ВУД
рабочая программа (4 класс) по теме

Насырова Юлия Юрьевна

ВУД "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud_zanimatelnaya_matematika_2018.docx63.4 КБ

Предварительный просмотр:

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011г.).

Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

1.1 Личностные результаты обучающихся 1-4 классов

В результате освоения данного курса внеурочной деятельности у обучающегося/выпускника будут сформированы:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности.

Обучающийся/выпускник получит возможность для формирования:

  • самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • осознания себя членом общества, чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознания и принятия базовых общечеловеческих ценностей, нравственных представлений и этических чувств; культуры поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установки на безопасный здоровый образ жизни.

1.2.Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 1-4 класс

В результате освоения данного курса внеурочной деятельности у обучающегося/выпускника будут сформированы:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделированияситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

— составлять фигуры из частей, определять место заданной деталив конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

    Обучающийся/выпускник получит возможность для формирования:

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:сравнивать построенную конструкцию с образцом;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбиратьиз них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— конструировать несложные задачи;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлятьошибки.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 КЛАСС)

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации  занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек

на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

     Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

     Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Виды деятельности:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Форма организации занятий — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки)

— двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Виды деятельности:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации занятий — работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,   «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Виды деятельности:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№п/п

Разделы, темы учебных занятий

Количество часов

Геометрическая мозаика

Математика — это интересно.

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

3

Числа. Арифметические действия. Величины.

3

Мир занимательных задач

2

Веселая геометрия.

5

Числовые головоломки.

4

Математическое путешествие.

14

2 класс

№п/п

Разделы, темы учебных занятий

Количество часов

Геометрическая мозаика

1

Удивительная снежинка

1

2

Иrpa«Крестики-нолики»  

1

Числа. Арифметические действия. Величины

3

Математические игры

1

4

Прятки с фигурами

1

5

Секреты задач

1

Геометрическая мозаика

6

«Спичечный» конструктор

1

7

«Спичечный» конструктор

1

8

Геометрический калейдоскоп

1

Мир занимательных задач

9

Числовые головоломки

1

Геометрическая мозаика

10

«Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

12

Путешествие точки

1

13

«Шаг в будущее»

1

14

Тайны окружности

1

Числа. Арифметические действия. Величины

15

Математическое путешествие

1

16

Новогодний серпантин

1

17

Новогодний серпантин

1

18

Математические игры

1

19

Часы нас будят по утрам…

1

Геометрическая мозаика

20

Геометрический калейдоскоп

1

Мир занимательных задач

21

Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

Что скрывает сорока?

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два - четыре

1

26

Дважды два - четыре

1

27

Дважды два - четыре

1

28

В царстве смекалки

1

29

Интеллектуальная разминка

1

Геометрическая мозаика

30

Составь квадрат

1

Мир занимательных задач

31

Мир занимательных задач

1

32

Мир занимательных задач

1

33,34

Математические фокусы

2

3 класс

№п/п

Разделы, темы учебных занятий

Количество часов

Мир занимательных задач                                               1ч

1

Интеллектуальная разминка

1

Числа. Арифметические действия. Величины                         1ч

1

 «Числовой» конструктор

1

Геометрическая мозаика                                                             1ч

1

Геометрия вокруг нас

1

Мир занимательных задач                                                         3ч

1

Волшебные переливания

1

2-3

В царстве смекалки

2

Геометрическая мозаика                                                    3ч

1

«Шаг в будущее»

1

2-3

 «Спичечный» конструктор

2

Числа. Арифметические действия. Величины                  12ч

1

Числовые головоломки

1

2-3

Интеллектуальная разминка

2

4

Математические фокусы

1

5

Математические игры

1

6

Секреты чисел

1

7

Математическая копилка

1

8

Математическое путешествие

1

9

Выбери маршрут

1

10

Числовые головоломки

1

11-12

В царстве смекалки

2

Мир занимательных задач                                                1ч

1

Мир занимательных задач

1

Геометрическая мозаика                                                   1ч

1

Геометрический калейдоскоп

1

Мир занимательных задач                                                2ч

1

Интеллектуальная разминка

1

2

Разверни листок

1

Числа. Арифметические действия. Величины              9ч

1-2

От секунды до столетия

2

3

Числовые головоломки

1

4

Это было в старину

1

5

Математические фокусы

1

6-7

Энциклопедия математических развлечений

2

8-9

Математический лабиринт

2

4 класс

Разделы, темы учебных занятий

Кол-во часов

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

1

3

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

1

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,

«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

1

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

1

10-11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

2

12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

1

13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

1

15-16-17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,

усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

3

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

1

20

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

1

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

1

22-23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа

в группах).

