Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
рабочая программа (1 класс) на тему

Кочергина Ирина Павловна

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_alternativnaya-kommunikatsiya.docx194.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

С 01.09.2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г № 1599

Стандарт        обучающихся        с        умственной        отсталостью        (интеллектуальными нарушениями) учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности, а также является основой объективной оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт направлен на развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации        и        социальной        адаптации.        Целями        изучения        данной        коррекционно-развивающей области являются:

- воспитание уважения к родному языку, отношения к нему как явлению культуры, осмысление родного языка, как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- овладение языком, как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы коррекционного курса «альтернативная коммуникация» (1 класс) составляют:

−        Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года        N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

−        Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребёнка:

∙        Декларация прав ребёнка от 20. ноября 1959 года; ∙        Декларация о правах инвалидов от 09.11.1971года;

∙        Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971года; ∙        Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 год.

-        Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г № 1599;

-        Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включённая в реестр примерных основных общеобразовательных программ (протокол от22.12.2015г № 4/15;

-        Закон об образовании в Калининградской области; -        Устав ГБУ КО «Школы-интерната №1»;

−        Адаптированная        основная        общеобразовательная        программа        образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБУ КО «Школы-интерната №1» на 2016-2017 учебный год;

−        Годовой календарный план – график ГБУ КО «Школы-интерната №1» на 2016-2017 учебный год.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

1


1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием        и        аграмматизмами.        Словарный        запас        состоит        из        наиболее        часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

Общемоторное        развитие,        как        правило,        нарушено.        Имеются        отклонения        в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость,        неловкость     движений.     У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.

Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В        связи        с        выраженными        нарушениями        и        (или)        искажениями        процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным       оказываются       подходы,        требующие       абстрактного       мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного,     трудности        в        обучении     вызываются недоразвитием        мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-

2


либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую        (сюжетно-ролевую,        дидактическую,        театрализованную,        подвижную        игру), элементарную        трудовую        (хозяйственно-бытовой        и        ручной        труд),        конструктивную, изобразительную        (лепка,     рисование,        аппликация),     которые     будут     способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.

Место коррекционного курса в Учебном плане

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть Учебного плана «Коррекционно-развивающие занятия»».

Реализация рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс) рассчитана на 66 часов, (33 учебные недели, по 2 часа в неделю.).

Ориентировочное распределение часов по четвертям (без учёта расписания):

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

16часов

16 часов

18 часов

16 часов

66 часов

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП по варианту 2 является        развитие        жизненной        компетенции,        позволяющей        достичь        максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении     повседневных        жизненных        задач,     включение        в     жизнь        общества        через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Освоение        АООП        (вариант        2)        коррекционного        курса        «Альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение     обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

Ожидаемые        личностные        результаты        освоения        коррекционного        курса «Альтернативная коммуникация»

основы        персональной        идентичности,        осознание        своей        принадлежности        к определенному полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование уважительного отношения к окружающим;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3


освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

∙        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Возможные        предметные        результаты        освоения»        коррекционного        курса «Альтернативная коммуникация»:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Аудирование

Способность        понимать обращенную речь

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков,        фотографий,        пиктограмм,        других графических знаков.

Дикция и выразительность речи

Умение определять интонацию

Уметь произносить слоги, слова, чистоговорки; Уметь различать интонацию.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Умение вступать в контакт

Уметь        «проигрывать»        обозначенные        ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Культура общения

Понимать        смысл        доступных жестов        и          графических изображений

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Для оценки сформированности каждого действия используется        система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.

−        деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; −        деятельность осуществляется по подражанию:

деятельность осуществляется по образцу;

деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

самостоятельная деятельность;

умение исправить допущенные ошибки.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности

обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

Группа БУД

Учебные действия и умения.

Виды заданий на уроке.

Способы        оценки сформированности

4


действий         помощью          каких заданий            можно оценить)

1. Подготовка ребенка к        нахождению        и обучению        в        среде сверстников,               к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию         с группой обучающихся.

Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.

Наглядные        -практические. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы.

«Найди свою парту» «Покажи свое рабочее место»

2.        Формирование учебного поведения:

-        направленность взгляда        (на говорящего взрослого,             на задание);

Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические. Игры. Пиктограммы.

«Посмотри на меня» «Найди на парте» «Повтори за мной» Ритмические движение        вместе        с педагогом.

(        физкультминутки, динамические паузы) «        Знакомство        с книгой»

« Найди в пенале» «Что лишнее?»

Игра «можно- нельзя» «Прописи»

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов        с помощью взрослого;

- умение выполнять действия        по образцу        и        по подражанию.

