«Повышение качества чтения и письма у младших школьников»
статья на тему

Лаптева Раиса Владимировна

Тему, над которой работаю, определила исходя из контингента моего класса «Повышение качества чтения и письма у младших школьников». Хотя проблема чтения и письма рассматривается более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших, т.к. в последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. И одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapteva_r.v._chered.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Лаптева Раиса Владимировна  МБОУ «Гимназия им.                

                                                Горького А.М.»»

«Повышение качества чтения и письма

у младших школьников»

      Тему, над которой работаю, определила исходя из контингента моего класса «Повышение качества чтения и письма у младших школьников». Хотя проблема чтения и письма рассматривается более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших, т.к. в последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. И одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом .

  Поэтому цель моей работы по этой проблеме: совершенствовать у ребят оптимальное чтение, т.е. чтение со скоростью разговорной речи, а это от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособлен артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Группой психологов из личных наблюдений, исследований была выявлена такая закономерность - учащиеся, которые к концу начального обучения читали 150 слов в минуту -  учатся на «5», 120 – на «4», 90- на «3».

     Как же добиться оптимальной скорости чтения, т.е. от 120 до 150 слов в минуту. Это, прежде всего,

  • работа над развитием артикуляционного аппарата  
  • дикции
  • работа над развитием угла зрения, т.к. глаза всегда видят сразу всё слово, всё предложение, выработать привычку видеть уже следующее слово и произнести его в темпе разговорной речи.
  • развивать оперативную память, чтобы прочитав предложение, ребёнок помнил набор предложений, состоящих из 46 букв.

Бывает так - прочитал  2-3 предложения набором из 17-20 букв, пока до конца дошёл, забыл первые слова.

  • развивать объём внимания

Для систематической работы составила «Программу скорочтения», дополняющую основную программу по чтению. На каждом уроке  чтения отвожу на её реализацию по 15 минут.

    Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся. Начиная с 1-го класса и по 4-ый с усложнением.

Выделила такие разделы упражнений.

  1. Упражнения на развитие дикции

- заучивание скороговорок,  чистоговорок,  нестандартов – 1.2,3.4 класс.

Например,                                                          

Ра, ра, ра  - начинается игра .                           Мышка сушек насушила,

                                                                             Мышка мышек пригласила,

Ры – ры- ры – у нас в руках шары                    Мышки кушать сушки            

                                                                              Стали,

осма     иска                        арка- арца                     Мышки зубки поломали.        

шика     аспи                        арта-арда

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

-чтение согласных (учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда)

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

II Упражнения на развитие внимания

1кл. «Назови предметы по порядку»

          « Что изменилось?»

          «Буква заблудилась»

2кл.   «Красно- чёрная таблица»

          «Счёт от 10 до 1, а написание наоборот или от 20 до 1 и наоборот»

           «Чтение слов в столбиках за 2-3 сек.»

3-4кл. «Назови цифры и буквы по порядку 9 значков»

           «Назови город, который был среди слов»

           «Чтение  разрезанного текста»

III Упражнения на развитие поля зрения

1.Квадраты   Шульте 1кл- 3x3, 2кл- 4 x4, 3кл – 5 x 5. 4кл.- 6 x 6.

2.Чтение слов - ромбов, трапеций с 1 по 4 класс с усложнением.

3.Чтение разрезанного текста с усложнением, в зависимости от класса.

IV.  Упражнения  на развитие памяти.

1.Заучивание скороговорок, стихов.

2.Назвать слова в том порядке, в каком записаны.

3.Слуховые диктанты.

V . Упражнения на работу обеих  полушарий  головного мозга одновременно.

  1. Заучивание скороговорок с движением руки.
  2. Чтение текста и одновременное постукивание карандашом.
  3. Чтение набора диктанта из 6 предложений , каждое прочитать 6 раз с загибанием пальцев.

  Результаты работы в этом направлении есть, если в 1 классе ни один ребёнок не мог произнести скороговорку, даже самую элементарную, то во 2 классе у единиц только не получается. Очень тяжело шло чтение при произнесении нескольких согласных, это тормозило темп чтения, следовательно, ребёнок не получал смыслового значения слова и даже забывал о чём он читает. 60% учащихся уже близки к нормам скорочтения, т.е. 90 слов в минуту,50% из них уже выше этой нормы.

Для повышения качества письма к основной программе по русскому языку разработала программу по разделу «Словообразование», отводя  по 15 минут на каждом уроке русского языка. Из опыта своей работы увидела, что учащиеся начальной школы часто не понимают элементарного значения слов, а если где- то и понимают, то не могут объяснить , почему именно так, а не иначе, например, звучит тема, дано название и т.д. На уроке математики всё равно приходится объяснять , что значат слова «слагаемое», «слагаемое» при изучении компонентов. Так дети быстрее запоминают правило, чем просто выучить , не понимая значения слов.

