Педсовет «Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности»
материал на тему

Максимова Анастасия Александровна

 Обобщенной характеристикой личности педагога является его педагогическая культура, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно­воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся и воспитанниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_kultura_pedagoga.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности»

Цель:

 -Постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей её составляющей.

-Определить наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности для педагогического коллектива МОУ «СОШ № 62»

Педагог – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.

Педагог-учитель (преподаватель) должен в совершенстве знать предмет, методику его преподавания, педагогику, педагогическую, возрастную и социальную психологию, формы и методы обучения и воспитания учащихся, основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики. Должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический». (М. М. Поташник.)

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку.

«Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог»

А.С. Макаренко.

Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерий педагогического мастерства.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы педагога, проявляющаяся в хорошей успеваемости, воспитанности школьников, т.е. педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия «Педагогическое мастерство» возникает ряд вопросов:

- Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

- Педагогическое мастерство - это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?

- Что является критерием педагогического мастерства?

- Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?

К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способного к педагогическому творчеству и обладающего педагогическим мастерством.

С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность педагога, это:

  • интеллект,
  • общая культура,
  • уровень профессиональной подготовки,
  • особенности его характера и темперамента,
  • присущие данной личности нравственные ценности.

Задача нашего педсовета не оценить того или иного педагога, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учителя и воспитатели работали успешно и качественно.

Условно все критерии, которые определяют успешность работы педагога можно разделить на 3 группы:

1. Педагогические;

2. Психологические;

3. Личностные.

I. Педагогические критерии успешности педагога.

О работе учителя, воспитателя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий - это уровень обученности, воспитанности обучающихся, подготовка к дальнейшей жизни в обществе.

Второй критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Поэтому важным критерием успешности работы педагога становятся его самообразование, целью которого является овладение ими теоретических сведений о различных методах и формах преподавания и воспитания.

Третий критерий - образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения качества преподавания.

С.Ожегов дает такое определение самообразованию: «Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Четвертый критерий - способность к самоанализу. Каждый педагог, безусловно, всегда размышляет по поводу того, что он делает.

Пятый критерий- инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию всей школы.

Психологические критерии успешности педагога.

Стиль общения учителя, принятая им позиция - это первое что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе.

Второе - это значимость учителя для учеников.

Общение с людьми, кем бы оно не осуществлялось (педагогом, врачом, руководителем и т.д.), невозможно без активной работы над собой, своим характером, поведением, отношением к окружающим. Педагог должен, прежде всего, быть готовым «менять себя», иначе ему не стать профессионалом.

Профессионально - личностные критерии успешности педагога.

Профессия педагог - особенная. Учителя и воспитатели - это такие люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно, т.к. интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний.

Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель или воспитатель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом,собственный имидж.

Высокая педагогическая культура - условие успешной профессиональной деятельности учителя

Культура - (с лат. cultura - возделывание, обрабатывание) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Ученые выделяют три основные функции культуры:

  • познавательную;
  • информативную;
  • коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение.

Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет.

Составные элементы культуры:

1. Культура личности.

2. Профессиональная культура.

3. Педагогическая культура.

1. П е д а г о г и ч е с к а я к у л ь т у р а - это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

П о к а з а т е л и     п е д а г о г и ч е с к о й          к у л ь т у р ы:

- состояние и качество образования;

- уровень образованности в обществе;

- культура организации образования в конкретной школе;

- мастерство отдельного педагога.

Профессиональная культура- это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.

Культура педагога - комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества(характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.

Внутренняя культура педагога - это тот стержень, та основа, которая

определяет его поведение в различных жизненных ситуациях,

профессиональной деятельности». Следовательно, речь идет не только об

уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о

сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах,

определяющих сферу и условия их повседневного проявления.

Современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и «терапевтический эффект воздействия». 

Вступая в контакт с окружающими людьми, необходимо учитывать множество элементов: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу. 

Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности.

Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение педагога и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п. 

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке( занятии) и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. 