3.        Формирование умения         выполнять задание:

-        в        течение определенного периода времени,

Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы.

«Кто внимателен» «Выбери правильный ответ»

«Отгадывание загадок», «Раскрась», «Бусины и ниточки», «Построй домик », «Раскрась        по шаблону»     «Соедини точки»

-        от        начала        до конца,

-        с        заданными качественными параметрами.

4.        Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания        (операции, действия) к другому в соответствии        с

-Умение следовать инструкции педагога.

Устные. Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр.

Пиктограмма, «Найди тетрадь» «Передай мяч».

5


расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:

используются условные обозначения:

действие (операция) сформировано – «ДА»;»

действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»

действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»

6


Содержание коррекционного курса

1.Аудирование

Содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации заложенном в устном высказывании.

В содержание работы по развитию навыков аудирования так же включены упражнения на слушание, понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируюсь только на ее вербальный компонент

2. Дикция и выразительность речи

Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа.

В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности.

3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержании подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

4 Культура общения

Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.

Учебно –тематическое планирование предмета «Альтернативная коммуникация»

п/п

Раздел

Всего часов

Из них

Контрольные работы

теория

практика

1

Аудирование

8

2

6

1

2

Дикция и выразительность

речи

9

3

6

1

3

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

8

2

6

1

4

Культура общения

41

10

31

2

Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема урока.

Дата по плану

Дата

факт.

Основные виды деятельности

1

Имена детей в речи учителя.

 19.09

Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. Сформировать понятие «Я ученик»

Экскурсия около школы. Наш кабинет. Просмотр мультика «Маша и медведь» «1 сентября-День знаний»

2

Имена детей в речи учителя.

21.09

Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. формировать понятие «Я ученик». Проговариваем свои имена. Подготовиться к организационному мероприятию, походу в столовую. Правила хождения в группе.

Беседа построенная в виде ответов на вопросы, с хоровым проговариванием ответов, называнием основных помещений в школе.

Дыхательная        гимнастика        №1        «поиграем        носиком» Организационный момент: покажи носик. Под сопровождение стихами делаем дыхательную гимнастику

3

Различение        предметов        по цвету и форме

26.09

Цели: Выявление актуального уровня речевого развития        и коммуникации        обучающихся.        Определить        индивидуальные возможности и способности невербальных и вербальных средств коммуникации обучающихся

Наличие желания вступать в коммуникацию, средства контакта, понимание        обращенной        речи,        восприятие        графических изображений.

Рассмотрение картинок с изображением осени, что видят, возможность рассказать об увиденном, анализ эмоционального выражения.

Рассматриваем картины на тему осень. Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик,        понемножку,        капай-капай        на        ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя. Дыхательное упражнение «Подуй на листок».

4

Составление композиций из 2-

28.09

Цели: Выявление актуального уровня речевого развития        и

8


3 деталей разного цвета

коммуникации        обучающихся.        Определить        индивидуальны возможности и способности невербальных и вербальных средст коммуникации обучающихсяНаличие желания вступать в коммуникацию, средства конткта, понимание        обращенной        речи,        осприятие        графических изображений.

Рассматриваем учебник «развитие речи» анализируем занятие детей летом. Узнавание осени на картинках, выбор картинки:

-где нарисована собака -где дети идут в школу -где идет дождь

Повторение пальчиковой гимнастики «дождь»

5

Выполнение инструкций по заданию учителя

03.10

Цель урока: Чтение мимических движений Символические социальные жесты и движения.

Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие        устойчивого        зрительного        контакта. Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест.

• Да. • Нет.

• Нельзя. • Дай.

• На.

• Иди сюда.

Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на другого ученика.

Динамическая пауза «Листочки» Пальчиковая гимнастика «дождик»

6

Символические        социальные жесты и движения.

05.10

Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие        устойчивого        зрительного        контакта.        Символические социальные жесты и движения.

9


Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест.

• Да. • Нет.

• Нельзя. • Дай.

• На.

• Иди сюда.

Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на другого ученика.

7

Символические        социальные жесты и движения.

10.10

Система жестов.

Символические социальные жесты и движения.

Уточнить использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта.

Выполнение инструкций по жестам, и практических проб. Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, развитие мимических движений.

8

Чтение        телесных        и мимических движений

12.10

Символические социальные жесты и движения.

Чтение телесных и мимических движений. Развивать использование жестов в        ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Упражнения на развитие выразительности телесных движений и мимики лица.

Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: Иди к нам.

• Дай ручку. • Уходи.

• Сядь.

• Встань, поднимись. • Привет

• До свидания (пока-пока).

• Спасибо.

10


• Мой.

• Хорошо.

