Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровячок»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мещанкина Ольга Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровячок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._programma_zdorovyachok.doc671 КБ

Предварительный просмотр:

                        Описание программы

                Информационная карта программы

Полное название программы

Программа по внеурочной деятельности «Здоровячок»

2

Автор программы

Мещанкина Ольга Васильевна, учитель начальных классов,

 Высшая категория

3

Руководитель программы

Мещанкина Ольга Васильевна

4

Территория

Посёлок Игрим, Берёзовского района, Тюменской области, ХМАО - Югра

5

Адрес предприятия

628146, Тюменская область, ХМАО, Берёзовский район, п. Игрим, ул. Кооперативная, 31, МБОУ Игримская СОШ №1

6

Телефон

6-10-91(дом.) 3-18-71 (рабочий)

7

Формы и методы

  проведения

Ролевые игры, День Здоровья, экскурсии, тренинг, обсуждение, дискуссия, беседы, рассказ,

конкурсы, викторины, защиты проектов.

8

Цель программы

Подготовка учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о сбережении здоровья.

9

Направление программы

социальное

10

Срок  реализации

 4 года

11

Задачи программы

Задачи: 1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

2. Формировать у младших школьников ценностное отношение к здоровью.

3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

12

Место проведения

МБОУ  Игримская  СОШ №1

Ожидаемый результат

- Систематическая, активная работа педагога и семьи позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников, что тем самым позитивно отразится на качестве обучения детей.

- Снижение числа уроков пропущенных по болезни;

- Снижение заболеваемости школьников  ОРЗ:

- Увеличение количества учеников с положительной самооценкой;

- Повышение  уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;

- Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

13

Официальный язык

 программы

Русский

14

Общее количество

 участников

Не ограничено в массовых мероприятиях. Постоянное число участников программы – 20 учеников + родители

15

География участников

Учащиеся школы №1, родители

16

История осуществления программы

Реализует социальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .

                       

                    Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

В.А.Сухомлинский

Счастье наших детей в их настоящем и будущем немыслимо без здоровья.

В последние годы в нашем обществе всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровье учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательные влияние школы на детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье детей.

Выход из создавшегося положения видится в правильной организации оздоровительной работы в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья.

Проблема сохранения и укрепления здоровья чрезвычайно актуальна, и решить ее можно за счет создания программы «Здоровье».

Формы деятельности

классного руководителя по выявлению уровня здоровья воспитанников.

  1. Знакомство и изучение семьи, выявление наследственных и хронических заболеваний ребёнка (совместная работа школьного медика и социальных служб школы).
  2. Изучение здоровья ребёнка с помощью медицинских карт.
  3. Изучение психического состояния ребёнка, особенностей его характера (совместная работа со школьным психологом).
  4. Оказание помощи обучающимся в разработке и организации режима жизнедеятельности.
  5. Изучение литературы по точечному массажу, самомассажу, релаксации, рецептов народной медицины.

Формы работа с детьми

  1. Проведение бесед о режиме, самоорганизации детей, обучение подростков точечному массажу, рецептам народной и нетрадиционной медицины, овладение методами релаксации, проведение на уроках и переменах физкультминуток.
  2. Проведение бесед о личной и общественной гигиене, стремление к соблюдению её каждым воспитанником.
  3. Ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании.
  4. Проведение профилактичнкой работы по предупреждению несчастных случаев с детьми, травм и венерических заболеваний.
  5. Обучение способам доврачебной помощи, оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях и травмах.
  6. Организация и проведение спортивных соревнований, экскурсии на природе, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников.
  7. Рассмотрение вопросов, связанных с установлением лимита времени на выполнение домашних заданий, дозирование домашнего материала, количества письменных работ, корректирование учебной программы.
  8. Создание творческих проектов учащимися по заявленной теме, публичная защита.
  9. Тематические классные часы, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры разных народов.
  10. Дни Здоровья, экскурсии на природу, комплексы общеукрепляющих упражнений, физкультпаузы на уроках.
  11. Информационный уголок для учащихся и ыпуск стенных газет.

                                                                 Формы работы с родителями

Оздоровительная работа будет эффективной, лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу  Дети могут, в семейных условиях, продолжать  и закреплять, полученные в школе знания, а приобретённые умения трансформировать в навыки и привычки.

Необходимо привлекать родителей к активному участию жизни школы, класса, а именно к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров, к выпуску газет и  к участию в походах.

Родителей необходимо постоянно информировать о тех знаниях и умениях, которые учащиеся получают как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий. Можно сделать «Уголок для родителей», где будет  помещен материал по организации оздоровительной работы в семье.  Например, материал о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, глаз, слуха.  Поместить  методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их.

  1. Тематические родительские собрания, конференции.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Информационный уголок для родителей.
  4. Совместные мероприятия: спортивные праздники, экскурсии.

 

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, принесёт желаемый результат,  т.е. поможет младшему школьнику сохранить и укрепить своё здоровье.

Тематическое планирование

Блок № 1 «Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболеваний».

(1 год обучения)

Пояснительная записка

Уроки здоровья начинаются с темы «Понятие о здоровом и больном организме и плохом самочувствии». На занятиях педагог ставит перед собой задачу психологически настроить детей на здоровый образ жизни, вызвать у них интерес к вопросам здоровья, развить фантазию. Очень важно создать на уроке ощущение праздника, на котором нет равнодушных и скучающих.

Все дети играют, поют песни о здоровье «микробы и мыло», «Щетка и расческа» и если бы зубы могли говорить» и рисуют страну «Здоровья» так, как они её себе представляют. Рисунки детей обычно светлые и радостные.

Кроме того, дети ведут дневники наблюдения за своим самочувствием, успеваемостью, наличием свободного времени, своими отношениями с родителями, учителями и одноклассниками. Дневник самонаблюдения представляет собой рисунок, в котором ребёнок ежедневно клеточками различного цвета обозначает указанные параметры. На каждом занятии учитель просматривает дневники и, если обнаруживает множество клеточек закрашенных в цвет, обозначающий «плохо», с ребёнком проводится

 индивидуальная беседа, по выявлению причины плохого состояния.

В начале учебного года учитель проводит занятия, где выявляет плохую самооценку в графе «Свободное время»,  выясняет причины потери свободного времени и помогает учащимся составить рациональный режим дня.

Дневник самонаблюдения помогает учителю и родителям заглянуть в мир ребёнка, заметить недомогание и вовремя предотвратить болезнь, наладить взаимоотношение родителей с детьми, выяснить причины непонимания среди одноклассников, предупредить конфликты и ссоры?

При изучении блока «Гигиенические навыки», формируются у детей навыки личной гигиены, концентрируется  их внимание на необходимости постоянно соблюдать гигиенические правила, учить их мыть руки перед едой и после посещения туалета, правильно чистить зубы, иметь свою личную расчёску, воздерживаться от пользования чужими предметами туалета.

Тематическое планирование

Всего: 32 часа.

         

Блок № 2   «Правила безопасности жизнедеятельности.

Первая помощь в экстренных случаях»

(2 год обучения)

Пояснительная записка

Этот блок посвящен выработке у детей способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях. Учим детей правильно пользоваться телефоном в экстренных случаях, помнить номера телефона срочной помощи – 01, 02, 03, кратко и понятно излагать по телефону ситуацию, позвать на помощь. Для закрепления материала проводим игры с игрушечными телефонами, также учим детей определять потенциально опасные ситуации, обсуждаем проблему жёсткого обращения с детьми. В целях предупреждения различных видов насилия советуем детям: не гулять по одному в позднее время, и посещать безлюдные места, избегать общения с незнакомыми людьми, не хранить секреты друзей, если они опасны для их здоровья и жизни, не позволять никому обижать и оскорблять. Изучая правила безопасности дорожного движения, дети рисуют план своего микрорайона, отмечают наиболее опасные места перехода улиц и рисуют «свой маршрут в школу».

Не менее важна проблема безопасности в квартире, доме: опасность открытых окон, газовых плит, лекарств, химических препаратов, острых предметов.

В каждом из перечисленных случаев изучаем меры предосторожности, учим детей оказывать первую помощь при травме, ожоге, обмороке, кровотечении. Практически отрабатываем навыки оказания первой помощи.

Тематическое планирование

Всего: 32 часа.

         

       

Блок № 3 «Самопознание через чувства и образ»

(3 год обучения)

Пояснительная записка

Уроки направлены на то, чтобы ребёнок лучше понял и познал себя и свои возможности. Поэтому центральными проблемами являются познание и осязание своего «Я». В этом «Я» выделяется два разных, но взаимосвязанных начала. Первое из них – устремленность человека во внешний мир. В этом стремлении есть два момента познавательный и эмоциональный. Чувства и образ должны сливаться воедино. Такое единство эмоционального и познавательного должно создать возможность реализовать самого себя в самых разных видах деятельности. Необходимо помочь ребёнку увидеть и познать себя,  подвести его к самоанализу через его чувства. Не менее важно – научить осознавать себя и овладевать своим поведением.  

Цель этого раздела - осознание ребёнком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но являющихся жизненоважным для развития рефлексии и произвольного поведения. Это понимание своего физического состояния, осознание своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми и в коллективе.

Тематическое планирование

Всего: 33 часа.

     

Блок № 4  «Вредные привычки у детей»

(4 год обучения)

Пояснительная записка

Цель изучения блока – выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании и наркомании. Обсудить с детьми причины, побудившие их иногда курить в раннем детстве (любопытство, подражание взрослым, самоутверждение и т.д.), предостеречь их от возможности превращения простого любопытства в пагубную привычку, от которой в последующем трудно избавиться. Подробно обсудить вредное влияние дыма сигарет, алкоголя и наркотиков на различные органы и ткани человека. В доступной форме рассказать детям о связи курения с возникновением таких тяжелых заболеваний, как рак легких, бронхит, тяжелые поражения сердца и кровеносных сосудов, что раннее употребление алкоголя приводит к неизлечимым заболеваниям печени, желудка, центральной нервной системы, токсикомания и наркомания часто является причиной внезапной смерти человека.

Для выработки негативного отношения к курению использовать различные наглядные пособия.

В конце темы провести анкетирование Дети отвечают на вопросы:

Ваше отношение к курению (положительное, отрицательное, безразличное).

Считаете ли вы, что курение сделает вас более взрослым, модным?

Хотели бы вы, чтобы курили ваши близкие, друзья?

Как вы отреагируете, если узнаете, что ваш друг курит?

Анализ. Сколько курило – бросило.

Дети откровенно отвечают на вопросы анкеты, рассказывают о своих попытках курить и обычно очень раскаиваются в этом. В заключение мы учим детей вежливо просить взрослых не курить в квартире, в общественных местах в присутствии детей и некурящих лиц. Советуем детям выходить из комнаты, в которой курят, так как пассивное вдыхание никотина также очень вредно для человека.

     

Тематическое планирование

Список литературы

  1. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  2. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  3. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
  4. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  5. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
  7. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
  8. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
  9. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
  10. DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)

                     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровячок"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Здоровячок"...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровячок"

Рабочая программма для 1 класса "Здоровячок" соответствует требованиям ФГОС. Разработана на основе авторской программы Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной, О. Е. Жиренко....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Здоровячок. 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Здоровячок. 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 3 класс...