П О Л О Ж Е Н И Е
материал на тему

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) - документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени, этапе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_sipre.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования   городской округ Симферополь Республики Крым

                                                               

                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                          Директор  МБОУ С(К)ОШ «Злагода»

                                                                                                     

                                                                                              ______________С.В.Лобачёва

                                                                                   

                                                                           Протокол от___________№______

 

П О Л О Ж Е Н И Е

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ

1. Общие положения

1.1. Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) - документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени, этапе образования.

1.2. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработка и утверждение СИПР обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения.

1.3. Целевое назначение СИПР заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребенка по АООП определенной ступени, этапа образования и его реальными возможностями исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

1.4. СИПР разрабатывается на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных особенностей психофизических особенностей обучающихся, воспитанников.

1.5. Временной период реализации специальной индивидуальной программы развития составляет один учебный год.

1.6. СИПР разрабатывается для нуждающихся в ней обучающихся, а именно, для:

- детей, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому;

- обучающихся со сложным дефектом;

- учащихся, которые обучаются в классном коллективе и не осваивают по разным причинам содержание образования по определенным учебным курсам;

- для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

1.7. В зависимости от затруднений и потребностей учащегося СИПР может быть разработана по отдельному учебному курсу или применительно к комплексному обучению, воспитанию, коррекции и компенсации нарушений в развитии обучающегося, воспитанника.

1.8. Структурно-содержательная форма индивидуальной образовательной программы обучающегося, воспитанника должна быть в образовательном учреждении единой.

2. Порядок согласования и утверждения индивидуальных образовательных программ

2.1. СИПР может разрабатываться учителями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами и оформляться как рабочая программа.

2.2. Решение о необходимости разработки для обучающегося СИПР принимается специалистами образовательного учреждения, коллегиально на заседании психолого-медико-педагогического консилиума на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка.

2.3. Для разработки и реализации СИПР председателем психолого-медико-педагогического консилиума назначается ответственный куратор.

2.4. В качестве куратора может выступать заместитель руководителя образовательного учреждения, классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты.

2.5. В обязанности куратора входит:

- объединение усилий специалистов при подготовке СИПР;

- оформление индивидуальной образовательной программы и утверждение ее у руководителя образовательного учреждения;

- согласование индивидуальной образовательной программы с родителями обучающегося;

- внесение корректив в содержание индивидуальной образовательной программы и другие функции.

2.6. СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием индивидуальной образовательной программы родителю следует поставить подпись.

2.7. СИПР обучающегося, воспитанника обязательно утверждается руководителем образовательного учреждения. При этом на титульном листе ставится соответствующий гриф об утверждении рабочей программы.

2.8. СИПР может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, руководителями предметных методических объединений.

2.9. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы.

2.10. По итогам учебного года осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР обучающегося, воспитанника на итоговом психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

3. Структура специальной индивидуальной программы развития

3.1. Структура специальной индивидуальной программы развития включает в себя:

- общие сведения о ребёнке;

- характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

- индивидуальный учебный план;

- содержание образования в условиях организации и семьи;

- организация реализации потребности в уходе и присмотре;

- перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

- перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

- перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

- средства мониторинга и оценки динамики обучения.

- Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

3.2. Специальная индивидуальная программа развития должна содержать несколько разделов, указанных в п.п. 3.3 – 3.8.

3.3. Титульный лист.

Структурные единицы:

- Наименование образовательного учреждения

- Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения), здесь же дата согласования с родителями, законными представителями обучающихся

- Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)

- Название предмета, курса без указания категории лиц с ОВЗ

- ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)

- Параллель/класс, в которых изучается Программа

- Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ)

- Год составления программы.

3.4.  Информационный лист – краткий перечень пунктов СИПР

3.5. Пояснительная записка

3.5.1. Введение

- Нормативная база

- Программы обучения, использованные для разработки СИПР

3.5.2. Общая характеристика учебного предмета

и цели курса

3.5.3.   Место курса в учебном плане

3.5.4. Задачи  и направления

3.5.5. Принципы организации учебного процесса

3.5.6. Содержание курса

3.5.7. Характеристика обучающихся класса. Оформляется на каждого обучающегося индивидуально по следующему плану:

  1. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;  
  2. Характеристика ребенка составляется на основе психолого - педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

Характеристика отражает:

  1. бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
  2. заключение ПМПК;
  3. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
  4. особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
  5. состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
  6. характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
  7. сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях,  самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
  8. потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;  

выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

3.5.8. Деление на группы по степени обучаемости

3.5.9. Планируемые результаты изучения учебного курса (личностные, коррекционные, БУДы).

3.6. Индивидуальный учебный план

Содержит предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.

3.7. Учебно – тематический план – определяет количество часов для изучения темы, оформляется в виде таблицы.

Таблица 1

Учебно – тематический план

Предмет

Общая трудоемкость

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

3.8. Содержание

Таблица 2

Содержание предмета (коррекционного курса)

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Личностные

Предметные (коррекционные)

Базовые учебные действия

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

3.9. Материально – техническое обеспечение

3.10. Система контрольно-измерительных материалов

- Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ

- Количество контролирующих материалов

- Критерии оценки проверочных работ

- Карта мониторинга

Таблица 3

Карта мониторинга

ФИ                           Результаты

Планируемые результаты, предусмотренные программой

Стартовая диагностика

Текущая диагностика

Итоговая диагностика