Антон Семенович Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал, как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения

Много мудрых советов относительно педагогического общения сказал Василий Александрович Сухомлинский. Он подчеркивал, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной советской школы, Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: « Каждое слово сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Это позволяет лучше понять и усвоить тему урока. 
В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал:«Слово педагога должно прежде всего успокаивать».

Сухомлинский видел мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником. 

Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий

Педагог - профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко - роль, чтобы не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергичного», другие - «хладнокровного», третьи - « волевого», четвертые - « добродушного » одинаковых педагогов не бывает!!! Все мы разные!


Проблемы профессиональной деятельности учителя(педагога).

В начале профессиональной деятельности

(стаж до 6 лет) - формирование стиля:

Этап профессиональной зрелости

(от 7 до 15 лет стажа)

(от 16 до 25 лет стажа)

-стабильный период.Период лидерства и мастерства.

.Этап зрелости

( от 25 лет стажа)- специалисты.

В начале профессиональной деятельности (стаж до 6 лет) - формирование стиля:

Если на этом этапе жизни у человека отсутствует надлежащее качество энтузиазма, то в такой жизни немного будет предпринято и еще меньше совершенно”.

Английский писатель СэмюэлСмайлс

Характерные черты этого этапа:

  • низкий материальный уровень;
  • ситуация не соответствует подготовке в вузе (недостаток опыта и знаний);
  • желание самоутвердиться;
  • сложность приспособиться к нормам и принципам школы;
  • большая часть сил и времени уходит на подготовку к урокам;
  • перенапряжение, неумение переключать внимание, отделять главное от второстепенного.

Главные вопросы:

  • Как добиться взаимопонимания с учащимися?
  • Как завоевать авторитет в глазах учеников?
  • Что значит найти свое место в педагогическом коллективе?
  • Как вести себя в каждом конкретном случае?

Найдите и сообщите всем позитивные способы решения ваших общих проблем.(выступают молодые педагоги)

Начинающие учителя

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации.

Это объясняется небольшим опытом; страхом, потерпеть неудачу или совершить ошибку.

Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать”.

Федор Михайлович Достоевский

Этап профессиональной зрелости

(от 7 до 15 лет стажа)

Период лидерства и мастерства

Стабильный период.

Характерные черты этого этапа:

  • профессия - главный смысл деятельности;
  • повышенная величина рабочего времени;
  • средняя величина рабочей недели до 57 часов.

Главные вопросы:

  • Что я сделал?
  • Неужели это будет моей жизнью и впредь?

(выступают педагоги со стажем работы от 7 до 15 лет)

Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность.

Характернойособенностьюявляетсяумениесправитьсясчастонеординарнымиситуациями.

Этап профессиональной зрелости

(от 16 до 25 лет стажа)

Главные вопросы:

  • “Я должен”
  • Профессия - главный смысл деятельности.

(выступают педагоги со стажем работы от 16 до 25лет)

Общие проблемы:

  • Коммуникативные нагрузки:
  • С учениками разного возраста учитель говорит 6 - 10 часов в сутки;
  • За урок учитель предъявляет около 100 требований учащимся;
  • Неудовлетворенность бытовыми условиями- 60%;
  • Неудовлетворенность работой классного руководителя -40%;

( много требований, бумаг, оплачивается данный труд низко!!!!)

Непонимание в коллективе - 50 %;

Несправедливость действий руководства -17 %;

Нет социального признания.

Найдите и сообщите всем позитивные способы решения ваших общих проблем.

Стаж работы от 10 до 15 лет – педагогический кризис – пополнение “золотого фонда” педагогических кадров

Причины кризиса:

  1. Нет ожидаемой отдачи от своей деятельности;
  2. “Механизм мастерства”

(при объективно эффективной работе субъективно нет чувства новизны, увлеченности, удовлетворения)

  1. Взаимоотношения с коллективом.

Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

Зрелые люди - это те, кто заботится о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут”.

Эрик Эриксон

Психолог

  1. После 25 лет стажа

Настоящая жизнь начинается в 50 лет. В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить”.

Эдвард Уильям Бок

Американский журналист и писатель

Специалист достигает:

В 50 лет - пик писательского мастерства (прозаика),

В 55 лет - пика исторических исследований,

В 60 -пика политической деятельности (во власти).

