинске.

          Ярким представителем молодых современных композиторов Челябинска является Алан Кузьмин.

Композитор родился 9 апреля 1973 года в городе Челябинске. Окончил теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского, композиторское отделение Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, творческую аспирантуру («композиция») вышеназванной консерватории. С 2000 г. является преподавателем кафедры истории и теории музыки Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ), с 2002 г. член СК России, с 2005г. в должности доцента.

         Кузьмин А. Р. удостоен дипломами различной степени. Так, с 1992г.  лауреат и стипендиат всероссийской программы «Новые имена» в номинации «Композиторское творчество». С 2001г.  лауреат премии Губернатора Челябинской области. В 2003г. объявлена благодарность Губернатора Челябинской области за большой вклад в развитие музыкальной культуры и искусства Челябинской области. В 2004 г. удостоен стипендии Президента России. В 2005г. лауреат государственной премии Челябинской области в номинации «музыкальное искусство». В 2006г. награжден дипломом ЧГАКИ «За достижение в творческой и исполнительской деятельности» в номинации «композиторское творчество». В 2008 г. – почётной грамотой Губернатора Челябинской области «За плодотворную творческую деятельность»

Назовем некоторые из его произведений: 1991 г. Две прелюдии для фортепиано; 1993 г. Соната для фортепиано; 1997 г. Кантата «Осень» для смешанного хора и оркестра на цикл стихов Б. Пастернака; 1997 г. Кантата «Осень» для смешанного хора и оркестра на цикл стихов Б. Пастернака; 1999 г. Симфония № 1; 2001 г. Симфония № 2; 2002 г. Симфоническая поэма «Ultima Thule»; 2003 г. «Трансценденция» цикл для сопрано и русского народного оркестра на стихи В. Набокова; 2006 г. Симфония № 3.

Современный профессиональный композиторский Челябинск представляют:

  • Е. Поплянова;
  • А. Кузьмин;
  • А. Кривошей;  
  • Л. Долганова;
  • В. Ошеров;
  • Т. Шкербина

В рамках темы исследования в следующей главе мы рассмотрим творческие достижения в различных жанрах композиторов  А. Кривошея, Е. Попляновой, Л. Долгановой, Т. Шкербиной, В. Ошерова.      

ВЫВОДЫ ПО  I ГЛАВЕ

История музыкальной жизни Челябинска связана с периодом его основания. Ещё в XVII и XIX веках в городе устраивались концерты, музыкальные собрания, выписывалась музыкальная литература, и продавались музыкальные инструменты, хотя говорить о развитой музыкальной культуре того времени не приходится. Встречались страстные любители музыки (Г. Д. Моргулис, С. Я. Садаков), которые своей просветительской деятельностью способствовали процессу развития музыкальной культуры Челябинска.

Становление музыкального искусства в Челябинске – интересный исторический процесс. Активно он начал развиваться с конца XIX века. Сначала это проявлялось в основном в форме любительства. 1920-1930-е гг. в городе характеризуются массовым привлечением самых широких слоев населения к музыкальному искусству. Властные структуры, отвечающие за развитие культуры, нашли один из самых коротких путей в этом направлении - посредством приобщения к игре на гармони, балалайке, домре и гитаре. Поэтому в те годы отмечается появление огромного числа ансамблей струнных и народных инструментов, кружков при различных организациях и учреждениях.

Профессиональная музыка в городе Челябинске начала своё развитие с деятельности, осуществляющей музыкальное просвещение города Челябинска. Её  организовывали Объединенное концертное бюро, Радиокомитет и музыкальное училище (с 1936 года). Позже профессиональное музыкальное искусство сосредоточится в работе оперного театра и института культуры.

С 1983 года в городе начала свою профессиональную деятельность Челябинская организация Союза композиторов России. Это способствовало появлению и продвижению  ярких музыкантов-исполнителей и композиторов.

ГЛАВА II. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ СОВРЕМЕННЫХ ЧЕЛЯБИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

  1. .   Характеристика понятия жанра в музыке

Слово «жанр» с французского означает «вид» или род. Следовательно, музыкальный жанр – это вид или род музыкальных произведений.

По определению Т.В. Чередниченко музыкальный жанр – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Кроме того, с понятием музыкальный жанр соотносятся функции, форма и характер содержания конкретной музыки. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Добавим, что музыкальные жанры  – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания, структуры, стиля. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка того или иного сочинения [18].

Вся масса жанров по возникновению и бытованию делятся на первичные и вторичные. Первичные (бытовые) –  это песня, танец, марш. Вторичные родились в процессе развития профессиональной музыки: опера, балет, симфония, инструментальный концерт. Все музыкальные жанры могут делиться по способу исполнения и составу исполнителей.

Вся наша музыка держится на первичных жанрах («трех китах»): песня, танец, марш. Коротко рассмотрим их [17].