      Поэтому перед собой поставила задачу: с первых дней обучения школьников дать более углубленные знания по русскому языку, показать закон несовпадения произношения и написания, затронуть все разделы русского языка: особое место отвести словообразованию. В начальной школе изучается раздел «Состав слова», но при изучении этого раздела учащиеся получают готовые единицы - производные слова. А в «Словообразовании» уже сам термин говорит за себя, т.е. как ,каким способом образовано слово, находят производящую основу, это позволяет увидеть механизм действия словообразовательной системы. Т.е. составляется полная характеристика слова: семантическая, грамматическая, словообразовательная. Дети привыкают смотреть на слово как на продукт, состоящий из частей, так легче знать правописание.  Т.К. сам способ сводится к математическому- запоминаем суффиксы, приставки, корни, а затем образовываем слова. В ходе такой работы дети видят функцию каждой части не только в общем, а конкретно, отсюда грамотнее письмо. Позже, к 4 классу идет классификация суффиксов, какие участвуют при образовании  имён существительных, какие при образовании имён прилагательных, глаголов. Так легче определить как пишется то или иное слово. Главное внимание, конечно, уделяется корням. На ватмане изображено дерево   с его частью -  корень. На эту часть рисунка -  на корень дерева прикрепляется табличка, например, где написан корень «добр». Детям даётся задание  сначала выяснить, что обозначает этот корень, т.е. по корню они уже определяют смысловое значение слова, а затем придумывают всевозможные однокоренные слова. А на дереве  - это листочки , т.е. суффиксы, приставки. Суффиксы обозначаем чёрным цветом, приставки – синим, корни - красным, а окончания- зелёным.

Записываем все слова, которые  составили с корнем «добр». Например, добро,  доброта,  добренький, добрая, добрячка,  добряк и  т.д.  В тетради  чертим схемы слов. Галочкой обозначаем место корня, а суффиксы прописываем и окончания. Например, в нашем случае   это будет выглядеть так:  V + от + а

                            V+ еньк + ий

                             V+ ячк  +а

                              V + як 

Дети часто делают ошибки в сочетании – чк, - чн.  А это сочетание встречается в суффиксах и для того, чтобы не допускали ошибок, недостаточно того, чтобы сказать - просто запомните. Мы выписываем  схему со словом V+ ячк  +а

 добрячка, определяем значение суффикса ( в данном случае принадлежность к какой – либо категории человека) и вместо галочки подставляем другие корни и получаем новые слова. Видя такой механизм, дети, конечно, лучше усваивают правописание частей слова.

В данном случае к схеме подобрали такие слова: морячка, скрипачка, беднячка,  мерзлячка, богачка, силачка. Выделяются суффиксы и запоминаются. Второе значение этих суффиксов уменьшительно - ласкательное : лица, предмета: дудочка, собачка, сумочка, подушечка, дочечка, сказочка, конфеточка и т.д.при такой работе дети не получают готовые единицы, не принимают эти суффиксы как единичные в слове, их немного- ачк,- ячк, очк,-ечк  их запоминают, связывая с функцией, а слов образуется множество, но ребёнок помнит, независимо от слова, как правильно писать  эти суффиксы. Аналогичная работа проводится и по правописанию приставок. Также чертится схема слова. Например, надо проработать слово опал, для запоминания приставки ┌о, определяем значение приставки - потерять первоначальное свойство, чертим схему и подбираем множество слов с этим значением приставки, проделав такую работу , дети осознанно пишут другие слова правильно.

 О+V – ослеп, оглох, онемел, обеднел, и т .д.

    Результаты работы есть. Учащиеся стали писать более грамотно, пополнился словарный запас, свободнее стали выражать свои мысли, улучшился результат при написании сочинений. Увеличилась скорость при выражении своих мыслей.  Главное, что детям такая работа интересна, она своего рода, напоминает исследование, поэтому усваивается без труда и осознанно.

Литература: Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Н.шк.№8.1990г.

                      Ефименкова Л.Н. «  Коррекция устной и письменной речи  

                                                    учащихся начальных классов» . М., 2001г.

                      Интернет ресурсы:    

              http://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-zritelnyih-diktantov-po- 

              sisteme-fedorenko.html

              http://fb.ru/article/43438/sposobyi-slovoobrazovaniya-v-russkom-               

              yazyike  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...

Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА  ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ  В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...

доклад по теме "Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.

Доклад к презентации "Качества чтения и письма", рассмотрены нарушения при чтении и письме...

Доклад на тему: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов»

Доклад на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов...

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов. Выступление на МО

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов. Выступление на МО...