Главные вкладки

    Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Кочергина Ирина Павловна

    Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс) 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_alternativnaya-kommunikatsiya.docx194.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    С 01.09.2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г № 1599

    Стандарт        обучающихся        с        умственной        отсталостью        (интеллектуальными нарушениями) учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности, а также является основой объективной оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Стандарт направлен на развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации        и        социальной        адаптации.        Целями        изучения        данной        коррекционно-развивающей области являются:

    - воспитание уважения к родному языку, отношения к нему как явлению культуры, осмысление родного языка, как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

    - овладение языком, как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

    Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы коррекционного курса «альтернативная коммуникация» (1 класс) составляют:

    −        Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года        N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

    −        Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребёнка:

    ∙        Декларация прав ребёнка от 20. ноября 1959 года; ∙        Декларация о правах инвалидов от 09.11.1971года;

    ∙        Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971года; ∙        Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 год.

    -        Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г № 1599;

    -        Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включённая в реестр примерных основных общеобразовательных программ (протокол от22.12.2015г № 4/15;

    -        Закон об образовании в Калининградской области; -        Устав ГБУ КО «Школы-интерната №1»;

    −        Адаптированная        основная        общеобразовательная        программа        образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБУ КО «Школы-интерната №1» на 2016-2017 учебный год;

    −        Годовой календарный план – график ГБУ КО «Школы-интерната №1» на 2016-2017 учебный год.

    Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

    Задачи:

    1


    1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

    2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

    3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

    4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

    5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

    Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

    Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием        и        аграмматизмами.        Словарный        запас        состоит        из        наиболее        часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

    Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

    Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

    Общемоторное        развитие,        как        правило,        нарушено.        Имеются        отклонения        в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость,        неловкость     движений.     У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.

    Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

    В        связи        с        выраженными        нарушениями        и        (или)        искажениями        процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным       оказываются       подходы,        требующие       абстрактного       мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного,     трудности        в        обучении     вызываются недоразвитием        мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-

    2


    либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

    Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

    Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

    В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую        (сюжетно-ролевую,        дидактическую,        театрализованную,        подвижную        игру), элементарную        трудовую        (хозяйственно-бытовой        и        ручной        труд),        конструктивную, изобразительную        (лепка,     рисование,        аппликация),     которые     будут     способствовать расширению коммуникативных навыков.

    Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

    Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.

    Место коррекционного курса в Учебном плане

    Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть Учебного плана «Коррекционно-развивающие занятия»».

    Реализация рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс) рассчитана на 66 часов, (33 учебные недели, по 2 часа в неделю.).

    Ориентировочное распределение часов по четвертям (без учёта расписания):

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    Год

    16часов

    16 часов

    18 часов

    16 часов

    66 часов

    Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

    Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП по варианту 2 является        развитие        жизненной        компетенции,        позволяющей        достичь        максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении     повседневных        жизненных        задач,     включение        в     жизнь        общества        через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

    Освоение        АООП        (вариант        2)        коррекционного        курса        «Альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение     обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

    Ожидаемые        личностные        результаты        освоения        коррекционного        курса «Альтернативная коммуникация»

    основы        персональной        идентичности,        осознание        своей        принадлежности        к определенному полу, осознание себя как «Я»;

    социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование уважительного отношения к окружающим;

    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    3


    освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    ∙        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    Возможные        предметные        результаты        освоения»        коррекционного        курса «Альтернативная коммуникация»:

    Минимальный уровень

    Достаточный уровень

    Аудирование

    Способность        понимать обращенную речь

    Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков,        фотографий,        пиктограмм,        других графических знаков.

    Дикция и выразительность речи

    Умение определять интонацию

    Уметь произносить слоги, слова, чистоговорки; Уметь различать интонацию.

    Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

    Умение вступать в контакт

    Уметь        «проигрывать»        обозначенные        ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

    Культура общения

    Понимать        смысл        доступных жестов        и          графических изображений

    Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

    В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

    Для оценки сформированности каждого действия используется        система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.

    −        деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; −        деятельность осуществляется по подражанию:

    деятельность осуществляется по образцу;

    деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

    деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

    самостоятельная деятельность;

    умение исправить допущенные ошибки.

    Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности

    обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

    Группа БУД

    Учебные действия и умения.

    Виды заданий на уроке.

    Способы        оценки сформированности

    4


    действий         помощью          каких заданий            можно оценить)

    1. Подготовка ребенка к        нахождению        и обучению        в        среде сверстников,               к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию         с группой обучающихся.

    Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.

    Наглядные        -практические. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы.

    «Найди свою парту» «Покажи свое рабочее место»

    2.        Формирование учебного поведения:

    -        направленность взгляда        (на говорящего взрослого,             на задание);

    Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические. Игры. Пиктограммы.

    «Посмотри на меня» «Найди на парте» «Повтори за мной» Ритмические движение        вместе        с педагогом.

    (        физкультминутки, динамические паузы) «        Знакомство        с книгой»

    « Найди в пенале» «Что лишнее?»

    Игра «можно- нельзя» «Прописи»

    - умение выполнять инструкции педагога;

    - использование по назначению учебных материалов        с помощью взрослого;

    - умение выполнять действия        по образцу        и        по подражанию.

    3.        Формирование умения         выполнять задание:

    -        в        течение определенного периода времени,

    Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы.

    «Кто внимателен» «Выбери правильный ответ»

    «Отгадывание загадок», «Раскрась», «Бусины и ниточки», «Построй домик », «Раскрась        по шаблону»     «Соедини точки»

    -        от        начала        до конца,

    -        с        заданными качественными параметрами.

    4.        Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания        (операции, действия) к другому в соответствии        с

    -Умение следовать инструкции педагога.

    Устные. Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр.

    Пиктограмма, «Найди тетрадь» «Передай мяч».

    5


    расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:

    используются условные обозначения:

    действие (операция) сформировано – «ДА»;»

    действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»

    действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»

    6


    Содержание коррекционного курса

    1.Аудирование

    Содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации заложенном в устном высказывании.

    В содержание работы по развитию навыков аудирования так же включены упражнения на слушание, понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируюсь только на ее вербальный компонент

    2. Дикция и выразительность речи

    Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа.

    В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности.

    3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

    Определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержании подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

    4 Культура общения

    Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.

    Учебно –тематическое планирование предмета «Альтернативная коммуникация»

    п/п

    Раздел

    Всего часов

    Из них

    Контрольные работы

    теория

    практика

    1

    Аудирование

    8

    2

    6

    1

    2

    Дикция и выразительность

    речи

    9

    3

    6

    1

    3

    Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

    8

    2

    6

    1

    4

    Культура общения

    41

    10

    31

    2

    Календарно-тематическое планирование

    Раздел. Тема урока.

    Дата по плану

    Дата

    факт.

    Основные виды деятельности

    1

    Имена детей в речи учителя.

     19.09

    Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. Сформировать понятие «Я ученик»

    Экскурсия около школы. Наш кабинет. Просмотр мультика «Маша и медведь» «1 сентября-День знаний»

    2

    Имена детей в речи учителя.

    21.09

    Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. формировать понятие «Я ученик». Проговариваем свои имена. Подготовиться к организационному мероприятию, походу в столовую. Правила хождения в группе.

    Беседа построенная в виде ответов на вопросы, с хоровым проговариванием ответов, называнием основных помещений в школе.

    Дыхательная        гимнастика        №1        «поиграем        носиком» Организационный момент: покажи носик. Под сопровождение стихами делаем дыхательную гимнастику

    3

    Различение        предметов        по цвету и форме

    26.09

    Цели: Выявление актуального уровня речевого развития        и коммуникации        обучающихся.        Определить        индивидуальные возможности и способности невербальных и вербальных средств коммуникации обучающихся

    Наличие желания вступать в коммуникацию, средства контакта, понимание        обращенной        речи,        восприятие        графических изображений.

    Рассмотрение картинок с изображением осени, что видят, возможность рассказать об увиденном, анализ эмоционального выражения.

    Рассматриваем картины на тему осень. Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик,        понемножку,        капай-капай        на        ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя. Дыхательное упражнение «Подуй на листок».

    4

    Составление композиций из 2-

    28.09

    Цели: Выявление актуального уровня речевого развития        и

    8


    3 деталей разного цвета

    коммуникации        обучающихся.        Определить        индивидуальны возможности и способности невербальных и вербальных средст коммуникации обучающихсяНаличие желания вступать в коммуникацию, средства конткта, понимание        обращенной        речи,        осприятие        графических изображений.

    Рассматриваем учебник «развитие речи» анализируем занятие детей летом. Узнавание осени на картинках, выбор картинки:

    -где нарисована собака -где дети идут в школу -где идет дождь

    Повторение пальчиковой гимнастики «дождь»

    5

    Выполнение инструкций по заданию учителя

    03.10

    Цель урока: Чтение мимических движений Символические социальные жесты и движения.

    Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие        устойчивого        зрительного        контакта. Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест.

    • Да. • Нет.

    • Нельзя. • Дай.

    • На.

    • Иди сюда.

    Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на другого ученика.

    Динамическая пауза «Листочки» Пальчиковая гимнастика «дождик»

    6

    Символические        социальные жесты и движения.

    05.10

    Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие        устойчивого        зрительного        контакта.        Символические социальные жесты и движения.

    9


    Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест.

    • Да. • Нет.

    • Нельзя. • Дай.

    • На.

    • Иди сюда.

    Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на другого ученика.

    7

    Символические        социальные жесты и движения.

    10.10

    Система жестов.

    Символические социальные жесты и движения.

    Уточнить использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта.

    Выполнение инструкций по жестам, и практических проб. Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, развитие мимических движений.

    8

    Чтение        телесных        и мимических движений

    12.10

    Символические социальные жесты и движения.

    Чтение телесных и мимических движений. Развивать использование жестов в        ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Упражнения на развитие выразительности телесных движений и мимики лица.

    Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: Иди к нам.

    • Дай ручку. • Уходи.

    • Сядь.

    • Встань, поднимись. • Привет

    • До свидания (пока-пока).

    • Спасибо.

    10


    • Мой.

    • Хорошо.

    9

    «Чтение»        движений        в подвижных играх и играх-импровизациях.

    17.10

    Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

    Игра «Волшебный палец». Жесты:

    «Смотри (указательный палец к глазу). Слушай (указательный палец к уху).

    Говори (указательный палец ко рту).

    Другие варианты использования указательного жеста на куклах.

    10

    Развивать        использование жестов в ситуативно-деловом общении

    19.10

    Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

    Игра «Волшебный палец». Жесты:

    «Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори» (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах

    11

    «Чтение»        движений        в подвижных играх и играх-импровизациях.

    24.10

    Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

    Игра «Волшебный палец». Жесты:

    «Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори» (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах

    11


    12

    Практические        навыки        в адекватном         использование простых бытовых жестов

    26.10

    Получить практические навыки в адекватном использование простых бытовых жестов.

    Развитие активности и выразительности жестов.

    Упражнения с фотографией, знакомство с пиктограммами («рот», «ноги», «плакать», «есть»), аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок.

    Выполнение предметных действий самими обучающимися, демонстрация действий в игре с куклами и игрушками, с опорой на картинки. Жесты: ложка, кушать.

    • Каша, варить кашу • Чашка, пить.

    • Зубная щётка, чистить зубы. • Умываться.

    •Мыть руки. Расческа, Причёсываться. • Телефон, звонить по телефону.

    • Машина, ехать на машине.

    • Барабан, играть на барабане.

    • Гармошка, играть удочке.

    •Колокольчик, звенеть в колокольчик.

    • Спать.

    • Плакать.

    • Поцеловать. • Упасть.

    • Идти.

    • Холодно, замёрз.

    13

    Развитие речевого дыхания

    09.11

    Упражнения на развитие речевого дыхания (перечисление 2-3 предметов на одном дыхании)

    Передавать        характерные        черты        и        свойства        присущие определённому субъекту.

    12


    Развивать активности и выразительности жестов. Игры-упражнения с пальцами рук:

    • зайчик, собака, свинка •        кошка, курочка

    •        петушок, мышка Движения телом:

    • лошадь, медведь, птичка.

    Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок.

    14

    Развитие речевого дыхания

    14.11

    Упражнения        на        Развитие        речевого        дыхания        (произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений) Передавать       характерные        черты       и       свойства        присущие определённому субъекту.

    Развивать активности и выразительности жестов. Игры-упражнения с пальцами рук:

    • зайчик, собака, свинка •        кошка, курочка

    •        петушок, мышка Движения телом:

    • лошадь, медведь, птичка.

    Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок.

    15

    Различение громкой и тихой речи в игре.

    16.11

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Движения по «тропинкам».

    Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач.

    Выполнение движений по словесной инструкции и самостоятельно по указательному жесту.

    16

    Быстрое        и        медленное произнесение     ряда        звуков, слогов, слов.

    21.11

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Игры-имитации

    движений животных. Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач.

    13


    17

    Определение эмоциональных состояний по картинке.

    23.11

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Определение эмоциональных состояний по картинке, рисункам, пиктограммам:        веселье,        плач,        спокойствие.        Двигательные упражнения « Покажи как …»(кошка прыгает, медведь ходит и т.д.) Разучивание детских стихотворений

    18

    Вопросительная        и восклицательная интонация в речи

    28.11

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног, туловища, головы.

    Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

    19

    Понимание речи в играх.

    30.11

    Развивать понимание речи в играх.

    Подвижные        игры        и        игры-импровизации.        Разминка:        танец маленьких утят. Как ходят? Как крякают? Имитационные упражнения. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях

    20

    Выражение лица

    05.12

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

    21

    Мимическая реакция на речь

    07.12

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

    22

    Приветствие и прощание в школе и дома

    12.12

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног,

    14


    туловища, головы.

    Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

    23

    Употребление        слов «здравствуй,        здравствуйте, доброе утро, до свидания»

    14.12

     

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет») Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания»

    24

    Использование выразительных средств речи, помощников речи

    19.12

     

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

    25

    «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!»        Выявление представлений детей по теме

    21.12

     

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

    Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

    26

    «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

    26.12

     

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и проговаривания по образцу речи взрослому. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

    Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

    27

    «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся

    28.12

     

    Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и проговаривания по образцу речи взрослому. !». Составление предложений по вопросам учителя

    Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

    28

    «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

    11.01

     

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание. Сравнение 2-х предметов по заданному признаку Игры и упражнения:

    «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

    • «Лото»,

    • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    29

    «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

    16.01

     

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание. Коллективное составление рассказа по теме Игры и упражнения:

    «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

    • «Лото»,

    • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    30

    «Играем в сказку: Теремок».

    18.01

     

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание. Выявление представлений детей по теме Игры и упражнения:

    «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

    • «Лото»,

    • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    31

    «Играем в сказку: Теремок».

    23.01

     

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание.        Называние        предметов        и        действий        с        ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

    Игры и упражнения: «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты

    16


    • «Кто где живёт?», • «Лото»,

    • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    32

    «Играем в сказку: Теремок».

    25.01

     

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание. Составление предложений по вопросам учителя -Игры и упражнения:

    «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

    • «Лото»,

    • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    33

    «Играем в сказку: Теремок».

    30.01

     

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание. Сравнение 2-х предметов по заданному признаку -Игры и упражнения:

    «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

    • «Лото»,

    • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    34

    «Играем в сказку: Теремок». Употребление вежливых слов

    01.02

     

    Развивать зрительное восприятие и внимание.

    Игры и упражнения: «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

    • «Лото»,

    • «Найди по контуру»,

    17


    • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    35

    «Играем в сказку: Теремок».

    06.02

     

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание. Коллективное составление рассказа по теме Игры и упражнения:

    «Кто спрятался?»

    «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты • «Кто где живёт?»,

    • «Лото»,

    • «Найди по контуру», • «Найди по силуэту»,

    • «Найди место куклам»

    36

    «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

    08.02

     

    Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение. Выявление представлений детей по теме

    Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

    37

    «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

    13.02

     

    Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

    Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

    38

    Составление предложений по вопросам «Школьная жизнь

    15.02

    Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

    Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

    39

    «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

    27.02

    Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение Сравнение 2-х предметов по заданному признаку

    Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

    18


    40

    Употребление вежливых слов

    01.03

    Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

    Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

    41

    Коллективное        составление рассказа по теме

    06.03

    Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

    Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

    42

    «Игры и игрушки: В магазине игрушек»

    13.03

    Выявление представлений детей по теме

    Изучение и закрепление наиболее распространённых цветов, Различение полосок бумаги по цвету и расположению. Хоровое проговаривание и называние цветов и расположений полосок с употреблением предлогов. Раскрашивание предметов по образцу.

    43

    «Игры и игрушки: В магазине игрушек».

    15.03

    Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

    Работа с цветными полосками, воспроизведение размещенных на образце сочетаний цветов, с индивидуальным проговариванием получившегося результата на основе речевого клише. Обведение предметов,        контуров        (рамки        Монессори),        называние        и раскрашивание предметов.

    44

    «Игры и игрушки: В магазине игрушек».        Составление предложений     по        вопросам учителя

    20.03

    В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя

    Знакомство с видами штриховки. Обводка по штриховой линии, штриховка, раскрашивание. Работа с рамками Монтессори. Штрихование круга, квадрата внутри рамки.

    45

    «Игры и игрушки: В магазине игрушек».

    22.03

    Сравнение 2-х предметов по за данному признаку -Презентация «Моя любимая игрушка» с опорой на изображение или саму игрушку.        Слушание        высказывания        товарищей.        Извлечение информации. Составление простейших     загадок по алгоритму,

    19


    отгадывание загадок полным ответом с использованием речевых клише.

    46

    «Игры        и        игрушки: Употребление вежливых слов

    05.04

    Рассматривание картины «В магазине игрушек».».        Беседа по картине. Составление связного описательного рассказа, путем ответов на вопросы по цепочке        с        использованием     речевого клише. Игра на классификацию «Кто в каком домике живет?»

    47

    «Я дома: Мой адрес»

    10.04

    Выявление        представлений        детей        по        теме        Закрепление представлений о фруктах и овощах. Обведение соответствующих контуров.      Игра        на        классификацию      «Кто      где        живет?». Дорисовывание геометрических предметов до узнаваемого целого. Штриховка, раскрашивание. Вписывание круга в квадрат.

    48

    «Я дома: Мой адрес».

    12.04

    Рассматривание учебных принадлежностей, которые необходимы для        работы.        Умение        слушать.        Извлечение        необходимой информации из прослушанных текстов. Игра на классификацию предметов «Кто в каком домике живет?» ( «Овощи», «Фрукты», «Учебные принадлежности», «Одежда»). Хоровое проговаривание названий, с похлопыванием слогового и интонационного деления. Условно –графическое списывание образцов с доски.

    49

    Составление предложений по вопросам        «Я        дома:        Мой адрес».

    17.04

    Знакомство с уроком. Беседа о правилах поведения на уроке. Рассматривание картинки с изображением дома. Сравнивание с учеником школы. Поисковая беседа «Найти сходства и различия». Ответы с использованием речевых клише.        Слушание ответов товарищей.

    50

    «Я дома: Мой адрес».

    19.04

    Рисование        по        точкам,        обводка        по        контуру,        штриховка получившихся      изображений,        раскрашивание        получившихся предметов      с      сохранением      контура      предмета.      Игра        на классификацию «Кто где живет ?» на основе классификации учебных принадлежностей.

    51

    «Я        дома:        Мой        адрес». Употребление вежливых слов

    24.04

    Рисование        по        точкам,        обводка        по        контуру,        штриховка получившихся      изображений,        раскрашивание        получившихся предметов с сохранением контура предмета. Соединение предмета

    20


    и его формы. Пальчиковые гимнастики

    52

    «Я        дома:        Мой        адрес». Коллективное         составление рассказа по теме.

    26.04

    Составление простейшего рассказа из 2-3 предложений о семье с опорой на фотографию. Называние родителей по имени и отчеству. Фронтальный опрос с полным ответом на вопрос «Кто это?» с использованием заученного речевого клише, постоянно напоминаемого учителем.

    53

    Повторение        пройденного материала

    03.05

    Штриховка новыми способами: слева- направо, справа – налево, штриховка с сохранением требуемой формы (отрывисто- елка, плотно – камень и т.д.)

    54

    Право-лево

    08.05

    Раскрашивание,        штриховка        сверху        -вниз,        слева        -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

    55

    сверху -вниз, слева -направо.

    10.05

    Раскрашивание,        штриховка        сверху        -вниз,        слева        -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

    56

    предложение.

    15.05

    Знакомство с предложением. Составление предложений из сюжетно –ролевых карточек. Чтение по сюжетно ролевым карточкам. Сюжетные картинки. Раскладывание, составление связного рассказа.

    57

    «Распорядок дня школьника».

    17.05

    Рассматривание сюжетно – ролевых картинок по теме «Режим дня». Составление связных высказываний по картинкам, с использованием предлогов «сначала, потом, после этого и т.д. практические упражнения, игра «Режим дня». Чтение по сюжетно-ролевым        карточкам.        Сюжетные        картинки.        Раскладывание, составление связного рассказа по карточкам.

    58

    Мое любимое занятие

    22.05

    В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения      материала,      опираясь      на      иллюстративный      ряд,

    21


    составление связных высказываний с опорой на сюжетные картинки, путем использования речевого клише. Презентация «Моё хобби».

    59

    Круг, квадрат

    24.05

    Раскрашивание,        штриховка        сверху        -вниз,        слева        -направо. Обведение по контуру : круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

    60

    «Сад», понятие о слоге, как части слова.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме по заданной теме с опорой на картинку. Умение слушать высказывание товарищей, извлекать из них информацию. Прохлопывание слогового и интонационного деления слова.

    61

    Точка, линия

    Рассматривание различных видов орнамента, рисование орнамента из точек и горизонтальных линий. Составление своего орнамента.

    62

    Наклонные палочки

    Работа в тетрадях. Прописывание (рисование) наклонных палочек по точкам. Составление орнамента из палочек и точек.

    63

    Рабочая строка

    Прописывание палочек и точек в рабочей тетради. Рисование орнаментов из палочек и точек на рабочей строке.

    64

    Различение        звуков окружающей действительности,        понятие «звук»

    Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой        информации        из        прослушанного.        Составление описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише.

    65

    Понятие «звук»

    Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой        информации        из        прослушанного.        Составление

    22


    описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише.

    66

    Звуки неречевые и речевые.

    Прослушивание дисков «Звуки природы», «Звуки человеческого голоса». Различение речевых и неречевых звуков. Выделение нужного        звука.        Отчетливое        произнесение звуков.        Хоровое проговаривание звуков.        Определение места звука в слове. Рисование звуков пальчиковыми красками.

    23


    Материально-техническое обеспечение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

    функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи

    природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;

    разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);

    Учительский стол. Учительский стул.

    Ученические парты 6 Ученические стулья7 Ноутбук

    Дидактический материал

    № п/п

    Наименование

    1

    Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций:

    2

    Таблицы с буквами, животными, растениями

    Проверочный материал

    № п/п

    Наименование

    1

    Печатные задания по программе

    Раздаточный материал

    № п/п

    Наименование

    Количество

    1

    Раскладные пирамидки, полоски цветного картона разной длины и ширины

    2

    Геометрическое лото и др. игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики

    3

    Спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи

    Список литературы:

    Альтернативная        коммуникация.        Методический        сборник.        Автор-составитель-Штягинова Е.А.Новосибирск..2012.-65с.

    Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П.        Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]

    Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

    Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. Ярославль: «Академия развития»,2007.-237с.

    Войлокова        Е.Ф.,        Андрухович        Ю.В.,        Ковалева        Л.Ю.        Сенсорное        воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005-304 с.

    Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

    Иллюстративный материал по обучению грамоте и развитию речи. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013г. 30 стр.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя – М.: Просвещение, 1990, - 191 с.

    Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для подготовительного класса

    специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой. Москва, «Просвещение», 2012 год.

    Нищева Н.В.Автоматизация и дифференциация звуков. Картинки и тексты. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013г.40стр.

    Нищева Н.В.Картотека предметных картинок. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2013.50 стр.


    27


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

    Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

    Адаптированная рабочая программа по курсу: «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1в класса

    Адаптированная рабочая программа учителя - логопеда по курсу "Альтернативная коммуникация" для ребенка с ОВЗ....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

    Рабочая программа внеурочной  деятельности  по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса.Разработана для детей с ТМНР...

    Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)

    Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...

    рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс

    рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО(ИН) ТМНР (вариант 2)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

    КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...

    Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В класс.

    Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В к...