Песня является самым демократичным жанром музыкального искусства. Значение песни в жизни человека невозможно преувеличить. При этом песня является  связующем звеном между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора есть отражение жизни разных народов определенной эпохи. Примером могут служить вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец также играет, огромное значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) привело к развитию танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

         Марш. Интонации и ритмы маршапоступи, шага  как символа движения явились основой формирования многочисленных жанров маршевой музыки. Достаточно вспомнить военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и другие жанры марша. Марш в музыке существует и как самостоятельная пьеса, и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Итак, рассмотренные «три кита» (песня, танец, марш) являются первичными или простейшими музыкальными жанрами.

Перейдем к вопросу  о классификации  музыкальных жанров.

В многочисленных теоретических работах мы можем найти большое количество различных классификаций. Авторы:  Маркиан Петрович Фролов, Анатолий Кривошей, Татьяна Синецкая, Виталий Вольфович, предлагают четыре главных параметра, которые помогают опознать тот или иной жанр и не спутать его с каким-нибудь другим, похожим типом сочинений. То есть,  основы классификаций – это:

  • тип художественно-музыкального содержания;
  • стилевые особенности данного жанра;
  •  жизненное назначение произведений данного жанра и выполняемая ими роль в обществе;
  • условия, в которых возможно исполнение и прослушивание (просмотр) музыкального произведения конкретного жанра.

Самая  простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные жанры (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония); вокальные жанры (песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Все жанры музыки с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые. Рассмотрим каждую из названных категорий в отдельности и перечислим основные музыкальные жанры, которые туда входят.

  • Театральные жанры (главные здесь – опера и балет, кроме того на сцене идут оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т.д.);
  • Концертные жанры – (это симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т.д.);
  • Массово-бытовые жанры (здесь, главным образом, мы говорим о песнях, танцах и маршах во всём их многообразии);
  • Культово – обрядные жанры (те жанры, которые связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.)

Итак, мы перечислили и кратко изложили  сущностные характеристики понятия «музыкальные жанры». Наиболее крупные из них – (опера, балет, оратория, кантата, симфония, концерт, соната)  имеют по нескольку разновидностей.  Этот же процесс можно наблюдать в литературе и в живописи.

В следующем параграфе мы более подробно характеризуем несколько жанровых направлений, ярко проявленных в произведениях Челябинских композиторов.

2.2.   Музыкальные жанры в сочинениях Челябинских композиторов

         Разнообразие музыкальных жанров в нашей исследовательской работе мы будем раскрывать  на примерах произведений Челябинских композиторов по 5 ти  направлениям:

  • симфоническая музыка;
  • балет;
  • мюзикл;
  • камерно-инструментальная музыка;
  • вокальная музыка;

Симфоническая музыка

Симфонические произведения – это музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает в себя как крупные монументальные произведения, так и  небольшие симфонические пьесы. Главные жанры: симфония, симфоническая сюита, симфоническая увертюра, симфоническая поэма.

Особенности современной симфонической музыки ярко наблюдаются в произведениях современного Челябинского композитора А. Кривошея. Стремление осмыслить историческую перспективу современных событий и явлений естественно приводит композитора к созданию произведений этого жанра. Можно вспомнить исполнение его симфонии №1 в 1987, с интересом, встреченные музыкальной общественностью и любителями музыки.

         Симфония  одночастное произведение с чертами цикличности. Данное сочинение один из возможных взглядов современного художника на историю легендарного края, объединившую извечную красоту природы и созидательного труда, рождение и становление человека, и испытание его в суровой жизненной борьбе, и глубинную связь его со своим народом.  Музыкальное повествование развертывается медленно и трудно, словно из самых глубин сознания и памяти, обрастая яркими красками. Кульминация является результатом преобразования исходного тематического зерна созерцательного, медитативного характера, и быстрым, олицетворяющим образы действия, финалом [16].

         Заслуженный деятель искусств России, известный композитор и педагог Анатолий Кривошей на суд зрителей вынес другую свою симфонию –  №7  (2007). Симфония  написана для сопрано, баритона и симфонического оркестра, и получила название "Ангело почта". В основу содержания произведения положены два литературных источника: рождественские стихи Иосифа Бродского и его переписка с Настей Томашевской, дочерью известного ученого-пушкиниста. По мнению Анатолия Кривошея, обращение к жанру симфонии это всегда поиск ответа на вечные вопросы: «Я считаю, что симфония  это концентрация мысли музыкальной, духовной, мысли человеческой. Поэтому это может  быть  только выстраданная идея, которая долго вынашивается".

Жанр балет

         Особенности жанра современного балета представим на примере балета «Аркаим». Автор – Татьяна Шкербина.

Балет Татьяны  Шкербиной «Аркаим» переносит слушателей и зрителей в жизнь людей  эпохи «средней бронзы» рубежа III  II тыс. до нашей эры,  относящей к так называемой  «Стране городов».