9

«Чтение»        движений        в подвижных играх и играх-импровизациях.

17.10

Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Игра «Волшебный палец». Жесты:

«Смотри (указательный палец к глазу). Слушай (указательный палец к уху).

Говори (указательный палец ко рту).

Другие варианты использования указательного жеста на куклах.

10

Развивать        использование жестов в ситуативно-деловом общении

19.10

Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Игра «Волшебный палец». Жесты:

«Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори» (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах

11

«Чтение»        движений        в подвижных играх и играх-импровизациях.

24.10

Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Игра «Волшебный палец». Жесты:

«Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори» (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах

11


12

Практические        навыки        в адекватном         использование простых бытовых жестов

26.10

Получить практические навыки в адекватном использование простых бытовых жестов.

Развитие активности и выразительности жестов.

Упражнения с фотографией, знакомство с пиктограммами («рот», «ноги», «плакать», «есть»), аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок.

Выполнение предметных действий самими обучающимися, демонстрация действий в игре с куклами и игрушками, с опорой на картинки. Жесты: ложка, кушать.

• Каша, варить кашу • Чашка, пить.

• Зубная щётка, чистить зубы. • Умываться.

•Мыть руки. Расческа, Причёсываться. • Телефон, звонить по телефону.

• Машина, ехать на машине.

• Барабан, играть на барабане.

• Гармошка, играть удочке.

•Колокольчик, звенеть в колокольчик.

• Спать.

• Плакать.

• Поцеловать. • Упасть.

• Идти.

• Холодно, замёрз.

13

Развитие речевого дыхания

09.11

Упражнения на развитие речевого дыхания (перечисление 2-3 предметов на одном дыхании)

Передавать        характерные        черты        и        свойства        присущие определённому субъекту.

12


Развивать активности и выразительности жестов. Игры-упражнения с пальцами рук:

• зайчик, собака, свинка •        кошка, курочка

•        петушок, мышка Движения телом:

• лошадь, медведь, птичка.

Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок.

14

Развитие речевого дыхания

14.11

Упражнения        на        Развитие        речевого        дыхания        (произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений) Передавать       характерные        черты       и       свойства        присущие определённому субъекту.

Развивать активности и выразительности жестов. Игры-упражнения с пальцами рук:

• зайчик, собака, свинка •        кошка, курочка

•        петушок, мышка Движения телом:

• лошадь, медведь, птичка.

Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок.

15

Различение громкой и тихой речи в игре.

16.11

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Движения по «тропинкам».

Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач.

Выполнение движений по словесной инструкции и самостоятельно по указательному жесту.

16

Быстрое        и        медленное произнесение     ряда        звуков, слогов, слов.

21.11

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Игры-имитации

движений животных. Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач.

13


17

Определение эмоциональных состояний по картинке.

23.11

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Определение эмоциональных состояний по картинке, рисункам, пиктограммам:        веселье,        плач,        спокойствие.        Двигательные упражнения « Покажи как …»(кошка прыгает, медведь ходит и т.д.) Разучивание детских стихотворений

18

Вопросительная        и восклицательная интонация в речи

28.11

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног, туловища, головы.

Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

19

Понимание речи в играх.

30.11

Развивать понимание речи в играх.

Подвижные        игры        и        игры-импровизации.        Разминка:        танец маленьких утят. Как ходят? Как крякают? Имитационные упражнения. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях

20

Выражение лица

05.12

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

21

Мимическая реакция на речь

07.12

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

22

Приветствие и прощание в школе и дома

12.12

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног,

14


туловища, головы.

Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

23

Употребление        слов «здравствуй,        здравствуйте, доброе утро, до свидания»

14.12

 

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет») Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания»

24

Использование выразительных средств речи, помощников речи

19.12

 

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

25

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!»        Выявление представлений детей по теме

21.12

 

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

26

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

26.12

 

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и проговаривания по образцу речи взрослому. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

27

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся

28.12

 

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и проговаривания по образцу речи взрослому. !». Составление предложений по вопросам учителя

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

28

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

11.01

 

Развивать зрительное восприятие и

внимание. Сравнение 2-х предметов по заданному признаку Игры и упражнения:

«Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

29

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

16.01

 

Развивать зрительное восприятие и

внимание. Коллективное составление рассказа по теме Игры и упражнения:

«Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

30

«Играем в сказку: Теремок».

18.01

 

Развивать зрительное восприятие и

внимание. Выявление представлений детей по теме Игры и упражнения:

«Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

31

«Играем в сказку: Теремок».

23.01

 

Развивать зрительное восприятие и

внимание.        Называние        предметов        и        действий        с        ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

Игры и упражнения: «Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты

16


• «Кто где живёт?», • «Лото»,

• «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

32

«Играем в сказку: Теремок».

25.01

 

Развивать зрительное восприятие и

внимание. Составление предложений по вопросам учителя -Игры и упражнения:

«Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

33

«Играем в сказку: Теремок».

30.01

 

Развивать зрительное восприятие и

внимание. Сравнение 2-х предметов по заданному признаку -Игры и упражнения:

«Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

34

«Играем в сказку: Теремок». Употребление вежливых слов

01.02

 

Развивать зрительное восприятие и внимание.

Игры и упражнения: «Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру»,

17


• «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

35

«Играем в сказку: Теремок».

06.02

 

Развивать зрительное восприятие и

внимание. Коллективное составление рассказа по теме Игры и упражнения:

«Кто спрятался?»

«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»

36

«Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

08.02

 

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение. Выявление представлений детей по теме

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

37

«Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

13.02

 

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

38

Составление предложений по вопросам «Школьная жизнь

15.02

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

39

«Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

27.02

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение Сравнение 2-х предметов по заданному признаку

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

18


40

Употребление вежливых слов

01.03

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

41

Коллективное        составление рассказа по теме

06.03

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

42

«Игры и игрушки: В магазине игрушек»

13.03

Выявление представлений детей по теме

Изучение и закрепление наиболее распространённых цветов, Различение полосок бумаги по цвету и расположению. Хоровое проговаривание и называние цветов и расположений полосок с употреблением предлогов. Раскрашивание предметов по образцу.

43

«Игры и игрушки: В магазине игрушек».

15.03

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

Работа с цветными полосками, воспроизведение размещенных на образце сочетаний цветов, с индивидуальным проговариванием получившегося результата на основе речевого клише. Обведение предметов,        контуров        (рамки        Монессори),        называние        и раскрашивание предметов.

44

«Игры и игрушки: В магазине игрушек».        Составление предложений     по        вопросам учителя

20.03

В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя

Знакомство с видами штриховки. Обводка по штриховой линии, штриховка, раскрашивание. Работа с рамками Монтессори. Штрихование круга, квадрата внутри рамки.

45

«Игры и игрушки: В магазине игрушек».

22.03

Сравнение 2-х предметов по за данному признаку -Презентация «Моя любимая игрушка» с опорой на изображение или саму игрушку.        Слушание        высказывания        товарищей.        Извлечение информации. Составление простейших     загадок по алгоритму,

19


отгадывание загадок полным ответом с использованием речевых клише.

46

«Игры        и        игрушки: Употребление вежливых слов

05.04

Рассматривание картины «В магазине игрушек».».        Беседа по картине. Составление связного описательного рассказа, путем ответов на вопросы по цепочке        с        использованием     речевого клише. Игра на классификацию «Кто в каком домике живет?»

47

«Я дома: Мой адрес»

10.04

Выявление        представлений        детей        по        теме        Закрепление представлений о фруктах и овощах. Обведение соответствующих контуров.      Игра        на        классификацию      «Кто      где        живет?». Дорисовывание геометрических предметов до узнаваемого целого. Штриховка, раскрашивание. Вписывание круга в квадрат.

48

«Я дома: Мой адрес».

12.04

Рассматривание учебных принадлежностей, которые необходимы для        работы.        Умение        слушать.        Извлечение        необходимой информации из прослушанных текстов. Игра на классификацию предметов «Кто в каком домике живет?» ( «Овощи», «Фрукты», «Учебные принадлежности», «Одежда»). Хоровое проговаривание названий, с похлопыванием слогового и интонационного деления. Условно –графическое списывание образцов с доски.

49

Составление предложений по вопросам        «Я        дома:        Мой адрес».

17.04

Знакомство с уроком. Беседа о правилах поведения на уроке. Рассматривание картинки с изображением дома. Сравнивание с учеником школы. Поисковая беседа «Найти сходства и различия». Ответы с использованием речевых клише.        Слушание ответов товарищей.

50

«Я дома: Мой адрес».

19.04

Рисование        по        точкам,        обводка        по        контуру,        штриховка получившихся      изображений,        раскрашивание        получившихся предметов      с      сохранением      контура      предмета.      Игра        на классификацию «Кто где живет ?» на основе классификации учебных принадлежностей.

51

«Я        дома:        Мой        адрес». Употребление вежливых слов

24.04

Рисование        по        точкам,        обводка        по        контуру,        штриховка получившихся      изображений,        раскрашивание        получившихся предметов с сохранением контура предмета. Соединение предмета

20


и его формы. Пальчиковые гимнастики

52

«Я        дома:        Мой        адрес». Коллективное         составление рассказа по теме.

26.04

Составление простейшего рассказа из 2-3 предложений о семье с опорой на фотографию. Называние родителей по имени и отчеству. Фронтальный опрос с полным ответом на вопрос «Кто это?» с использованием заученного речевого клише, постоянно напоминаемого учителем.

53

Повторение        пройденного материала

03.05

Штриховка новыми способами: слева- направо, справа – налево, штриховка с сохранением требуемой формы (отрывисто- елка, плотно – камень и т.д.)

54

Право-лево

08.05

Раскрашивание,        штриховка        сверху        -вниз,        слева        -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

55

сверху -вниз, слева -направо.

10.05

Раскрашивание,        штриховка        сверху        -вниз,        слева        -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

56

предложение.

15.05

Знакомство с предложением. Составление предложений из сюжетно –ролевых карточек. Чтение по сюжетно ролевым карточкам. Сюжетные картинки. Раскладывание, составление связного рассказа.

57

«Распорядок дня школьника».

17.05

Рассматривание сюжетно – ролевых картинок по теме «Режим дня». Составление связных высказываний по картинкам, с использованием предлогов «сначала, потом, после этого и т.д. практические упражнения, игра «Режим дня». Чтение по сюжетно-ролевым        карточкам.        Сюжетные        картинки.        Раскладывание, составление связного рассказа по карточкам.

58

Мое любимое занятие

22.05

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения      материала,      опираясь      на      иллюстративный      ряд,

21


составление связных высказываний с опорой на сюжетные картинки, путем использования речевого клише. Презентация «Моё хобби».

59

Круг, квадрат

24.05

Раскрашивание,        штриховка        сверху        -вниз,        слева        -направо. Обведение по контуру : круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

60

«Сад», понятие о слоге, как части слова.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме по заданной теме с опорой на картинку. Умение слушать высказывание товарищей, извлекать из них информацию. Прохлопывание слогового и интонационного деления слова.

61

Точка, линия

Рассматривание различных видов орнамента, рисование орнамента из точек и горизонтальных линий. Составление своего орнамента.

62

Наклонные палочки

Работа в тетрадях. Прописывание (рисование) наклонных палочек по точкам. Составление орнамента из палочек и точек.

63

Рабочая строка

Прописывание палочек и точек в рабочей тетради. Рисование орнаментов из палочек и точек на рабочей строке.

64

Различение        звуков окружающей действительности,        понятие «звук»

Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой        информации        из        прослушанного.        Составление описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише.

65

Понятие «звук»

Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой        информации        из        прослушанного.        Составление

22


описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише.

66

Звуки неречевые и речевые.

Прослушивание дисков «Звуки природы», «Звуки человеческого голоса». Различение речевых и неречевых звуков. Выделение нужного        звука.        Отчетливое        произнесение звуков.        Хоровое проговаривание звуков.        Определение места звука в слове. Рисование звуков пальчиковыми красками.

23


Материально-техническое обеспечение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи

природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;

разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);

Учительский стол. Учительский стул.

Ученические парты 6 Ученические стулья7 Ноутбук

Дидактический материал

№ п/п

Наименование

1

Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций:

2

Таблицы с буквами, животными, растениями

Проверочный материал

№ п/п

Наименование

1

Печатные задания по программе

Раздаточный материал

№ п/п

Наименование

Количество

1

Раскладные пирамидки, полоски цветного картона разной длины и ширины

2

Геометрическое лото и др. игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики

3

Спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи

Список литературы:

Альтернативная        коммуникация.        Методический        сборник.        Автор-составитель-Штягинова Е.А.Новосибирск..2012.-65с.

Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П.        Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. Ярославль: «Академия развития»,2007.-237с.

Войлокова        Е.Ф.,        Андрухович        Ю.В.,        Ковалева        Л.Ю.        Сенсорное        воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005-304 с.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

Иллюстративный материал по обучению грамоте и развитию речи. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013г. 30 стр.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя – М.: Просвещение, 1990, - 191 с.

Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для подготовительного класса

специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой. Москва, «Просвещение», 2012 год.

Нищева Н.В.Автоматизация и дифференциация звуков. Картинки и тексты. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013г.40стр.

Нищева Н.В.Картотека предметных картинок. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013.50 стр.


27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация"

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся 1-4 классов школы 8 вида....

Адаптированная программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». 2 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация " разработана для обучающихся с  глубокой умственной отсталостью осваивающих СИПР в соответствии ...

Адаптированная программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». 4 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация " разработана для обучающихся с  глубокой умственной отсталостью осваивающих СИПР в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

  Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...