Организация продуктивной работы учащихся с информацией
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Обобщение опыта по теме "Организация продуктивной работы учащихся с информацией"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация продуктивной работы учащихся с информацией

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

Я твердо верю в одну простую вещь:

самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей - это хорошо организовать работу с информацией. Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете.

Билл Гейтс

Современному человеку ежедневно приходится иметь дело с огромным потоком разнообразной информации. Умение работать с ней отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте как универсальное учебное действие, необходимое человеку в любых ситуациях. В ФГОС сказано, что в результате изучения всех предметов у  выпускников должна сформироваться ИК –компетентность. Исходя из этого, задача каждого учителя- постоянно развивать и совершенствовать у школьников навыки работы с информацией.

Но процесс передачи учителем информации своим ученикам не есть процесс передачи каких-то предметов, которые можно взять из рук в руки, или перекладывать из головы в голову. Усвоение учебной информации – целостный процесс, напрямую зависящий от психической активности мозга. Качественное усвоение информации возможно при соблюдении двух условий: успешные восприятие и успешное её понимание.

Предлагаю рассмотреть факторы, влияющие на успешное восприятие информации. Эти факторы представлены на экране. Следует отметить, что педагог должен продумывать не только характер учебной информации, но и тщательно отбирать формы её предоставления, а также уделять особое внимание  ценностной ориентации ученика к информационно-познавательной деятельности.

Таблица 1. Факторы успешного восприятия учебной информации.

Характер информации
(свойства)

Форма информации и ее структурная организация

Ценностная ориентация ученика к информационно-познавательной деятельности

  1. новизна (абсолютная и относительная);
  2. занимательность;
  3. парадоксальность;
  4. конкретность;
  5. контрастность;
  6. аналогичность;
  7. необычность и др.
  1. разнообразная форма информации (словесная, визуальная, композиционное, техническое исполнение);
  2. неожиданность предъявления информации;
  3. сочетаемость трудной и легкой для восприятия информации;
  4. структурированная информация;
  5. регламентирующая информация;
  6. иллюстрирующая и поясняющая информация;
  7. обзорная и обобщающая информация и др.
  1. значимость информации для ученика;
  2. актуализация прежней информации;
  3. положительное отношение ученика к процессу получения информации;
  4. связь информации с чувствами (положительными эмоциями), радостью эстетического обогащения (эмоциональный и эстетический эффекты) и др.

Работа с информацией даст результат только в том случае, если при успешном восприятии происходит её успешное понимание. Понимание же информации учеником приходит не сразу, а после попытки проникнуть в ее смысл. Уровень понимания отличается широтой переноса познанной информации в новые условия, т.е. применением ее. Для этого нужны определенные логические умения (сравнивать, выделять главное, доказывать, опровергать), а также умения работать с информационными источниками (справочной литературой, первоисточниками, научно-популярной и т.д.).

В таблице  представлены факторы, способствующие успешному пониманию учебной информации.

Таблица 2. Факторы успешного понимания учебной информации

Характер информации

Форма информации и ее структурная организация

Ценностная ориентация к информационно-познавательной деятельности

  1. сущность и смысл информации представлены в содержании в явном виде, ясно и четко;
  2. раскрыто значение отдельных слов, терминов, условных обозначений;
  3. выявлен скрытый смысл суждений;
  4. дана разносторонняя информация по одному и тому же вопросу (теме);
  5. дана конкретизирующая и обобщающая информация и др.
  1. установлены связи явлений друг другом;
  2. даны связь и соотношения с уже освоенной информацией;
  3. вычленены из общей информации отдельные ее части;
  4. объединены отдельные части информации в систему;
  5. визуальная и словесная информация представлены в виде сравнительных таблиц, графов, схем различного рода (функциональных, структурно-логических, обобщающих, систематизирующих) и др.
  1. специальная предварительная подготовка по осознанию информации;
  2. осмысление внутренних связей и отношений в информации;
  3. решение проблемных заданий, познавательных задач разного вида;
  4. целенаправленное осмысление мыслительных операций на сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификацию, систематизацию и обобщение и др.