Поселение Аркаим расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский и в 2 км к юго востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным историко-археологическим заповедником  филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина Уральского округа  Российской Академии Наук. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта. Российская группа «Ария» записала песню «Город Солнца» для своего альбома «Помни» (2015 год). В ней фигурирует образ города Аркаима как города, являющегося родиной предков славян.

Композитором Татьяной Шкербиной и поэтом Константином Рубинским был написан балет «Аркаим» – хореографическая притча, премьера которого прошла в 2007 году в Челябинском концертном объединении. Постановка осуществлена ансамблем танца «Урал».

Жанр мюзикл

          Рассмотрим его на примере Мюзикла «Кировка» композитора Владимира Ошерова.

Интересна история создания Мюзикла «Кировка».  Напомним, что Кировка – это прогулочная улица в центре города Челябинска.

«Пять лет назад приехал к нам с концертом Александр Розенбаум,  вспоминает директор ансамбля танца «Урал» Владимир Карачинцев.  Экс-мэр Тарасов повел его на Кировку к скульптурному изображению певца. Тому композиция понравилась. Я, шутя, крикнул из толпы зрителей: «А живьем здесь спеть слабо?» У самого в голове засвербела мысль: «оживить» танцами все фигуры на Кировке и перенести на сцену».

Мимо скульптур, застывших в чугунном молчании, Владимир Петрович каждый день ходил на работу в филармонию и обратно. Несколько лет он вынашивал свою идею. Как-то поделился с генеральным директором Челябинского концертного объединения Алексеем Пелымским. И нашел в его лице единомышленника. Идея получила развитие.

Спектакль в жанре мюзикла –  явление для Челябинска новое, первое в своем роде, тем более о самом городе. Кстати, примеры, когда мюзиклы посвящались городам, улицам, знаковым сооружениям, в мировом искусстве есть: «Чикаго», «Нотр-Дам», «Вестсайдская история», «42-я улица».

В творческую группу по созданию мюзикла вошли режиссер Олег Хапов, композитор Владимир Ошеров, художник Елена Хохлович, автор стихов и либретто Константин Рубинский.   Он так раскрывает  тайну сюжета: «…по фабуле раз в году бронзовые скульптуры на Кировке оживают; не до конца, а только на час…, Челябинску не хватает мифов; мюзикл «Кировка» станет одним из них» [15].

Вдохновившись стихами поэта, композитор Владимир Ошеров сочинил много интересной и разноплановой музыки: ритмичной, мелодичной, то модерновой, то стилизованной в духе барокко. Эпохи представлены разные, как и персонажи. В студии «U-sound» звукорежиссер Сергей Спиридонов осуществил  запись музыкальной фонограммы. Работавший со звездами российского и зарубежного искусства, он говорит, что был поражен своеобразием проекта; ни с чем подобным ему сталкиваться не приходилось [15].

 

В постановке участвует множество музыкантов и вокалистов, в том числе солисты филармонии Алина Анищенко, Вячеслав Зюзин, Екатерина Берсенева. Остальных певцов организаторы отбирали по  кастингу, причем для всех желающих.

«Парни и девушки, с которыми я сейчас репетирую, талантливы, поют на профессиональном уровне, –  вспоминает Владимир Ошеров.  И хотя уровень музыкальной грамотности не у всех высок, его восполняют огромный энтузиазм, желание вдохнуть жизнь в своих персонажей» [15].

Добавим, что мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка; важную роль играет хореография. Мюзикл  жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой в финансовом отношении. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла   «Юнона и Авось».

Мюзикл «Кировка» осуществлён творческой группой Челябинской филармонии.

Жанр камерно-инструментальной музыки

 Камерно-инструментальная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. Для нее характерно внимание к внутреннему миру человека как личности, в противовес обобщающему выражению чаяний многих людей в симфоническом жанре. Монументальность симфонии, подчеркнуто эффектная виртуозность инструментального концерта,  в принципе нетипичны для камерной музыки. Скорее наоборот, её отличает экономия выразительных средств при большой самостоятельности отдельных партий и творческой активности каждого участника ансамбля [14].

Первоначально камерно-инструментальная музыка предназначалась для узкого круга слушателей и исполнялась нередко в домашней обстановке, позднее  в небольших специальных концертных залах.

Инструментальные дуэты, трио, квартеты  пишут все Челябинские композиторы и уделяют этому много внимания. Мы для примера обратимся к творчеству Л. Долгановой.

Ею созданы такие камерно инструментальные произведения, как: Концерт для флейты, фортепиано и струнных (1999), Четыре поэмы для саксофона и струнного оркестра (1992), «Ария» для фортепиано, флейты и струнных (2002) и другие.

Жанр «вокальная музыка»

Данный жанр предполагает вокальную основу и в жанровом многообразии произведений Челябинских композиторов ярко и самобытно представлен песенным творчеством Елены Попляновой.

