Программа факультатива "Юный художник" 1-4 класс
рабочая программа на тему

Макарова Ольга Владимировна

Курс внеурочной деятельности "Юный художник" может быть реализован в  любом УМК начальной школы. Содержит программу и календарно-тематическое планирование для 1, 2, 3, 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_hudozhnik.rar110.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

Программа факультатива «Юный художник» поможет  детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения.

     Занятия на занятиях  увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи  и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.    

     Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.

Цель учебного курса

  • Приобщение к искусству
  • Овладение способами художественной деятельности
  • Развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка
  • Формирование чувства  прекрасного, приобщение к культурному наследию
  • Развитие личности учащихся средствами искусства;
  • Развитие индивидуальности

  Задачи курса

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение             нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств
  • Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения        подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к    эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру
  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:     изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли   в жизни человека и общества;
  • Овладение элементарной художественной грамотой, формирование      художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных    
  • видах художественнотворческой деятельности
  • Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными    художественными материалами

 

Место предмета в учебном плане     

Факультатив «Юный художник» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе: 1 час занятий в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

         

  Художественные  и  музыкальные  знания,  умения  и  навыки  уже  являются  не  целью,  а  основными  средствами  формирования  культуры, композиция,  форма,  ритм,  пропорции,  пространство,  цвет,  звук,  слово,  темп, динамика и др.  группируются вокруг общих  закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В  начальной  школе  важно  показать  ребенку  связь  искусства  с  его личным  миром  его  мыслей  и  чувств.  

           Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.

Содержание факультатива «Юный художник»

Раздел 1. «Художественный язык изобразительного искусства» (13 часов: 13 – практических работ)

        Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактуры); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Раздел 2. «Мир изобразительных искусств» (11 часов: 10 – практических работа, 1 – обобщение темы)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта Ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А. К. Саврасова, И. А. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, К. Моне, В. Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова и др.).

Раздел 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (9 часов: 7 – практических работа, 2 - обобщение)

    Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

  • изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура)
  • декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн)
  • художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура)

К концу курса факультатива «Юный художник» учащиеся должны

знать/понимать :

  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

уметь :

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Результаты освоения курса «Юный художник» первого года обучения по разделам

Раздел 1. «Художественный язык изобразительного искусства» 

Цель: формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения в 1 классе учащиеся должны знать/уметь :

- основы художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции;

- элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция);

- элементарные основы живописи (основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета);

- основы скульптуры (объем, ритм, фактура);

- основы архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);

- основы декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета).

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;

- воплощать собственный замысел с помощью основ художественного языка (рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции);

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.

Раздел 2. «Мир изобразительных искусств» 

Цель: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Дети должны знать/уметь: 

- проявлять интерес к произведениям отечественных и зарубежных художников, уважительно относиться к патриотическим темам в произведениях отечественных художников;

- видеть черты неповторимого своеобразия в художественной культуре России и мира.

- активно включаться в анализ произведений отечественных и зарубежных художников.

- знать общее представление о видах изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью;

- знать жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж, натюрморт и анималистический жанр;

- уметь выявлять в произведениях художников связь изобразительных, декоративных, конструктивных элементов.

Раздел 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» 

Цель: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

Учащиеся должны знать/уметь: 

- передавать настроения в творческих работах с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента, конструирования, материала.

- творчески работать в различных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура);

- выполнять проекты в различных видах декоративно-прикладной деятельности (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий);

- работать в различных видах художественно-конструктивной деятельности (бумагопластика, лепка).

- произведения народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа;

- уметь владеть первичными навыками рисования с натуры, по памяти и воображению;

- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы;

- владеть навыками бумагопластики.

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса

Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

видео и аудио аппаратура

компьютер

сканер

принтер

ксерокс

проектор  

мультимедийная установка

подборка информационной и справочной литературы

разработки конкурсных программ, викторин

игровой материал

СD, DVD

видеоматериал

наглядные пособия

дидактический материал

диагностические методики

Тематическое планирование факультатива

 «Юный художник»

Тема урока

Содержание

Дата

1 «А»

четверг

1 «Б»

понедельн

1 «В»

пятница

Раздел1. «Художественный язык изобразительного искусства»

1

Чем и на чем рисует художник.

Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами.

08.09

05.09

02.09

2

Учимся рисовать кистью.  

Различные способы исполнения произведений живописи; техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью.

15.09

12.09

09.09

3

Линия и штрих – основа рисунка  

Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих); Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом.

22.09

19.09

16.09

4

Форма предметов.

Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы.

29.09

26.09

23.09

5

Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.

Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов.

06.10

03.10

30.09

6

Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета.

Отдельные произведения живописи, понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой.

13.10

10.10

07.10

7

Техника работы акварелью.  

Акварельные краски, разные техники работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом.

20.10

17.10

14.10

8

Техника работы гуашью.

Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью.

27.10

24.10

21.10

9

 Композиция рисунка.  

Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа.

10.11

07.11

28.10

10

 «Давай поиграем»- рисуем пальчиками.

Техника рисования пальчиками.

17.11

14.11

11.11

11

Рисуем пальчиками

Техника рисования пальчиками на тему: Деревья

24.11

21.11

18.11

12

 Рисуем пальчиками

Техника рисования пальчиками на тему: Веселая бабочка.

01.12

28.11

25.11

13

Рисуем пальчиками.

Техника рисования пальчиками на тему: Ветка рябины.

8.12

05.12

02.12

Раздел 2. «Мир изобразительных искусств»

14

Вид изобразительного искусства –живопись. «Сказка про осень»- рисование на тему.  

Понятие «вид изобразительного искусства - живопись». Красота русской осени в живописи на примере произведений И. Левитана и В. Поленова.

15.12

12.12

09.12

15

Вид изобразительного искусства – графика.  

Понятие «графика». Сравнение графики с живописью и их отличия. Графика – это рисунки карандашом, пером и тушью, углем, сангиной, соусом. Гравюра, линогравюра, офорт.

22.12

19.12

16.12

16

Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных»- лепка животных .

Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм».

Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия.

12.01

26.12

23.12

17

Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство».  

Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.

Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.

18

Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения для новогоднего стола; коллективная работа

Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогоднего стола, использование законов композиции.

19

Виды изобразительного искусства. Викторина

Обобщение знаний по видам изобразительного искусства. Рассказ-описание любимой картины.

Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства.

20

Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей.  

Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Различие оттенков красок.

21

Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы»  

Цветовое богатство зимнего пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства

22

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря.  

Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений.

23

Портрет. Рисование по памяти портрета друга.

Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением основных пропорций.

24

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество.

Раздел 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»

25

Открытка как самостоятельное художественное произведение

Из истории открытки, виды открытки.

26

Рисовать можно пятном.  

Пятно как одно из главных художественно-выразительных средств живописи. Обобщение по теме «Живопись» в виде теста.

27

Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы»

Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи, из истории промысла Хохломы, техника хохломской росписи.

28

«Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.  

Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).

29

«Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

Дымковская игрушка. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

30

Техника граттаж

Графическая техника. «Граттаж». Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

31

Графика.

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

32

Конструирование птиц из бумаги.

Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их. Приемы бумагопластики

33

Обобщение. Искусство народных мастеров России

Урок - путешествие в страну народных мастеров России. Повторение и закрепление знания о промыслах России.

Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник «Украсим школу своими руками».

Библиографический список

  1. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа
  2. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  3. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение
  4. Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 2009. – 54 с.
  5. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
  6. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
  7. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 2011 – 112 с.
  8. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент
  9. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент
  10. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО
  11. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
  12. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 68 с.
  13. Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...