Правильно организованная деятельность по формированию ИК-компетентности учащихся должна быть непременно ориентирована успешное восприятие и успешное понимание информации. Тогда эта деятельность приведет к достижению результатов обучения- предметных и метапредметных, т.е. позволит сформировать всесторонне развитую личность, готовой к труду и непрерывному образованию, самообразованию, неоднократной смене или видоизменению профессии, углублению и расширению знаний, умений и навыков, совершенствованию мастерства.

Но для того, чтобы педагоги правильно организовывали деятельность учащихся в этом направлении, им необходимо оказывать методическую помощь. Наши учителя русского языка и литературы  и учителя начальной школы прошли КПК по формированию читательской грамотности, некоторые педагоги повысили свое мастерство в этом вопросе посредством обучения на курсах «Проектная и исследовательская деятельность учащихся», «Организация работы с одаренными детьми», весь педагогический коллектив обеспечен курсами по реализации ФГОС. Хотя, справедливости ради следует заметить, что для успешной работы в этом направлении не столько нужны курсы, сколько необходимо сломать собственный стереотип- учитель из транслятора информации должен преобразоваться в куратора по усвоению и пониманию её учащимися. При этом особую роль необходимо отводить приемам педагогической техники, направленные на повышение познавательного интереса учащихся и, как следствие, повышение мотивации к обучению.

Практика показывает, что часть педагогов в системе организует продуктивную работу учащихся по формированию навыков работы с различными информационными источниками. Кто-то это делает интуитивно, кто-то в силу собственного опыта, однако, некоторым нужна помощь. Внутришкольное повышение квалификации педагогов проходит в рамках педагогических советов, семинаров - практикумов, мастер-классов, наставничества. В нашей школе помимо традиционных предметных методических объединений, работают творческие объединения педагогов:  «Создание электронной среды обучения «1 ученик: 1 компьютер» и «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС». Деятельность этих групп ориентирована на организацию методической помощи в вопросах повышения ИК и ИКТ компетентности  в зависимости от вида, формы представления и источника поступления информации. В рамках работы групп в течение года были организованы и проведены следующие мастер-классы педагогов:

  • Использование модульной системы экспериментов  PROLog на уроках окружающего мира.
  • Использование ЭФУ на уроках английского языка
  • Возможности работы с графическим редактором «Artrage»
  • Использование google. Карты на уроках.

Проведен практико-ориентированный семинар по теме «Функции педагога в организации проектной деятельности на учебном занятии»; в ходе подготовки к педагогическому совету по теме «Современный урок как основа эффективного  и качественного образования» были посещены 37 занятий. Анализ посещенных уроков позволил сделать вывод, что, в основном,  педагоги ведут целенаправленную работу по достижению результатов обучения: предметных и метапредметных, большое внимание уделяется различным методическим приемам, направленным на повышение мотивации к обучению, учащимся предлагаются задания, направленные на повышение читательской грамотности, должное внимание уделяется работе с текстовой и графической информацией. Однако, педагоги не всегда используют разнообразные формы представления информации, мало внимания уделяется способам её кодирования и систематизации, а также преобразованию. Проблемы есть. Но, обозначение проблемы - первый шаг к её решению и мы в поиске эффективных методов и методик. Отрадно, что педагоги нацелены на это поиск.

В заключение хочу отметить очевидный факт: все знать и уметь невозможно. Сегодня мир живет и воспринимается не по схемам: «знаю - не знаю», «умею – не умею», «владею - не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею». Так вот, чтобы у нашего выпускника получилось добиваться успеха, нам - педагогам необходимо непрерывно профессионально расти и делать это в соответствии со скоростью меняющегося информационного пространства. Вспомните, мудрое наставление королевы в сказке «Алисе в стране чудес» Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать как минимум вдвое быстрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

В данной статье освещены вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы учащихся на уроках,  т. к. она  служит  эффективным  средством  формиров...

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера

Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке окружающий мир как средство формирования регулятивных УУД

Курсовая работа с технологической картой. В уроке использовались технологии РКМЧП...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"

Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...