Назовём следующие вокальные сборники композитора:

  • «Четыре музыкальных иллюстрации» к поэме А. Блока «Двенадцать» для смешанного хора и камерного оркестра (1990);
  •  «Давай, Земля, покружимся» 50 песен и танцев народов мира (Переложения и обработки для ф но)  2004 ;
  • «60 лет после войны», цикл песен на ст. А. Дементьева для баритона, детского хора и ф-но, 2005 ;
  • «Хоровые акварели леса», цикл хоровых миниатюр на ст. А. Дементьева для смешанного хора а' capella, 2005;
  • «Пять монологов Ф.И. Тютчева», ст. А. Дементьева для баритона и ф но, 2006;
  • «Четыре стихотворения Анны Ахматовой» для меццо-сопрано и ф но, 2006;
  • «Три дождя тому назад», цикл детских песен на ст. Н. Шилова, 2007;
  • «Эники Беники», цикл песен на ст. В. Татаринова, 2007;

Основным музыкальным жанром современного профессионального музыкального Челябинска представлена  классика, которая является основой и прародителем других популярных на сегодняшний день направлений и жанров и в музыке и даже в других видах  искусства. На данный момент существует огромное количество музыкальных жанров, и их количество увеличивается.

Музыкальное  творчество Челябинских композиторов гордится множеством разно жанровых произведений большой профессиональной и этической ценности.

2.3.   Ведущие современные композиторы города Челябинска

Как уже говорилось в параграфе 1.1., город Челябинск может гордиться целой плеядой композиторов (их имена названы в 1.1.) Благодаря их творческому вкладу профессиональное композиторское искусство города Челябинска достигло достойного уровня, а многообразие жанров поражает  яркими авторскими работами.

Далее мы обратимся к «портретам» тех композиторов города Челябинска, чье творчество было раскрыто в параграфе 2.2. (на примере их музыки мы рассматривали  5 основных жанровых направлений) и коротко раскроем их жизненный творческий путь.

Итак, Анатолий Кривошей, Татьяна Шкербина, Лариса Далганова, Елена Поплянова.

Анатолий Кривошей

Творческая деятельность этого композитора вписана в музыкальную культуру Урала несколькими крупными направлениями: как композитора, известного в России педагога по классу композиции, и как театрального деятеля. 

Родился 27 июня 1950 в Челябинске. В 1972 окончил теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И. Чайковского; в 1977 – Уральскую государственную консерваторию как музыковед (1977), в 1983 – Уфимский институт искусств как композитор. Член СК России с 1993 г. Живёт и работает в Челябинске. Заслуженный деятель искусств РФ (1997), профессор Челябинского государственного института музыки имени П.И. Чайковского (2003).

Большое место в творческой деятельности А. Кривошея занимает подготовка композиторских кадров. Выпускники его класса становятся лауреатами профессиональных композиторских конкурсов, являются стипендиатами международной благотворительной программы «Новые имена», успешно поступают в ведущие консерватории страны.

Для Анатолия Кривошея-композитора характерно последовательное освоение уральской темы, фольклорных истоков региона, особенно, его южных районов. Созданы песни на народные слова, на тексты уральских поэтов – Л. Татьяничевой, В. Брызгалова, В. Щёголева, Ю. Жука, Н. Рубинской, Н. Шилова, М. Шанбатуева, В. Плотникова и др. Среди произв. крупных форм – балет «Мефистофель» (1992), мюзиклы «Маугли» (1994, либр. Е. Ланцова), «Новые приключения Буратино» (1995, либр. Е. Ланцова), «Новогодний переполох» (2000, Э. Успенский), «Синяя птица» (2001, по М. Метерлинку), «Гарри Поттер» (2002, либр. Н. Шилова); две симфонии (1987, 2007), Концерт для виолончели с оркестром (1986), «Реквием» для сопрано и симфонического оркестра на ст. А. Ахматовой (1995); кантаты «Песни ветра» (1980, К. Сэндберг), «Уральские песни» (1983, сл. народные), «Студенческая» (1983, В. Брызгалов); «Уральская сюита» для народного оркестра, концерт для 2-х баянов и народного оркестра, «Фауст–сюита» для народного оркестра, соната для балалайки и ф-но в 3–х частях. Перу композитора принадлежит разнообразная камерная музыка – для ансамблей, отдельных инструментов, голоса и фортепиано. Известность приобрели такие сочинения, как «Прощание с Тбилиси» (1993) и «Прогулка с Моцартом по Праге» (1995) – музыка для струнного квартета, Элегия памяти Бродского для виолончели и ф-но (1996), «Пять романсов в старом доме» (ст. Г. Букаловой, 1987), вокальный цикл «Земля Уральская» (ст. М. Шанбатуева, 1997), романсы на ст. А. Пушкина, А. Исаакяна, Е. Баратынского, многочисленные песни.

Многочисленны и востребованы сочинения А. Кривошея для детей и юношества. В постановке 35 спектаклей челябинских театров драмы и ТЮЗа А.Д. Кривошей принял участие как автор музыки или музыкальный оформитель. Авторские концерты А. Кривошея прошли в Зале камерной и органной музыки (декабрь, 2003), музыкальном колледже г. Миасса (декабрь 2004), Большом концертном зале ЧГИМ им. П.И. Чайковского (декабрь, 2005). Регулярно публикуется. 