Слова Эдвард Уильям Бока

“Учителя после 50-ти - это те, на которых держится школа. И я не знаю, что мы будем делать, когда они уйдут на пенсию”.

Характерные черты этого этапа:

  • Исполнительность,
  • Ответственность,
  • Трудовой патриотизм.

Типичные проблемы:

  • Ощущение одиночества в семейной сфере (более 80%),
  • Психофизиологические и нервно-эмоциональные перегрузки,
  • Состояние здоровья (70 %),
  • Дефицит общественного признания,
  • Неудовлетворенность своим положением в пед.коллективе.

Найдите и сообщите всем позитивные способы решения ваших общих проблем.

Дляниххарактерны

Имидж педагога - условие успешной

профессиональной деятельности.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала.

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Имидж -облик, вид, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. (В.М. Шепель).

Имидж- это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем.

Имидж - своего рода самопрезентация для других. (И Нефедова, Е Власов).

Имидж - понятие, применимое:

  • к человеку (персональный имидж),
  • к организации (корпоративный имидж),
  • к социальной позиции (имидж политического деятеля),
  • к профессии (имидж педагога),
  • к образованию (имидж выпускника МГУ ),
  • к вещам (мерседес - не просто машина!).

В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах:

  • как внешний вид человека и как его репутация.

На самом деле эти две грани образа слиты.

Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.

Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей?

Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы- педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Имидж педагога имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности.

Точки опоры имиджа:

  1. Одежда;
  2. Походка, жесты, позы;
  3. Мимика, взгляд, визуальный контакт;
  4. Прическа, макияж;
  5. Манера общаться (умение удерживать внимание собеседника).

Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога. Весь его облик должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильный макияж, и модная стрижка или укладка.

Практическая работа по группам: « Создание имиджа педагога»

- «ученики начальной школы» должны «нарисовать» облик педагога, который им нравится (выбрать силуэт, форму головы, «одеть» его); (стаж до 6 лет)

- «ученики 9-11 классов», «родители», «педагоги» - описать внешний облик идеального педагога; стаж от 7до 15 лет; 16-25 лет, после 25 лет.

Сравнение с портретом обучающихся.

Желаемый учитель начальных классов:

  • улыбающаяся, стройная женщина, с аккуратной прической, открытым взглядом, одевающая юбки, блузы, блузоны зеленых, красных, розовых, желтых тонов.

Не нравится, если она одета в черное, темно-коричневое, серое, если у нее хмурое выражение лица.

Старшеклассники положительно оценивают учителя:

  • атлетического или худощавого телосложения,
  • с продолговатым типом лица,
  • деловой, стройный, в форме, требовательный, уравновешенный, внешний вид которого внушает, что он может добиться того, чего хочет.

Значение имиджа

  • предмет любимый, потому что нравится преподаватель;
  • из двух способов «убеждать» и «нравится» - наиболее эффективен второй.

Ядро имиджа - личностные качества педагога

  • природные
  • профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях)

И если ранжировать значимые качества учителя и тем самым определить, что нужнее для школы яркая личность или хороший профессионал, то ответа однозначного мы не найдем.

Личностный имидж - база, профессиональный - надстройка.

На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление.

Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: “Он мне нравится”, “Она очень мила” и т.д.

А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4-х минут.

Вывод.

Педагогическая культура- это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знания, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

обобщение опыта "Развитие рефлексивных умений педагога в процессе профессиональной деятельности"

Целью своей  работы над методической темой «Развитие рефлексивных умений педагога в процессе профессиональной деятельности» считаю, развитие индивидуального творческого потенциала через осмыслени...

ИКТ Компетентность педагогов в их профессиональной деятельности.

ИКТ компетентность современного педагога....

I. ИНФОРМАЦИЯ об образовательных технологиях, используемых педагогом в практической профессиональной деятельности

Информацияоб образовательных технологиях, используемых педагогом в практической профессиональной деятельности...

Развитие творческого потенциала педагога, как условие успешной педагогической деятельности.

Начнём с анализа самого главного слова  в моей теме «Творчество».               Творчество – это все, что н...