Конспекты серии занятий по развитию начальных навыков логического мышления
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Пояснительная записка
«Анализ теоретического наследия Л. В. Занкова показал, что оно и сегодня определяет одно из «инновационных направлений педагогической мысли и восходит к таким источникам, как культурно-историческая психология и деятельностный подход Л. С. Выгодского и А. Н. Леонтьева, а также методология гуманитарного знания М. М. Бахтина. В результате преодолён долгие годы существовавший научно-практический параллелизм: теория отдельно, технология отдельно». Асмолов А. Г.
Образование в пространстве СНГ. –
Научно-методический журнал «Мир психологии», 1999, №1, с.205
Результатом обучения в начальной школе должна быть сформированность личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основа умения учиться.
А сфера познавательных универсальных универсальных учебных действий не что иное как умение использовать знаково-символические средства, а также широкий спектр логических действий и операций.
В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, их превращению в произвольные, регулируемые процессы.
Однако, часть детей встречаются с целым рядом трудностей, многие из которых связаны с недостаточной степенью готовности к обучению.
Как же сформировать у младшего школьника логическое мышление? Нужно, чтобы ребёнок, прежде всего, усвоил системы понятий, т.е. обобщённые знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединённых по общности их существенных признаков.
Данная методическая разработка является раскрытием опыта проведения уроков по формированию начальных логических приёмов мышления. Она включает в себя семь конспектов уроков с приложением оборудования.
Уроки проводились в 4 четверти 1 класса один раз в неделю. Продолжительность занятия 30 – 40 минут.
Этапы уроков:
- Подведение учащихся к выведению приёма или выводу.
- Закрепление в виде дидактических игр.
- Выполнение заданий для контроля усвоения.
В течение недели на различных уроках выведенный приём отрабатывается.
Для работы учащиеся необходимы тетради, в которых фиксируются все темы, выводы, т.е. приёмы, а так же выполняются задания. Так как в первом классе дети пишут медленно, темы и выводы необходимо готовить в печатном варианте для каждого и вклеивать.
Для желающих даются домашние задания. Но опыт показал, что все дети с удовольствием готовятся, а за тем выступают на уроке.
Седьмое занятие является обобщающим. Работа проводится 6 группами по 4-5 человек. Каждая группа отчитывается о выполнении задания, выбирая представителя. В итоге выступит каждый ученик.
В приложении представлены печатные варианты тем, приёмов, понятия к каждому занятию.
Данные материалы помогут учителям начальных классов развивать у учащихся логическое мышление.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 209.85 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка
Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....
Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.
Цели:Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.Воспи...

Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе
Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...

Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата
Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...

Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей
Нестандартные математические задачи, в отличие от задач повышенной сложности, имеют условие, в котором учащимся довольно сложно выделить математический аппарат, который необходим для ее решения, как п...

Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей
Нестандартные математические задачи, в отличие от задач повышенной сложности, имеют условие, в котором учащимся довольно сложно выделить математический аппарат, который необходим для ее решения, как п...

омбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей
Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей...