Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников.
статья на тему

Маркова Раиса Ивановна

         Повышение эффективности учебно-воспитательной работы с детьми  в начальных   классах зависит  от ряда условий: наполняемости класса , состава учащихся, их подготовленности к  обучению,  оборудования и оснащения учебно-воспитательного процесса,  подготовленности учителя к работе с данным контингентом учащихся, его  педагогической  грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_subektivnogo.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  субъективного  фактора в обучении  и  воспитании  школьников.

         Повышение эффективности учебно-воспитательной работы с детьми  в начальных   классах зависит  от ряда условий: наполняемости класса , состава учащихся, их подготовленности к  обучению,  оборудования и оснащения учебно-воспитательного процесса,  подготовленности учителя к работе с данным контингентом учащихся, его  педагогической  грамотности.

       Существенное влияние  на качество  и результаты   учебно-воспитательной работы с детьми оказывают уровень  общей  и  педагогической  культуры  учителя;  особенности его отношения к себе, своей  профессии,  к учащимся, к работе с ними и её результатам. Немаловажное значение имеют также характерологические особенности учителя, интенсивность их проявлений. Качество  и результаты учебно-воспитательной работы с детьми зависят именно от характера учителя, особенностей его  субъективной позиции в  системе деловых и личных взаимоотношений  с учащимися. Любит учитель  свою профессию, детей или равнодушен к ним, стремится разобраться в их индивидуальных особенностях и возможностях, относится к ним с уважением, бережно и дружелюбно или  наоборот, бывает с детьми сух, недружелюбен, равнодушен к их учебным успехам, положению в классе и в семье. Все эти факторы сказываются на субъективных проявлениях учителя в повседневной работе с детьми, в многочисленных соприкосновениях его с чувствами и переживаниями детей, оказывают  влияние на психический настрой и  самочувствие детей, на их учебные  успехи  и поведение, на  отношение к учителю, учёбе, школе,  друг к другу.

        Роль субъективного фактора не  исчерпывается его  сиюминутным, одномоментным  воздействием на  учащихся, их настроение,  положение в учебной  деятельности и коллективе  товарищей. Роль этого фактора  значительно глубже и шире. В  сочетании с  личностными  и профессиональными  качествами учителя и их проявлениями субъективный фактор  определяет содержание, направление и  интенсивность воспитательного  влияния учителя на учащихся.

          Добросовестность  или небрежность в работе, сдержанность  или  раздражительность  в  общении с детьми,  доброжелательность  или  равнодушие  в  отношениях с ними -  всё это  не только  влияет  на детей,  их  настроение,  работоспособность, но и воспитывает их. Воспитывает у учащихся аналогичное  отношение к своей деятельности,  её  результатам,  друг к другу.

           Каким  учитель  входит  в класс:  спокойным  или весёлым, сдержанным  или раздражённым, как  он реагирует на плохую  или хорошую отметку  ученика,  на его проступок  или шалость,  как относится к  сильным и слабым  ученикам – это и многое другое,  повторяясь многократно, так  или  иначе проявляет  устойчивую субъективную  позицию  учителя в системе его взаимоотношений  с  учащимися,  оказывает на них  соответствующее воспитывающее влияние.   Дети хорошо умеют чувствовать  и  различать  мимолётные,  временные  изменения в поведении  и настроении учителя от  устойчивых проявлений,  обусловленным  его индивидуальными  особенностями, отношением к ним.

                 Учитель  спокойный, доброжелательный  и терпеливый  одним  своим  присутствием  благотворно действует на детей,  их  психическое  и физическое самочувствие,  работоспособность  и  настроение. У такого учителя  дети  оживлённы, добры, веселы.  Они охотно посещают  школу, послушны и контактны,  более организованны и дисциплинированны.  Особенно благотворно  такие учителя  действуют на ослабленных, отстающих  учащихся,  психически  неустойчивых  и  чувствительных.  Внимательное,  доброжелательное  отношение к ним, индивидуальная помощь  в учёбе, посильность  требований  и  щадящие  нагрузки  позволяют постепенно  подтянуть этих учеников  до уровня благополучных в поведении, уверенно успевающих.

    Дети учатся у учителя доброте, уважению,  требовательности к себе  и  другим,  верности  и  преданности  своему  делу, энтузиазму  и подвижничеству – всему тому,  чему  дети  могут  научиться  лишь  в  процессе  непосредственного  общения  и  сотрудничества  с  учителем.

          Счастливы  и  благополучны  те  ученики,  которые с первых  лет их  школьной жизни  находят  в учителе  доброго  защитника,   мудрого  наставника,   умелого  педагога,  научившего  их  не  только  основам  грамоты,  но  и основам  человеческого  общения,  отношения  к  труду  и  людям,  к жизни  вообще.