Более десяти лет А.Д. Кривошей успешно возглавляет жюри городского фестиваля театрального движения «Серебряная маска». Был удостоен стипендий администрации Челябинской области (1996), Президента РФ в номинации «Выдающиеся деятели в области культуры и искусства» (2001).

В период с 2003 по 2008 гг. композитором созданы произведения: «Золотая трубонька» для альтового саксофона, казачьего хора и симфонического оркестра (2003) Хоровая сюита «Синяя птица» по сказке Метерлинка (ст. Н. Шилова) Хоровая сюита «Гарри Поттер» (ст. Н. Шилова)  «Реквием» для казачьего хора и симфонического оркестра (2004) Концерт для ансамбля альтистов (2004)  «Фауст-вальс» для оркестра русских народных инструментов (2005) «Волшебник Изумрудного города», мюзикл (либр.Н. Шилова) «Antre» для баяна, аккордеона и ударных (2007)  «Ангело – почта» (ст. И. Бродского) для сопрано, баритона и симфонического оркестра (2008).

Татьяна Шкербина

          Родилась 4 июня 1967 в городе  Челябинске. С 1994 1998 гг. обучалась на теоретическом отделении Челябинского музыкального училища имени П.И. Чайковского. Первоначальные основы композиции получила в классе А. Д. Кривошея. В 1993 г. завершила обучение на композиторском факультет Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, где ее учителями были А. Н. Нименский (класс композиции), Н. А. Морозов (класс инструментовки). М. А. Басок (класс полифонии).

 С 1993 является преподавателем, доцентом (2001) кафедры теории и истории музыки Челябинской государственной академии культуры и искусств. С 2007 года важным направлением её деятельности (наряду с творческой и педагогической) становится руководство студией звукозаписи Челябинской государственной академии культуры и искусств. В 1993 1997 гг.  участница творческой мастерской молодых композиторов в Иваново (дом творчества Союза композиторов, руководитель мастерской - С. Беринский). Президентский стипендиат 1994 1995 годы.

         Автор музыки разных жанров. Это – «Театральные эскизы» для фортепиано (1990), «Трёхгрошовая опера» (по Б. Брехту), рок-рэп опера для драматических актёров (1995); произведения для симфонического оркестра: Концерт для скрипки с оркестром (1993), Симфония №1 (2001); камерно-инструментальные произведения: Соната для скрипки соло (1990), два струнных квартета (1992, 1996), «Реквием» для виолончели соло в 4-х  частях (1995), «Багатели» для 3- х флейт в трёх частях (1997), «Trans' ordum», трио памяти С. Беринского для кларнета, рояля и баяна в 3-х частях (1998), «Акварели» цикл пьес для 2-х ф-но (1999), Прелюдия и фуга для баяна (1999), «Променад-сюита» для кларнета, рояля, баяна и струнного оркестра в 5-и частях (2000); камерно-вокальные и хоровые сочинения: вокальный цикл на стихи С. Есенина и испанских поэтов ХХ века для голоса и фортепиано (1988), «Хоровой концерт» в 2-х частях (1992), сценическая кантата «Сновидения» по произведениям Д. Хармса (1992), «Четыре картинки» на ст. К. Рубинского для голоса, ф-но, виолончели и пилы (1994), вокально-инструментальный цикл «Заводь крика» на ст. Г. Лорки для сопрано, баритона, рояля, клавесина, 2-х виолончелей, подвесной тарелки и колокольчика (1996).

Особое место в творчестве Шкербиной занимает электронно-акустическая музыка. Возможности объединения двух звуковых систем воплощены в Конструкции 1 «Дыханье земли» (1995) и Конструкции 2 «Вселенское Око» (1998). В первом случае в диалоге с электроникой выступила скрипка (4 импровизации Дмитрия Петухова, в то время –  солиста Екатеринбургской филармонии); во втором – кларнет, фортепиано и орган (Денис и Елена Севериновы, В. Хомяков).

         Сочинения Татьяны Шкербиной отличаются яркой образностью. Присущие многим из них драматизм и психологическая глубина, эмоциональное наполнение, разнообразная композиторская техника свидетельствуют о больших творческих возможностях композитора. Композитор  опытный аранжировщик.

Работа театрального композитора также остаётся важнейшим направлением творческой деятельности Татьяны Шкербиной; с 1993 по 1997 гг. она совмещала педагогическую работу с должностью зав. музыкальной частью челябинского Театра юного зрителя.

Является автором музыки к 15 драматическим спектаклям. Как композитор получила признание на международном музыкальном фестивале «Игра и созерцание», на фестивалях молодых композиторов (Екатеринбург), на Всесоюзном конкурсе детских хоровых коллективов. На международном конкурсе «Сурма 98» (Ровно, Украина) удостоена специального приза за сочинение Конструкция 2 "Вселенское Око".

       Ряд учеников Татьяны Шкербиной стали победителями конкурсов по композиции, удостоены званий лауреатов и дипломантов иных различных конкурсов. Музыка Шкербиной с успехом исполняется в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Одессе, Ровно, Новосибирске, Костроме и др. городах.

В период с 2003 – 2008 гг. композитором созданы следующие произведения:  «Весёлое путешествие» для оркестровых русских народных инструментов (2003), Первая симфония (2004)    «Морской пейзаж», симфоническая картина (2005), Балет «Аркаим» (2006). Все названные сочинения обрели сценическую жизнь.  

Лариса Долганова

         Родилась 19 июля 1964 года в городе Челябинске. С 1978 по 1983 училась в музыкальном училище имени П.И. Чайковского по классу фортепиано (Б.М. Белицкий) и композиции (А.А. Волгуснов, Ю.Е. Гальперин). В 1988 г. окончила Горьковскую госодарственную консерваторию имени М.И. Глинки, в 1990 года – ассистентуру-стажировку (класса профессора А. Нестерова).

С 1990 года – преподаватель музыкально теоретических  дисциплин и композиции в Челябинском музыкальном училище (ныне – Челябинский государственный институт музыки имени П.И. Чайковского). С 1997 года  – член Союза композиторов России.

         Автор музыкально-сценических произведений: детских опер  «Девочка- волшебница» (1983), «Чучело-мяучело», (1994), «Сказка про интервалы», «Сказка о родном доме» (1999); симфонических сочинений: «Фуга и пассакалия» для фортепиано и симфонического оркестра (1989), «Каприччио» (1990), «Ария» (2002); сочинений для камерного оркестра: Концерт для флейты, фортепиано и струнных (1999), Четыре поэмы для саксофона и струнного оркестра (1992), «Ария» для фортепиано, флейты и струнных (2002); хоровых циклов и пьес: «Четыре музыкальных иллюстрации» к поэме А. Блока «Двенадцать» для смешанного хора и камерного оркестра (1990), Детские песни для хора и фортепиано (1985-1988), «Ave, Maria!» для смешанного (детского) хора, сопрано, гитары, фортепиано и органа (1998); камерной музыки: «Десять полифонических эскизов» для фортепиано (1983), Соната для органа (2000), Сонатина для фортепиано в 3-х частях (1999), романсы на ст. А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Равчеева.

         Композитору близка как сложная по языку и драматургии, концептуальная музыка («Фуга и пассакалия», Соната для скрипки и фортепиано, «Каприччио», «Октет» для деревянных духовых), так и более простая, продолжающая романтическую традицию, мелодичная, эмоциональная музыка, над которой она работает с особым удовольствием («Грустная мелодия» для трёх гитар, «Маленькое трио» для скрипки (флейты), виолончели и фортепиано, «Мелодия» для гитары, флейты и струнных,. «Сентиментальныепесни» для сопрано и фортепиано, «Песня о сверчке» для сопрано, флейты и струнных и др.; музыка для детей («Машенька», вокальная сценка для детского голоса и струнного оркестра (фортепиано), вокальный цикл на ст. А Барто и др.

         Будучи яркой, технически «оснащённой» пианисткой, Лариса Долганова большую роль придаёт фортепиано, создавая в своих произведениях насыщенные разными исполнительскими приёмами, выразительные, полнокровные по фактуре партии, имеющие большое смысловое и колористическое значение, нередко приближающиеся к оркестровому звучанию.

         Освоив и широко используя в творчестве разные технологические приёмы, будучи склонной к поиску оригинальных тонально-гармонических средств выразительности, композитор, тем не менее, не увлекается экспериментаторством. Музыка Л. Долгановой отличается естественностью, теплотой, своеобразием интонационного наполнения.

В период с 2003 – 2008 гг. композитором написаны следующие произведения:

  • Два романса на ст. В. Солоухина (2003)
  • «Дождь и радуга». Пьеса для двух роялей (2003)
  • «Утоли свою печаль» на ст. Л. Долгановой для сопрано и ф-но (2004)
  • Сонатина для флейты и ф-но в 2-х частях.(2004)
  • «Тишина». Пьеса для саксофона и ф-но (2004)
  • Пять песен на ст. В. Пяткова (2005)
  • «Посвящение», пьеса для струнного квартета (2007)

Елена Поплянова

Елена Михайловна Поплянова – замечательный композитор, не менее замечательный педагог, известный не только в Челябинске, но и далеко за его пределами. Без имени Елены Попляновой трудно представить детскую поэзию Южного Урала, которую она превращает в песенную поэзию. У нее особое чутье на хорошие стихи. Много песен Елена Михайловна написала на стихи московских поэтов, но особое место в ее творчестве занимают наши детские поэты: Нина Пикулева, Николай Шилов, Лев Рахлис, Ася Горская, Андрей Середа, Константин Рубинский. Она и сама пишет не только музыку, но и стихи, сказки, статьи.