2

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

25-26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

2

27

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

1

28-29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

2

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений

1

31

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

1

33

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

1

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

1

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Раздел, кол-во часов

Дата

№ п/п

Тема занятия

Математика — это интересно. 2ч

1

Математика – это интересно

2

Танграм: древняя китайская головоломка 

Танграм: древняя китайская головоломка. 3ч

3

Путешествие точки

4

Игры с кубиками

5

Танграм: древняя китайская головоломка

Числа. Арифметические действия. Величины. 3ч

6

Волшебная линейка

7

Праздник числа 10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Мир занимательных задач-2ч

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

10

Игры с кубиками

Веселая геометрия. 5ч

11

Конструкторы лего

12

Весёлая геометрия

13

Математические игры

14

«Спичечный» конструктор

15

Задачи-смекалки

Числовые головоломки. 4ч

16

Прятки с фигурами

17

Математические игры

18

Числовые головоломки

19

Математическая карусель

Математическое путешествие. 14ч

20

Уголки

21

Игра в магазин. Монеты

22

Конструирование фигур из деталей танграма

23

Игры с кубиками

24

Математическое путешествие

25

Математические игры

26

Секреты задач

27

Математическая карусель

28

Числовые головоломки

29

Математические игры

30

Секреты задач

31

Математическая карусель

32

Числовые головоломки

33

КВН «Математика – Царица наук»

2  классы

Раздел, кол-во часов

Дата

№ п/п

Тема занятия

Геометрическая мозаика (2ч)

1

Удивительная снежинка

2

Иrpa«Крестики-нолики»  

Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)

3

Математические игры

4

Прятки с фигурами

5

Секреты задач

Геометрическая мозаика (3ч)

6

«Спичечный» конструктор

7

«Спичечный» конструктор

8

Геометрический калейдоскоп

Мир занимательных задач (1ч)

9

Числовые головоломки

10

«Шаг в будущее»

Геометрическая мозаика (5 ч)

11

Геометрия вокруг нас

12

Путешествие точки

13

«Шаг в будущее»

14

Тайны окружности

Числа. Арифметические действия. Величины (5ч)

15

Математическое путешествие

16

Новогодний серпантин

17

Новогодний серпантин

18

Математические игры

19

Часы нас будят по утрам…

Геометрическая мозаика (1ч)

20

Геометрический калейдоскоп

Мир занимательных задач (3ч)

21

Головоломки

22

Секреты задач

23

Что скрывает сорока?

Числа. Арифметические действия. Величины (6ч)

24

Интеллектуальная разминка

25

Дважды два - четыре

26

Дважды два - четыре

27

Дважды два - четыре

28

В царстве смекалки

29

Интеллектуальная разминка

Геометрическая мозаика  (1ч)

30

Составь квадрат

Мир занимательных задач (4ч)

31

Мир занимательных задач

32

Мир занимательных задач

33

Математические фокусы

34

Математические фокусы

3  класс

Раздел, кол-во часов

Дата

№ п/п

Тема занятия

Мир занимательных задач (1ч)

1.

Интеллектуальная разминка

Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)

2.

«Числовой» конструктор

Геометрическая мозаика (1ч)

3.

Геометрия вокруг нас

Мир занимательных задач (3ч)

4.

Волшебные переливания

5-6.

В царстве смекалки

Геометрическая мозаика  (3ч)

7.

«Шаг в будущее»

8-9.

«Спичечный» конструктор

Числа. Арифметические действия. Величины                  (12ч)

10.

Числовые головоломки

11-12.

Интеллектуальная разминка

13.

Математические фокусы

14.

Математические игры

15.

Секреты чисел

16.

Математическая копилка

17.

Математическое путешествие

18.

Выбери маршрут

19.

Числовые головоломки

20-21.

В царстве смекалки

Мир занимательных задач  (1ч)

22.

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика  (1ч)

23.

Геометрический калейдоскоп

Мир занимательных задач (2ч)

24.

Интеллектуальная разминка

25.

Разверни листок

Числа. Арифметические действия. Величины (9ч)

26-27.

От секунды до столетия

28.

Числовые головоломки

29.

Это было в старину

30.

Математические фокусы

31-32.

Энциклопедия математических развлечений

33-34.

Математический лабиринт

4 класс

Раздел, кол-во часов

Дата

Разделы, темы учебных занятий

Мир занимательных задач (10 часов)

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Числа. Арифметические действия. Величины.(13 часов)

2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Мир занимательных задач

3

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Геометрическая

мозаика (11 часов)

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Числа. Арифметические действия. Величины.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Мир занимательных задач

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,

«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Числа. Арифметические действия. Величины.

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Мир занимательных задач

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Геометрическая мозаика

10-11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Числа. Арифметические действия. Величины.

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Геометрическая мозаика

15-16-17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,

усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Числа. Арифметические действия. Величины.

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

Мир занимательных задач

20

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Числа. Арифметические действия. Величины.

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22-23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа

в группах).

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Мир занимательных задач

25-26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Числа. Арифметические действия. Величины.

27

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Геометрическая мозаика

28-29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Мир занимательных задач

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений

Числа. Арифметические действия. Величины.

31

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Геометрическая мозаика

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

Мир занимательных задач

33

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Используемая литература

 1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. ЛавлинсковаЕ.Ю.Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение

Интернет-ресурсы

 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4ступени.

4. http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

 5. http://puzzle-ru.blogspot.