 Елена Поплянова родилась 11 июля 1961 года в Челябинске. Ее отец и мать родом из приволжских деревень рано узнали, что такое многодетные семьи, сиротство, голод, унижения. Но при этом сохранили удивительное жизнелюбие и доброту.

Родители приехали в Челябинск в 1955 году. Много лет отец проработал в горячем цеху на ферросплавном заводе. Несмотря на тяжелый труд, он был очень веселым человеком. В доме любили петь под его гармошку. В отцовских поколениях было много любителей музыки и пения. Мать Елены –  природный педагог; сначала работала учительницей в начальных классах, а потом 30 лет воспитательницей в детском саду. Была под стать отцу веселым и на редкость гостеприимным человеком. В семье очень любили детей (Лена – самая младшая из трех). Отец вырезал из дерева игрушки, рассказывал сказки. Большое влияние на Елену оказала старшая сестра Лидия - педагог, психолог.

Тяга к музыке у Лены проявилась рано. Дома на кухонном столе была постелена клеенка в клеточку. Маленькая Лена «играла», нажимая на клеточки, как на клавиши. Родители это заметили. С трудом накопили деньги и купили дочке пианино. Играть она начала с 7 лет. Елена училась в детской музыкальной школе №2 и одновременно в школе-восьмилетке № 21. Потом она признавалась: «Мамина педагогическая стезя, папина музыкальность, слух все соединилось во мне весьма удачно, и я рано выбрала свою профессию. Во втором классе я писала сочинение на тему: «Кем ты хочешь быть?», где черным по белому зафиксировано, что я хочу воспитывать детей и быть музыкальным работником. То есть в 9 лет я вполне осознанно прописала, промыслила это,  и уже никогда, ни на шаг не отступала в достижении своей цели».

         В 10 лет Елена уже сочиняла музыку. Ей принадлежит либретто и музыка к детской опере «Шагал один Чудак, или Волшебное зерно» (по сказке детского писателя из Перми Льва Кузьмина). Ее сыграли не только в музыкальной школе, но и в музыкальном училище.

Поступила в челябинское музыкальное училище. «На этом закончилось мое музыкальное детство: дальше уже пошел серьезный период». Елене повезло с учителем. Юлий Гальперин стал для начинающего композитора главным наставником. В училище она продолжала писать музыку, в том числе и музыку к спектаклю челябинского кукольного театра «Слоненок», и совершенствовала своё яркое композиторское дарование.

 Впечатляет список созданного Еленой Попляновой:  40 книг, из них 22 книги для детей или связаны с детьми, почти 40 нотных публикаций, 28 авторских статей, аудиоиздания. Ее книги и нотные сборники издаются в Москве, Петербурге, в Италии, Германии, Франции. Кроме того, ее материалы о воспитании музыкой печатаются в музыкальных учебниках, сборниках, журналах.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Рассмотрев понятие «музыкальный жанр»,  мы определили,  что это исторически  сложившаяся разновидность музыкальных произведений, среди которых есть первичные и вторичные жанры. Существует несколько способов классификации музыкальных жанров, распределяющиеся в 4 категории. Каждый жанр при этом имеет разновидность.

         Музыкальные жанры в сочинениях Челябинских композиторов мы раскрыли на примерах их произведений по 5 направлениям.

         Симфоническая музыка рассмотрена на примере творчества А. Кривошея. Он считает, что симфония – «это концентрация мысли музыкальной, духовной, человеческой. Поэтому это может быть только выстраданная идея, которая долго вынашивается".

           Жанр современного балета – это балет Т. Шкербиной «Аркаим». Значимо  то, что Аркаим, как родина предков славян существует в Челябинской области и является природным памятником. Диалоги, песни, музыка, хореография, переплетаются в ярком музыкально- сценическом действии.

На примере Мюзикла «Кировка» рассмотрен жанр мюзикла, освещена история создания названного сочинения композитора В. Ошерова.

 Камерно-инструментальная музыка наиболее сложный для слушательской аудитории жанр, отличающийся экономией выразительных средств при большой самостоятельности отдельных партий каждого участника. Пример камерно- инструментальной музыки представлен творчеством Л. Долгановой.

Творчество Елены Попляновой в нашем исследовании представляет вокальный жанр. Сборники песен, циклы для хоров, признание массовой аудитории – это те составляющие, которые подтверждают профессиональное мастерство Елены Попляновой.  

Необходимо отметить, что в параграфе 2.3. нами даются «музыкальные портреты» ведущих современных композиторов города Челябинска.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать заключение, что наша тема актуальна, современна, многообразна. Обращение к ней позволило познакомиться с интересными историческими фактами развития культуры и музыкального искусства города Челябинска и в целом испытать удовлетворение и благодарность к музыкантам, которые стояли у истоков формирования музыкальной жизни города Челябинска.

В рамках темы исследования нами были изучены некоторые вопросы музыкознания: жанр,  музыкальные жанры,  их классификация, особенности музыкальных жанров.  Выявление различных жанров в произведениях современных челябинских композиторов позволило познакомиться с современным музыкальным профессиональным искусством родного города.

Ценным в своем исследовании мы считаем прикосновение в целом к музыкальной культуре своего края. Это очень важно в части формирования у молодого поколения и детей духовности, патриотизма, любви к родной земле. Особую значимость это представляется  для освоения профессии «учитель музыки».

Цель исследования «раскрыть творческое и жанровое разнообразие современного музыкального искусства в городе Челябинске» достигнута, задачи выполнены.

В дальнейшем в дипломной  работе мы планируем создать цикл бесед для школьников о современной музыке родного города.

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вольфович, В.А. Музыканты  Южного Урала / В.А. Вольфович. Областная организация общества «Знание», 1991. - 195 с.

2. Композиторы Урала / В.М. Маслова, В.М. Мезрина, Е.Б. Нестерова, М.И. Олле, Б.И. Певзнер, С.М. Фролова. Средне-Уральское книжное издательство, 1968. - 131 с.

3. Синецкая Т.М. Композиторы Южного Урала. / Т.М. Синецкая. Монографическое исследование.  –   Челябинск, дом печати, 2003. –  352 с.

4. Синецкая Т. Елена Поплянова // Композиторы Южного Урала:. - Челябинск: Дом печати, 2003. – С. 235 – 271;  Крылова Л. А мы на уроке играем. – Веч. Челябинск. – 1993, 2 дек.; Лукина М. Под музыку Вивальди и детской сказки. – Веч. Челябинск, 1994, 6 марта; Рубинская Н. «Уральский уникум» + Фея колыбельных // Автограф. Челябинск-АРТ, 1999, №3 (6). – С. 41 – 42; Лукина М. Поплянова Елена Михайловна. – Челябинск: Энцикл. / Сост. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 644

5. С. Губницкая, Т. Синецкая. «Четыре дня большой музыки» – Вечерний Челябинск. – 1976, 13 января.

6. Т. Синецкая. О чем рассказывала музыка (заметки с пленума уральских композиторов). – Вечерний Челябинск. – 1997, 28 апреля.

7. С. Губницкая. Звучит музыка уральцев. – Чел. Рабочий, 1985, 27 декабря.

8. Т. Синецкая. О чем рассказывала музыка (заметки с пленума уральских композиторов). – Вечерний Челябинск. – 1997, 28 апреля.

9. Жанровое многообразие музыки [Электронный ресурс]: https://refdb.ru/look/1225419-p5.html

10. Журнал русский репортер [Электронный ресурс]: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=560232

11. История Южного Урала [ Электронный ресурс]: http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=228

12.Культура Урала [Электронный ресурс]: http://otherreferats.allbest.ru/culture/00219391_0.html

13. Камерно инструментальная музыка [Электронный ресурс]:  http://yunc.org/Камерно-инструментальная_музыка

14. Какие бывают жанры музыки [Электронный ресурс]: http://music-education.ru/kakie-byvayut-zhanry-muzyki/

15. Музыкальное развитие Челябинска, как часть духовного развития Южного Урала  [Электронный ресурс]:http://o53xo.ozqxiylopfws44tv.nblz.ru/?an=vs308_art1

16. Музыкальные жанры [Электронный ресурс]: http://allbest.ru/o-2c0a65635b2bc78a4d43b88421306d37.html

17. Разнообразие музыкальных жанров [Электронный ресурс] : http://www.kakprosto.ru/kak-806920-vybor-muzyki-dlya-detey

18. Союз композиторов России [Электронный ресурс]: http://composers.jimdo.com

19.Симфоническое творчество [Электронный ресурс]: http://www.belcanto.ru/liszt_symphony.html

20. Тенденции в развитии музыкально-театрального искусства на Южном Урале [Электронный ресурс]: http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/tendencii-v-razvitii-muzykalno-teatralnogo-iskusstva-na-juzhnom-urale.html

21. Три кита в музыке [Электронный ресурс]: http://music-education.ru/tri-kita-v-muzyke/

22.И скульпторы оживут [Электронный ресурс]: http://www.aloepole.ru/articles/1198906979/a-1260509471


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с произведениями русских композиторов - классиков.

презентация  к внеклассному занятию по музыке 2 класс  " Знакомство с произведениями русских - композиторов классиков"...

Герб города Челябинска

История герба города Челябинска...

Сложные слова в названиях городов Челябинской области Исследовательская работа ученицы 3 В класса Екимовой Татьяны Руководитель Комиссарова Елена Александровна

Многие названия  городов Челябинской области являются сложными словами. Это обусловлено географическим, историческим, экономическим или социальным положением города.В названии любого города мира ...

Конспект внеурочного занятия "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" (4 класс)

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области, соседние города Чел...

Технологическая карта "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...

Конспект внеклассного мероприятия"Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...